Речевое развитие будущих первоклассников
статья по логопедии на тему

Авторская разработка логопеда МАОУ СОШ№ 1

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevoe_razvitie_budushchih_pervoklassnikov.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

О важности и пользе игр со словами.

(Родителям для размышления)

«Тебе бы только играть!» - часто в сердцах говорим мы ребенку, забывая или просто не думая о том, что Игра для ребенка - это Жизнь. Через игру он постигает мир и познает себя, развивает ловкость и фантазию, ум, смекалку. Ребенок просто не может не играть в силу своего природного любопытства и потребности в активном действии. Эти качества мы и должны использовать, если хотим целенаправленно его чему-нибудь научить.

В чем же особенности игр со словами? Благодаря этим играм ребенок становится более внимательным к слову, а значит, и к своей речи; он начинает видеть слова как бы изнутри, а это путь к грамотном письму и фонетическому чутью; он учится видеть слово во взаимодействии с другими словами, постигает образность языка, его богатство, повышая тем самым культуру устной и письменной речи.

Всем родителям известно, как скучно бывает ребенку учить правила, выполнять длинные утомительные упражнения. В игре мы не подавляем детскую любознательность, а, напротив, даем ей простор для активной деятельности.

В какие лингвистические игры можно играть с ребенком? Вот некоторые из них.

«Начни с той же буквы». Известная игра, в которой несколько человек по очереди называют слова, начинающиеся с одной буквы, например «М», очень хорошо расширяет словарный запас ребенка. Сначала ребенок может не понимать, чего от него хотят, но, слушая, как это делают родители, начинает выделять в каждом слове постоянно повторяющуюся начальную букву, а потом запоминает слова, расширяя словарный запас. Например: Папа: «макароны», Мама: «мыло», Папа: «мясо», Мама: «молоко», Ребенок:...

Если ребенку трудно, подскажите ему и похвалите за повторение, и опять - папа, мама, ребенок...

«Какой? Какая? Какие?»

Эта игра развивает образное мышление, формирует богатство речи ребенка.

Вы называете существительное женского, среднего или мужского рода, и по очереди подбираете к слову эпитеты. Если играют двое и более детей, они соревнуются между собой, а вы выступаете в роли судьи.

Например: «трава».

Зеленая - мягкая - шелковая - высокая - изумрудная - болотная - густая - скользкая нежная - сухая и т. д.

Игр, развивающих речь детей, множество: «Отгадай букву», «Какое слово лишнее», «Лесенка», «Какая буква потерялась?» и т.д.

             Научить детей прислушиваться к слову, находить слова с определенным звуком позволяют и специальные дидактические игры: "Найди слово", "Что в мешочке?", "Будь внимательным".

           Следующая группа игр самая многочисленная, так как способствует формированию непосредственно фонетического слуха и восприятия. ”Расколдуй слово”.

Родитель рассказывает ребенку сказку о злом волшебнике, заколдовывающем в своем замке слова. Заколдованные слова не могут уйти из замка, пока их кто-нибудь не освободит.

Чтобы расколдовать слово, надо не более чем с трех попыток угадать его звуковой состав, то есть назвать по порядку звуки, из которых оно состоит. Сделать это можно только в то время, когда волшебника нет в замке. Если волшебник застанет в своем замке спасителя слов, то он заколдует и его.

После сказочного вступления ребёнку объясняют, что такое звук и чем он отличается от буквы (в эту игру играют с детьми, уже знающими названия букв и их написание). Для этого ему говорят, что все слова звучат, и мы их слышим, потому что они состоят из звуков.

Например, слово ”мама” состоит из звуков ”м-а-м-а” (слово произносится для ребенка нараспев, так, что каждый звук слышен очень четко). Произнося звук [м], взрослый должен обратить внимание на то, что произносится именно звук [м] (как раз и являющийся фонемой), а не буква ”эм”.

Играя в эту игру взрослым необходимо помнить, что названия согласных букв не совпадают с тем, как эти буквы звучат в словах, то есть с их фонемами. Например, буква ”эс” в словах звучит как звук [с], а буква ”бэ” в словах звучит как звук [б] и т.д.

Трудность предлагаемых для ”расколдовывания” слов должна возрастать постепенно. Вначале должны предлагаться совсем простые слова типа: ”пол”, ”кот”, ”кит”, ”каша” и т. д. Все звуки слова должны произноситься родителем очень четко, а гласные даже тянуться. Упражнения на узнавание согласных проводятся как с использованием наглядного материала, так и без него.

            Звуковой анализ является своеобразной основой, стержнем по ознакомлению с характеристикой звуков, с ударением, и со слоговой структурой слова, применяется он и на этапе анализирования с предложением. Умение анализировать слова различной звуковой структуры формируется благодаря различным упражнениям.

По мере того, как дети овладевают звуковым анализом 3-х звуковых слов, на начальной ступени обучения 4-х звуковым словам, становится возможным и необходимым углубление знаний детей о звуках речи. Детей знакомят с гласными, согласными, твердыми, мягкими согласными, звонкими, глухими. Учат использовать и соответствующие термины.

Так для закрепления навыков звукового анализа можно использовать такие игры:

"Посчитай звуки в слове" "Назови 1, 2, 3 звуки в слове"

"Добавь последний звук в слове". Добавь слово из 3, 4 звуков".

Игра «Путаница» -  для развития звукового различения.

             Нужно обратить внимание ребенка на то, как важно не путать звуки между собой. Для подтверждения этой мысли следует попросить его прочесть (или прочесть ему самому, если он еще не умеет) следующие шуточные предложения.

Родитель  называет шуточные оговорки в стихотворных строчках, а дети угадывают, как их исправить.

Например:

Русская красавица своей козою славится.

Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку.

Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.

Прошлой ночью дождик был, в почку он воды налил.

        Для развития фонематического слуха, предлагаются детям игры и упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений.

1. Выдели слово.

Учитель предлагает детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх...) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком.

2. Какой звук есть во всех словах?

Взрослый произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

3. Подумай, не торопись.

Учитель предлагает детям несколько заданий на сообразительность :

- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.

- Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач...)

- Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний - а.

- Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком. Например: Что заканчивается на "А"; что начитается на "С", в середине слова звук [Т] и т.д. Вариант: То же самое задание с картинками из лото или сюжетной картинкой. Можно использовать иллюстрации.

Развивать и обогащать речь детей - одна из главных задач родителей при подготовке детей к обучению в школе. Если ваш ребенок научился правильно подбирать слова по заданию, составить последовательный связный рассказ по сюжетной картинке или описать внешний вид предмета, усвоение программы общеобразовательной школы 1 класса пройдет без затруднений.

                            Учитель-логопед                                           Н. Е. Белькова

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие детей (этапы и сроки появления). Выступление на родительском собрании будущих первоклассников

Школьный логопед обязательно выступает на собраниях для родителей как учеников начальных класов, так и для родителей будущих первоклассников. Вашему вниманию представляю небольшое выступление на собра...

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

В данной программе представлены приблизительные этапы диагостического обследования речевого развития детей, поступающих в первый класс ( по опыту работы)....

Школа будущего первоклассника.Речевое развитие.

В материале даны упражнения и задания для выявления уровня речевого развития детей дошкольного возраста....

Экспресс-диагностика речевого развития будущих первоклассников

Уважаемые коллеги, в данной статье представлена диагностика устной речи первоклассников, так как в основе механизма овладения навыком письма лежит установление новых ассоциативных связей между словом ...

Консультация для родителей будущих первоклассников «Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму».

Цель выступления: привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтению.  Каждый родитель с н...

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА Школа развития «Аистёнок»

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА Школа развития «Аистёнок»...

Выступление учителя – логопеда на родительском собрании перед родителями будущих первоклассников. Тема выступления: «Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму».

Цель выступления: привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтению....