Конспект логопедического занятия в 1 классе "Звук и буква Ш"
план-конспект урока по логопедии (1 класс) по теме

Першина Светлана Викторовна

Предлагаю конспект  логопедического занятия в 1 классе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи по теме "Звук и буква Ш"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  группового занятия в 1 класс

Речевое заключение: фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

Тема: Звук и буква [Ш].

Цель: познакомить детей со звуком [Ш] и с буквой Ш. 

Задачи:

1.Коррекционные:

-  Уточненить звукопроизношение и автоматизировать звука Ш в слогах. словах предложениях и речи;

- развивать фонематическое восприятие, навыки звукового  анализа и синтеза, звукобуквенного анализа;

-упражнять в употреблении сущ. в родительном падеже;

- развивать мышление, память, мелкую моторику рук.

  1. Образовательные

- закрепить зрительный образ буквы Ш ;

- учить читать слоги, слова, предложения с изученными буквами; закреплять понятия «слово» «слог»;

- правописани е ШИ

  1. Воспитательные:  воспитывать навыки самоконтроля за речью и самопроверки, внимательности.

Оборудование: зеркала, кассы букв, пластилиновые дощечки, горох, тетради.

                                                          Ход занятия

1.Оргмомент

Чтение отрывка из  рассказа Драгунского «Заколдованная буква». 

   Недавно мы гуляли во дворе:  Аленка,  Мишка и  я.  Вдруг во двор въехал грузовик. А на нем лежит елка. Мы побежали за машиной.

   Она лежала большая,  мохнатая и так вкусно пахла морозом, что мы стояли как дураки и улыбались. Потом Аленка взялась за одну веточку и сказала:

   - Смотрите, а на елке сыски висят.

   "Сыски"!  Это она неправильно сказала! Мы с Мишкой так и покатились. Мы  смеялись  с  ним  оба одинаково, но потом Мишка стал смеяться громче, чтоб меня пересмеять.

   Ну,  я  немножко поднажал,  чтобы он  не  думал,  что я  сдаюсь.  Мишка держался руками за живот, как будто ему очень больно, и кричал:

   - Ой, умру от смеха! Сыски!

   Я орал:

   - Девчонке пять лет, скоро замуж выдавать! А она - сыски.

   У Аленки нижняя губа скривилась так, что полезла за ухо.

   - Я  правильно сказала!  Это у  меня зуб вывалился и  свистит.  Я  хочу

сказать "сыски", а у меня высвистывается "сыски"...

   Мишка сказал:

   - Эка невидаль! У нее зуб вывалился! У меня целых три вывалилось да два

шатаются,  а я все равно говорю правильно! Вот слушай: хыхки! Что? Правда,

здорово - хыхх-кии! Вот как у меня легко выходит: хыхки! Я даже петь могу:

                           Ох, хыхечка зеленая,

                           Боюся уколюся я.

   Но Аленка как закричит. Одна громче нас двоих:

   - Неправильно! Ура! Ты говоришь хыхки, а надо сыски!

   А Мишка:

   - Именно, что не надо сыски, а надо хыхки.

   И оба давай реветь. Только и слышно: "Сыски!" - "Хыхки!" - "Сыски!".

   Глядя на них,  я так хохотал,  что даже проголодался. Я шел домой и все время думал:  чего они  так  спорили,  раз  оба не  правы?  Ведь это очень простое слово. Я остановился и внятно сказал:

   - Никакие не сыски. Никакие не хыхки, а коротко и ясно: фыфки!

   Вот и все!

- Какой звук неправильно произносили дети?

 Сообщение темы занятия. Давайте научим их правильному произношению. Разбор артикуляции звука Ш. Работа с зеркалами. При произнесении звука Ж губы округлены, зубы почти сомкнуты, язык в форме «чашечки» поднят к верхним передним зубам, выдыхаемый воздух теплый, голосовые связки работают.

 Для того, чтобы правильно произносить все звуки нужно делать артикуляционную гимнастику. Дети выполняют артикуляционное упражнения  «Лопатка»,«Чашечка»,«Лошадка».

2.Сообщение темы занятия

-Сегодня мы познакомимся с буквой и звуком Ш, потому что сегодня у неё день рождения и она всех нас приглашает на праздник.

3.Дыхательная гимнастика. «Надуваем шары на праздник»

4.Релаксация. Психогимнастика.

 Изобразить: шары сдулись, шары надутые.Как огорчились, когда шары сдулись? Как были рады?  

 5.Развитие фонематического восприятия.

-Давайте зайдём в магазин и купим подарки для именинницы. Дети выбирают подарки в названии которых есть звук Ш и определяют его местоположение.

Отправляемся на день рождения в Звукоград на Шипящую улицу.

6.Произнесение звука Ш в слогах, словах и предложениях.

 На Шипящей улице под ногами шелестят листья. Повторить, как шелестят листья.

Ша-шо-шу

Шу-ши-ша

Шо-шу-ши-ша.

Продолжим путешествие в Звукоград на машине. Повторить:

Едут быстрые машины

По шоссе шуршат их шины. Ш-Ш-Ш-Ш

7. Знакомство с буквой. Детей встречает буква Ш. На что похожа буква Ш? Чтение стихов.

Выложить портрет буквы Ш горохом на пластилиновых дощечках.

-К букве Ш пришли в гости гласные. И они решили вместе спеть. Чтение слогов правописание ШИ. Буква Ш никогда не дружит с буквой Ы.

8.Звуко-буквенный анализ и синтез.

- Буква Ш приготовила для гостей загадки, конкурсы игры.

Отгадать загадку и сделать звуковой анализ этого слова.

Живет в норке, любит хлебные корки. (Мышка.)

Превращение слов мышка---мишка---шишка.

Фокусы. Заменить первый звук на Ш.

Чашка-----

Дар-----

Губы-----

Мыло-----

Топот-----

Ребусы.  (Ш(пион),           Ш(топор),               Ш(утка).

Игра- соревнование «Слово рассыпалось».

Звук Ш живет не только в словах, но и в окружающих нас звуках природы. Где в природе вы слышали звук Ш?

Разучивание физминутки.

Так шумит в реке камыш Ш-Ш-Ш.

Так шуршит по полом мышь Ш-Ш-Ш.

Так листочки шелестят Ш-Ш-Ш.

Злые гуси так шипят Ш-Ш-Ш.

Сделать портрет буквы Ш из мелкого бросового материала (ниток, спичек, проволоки, гороха).

9. Работа в тетради.

Письмо рукописной буквы  в тетради . Письмо  слогов, дополнение их до целого слова.

Ша – шары

Шу – шуба

Ши – шина

Шо - шорох

10.Дети дарят подарки (портреты), рассказывают стихи со звуком Ш.

 Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Розова Ю.Е. конспект логопедического занятия. Зрительно-слуховая дифференциация строчных рукописных букв п - т в словах, предложениях.

Конспект логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии направлен на отработку фифференциации рукописных букв п-т в словах, предложениях, тексте. Занятие - увлекательная игра-путешест...

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "З"- "Ж" в словах и предложениях" (командная игра "брейн-ринг")

Цели занятия:Образовательные:-  закрепление умения различать звуки «З»-«Ж» на слух и на письме;-  развитие навыков фонематического анализа и синтеза;-  обогащение лексики по теме «Живот...

Конспект логопедического занятия "Гласные звуки и буквы"

Конспект логопедического занятия "Гласные звуки и буквы"(итоговое занятие по этой теме). К конспекту прилагается презентация....

Конспект логопедического занятия во 2 кл. "Буквы Н,К"

Занятие для подгруппы детей с оптической дисграфией....

Конспект логопедического занятия_Дифференциация букв и-й. Перенос слов с этими буквами.

Конспект логпедического занятия по теме "Дифференциация букв И-Й. Перенос слов с этими буквами."...

Конспект логопедического занятия на тему "Дифференциация букв О-У"

Конспект логопедического занятия во 2 классе...

Конспект логопедического занятия по теме:" Дифференциация букв п-т"

Конспект данного занятия предназначен  для учащихся начальных классов и направлен на дифференциацию букв схожих по своему написанию. Конспект содержит подробное изложение хода логопедическог...