Советы учителя-логопеда
консультация по логопедии на тему

Карпухина Инна Викторовна

Дорогие коллеги,папы и мамы,дедушки и бабушки эти рекомендации для ВАС!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Советы учителя-логопеда51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Логопед советует.

Уважаемые коллеги, мамы и папы, дедушки и бабушки!

   Наши советы и рекомендации для тех, кто  хочет, чтобы их дети говорили правильно и красиво, чтобы они успешно учились в школе, не испытывая при этом трудностей.

  Для  того, чтобы вы могли ориентироваться в речевом развитии малыша и своевременно обратиться к логопеду (учителю-логопеду), мы предлагаем вашему вниманию  информацию об этапах развития речи в норме и симптоматики задержки речевого развития.

  Речь в своем развитии проходит определенные этапы:

  • экспрессивно-мимический;
  • предметно-действенный;
  • речевой.

     На третьем году жизни дети рассматривают в книжках картинки, слушают истории (5-10 минут). У них увеличивается не только запас общеупотребительных слов, но и появляется стремление к словотворчеству, изобретаются новые слова.

          К 3-м годам возникает потребность к самостоятельности, стремление действовать независимо от взрослых, развивается самооценка. Это находит отражение в речевом поведении, в выборе лексических и эмоционально-выразительных средств. Ребенок начинает говорить о себе в первом лице, К этому времени активный словарь включает 1500 слов. Вместо простой двухсложной фразы он начинает использовать развернутые предложения. С овладением фразовой речью совершенствуется усвоение грамматической системы языка. Появляются характерные признаки речевого обобщения.

 Основания для беспокойства:

  • стойкое и длительное по времени отсутствие речевого
    подражания новым для ребенка словам. При появлении
    этого явления ребенок большей частью вместо целого
    слова    воспроизводит его часть или искажает, используя
    аморфные слова. Например : "девочка"- дека, "купи"-пику;
  • из накопленных слов ребенок не строит фразу;
  • отсутствие глаголов и предлогов в речи;

грамматическое оформление предложений грубо искажено;

  • Наличие межзубных свистящих звуков и боковых шипящих
    (во время речи кончик языка находится между зубов,
    обильное слюнотечение);
  • ограниченная   подвижность   языка   наверх   (короткая
    уздечка языка).

  В 4 года фразы, произнесенные ребенком, включают уже предложения, состоящие из 5-6 слов. В этом возрасте они начинают сопровождать свою игру речью. Словарный запас достигнет к 4-м годам 2000 слов. К 5-ти годам ребенок полностью усваивает обиходный словарь. Его лексика обогащается синонимами, антонимами и т.д. В 5 лет заканчивается формирование фонетико-фонематической стороны родного языка, что в значительной мере готовит к овладению чтением.

  К концу 5-го года высказывание ребенка начинают напоминать по форме короткий рассказ. Дети пользуются развернутой фразой с предлогом, у них развита связная речь.

   К 6-ти годам происходит овладение значением производных слов и в словообразовательной деятельности, снижается интенсивность словотворчества, формируются операции самоконтроля и критического отношения к своей речи.

Основание для беспокойства:

  • Нарушено звукопроизношение (с, з, ц, сь, зь, ш, ж, ч, щ,
    р, рь.л, ль, к, г,...)- ;
  • Снижено фонематические восприятие (смешения в речи
    "саша" - саса, шаша; "железо" - зелезо; "течет" - чечет.)-;
  • Бедный словарный запас - ;
  • Не может или затрудняется сгруппировать и назвать
    предметы, действия, признаки по обобщающему
    признаку (овощи, фрукты, посуда, одежда, транспорт...) ;
  • Не знает предлогов - в, на, из, из-за, из-под,
    неправильно согласовывает слова в роде, числе и
    падеже и т. д;
  • Нарушена слоговая структура слова (трудно повторить
    сложные длинные слова);
  • Не может связно рассказать о происходящих событиях, составить рассказ по серии картинок, пересказать адаптированную сказку или рассказ.

Если у вашего ребенка наблюдается отставание в речевом развитии, следует обратиться за консультацией к логопеду (учителю-логопеду).

    Мы с радостью будем делиться с вами информацией, направленной на профилактику возникновения нарушения звукопроизношения, устранение пробелов в развитии грамматического строя речи, обогащения словарного запаса ребенка, развития интереса к слову, к речи, расширению знаний и кругозора. Параллельно с развитием речи у ребенка будет тренироваться память, внимание. Малыш научиться размышлять, делать выводы, анализировать и фантазировать, что послужит хорошей базой для успешного обучения в школе. Если у ребенка что-то не получается, не ругайте его, помогите ему справиться с заданием, вернитесь к сложному упражнению позднее.

       Помните, что хорошие результаты достигаются долгой и упорной работой!

Консультация №1

   Развитие дыхания у детей с нарушением речи.

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.

Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики.
1. Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его, если в доме имеется увлажнитель воздуха, воспользоваться им.
2. Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.
3. Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.
4. Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.

Упражнения дыхательной гимнастики
1. Снег
Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения. .
2. Кораблики.
Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от "киндер-сюрпризов" или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами.

   3.Футбол.   Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру "Кто быстрее".

4.Буль-бульки.Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в "буль-бульки" с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды - можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в "Буль-бульки", чтобы не пролить воду. Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало. Эту игру можно также использовать для закрепления знания цветов. Для этого возьмите разноцветные стаканчики и трубочки и предложите ребенку подуть в зеленый стаканчик через зеленую трубочку и т.д..
5.Пускаем пузыри.Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него.
6. Дудочка.Предложите ребенку высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька (подойдет любой стеклянный пузырек из-под лекарств, витаминов, йода, духов; горлышко пузырька не должно быть широким). Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.

7.Губная гармошка.Предложите ребенку стать музыкантом, пусть он поиграет на губной гармошке. При этом ваша задача не в том, чтобы научить его играть, потому, не обращайте внимания на мелодию. Важно, чтобы ребенок вдыхал воздух через губную гармошку и выдыхал в нее же.                                

8.Вертушка.                                

Предложите ребенку вертушку. Малыш вытягивает губы в трубочку и сильно дует на  вертушку.

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы учителя - логопеда родителям

Профессия логопеда сейчас известна всем. Но в то же время для многих родителей остается тайной: когда следует обращаться к логопеду, с какого возраста, возможно ли заниматься с ребенком самому, без по...

Советы учителя-логопеда для родителей.

 Речь ребёнка не возникает сама собой. Она развивается постепенно, иногда со значительными нарушениями. С момента рождения до поступления в школу ребёнку предстоит научиться правильно, про...

Советы учителя-логопеда по развитию мелкой моторики

Игры и советы по развитию мелкой моторики...

Из рубрики"Советы учителя-логопеда":"Поговори со мной..."

Из рубрики"Советы учителя-логопеда":"Поговори со мной..."...

Советы учителя-логопеда,родителям будущих первоклассников.

Советы родителям будущим первоклассникам...

Советы учителя-логопеда родителям первоклассников

Советы учителя-логопеда родителям первоклассников...

Советы учителя-логопеда для родителей

Рекомендации, которые нужно соблюдать родителям....