Дифференциация звуков С - Ш
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) на тему

Предлагается конспект индивидуального логопедического занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsiatsiya_zvukov_s_-_sh.docx27.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -

Арская гимназия №5

индивидуальное занятие по коррекции звукопроизношения

 для учащихся 1 класса

«Дифференциация звуков С - Ш»

провела:

Апайчева Наталья Фёдоровна

учитель - логопед

высшей квалификационной категории

г. Арск  

Тема: «Дифференциация звуков С - Ш»

Цель: дифференциация звуков С - Ш в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- уточнить и сравнить артикуляции звуков С - Ш;

- закрепить умение правильного произношения звуков С - Ш в речи, дифференцировать их в словах, словосочетаниях, предложениях;

- активизировать словарный запас по теме «Одежда»

- совершенствовать грамматический строй речи: уметь  согласовывать существительные с числительными, образовывать прилагательные от существительных, составлять предложения;

- упражнять в определении места звука в слове.

Коррекционно-развивающие:

- развивать фонематические представления;

- совершенствовать артикуляционную  моторику;

- развивать внимание, память, речевой слух.

Воспитательные:

- воспитывать навыки самоконтроля;

- учить добиваться поставленных целей.

Технологии и методики, применяемые на занятии:

ИКТ. Презентация в формате Power Point служит для разнообразия работы и визуализации учебного материала. 

Технология АМО. Технология активных методов обучения позволяет повысить учебную мотивацию обучающихся, обеспечивая активную и более результативную деятельность на занятии. Технология АМО обеспечивает формирование универсальных учебных действий, отвечающих требованиям ФГОС.

Оборудование:  предметные картинки,  слоговые таблицы,  пособие «корзинки», электронная презентация.

План

I. Организационное начало занятия

II. Актуализация знаний. Вхождение в тему

1.Загадки 

2. Изолированное произнесение звуков С - Ш, наблюдение артикуляционного уклада

3. Фонетическая характеристика звуков С, Ш

4. Артикуляционная гимнастика

5. «Внимательные ушки» упражнение на развитие фонематического восприятия

III. Работа над темой занятия. АМО «Снежная горка»  

1. Дифференциация звуков  С - Ш в слогах

2. Произнесение слов со звуками С, Ш, составление предложений

3. Упражнение в определении места звука в слове

4. Согласование существительных с числительными

5. Спряжение глагола с существительным

6. Дифференциация звуков С - Ш в чистоговорках

III. Рефлексия, итог занятия.

Ход занятия.

I.Организационное начало занятия.

Положительный настрой на работу.

Глазки – всё видят, ушки – всё слышат, язычок – правильно и красиво говорит!

II. Актуализация знаний. Вхождение в тему

1.Отгадай загадки:

а) Всё лето стояли, зимы ожидали. Дождались поры, помчались с горы.

 (санки) (слайд 2 )

б) На квадратиках доски короли свели полки. Нет для боя у полков ни патронов ни штыков. (шахматы) (слайд 2)

- Какие звуки мы слышим в начале этих слова?

- Сегодня мы продолжаем работать со звуками С – Ш: правильно произносить и различать.

2. Изолированное произнесение звуков С - Ш, наблюдение артикуляционного уклада

 - Как произносится звук С? Ш?

- Какое положение занимают губы, зубы, как расположен язык?

- Работает ли голос? Куда направлена струя воздуха?

3. Фонетическая характеристика звуков (слайд 3)

Звук Ш согласный, глухой, всегда твёрдый.

Звук С согласный, глухой, твёрдый. Звук Сь согласный, глухой, мягкий. 

4. Артикуляционная гимнастика. (слайд 4)

- Чтобы правильно произносить звуки, нужна чёткая работа языка. А для этого надо выполнить артикуляционные упражнения:

- заборчик;

- горка;

- блинчик;

- чашка;

- качели. 

5. «Внимательные ушки» упражнение на развитие фонематического восприятия (карточки С, Ш):

а) шаги, салфетка, кошка, посылка, рисунок, решает, ладошка, лесник, малыш, подушка, коляска, поднос, старушка.

б) Повтори: са-са-ша, ша-ша-са, са-ша-са, ша-са-ша

III. Работа над темой занятия

АМО “Снеңная горка”

Цель: представление учебного материала, поддержание интереса к занятию.

Подготовка: изображение горки, снеговика, снежков (по количеству заданий). Картинки: самокат, санки, скейт, велосипед, шапка, шуба, шорты штаны. На снежках надписи, означающие разделы работы: «Слоги», «Слова», изображение схемы по определению места звука в слове, «1 – 2 – 3 - 5 -7».

Проведение: предлагается отправиться покататься с горки. Ребёнок выбирает подходящую картинку (санки). Другой ребёнок определяется с одеждой (шапка, шуба, штаны). Но на пути оказываются снежные комки «Слоги», «Слова», «Место звука в слове», «1-2-3-5-7».Это Снеговик предлагает вам задания. Давай их уберём с горки  начиная от самого маленького. Прочитай, что написано на снежках. Ребёнок снимает снежки с доски, читает надпись и выполняет задание.

2. Дифференциация звуков  С - Ш в слогах (снежок «Слоги»)

а) чётко повтори слоги  СА – ША,  СО – ШО,  СУ – ШУ,  СЫ - ШИ

б) прочитай по слоговой таблице, чётко проговаривая звуки: (индивидуальные таблицы)

СА-ША-СА             АСА-ОШО-УСУ-ИШЫ

ШО-СО-ШО            ОШО-УСУ-ИШИ-АСА

СУ-ШУ-СУ             УШУ-ИСЫ-АША-ОСО

3. Дифференциация звуков С – Ш в словах (снежок «Слова»)

Предлагаются картинки: салат, спутник, коляска, капуста, глобус, ананас; шланг, шмель, ромашка, кукушка, карандаш, малыш

Раздай картинки Ослику и Мишке

- Составь предложение с понравившимся словом.

4. Определение места звука в слове (снежок со схемой «Место звука в слове»)

а) пособие «Корзинки»;

б)  подбери признаки к словам;

5. Согласование существительных с числительными «1 – 2 – 3 – 5 – 7» (снежок «1 – 2 – 3 – 5 – 7»

Выбирают понравившееся слово: ананас карандаш

6. Спряжение глагола с существительным:

Шить шапку, кататься на санках

7.  Дифференциация звуков С - Ш в чистоговорках

а) Любит сушки наша Даша,

     сушки – это вам не каша.

б) Какие вы знаете каши? (из риса – рисовая, из овса – овсяная, из пшена – пшённая, из пшеницы – пшеничная)

III. Рефлексия, итог занятия.

Вспомни, что делали на занятии.

Литература:

1. Волина В.В. Занимательное азбуковедение  М.: Просвещение, 1991.

2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: книга для логопедов  М.: Просвещение, 1991.

3. Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов  М.:Издательство ГНОМ и Д.  2006.

4. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников М.: Владос 1997.

5.Сайт Мой университет moi-uni@yandex.ru «Копилочка АМО»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Звуко-буквенный анализ и синтез. Дифференциация звуков [ч\'], [щ\']. Буквы Ч, ч. Щ, щ.

Класс: группа  обучающихся  2-х  классов  с  заключением  «нарушение  письма  и            чтения,  ...

Конспект индивидуального занятия Тема: Звуки [з] - [с]. Дифференциация звуков [з] - [с] во всех позициях. Звук [т]. Автоматизация звука т во всех позициях.

Материал занятия направлен на дифференциацию обучающимся звуков [з]- [с] и закрепление произношения звука [т] в самостоятельной речи. Вторая часть занятия - это развитие речевого слуха (работа с текст...

Презентация занятия по теме:" Звуки и буквы д - т . Дифференциация звуков и букв д_т ".( для 3 класса )

Представлен конспект занятия с использованием здоровьесберегающих технологий....