Программа индивидуального сопровождения ребенка младшего школьного возраста с ОНР как часть адаптированной основной общеобразовательной программы
рабочая программа по логопедии (1 класс) на тему

Ким Елена Львовна

Программа создана для индивидуального сопровождения младшего школьника с ОНР, как часть адаптированной основной общеебразовательной программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования города Москвы

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

03-2015 Ким Елена Львовна

(ГБОУ СОШ № 1467 СП 6)

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Программа индивидуального сопровождения ребенка младшего школьного возраста с ОНР как часть адаптированной основной общеобразовательной программы

по программе повышения квалификации для руководителей и специалистов ПМПК, реализуемой в рамках обучающих мероприятий

Государственной программы «Доступная среда»

 

2015 год

Содержание.

1. Введение.

2. Основная часть.

1) Пояснительная записка к обоснованию содержания индивидуальной программы коррекционной логопедической работы.

2) Цели, задачи и содержание коррекционно-логопедической работы с ребенком с НОДА.

3) Тематическое планирование.

3. Заключение.

Список использованной литературы.

Введение

     Новая школа – это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В каждом образовательном учреждении должна быть создана универсальная  безбарьерная  среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов.

             Общее недоразвитие  речи (ОНР) – это стойкие специфические отклонения формирования компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока), отмечающихся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте.

              К тяжелым нарушениям речи относятся алалия (моторная и сенсорная), тяжелая степень дизартрии, ринолалии и заикания, детская афазия и др.

       Дети с ОНР отличаются  замедленным  темпом восприятия  учебной  информации,  сниженной  работоспособностью, трудностями в организации произвольной деятельности, низким уровнем самоконтроля и мотивации, возможным ослаблением памяти, отклонениями в пространственной ориентировке и конструктивной деятельности, нарушениями мелкой моторики, зрительно-моторной и слухо-моторной координации.  Несовершенство устной речи препятствует полноценному усвоению программного материала по русскому языку, что создает неблагоприятные условия для формирования письменной речи.

              Попадая в общеобразовательную школу, такие дети становятся неуспевающими учениками. Их речевая патология препятствует усвоению общеобразовательной программы и мешает формированию их полноценной учебной деятельности.

Основная часть.

Пояснительная записка к обоснованию содержания индивидуальной программы коррекционной логопедической работы.

        Программа коррекционной работы направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (далее -  ОВЗ):

- дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, это дети - инвалиды либо другие  дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми - инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

Программа коррекционной работы обеспечивает:

1.        выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;

2.        осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями школьного психолого-медико-педагогического консилиума (далее ПМПк) и  комиссии (ПМПК);

3.        возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в школе.

Цели, задачи и содержание коррекционно-логопедической работы с ребенком с ОНР.

Цель программы

Создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальной адаптации.

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Программа коррекционной работы предусматривает модель интегрированного образования, т.е. обучение детей с ОВЗ в одном классе с детьми, не имеющими нарушений развития. Обучения детей с ОВЗ осуществляется в общеобразовательном классе по общей образовательной программе начального общего образования. Варьируется степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы.

 Задачи программы

1.        Своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья.

2.        Определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, детей инвалидов.

3.        Определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности.

4.        Создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении.

5.        Осуществление индивидуально - ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями  школьного ПМПк и ПМПК).

6.        Разработка и реализация индивидуальных планов работы,  организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии, сопровождаемые поддержкой учителя, педагога - психолога, логопеда школы.

7.         Реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.

8.        Оказание консультативной и методической помощи родителям  (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

Содержание программы коррекционной работы

Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:

Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалистов, который призванных решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).

Механизм реализации программы

Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе.

Такое взаимодействие включает:

•        комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;

•        многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;

•        составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно - познавательной, речевой, эмоциональной волевой и личностной сфер ребёнка.

Работу индивидуального сопровождения осуществляет школьный психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) школы. ПМПк – это совещательный орган, являющийся формой взаимодействия учителей, педагога – психолога  школы, логопеда, медицинских работников и администрации школы для решения задач адресной психолого – медико -педагогической помощи детям.  ПМПк предоставляет многопрофильную помощь ребёнку и его родителям (законным представителям), а также школе в решении вопросов, связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием, социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья.

Специалисты ПМПк  школы обследуют детей, испытывающих трудности в обучении и школьной адаптации вследствие различных биологических и социальных причин (незрелость эмоционально-волевой сферы, соматическая ослабленность,  нарушения в развитии речи, низкая познавательная активность, эмоциональная неустойчивость, двигательная расторможенность,  неустойчивость внимания, аффектные состояния, низкий уровень учебной мотивации, недоразвитие отдельных психических процессов - восприятия, памяти, мышления, нарушения моторики).

Ребёнку, его родителям (законным представителям) в каждом отдельном случае оказывается индивидуальная помощь.

Индивидуальное обследование детей и проведение коррекционной работы специалистами социально - психологической службы осуществляется только с согласия родителей (законных представителей) на основании Договора, который заключается с каждым родителем.

При записи на ПМПк школы обследование ребёнка проводится каждым специалистом индивидуально. По результатам обследования на каждого ребёнка заполняется пакет документов:

•        педагогическое представление;

•        представление школьного педагога - психолога школы на обучающегося;

•        логопедическое представление;

•        медицинское представление на ПМПк (по мере необходимости).

Каждому ребёнку назначается группа сопровождения специалистов, результаты работы которой обсуждаются на заседании ПМПк школы. Учитель выстраивает процесс обучения, опираясь на резервные возможности ребенка, с учетом его индивидуальных особенностей, рекомендаций специалистов: психологов, логопедов, медиков. Задача не только провести диагностику и определить образовательный маршрут, но и подобрать эффективные приемы, методы с целью обеспечения положительной динамики в развитии ребенка. Коррекционно-развивающая работа выстраивается в групповых и индивидуальных формах по коррекции отдельных нарушений у детей: в логопедических группах; в группах психокоррекции.

В сложных или конфликтных случаях окончательное заключение о необходимости коррекционного маршрута для данного ребёнка дают специалисты ПМПК. Наиболее сложные дети направляются на консультации к специалистам ПМПК, чтобы с их помощью найти оптимальное решение для преодоления трудностей в обучении.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья включает в себя также работу с педагогами и родителями (законными представителями) как участниками учебно-воспитательного процесса (семинары для родителей,  консультации, выступления на родительских собраниях, педагогических советах, выпуск информационных буклетов, размещение рекомендаций на сайте школы и т.д.).

Эффективность реализуемой образовательной модели подтверждают внутренний мониторинг, отзывы родителей (законных представителей), сведения педагогов и специалистов ПМПк о динамике в развитии ребёнка.

Содержание логопедической  работы

Коррекционная работа ведется в трех основных направлениях:

•        на фонетическом уровне;

•        на лексико- грамматическом уровне;

•        на синтаксическом уровне.

Коррекционная работа на фонетическом уровне:

А. коррекция дефектов произношения;

Б. формирование полноценных фонетических представлений на базе развития фонематического восприятия, совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе.

Коррекционная работа на лексико-грамматическом уровне:

Уточнение значений имеющихся в словарном запасе детей слов; дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, формирования представлений о морфологических элементах слова, навыков морфемного анализа и синтеза слов.

Коррекционная работа на синтаксическом уровне:

Уточнение, развитие, совершенствование грамматического оформления речи путем овладения моделями различных синтаксических конструкций. Развитие навыков самостоятельного высказывания, путем установления последовательности высказывания, отбора языковых средств, совершенствования навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам.

Содержание коррекционной работы условно делится на несколько этапов.

Диагностический этап. Обследование устной и письменной речи учащихся. Результаты обследования фиксируются в речевых картах. Исходя из результатов обследования, планируется дальнейшая коррекционная работа.

Подготовительный этап. Уточнение и развитие пространственно – временных представлений. Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия. Знакомство со звуками.

I Этап.. Коррекционная работа на фонетическом уровне. Коррекция дефектов произношения. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукослогового состава слова. Совершенствования звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе. Развитие слогоритмической структуры слова.

Темы:

Звуки речи и буквы. Гласные и согласные звуки.

Звуковой анализ слов. Простые и сложные формы звукового анализа.

Звукобуквенный анализ и синтез.

Звукослоговой анализ слов. Слоговой анализ и синтез.

Обозначение мягкости согласных на письме гласными II ряда, буквой “ь”.

Разделительный “ь”.

Дифференциация гласных звуков и букв по артикуляторно-

акустическим и графическим признакам.

Дифференциация согласных звуков и букв по артикуляторно-

акустическим и графическим признакам.

Работа над дифференциацией звуков ведется в следующей последовательности:

Каждый из звуков, отрабатывается изолированно: уточняется его артикуляция, фонетические характеристики, графическое изображение, фонематический анализ и синтез слов с заданным звуком;

Оппозиционные звуки дифференцируют по артикуляции, фонетическому оформлению и смыслоразличительной роли в слове, формируется навык правильного письма.

Работа на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста во 2 и 3 классах проводится на основном этапе работы во время дифференциации оппозиционных звуков.

II этап.  Коррекционная работа на лексико – грамматическом уровне. Уточнение значений имеющихся в словарном запасе детей слов; дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования.

Темы:

Понятия : слова-предметы, слова- действия, слова-признаки.

Уточнение и расширение словарного запаса учащихся:

синонимы, антонимы, многозначность слов.

Состав слова.

Корень слова и однокоренные слова.

Безударные гласные в корне слов. Фонетическая и смыслоразличительная роль ударения.

Приставка, суффикс. Словообразование. Правописание.

Обобщение знаний учащихся о составе слова.

Предлоги.

Приставки и предлоги. Дифференциация и правописание.

III этап. Коррекционная работа на синтаксическом уровне.

Уточнение, развитие, совершенствование, грамматического оформления речи путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.

Основные синтаксические единицы: словосочетание, предложение. Грамматическое оформление предложений. Распространение предложений. Совершенствование навыков строить и перестраивать предложения. Формирование связной речи. Развитие навыков связного высказывания. Отбор адекватных языковых средств, для построения высказывания.

Темы:

Составление предложений. Выделение их из текста.

Связь слов в предложении.

Согласование существительных, прилагательных, глаголов.

Развитие навыков самостоятельного высказывания.

При работе над предложением следует:

•        выделять предложения из сплошного текста;

•        учить умению писать предложение с заглавной буквы и ставить знаки препинания в конце, отличать главные и второстепенные члены;

•        формировать умение устанавливать связь слов в предложении, разграничивать предложение, его главные члены и словосочетание.

Тематическое планирование.

Календарно - тематическое планирование логопедических занятий на I этапе коррекционной работы с учащимися с ОНР

Дата

Тема

Кол-во

часов

Диагностический этап

10

Подготовительный этап

     5

Коррекционный этап

    65

1

Работа над словом.

1

2

Слова, обозначающие предмет.

1

3

Слова, обозначающие действие предмета.

1

4

Дифференциация слов, обозначающих предмет и слов, обозначающих действие предмета.

1

5

Предложение и слово. Связь слов в предложении. Дифференциация понятий «слово» - «предложение». Простое нераспространенное предложение.

2

6

Слова, обозначающие признак предмета.

1

7

Простое нераспространенное предложение. Грамматическая основа предложения.  Распространение простого  предложения определением. Упражнение в выделении главных слов в предложении.

2

 8

Дифференциация слов, обозначающих предметы, действия и признаки.

1

 9

Составление распространенных предложений.

1

10

Дифференциация понятий предложение – слово – текст. Определение количество слов в предложении. Определение количества предложений в тексте. Составление схем предложений.

2

11

Работа с предлогами в, на

1

12

Работа с предлогами к, от

1

13

Работа с предлогами в – из , на – с (со)

1

14

Работа с предлогами около (у), из-за

1

15

Работа с предлогами над, под, по

1

16

Составление предложений. Составление схем предложений. Знаки препинания в конце предложений.

2

17

Составление рассказа. Составление схем предложений. Знаки препинания в конце предложений.

1

18

Гласные и согласные звуки и буквы.

1

19

Гласные звуки и буквы. Гласные первого ряда. Гласные второго ряда.

1

20

Согласные звуки и буквы.

1

21

 Понятие «Слог». Слогообразующая роль гласного. Звуко–буквенный анализ и синтез односложных слов. Схемы слов.

1

22

 Слоговой и звуко–буквенный анализ и синтез односложных слов со стечением согласных. Схемы слов.

1

23

 Слоговой и звуко–буквенный анализ и синтез двусложных  слов. Схемы слов.  Ударение. Перенос слова.

1

24

Слоговой и звуко – буквенный анализ и синтез двусложных  слов со стечением согласных. Схема слова. Ударение. Перенос слова.

1

25

 Слоговой и звуко – буквенный анализ и синтез Трехсложных  слов. Схема слова. Ударение. Перенос слова.

1

26

Слоговой и звуко – буквенный анализ и синтез Трехсложных  слов со стечением согласных. Схема слова. Ударение. Перенос слова.

1

27

Слоговой и звуко – буквенный анализ и синтез    слов различной слоговой структуры. Ударение. Перенос слова.

1

28

Слоговой и звуко – буквенный анализ и синтез Трехсложных  слов. Схема слова. Ударение. Перенос слова.

1

29

Проверочная работа. Деление слов на слоги. Ударение.

1

30

Гласные I и II ряда. Твердые и мягкие согласные перед гласными I и II ряда. Первый способ обозначения мягкости.

1

31

Твердые и мягкие согласные перед гласными I и II ряда. Тренировочные упражнения на различение твердых и мягких согласных.

2

32

Обозначение мягкости согласных гласными я, е, ё, ю. Тренировочные упражнения на дифференциацию гласных  «Ы И», «А Я», «О Ё», «У Ю», «Э Е».

3

33

Мягкий знак как способ обозначения мягкости согласных ( в конце слова). Второй способ обозначения мягкости. Тренировочные упражнения на обозначение мягкости согласных мягким знаком в конце слова.

1

34

Мягкий знак как способ обозначения мягкости согласных ( в середине слова). Второй способ обозначения мягкости. Тренировочные упражнения на обозначение мягкости согласных мягким знаком в середине слова.

1

35

Разделительный мягкий знак. Тренировочные упражнения на различение слогов и слов с разделительным мягким знаком и без него в устной и письменной речи.

1

36

Звонкие и глухие согласные. Различение звонких и глухих согласных.

1

37

Дифференциация согласных [б – п (б’ –п’)] в устной речи и на письме.

1

38

Дифференциация согласных [д – т (д’ –т’)] в устной речи и на письме.

1

39

Дифференциация согласных [г – к (г’ –к’)] в устной речи и на письме.

1

40

Дифференциация согласных[ г – к – х]  в устной речи и на письме.

1

41

Дифференциация согласных [з – с (з’ –с’)] в устной речи и на письме.

1

42

Дифференциация согласных  [ж – ш] в устной речи и на письме.

1

43

Дифференциация шипящих и свистящих.

Дифференциация согласных  [ ж – з] в устной речи и на письме.

1

44

Дифференциация согласных [ ш – с]  в устной речи и на письме.

1

45

Дифференциация согласных [щ – с’] в устной речи и на письме.

1

46

Дифференциация согласных [ч – ц] в устной речи и на письме.

1

47

Дифференциация африкат.  Дифференциация согласных  [ч – т’] в устной речи и на письме.

1

48

Дифференциация согласных [ч – щ] в устной речи и на письме.

1

49

Дифференциация согласных [ц – с] в устной речи и на письме.

1

50

 Дифференциация соноров [р – л] в устной речи и на письме.

1

51

Итоговая проверочная работа.

    1

52

Текст. Работа над текстом

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

курсова работа «Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть адаптированной образовательной программы».

Инклюзивное образование, особенно инклюзия вдошкольном образовании являясь достаточно новой формой получения образования, поэтомуимеет ещёмало опыта, недостаточно подготовленную нормативную базу.Счита...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по письму и развитию речи для 1 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей.

Цели:приобретать  практические навыки устной и письменной речи;формировать  основные орфографические и пунктуационные навыки;воспитывать  интерес к родному языку.Основные задачи  п...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по чтению и развитию речи для 1 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей.

- формировать  основы  знаний из области фонетики и графики: звуки и       буквы, гласные и согласные звуки, мягкие и твердые согласные звуки. Основные зад...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по письму и развитию речи для 3 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей.

Цели формировать, совершенствовать, знания, умения,навыки, владеть языком в разных сферах речевого  общения. Основные задачи предмета «письмо и развитие речи» формировать основные орфог...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по чтению и развитию речи для 3 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей.

Цели:- научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя;осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитанном, пересказывать текст. Основные задачи...