Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей
статья по логопедии на тему

Шрамко Ольга Витальевна

Рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendatsii_po_preduprezhdeniyu.doc133.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей

  1. Основные задачи коррекционного обучения

Нарушение чтения и письма у детей чаще всего возникает в результате общего недоразвития всех компонентов языка: фонетико- фонематического и лексико-грамматического. Поэтому работа должна вестись по нескольким направлениям:

  1. Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.
  2. Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений.
  3. Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря.
  4. Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания.
  5. Формирование связной речи: необходимо научить детей разным видам пересказа (подробному, выборочному, краткому), составлению рассказов по серии картинок, по одной сюжетной картинке, по предложенному плану, по заданному началу или концу и т. д.
  6. Совершенствование пространственно-временных ориентировок на себе, на листе бумаги, развитие способности к запоминанию, автоматизации и воспроизведения серий, включающих несколько различных движений (тест Озерецкого « кулак-ребро-ладонь»), пробы Хеда, рядоговорение (времена года, дни недели).
  7. Развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев, игр с пальчиками, обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином и др.
  8. Развитие тактильных ощущений: посредством дермалексии проводят профилактическую работу по предупреждению дислексии (необходимо узнать, какую букву «написали на спине, на руке, в воздухе рукой ребёнка, узнать буквы на ощупь и др).
  9. Расширение «поля зрения» ребёнка.
  10. Развитие конструктивного праксиса путём моделирования букв из палочек, из элементов букв, реконструирования букв.
  11. Подготовка к обучению грамоте: знакомство с основными понятиями (предложение, слово, слог, буква, звук), составление схем и т.д.

      Решение всех этих задач помогает сформировать базу для овладения школьными знаниями.

      Остановимся лишь на тех видах знаний, которые были использованы в работе с детьми.

        2. Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне буквы.

1. В русском алфавите 33 буквы, и написание 23 из них вызывают затруднения из – за свойств зеркальности:

Б      В       Г       Д        Е       Ё        З       И        Й

К    Л     Р    С    У    Ц    Ч    Щ     Ъ   Ы   Ь  

Э    Ю   Я

      Поэтому прежде чем приступить к работе по различению правильной буквы и её зеркального двойника, проводиться подготовительный этап, помогающий развивать у детей ориентировку в пространстве, на себе и на листе бумаге. Дети должны четко усвоить понятие «верх», «низ», «право», «лево». Для осуществления этой цели мы проводили разные игры, вплоть до выкладывания различных фигур, орнаментов на полу из самих детей. Большим успехом в нашей группе пользовалась игра «Электронная муха».

      На первых парах все дети имеют перед собой лист с квадратной сеткой, а одно крупное пособие крепится на доске. В центре сетки находится «Электронная муха» - точка, которая может перемещаться только по сигналу и  только на одну клетку в пределах данного поля. Начало отчета всегда ведется только от центра. Дается сигнал: вверх – вправо. Дети передвигают свою фишку по листу бумаги, отмечая, где остановилась «муха». В данном примере это – правый верхний квадрат.

      Постепенно ускоряется темп и увеличивается количество перемещений: от 2 – 3 до 8 – 10.

      Для усложнения игры детям предлагается не двигать рукой фишку, а мысленно представлять её перемещение, глядя на таблицу.

      На третьем этапе дети с закрытыми глазами определяют путь «мухи» и отмечают, где она остановилась.

      В результате этой игры легко усваиваются понятия: верх – низ, право – лево, а также дети запоминают названия квадратов:  

8

4

6

3

1

2

9

5

7

1 – центральный квадрат;

2 – правый центральный квадрат;

3 – левый центральный квадрат;

4 – верхний центральный квадрат;

5 – нижний центральный квадрат;

6 – правый центральный квадрат;

7 – правый нижний квадрат;

8 – левый верхний квадрат;

9 – левый нижний квадрат.

      После такой подготовки детям предлагаются диктанты для рисования орнаментов и букв. Например, поставить точку на клеточном листе бумаги и от него вести карандашом линии по клеточкам под диктовку:

5 – вниз, 1 – вправо, 4 – вверх, 2 – вправо, 1 – вверх, 3 – влево.

      Если нет ошибок, то получается буква «Г», которую дети штрихуют. Таким образом дети могут написать под диктовку любую неизвестную букву. Работа эта интересна, требует концентрации внимания, четкости выполнения инструкции, сформированного зрительно – пространственного восприятия.

      2. Выкладывание букв из палочек с фиксированием внимания на том, в какую сторону направлена буква, где  расположены её элементы и в каком количестве.

      3. Определение букв, написанных на карточках, где представлены как правильные, так и ложные (зеркальные) буквы.

      4. Ощупывание карточных букв с закрытыми глазами. Необходимо определить на ощупь, какая буква в рамках, назвать её, придумать слова, содержащие данную букву, положить её на стол так, чтобы она отражала верное написание.

      5. Найти недостающие элементы буквы. Для этого обращаются к игре «Буква сломалась».

Какая буква сломалась?

6. Обведение букв по трафарету, выкладывание контура букв семечками, ниточками, проволокой.

      Эти задания помогают как следует запомнить образ буквы.

      У нас в группе у детей есть специальные альбомы для рисования букв по трафаретам, а также для рисунков на ассоциативные связи.

На что похоже буква?

      А – антенна, телеграфный столб, стремянка;

      У – уши, сучок, вешалка.

      7. Демонстрация букв в разном положении:

  

      8. Предъявление букв разного шрифта: печатные; прописные; строчная; стилизованная.

      9. Определение буквы, «написанной на спине» (пальцем по коже медленно проводится контур буквы), на ладони, в воздухе (с закрытыми глазами).

      Эти упражнения можно использовать для младших детей, рисуя геометрические фигуры, знакомые им (круг, квадрат, треугольник).

      10. Системное придумывание детьми слова на данную букву.

      Связь звука и букв, а так же их различия объясняются на каждом занятии. Дети должны усвоить, что звук мы произносим и слышим, а букву видим и пишем. Согласные звуки могут иметь пару: твердый – мягкий звук,  обозначающуюся одной буквой. Например: Т – твердый согласный звук (тапки, стук, рот). ТЬ (мягкий согласный звук (тяпка, утюг, мать)).

      Здесь выявляется роль «Ь» и «Ъ» на письме.

      Гласные звуки и буквы также не совпадают: буквы Е, Ё, Ю, Я несут в себе каждая два звука (Й+Э, Й+О, Й+У, Й+А) либо служат показателем мягкости предыдущего согласного и обозначают соответственно звуки э, о, у, а.

      11. Нахождение букв в геометрических фигурах.

      Например, в приведенном квадрате предлагается отыскать спрятавшиеся буквы: О, У, И, М, П, Г, Т, С, Р, Л, Х, Э и т.д.  Чтобы легче было увидеть букву, дети параллельно выкладывают контур из палочек.

      12. Поиск букв, наложенных друг на друга.

      Необходимо выделить букву, написанные одна на фоне другой.

      13. Придумывание слов на данную букву в определенной позиции:

     Начало                                         Середина                                   Конец

     ___________                           _____________                         _____________

      14. Реконструирование букв.

      Например: из буквы П можно сделать букву Н, передвинув одну палочку.

      15. Определение букв, которые можно выложить из трех (И, А, П, Н, С, К) и из двух (Т, Г, Х) палочек.

      16. Конструирование букв из элементов: овал, полуовал, длинная и короткая палочка.

3. Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне слога.

      1. Придумывание слов на заданный слог в определенной позиции.

Например СА:

САни

САхар

САлют

поСАдка

уСАдьба

расСАда

лиСА

коСА

полоСА

      2. Составление схем слогов с использованием цветных фишек: для гласного звука – красный цвет, для твердого согласного – синий цвет, для мягкого согласного – зеленый цвет. А также обратное задание: по данной схеме назвать слог.

      3. Чтение слогов по кубикам Зайцева и по слоговым таблицам.

      Здесь прослеживается четкое написание в русском языке ЧУ, ЩУ, ЧА, ЩА. Дети не видят неправильного написания данных слогов. На кубиках и в таблице встречаются слоги ЖИ, ШИ, которые дети запоминают как определенный блок. Любое слово с данным слогом невозможно составить, заменив ошибочно «И» на «Ы».

      В тоже время слоги ЦИ – ЦЫ, ЧО – ЧЁ, ЩО – ЩЁ, ШО – ШЁ, ЖО – ЖЁ звучат идентично, но применять их надо осознанно, они заставляют задумываться, какой стороной нужно повернуть кубик, чтобы получилось нужное слово.

      4. Работа с таблицами типа:

.   А

.   У

С   .

М   .

      Какой слог можно составить?

      В результате этой работы выявляется слогообразующая роль гласного звука. Без гласного нет слога.

      5. Игра «Живые буквы».

      Детям выдаются буквы. Они должны найти себе пару, так чтобы получился слог (любой или же заданный только по опорной гласной, либо по опорной согласной букве, либо слог называется сразу полностью).

      6. Составление слога по картинкам с выделением первых звуков, последних, вторых от начала слова, вторых от конца и т.д.

      Например: даны картинки на которых изображены улитка, муравей.

      Составим слог по первым звукам: УМ.

      Придумываем слова с данным слогом:

         Умный, Умник, Умница.

      Поменяем картинки местами и выясним, какой теперь получиться слог? Увидели – МУ. Вспомним слова с этим слогом:

         Мука, Муха, Музей, Мусор – в начале слова

         эМУ, почеМУ, панаМУ, (взял) – в конце слова

         заМУтить, заМУчить, приМУла – в середине слова

4. Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне слова.

      1. Вначале необходимо дать понять «слово».

      Слова бывают короткие и длинные. Самые короткие слова – союзы и предлоги, состоящие из одной буквы У, И, К, В, С. Поэтому при изучении буквы «а» дети знакомятся с союзом «а».

      Составляем предложения, используя картинки, между которыми написана буква «а» (противительный союз). Например:

      Необходимо придумать как можно больше предложений, используя эту картинку. Например:

      Морковь – овощ,  а яблоко – фрукт.

      Морковь растет в огороде, а яблоко – в саду.

      Из моркови делают салат, а из яблок  - компот.

      2. Заучивание считалок.

      На письме все слова пишутся отдельно, поэтому детям предлагается учить считалку, взмахом рукой ограничивая каждое слово. Особое внимание уделяется предлогам, союзам, для того чтобы дети запомнили, что это отдельные слова и не  соединяли их с другими.

      3. Для работы с предлогами используем схемы, где предлог – маленький человек.

                            - В                                          - НА                                    - ПОД

      4. Отгадывание ребусов стимулирует умственную деятельность, а также дает прекрасные возможности для заучивания предлогов, их роли. Ведь предлоги в ребусах подразумеваются, а не изображаются:

      5. Необходимо учить детей дифференцировать слова,  отвечающие на разные вопросы:

      Кто это? Аня, кошка, мама…

      Что это? Книга, лето, туча…

      Что делает? Сидит, умывается, думает…

      Какой? Какая? Какое? Какие?

      6. Для уяснения лексического значения слова хорошо давать задания на подбор нужного слова к смысловому ряду:

- по опорным признакам – белое, теплое, парное - ? (молоко);

      хищный, серый, злой, клыкастый - ? (волк);

- на обобщающие понятия:

      - какое слово лишнее и почему? (зима, весна, среда);

      - добавить нужное словечко (стол, шкаф, стул…);

      - назвать общим словом (автобус, трамвай, троллейбус - …).

      7. Деление слов на слоги, подсчет количества слогов в слове, выделение ударного слога.

      Эта работа пройдет успешней, если ребенок будет делить слова на слоги хлопками в ладоши, а на ударный слог – топать нагой. Такое задание на первых парах вызывает много трудностей, но в дальнейшем дети, овладевшие данным видом анализа слова на слоги, не испытывают затруднений в школе при переносе слов.

      8. Ударный слог проще выявляется, если слово произнести протяжно, как бы позвать заблудившегося в лесу человека. Если потянуть дольше других не ударный слог, а любой другой, то меняется смысл слова либо смысл теряется совсем:

      зАмок – замОк

      крУУУжки (тянем «у») – кружИИИ (тянем «и»)

      ИИИра – ИрААА

      9. Подбор слова к слоговым схемам

      10. Придумывание слов по заданному ритмическому рисунку:

       та – дом, рак, лифт, пень, …

       тА – та – осень, кошки, санки, …

      та – тА – вода, коньки, лицо,…

      тА – та – та – Ванечка, девочка, улица,…

      та – тА – та – корова, подушка, малина, …

      та – та – тА – бегемот, телефон, пироги, …

      Дается также обратное задание: заданное слово с помощью хлопков в ладоши изобразить ритмическим рисунком. Стучать можно пальцем или карандашом; по стуку необходимо определить задуманную картинку.

      Используется также игра «Телеграфист» - передача слова закодированным сигналом.

      11. Подбор слов к заданным схемам с гласными буквами. Например:

         А                           А А                 А А А                    А А А А

       ____                      ______           _________             ___________

        мак                               каша                   ананас                      таракашка

     А  И                      И  А                     О  А                            У  И

  _______                 _______              ________                  __________

       раки                             ива                         мода                                   руки

      аист                            бритва                   оса                                     уши, тучи

      Дается также обратное задание: необходимо выделить только гласные звуки (буквы) из приведенных слов. Желательно подбирать такие слова, в которых написание звука и буквы не различается. Это правило обязательно при работе с детьми, которые еще не знакомы с определенными правилами русского языка.

      Эта работа необходима, так как дети должны запомнить, что в слове столько  слогов, сколько гласных звуков.

      12. Состояние звуковых схем слов.

      Выполняя это задание, используют вначале кружки, как при состоянии слогов, а затем – слог – слияние:

      Дается также обратное задание: к данным схемам подобрать слова.

      13. Подбор к данному слову родственных слов.

      Например: зима – зимний, зимушка, зимующий, зимовья, зимовать; дом – дома, домик, домишко, домище, домовой, домашний, домоводство.  

      14. Исключение лишних слов.

      Например: гусь, гусыня, гусак, гусенок, гусеница.

      15. Состояние слова из данных слогов (вначале слоги даны по порядку, затем в рассыпную).

      16. Раздел слова на слоги, а затем их перестановка.

      Например: на – вес (весна), мон – ли (лимон).

      17. Состояние слова с использованием начальных звуков (букв) других слов.

      Например: Камень, Озеро, Торт (кот).

      Состояние слова по конечному звуку других слов.

      Например: кенгурУ, ананаС, часЫ (усы).

      Состояние слова по второму звуку данных слов.

      Например: уСы, лОдка, сМородина (сом).

      Состояние слова по третьему звуку приведенных слов.

      Например: саДовник, крЫша, саМолет (дым).

      Затем, в зависимости от уровня подготовки детей, составляются слова по четвертому звуку, по пятому… по второму звуку от конца слова, по третьему и т.д. Эту работу можно проводить, используя картинки, а при более усложненном задании  - по памяти.

      18. Замена в слове одного звука (буквы) для получения нового слова: зайка – майка – чайка – гайка – шайка – сайка – лайка – Райка.

      19. Чтение слова в обратом порядке.

      Например:

      шалаш, сон, наган – слова имеющие смысл;

      суп (пус), кран (накр) – слова, не имеющие смысла при обратном чтении.

      20. Игра «Слово рассыпалось». Составление из данных букв слова.

      Например: М, Т, С, О – мост, Ы, З, Б, У – зубы.

      21. Игра «Потерялась буква».

      Например, даются следующие сочетания: ДУ. СУ. Д.М. Б.К Какое получится слово, если всавить букву? Подобрать, если можно, родственные слова.

      ДУ. – дуб, душ, дух;

      СУ. – суп, сук, сух, суд;

      Д.М – дым, дом, дам, дум;

      Б.К – бак, бок, бук, бык, бек.

      Используя каждое придуманное слово, необходимо составить предложение, чтобы понять его смысл. Например:

      Из бука вырезали деревянную фигуру.

      Важный бек дал приказ слугам проводить гостей. И т.д.

      22. Из букв данного слова составить новые слова.

      Например: мороженное – море, нож, морж, …

      23. Игра «Кто быстрее, кто больше?» Из каждой буквы данного слова придумать другие слова.

      Например: сироп: соль – сахар; ирис – игра; рак – роль; озеро – ослик;парк – пыль.

      24. Составление из двух слов одного.

      Например: голубые глаза – голубоглазый; нежное лицо – нежнолицый; длинные уши – длинноухий.

      25. Придумывание лесенок слов на данную букву в определенной позиции. Например:

К

кот, ком, кум

кот, кино, краб

кошка, каток

клубок, курица

К

лик, лук, сок

брак, мрак, парк

кулик, мячик, ножик

кролик, пряник, зайка

К

искра

блокнот

конокрады

      Соревнование: кто быстрее поднимется по лесенке?

      «Лесенки» используются разные, в зависимости от уровня подготовленности детей. Для решения аналогичных задач можно разгадывать кроссворды и чайнворды.

      26. Подбор слов к данной рифме.

      Например: сок – лесок, носок, поясок, голосок…; сы – весы, часы, усы, носы.

      27. Работы со сложными словами. Какие два слова спрятались в одном?

      Например: пылесос (пыль сосет); самокат (сам катит); самолет (сам летит); листопад (листья падают).

      Дается так же и обратное задание: из двух слов составить одно новое. Это задание аналогично изложенному в п. 23, где предлагалось составить одно прилагательное, используя два слова существительное и прилагательное, а здесь составляются одно существительное из существительного и глагола. Эта работа вызывает у детей большие трудности. Лучше давать их врозь.

      28. Подбор синонимов к существительным, прилагательным, глаголам.

      Например: приятель, знакомый, товарищ; добрый, ласковый, нежный, заботливый; бежать, мчаться, нестись, лететь.

      29. Подбор антонимов к данным словам и сочетаниям.  

      Например: высокий – низкий; день – ночь; стоить – ломать; далеко – близко; свежий хлеб – черствый хлеб; свежее молоко – кислое молоко; свежие новости – старые новости; свежий ветер – душный ветер.

      30. Работа с анонимами. Придумывание предложений с заданным словом в разных лексических значениях.

      Например: ключ – дверной, родник, скрипичный; лисичка – гриб, животное; коса – прическа, инструмент, часть суши в водоемах.

      Будет полезно – если дети сами нарисуют картинки к данным словам.

      31. Работа со словарными словами.

      В русском языке много слов, правописание которых надо просто запомнить, так как написание букв проверить нельзя, поскольку ни одно правило к ним не подходит. Это – так называемые словарные слова.

      В подготовительных группах детского сада мы вводим специальные «картинные словарики» - индивидуальные тетради или блокноты, куда дети записывают слово, рисуют слоговые и звуковые схемы к нему, а затем сами рисуют картинку. Предъявлять такое слово лучше с помощью загадок, чтобы возбудить интерес детей, усилить положительные эмоции, которые являются основой для запоминания информации на длительный срок.

      Слова брали наиболее общеупотребляемые,  как –то; корова, дорога, сорока, собака, заяц. Такие задания развивают память и значительно сокращают количество ошибок в письменных работах школьников. Дети становятся более наблюдательными, и уже сами на занятиях вспоминают правильное написание бытовых слов, встречающихся в окружающих их жизни: магазин, аптека, автобус, остановка и т. д.

      32. Работа по профилактике ошибок в словах, имеющих приставки. Дифференцирование приставки и предлога.

      Приставочные глаголы движение лучше предъявлять с существительными, имеющими аналогичный предлог Если возможно), либо сравнить парами сочетания: приставочный глагол плюс существительное, предлог с существительным плюс глагол. Например:

      Отъехал от дома. Въехал в лес. Заехал в гараж.

      Дети должны понимать, где слово цельное, а где предлог, чтобы не отделять приставку на письме. Профилактика ведется при обучении считать при использовании считалочки, отделяя движением руки каждое слово. Например:

      Со второго этажа

      полетели два ножа… (дети выделяют как единое слово «полетели»);

      Мы по лесенке бежим.

      И считаем этажи… (выделяется предлог «по» как отдельное слово).

      Лучше подбирать считалочки, где встречаются похожие пары предлог – приставка, чтобы закрепить механический отрыв руки на письме, когда это потребуется.

      Такая согласованная работа речи с движением руки, начатая в раннем возрасте, создает удивительно благодатную почву для формирования «языкового чутья» и служит основой для слитного написания приставок и раздельного написания предлогов в школьном возрасте.

      33. Работа со словами, имеющими сложную слоговую структуру.

      Часто дети пропускают в сложных словах буквы, слоги, либо меняют их местами, либо делают замены согласных и гласных букв, не меняя слоговой структуры самого слова, либо укорачивают слово. Поэтому важно сложные слова анализировать тщательнее, чем простые. Нередко дети, уяснив для себя точно смысл слова, начинают верно произносить их и писать. Поэтому все описанные выше задания со словом должны быть представлены при анализе слов со сложной слоговой структурой.

      Эта работа происходит на много интереснее, если по каждому трудному слову устроить игру – соревнование типа телепередачи «Поле чудес». Дети угадывают, какая должна стоять буква в данном слове, и получают призы за каждый верный ответ.

      Вызывают интерес, так как оказывают большую помощь в закреплении верного написания, игра на придумывание других слов с данными слогами, буквами. Например:

      па       -       рик       -       ма      -       хер      -       ска       -       я

   палец          рикша         машина      Херсон        скамейка      яма

   крупа         старик        зима           мохер          доска            змея

      Слово «парикмахерская» можно предложить прочесть, изменив порядок слов. Произнесение бессмысленных слов хорошо развивает навык правильного чтения, так как это сложнее, чем читать знакомое слово, где дети могут прочесть по догадке конец, зная начало.

      Дается инструкция: прочесть слово, поменяв местами 3-й и 1-й слоги, - марикпахерская и т.д.

      Прочесть это слово по слогам, начиная с конца: яскахермарикпа.

      Прочесть слово, пропустив 1-й или несколько заданных слогов, например, 2-й и 4-й: памаская.   

      Такие нелепицы возможны только после твердого усвоения лексического значения трудного слова, чтобы оно не было детям чуждо,  словно иностранное.

      34. Работа с неизвестными словами.

      В русском языке существуют слова, несклоняемые по падежам:

кофе, домино, кенгуру, кафе, пальто, кино, кашне, шоссе, шасси, алоэ, мулине и т. д.

      Самым эффективным является задание, при котором дети сами рисуют картинку к данному слову, а также составляют предложения с этим словом либо быстро добавляют слово в предложение, данное взрослым.

      Например: играем со словом «пальто»:

      Я вышел на улицу без…

      Маша пришила пуговицу к моему …

      В магазине висят разнообразные …

      35. Чтение слов по полбуковке. Например:

      Половина слова (верхняя или нижняя) закрывается. Детям предлагают догадаться, какое слово написано.

      36. Работа с изографами.

      На картинках слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь. Например:

5. Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне словосочетания

      1. Словосочетание существительных с прилагательными.

      а) Подбор как можно большего количества слов к предлагаемому, отвечающих на вопросы: какой?, какая?, чей?, чья?, чье?, чьи?.  Например:

      яблоко (какое?) – сочное, спелое, вкусное, зеленое, красное, крупное, червивое, целое, надкусанное, ароматное, печеное, гнилое, сладкое;

      след (чей?) – заячий, волчий, лисичий, собачий и т.д.

      б) Подбор существительного к данному прилагательному.

      О чем можно сказать: теплый, теплая, теплое, теплые? Например:

      теплый – день, вечер, пирог, чай, свитер…;

      теплая – погода, кофта, весна, рука…;

      теплое – молоко, платье, письмо, озеро…;

      теплые – носки, дни, пироги, слова…

      в) Соединение стрелками слов, чтобы получилось верное словосочетание, при этом используя как относительные, притяжательные прилагательные. Например:

     

     

зеленый

зеленая

зеленое

зеленые

листья

платье

дуб

лужайка

хвост

голова

туловище

ноги

коровьи

коровье

коровья

коровий

г) Предъявление сочетаний с пропущенными окончанем прилагательного. Например:

      кофта – крас…, син…;

      туфли – крас…, син…;

      помидор – красн…, син…;

      пальто – красн…, син…

      это задание может быть устным, чтобы дети на слух определяли нужное окончание, либо его можно предъявлять напечатанным, а отдельно дать карточки с окончаниями. Например:

      ое ые ая ий

      ее ие яя ий

      д) Предъявление детям неверно составленных сочетаний. Игра типа «Помоги Незнайке исправить ошибку». Например:

      длинная вечер (длинный), черный крылья(черные)

      2. Сочетания существительных с глаголами.

      а) Подбор как можно большего количества к данному слову.

Например:

      Что можно сделать с яблоком?

      Сорвать Яблоко – купит, помыть, разделить, откусить, отнять, уронить, сварить, запечь, засушить, нарисовать, вылепить и т.п.

      б) Подбор существительного к данному глаголу с предлогом. Например:

      Прийти к … (дому, отцу, решению…);

      уйти от … (дедушки, дома, проблемы…);

      войти в … (дом, лес, доверие…).

      в) Подбор нужного глагола в зависимости от рода и числа существительного. Например:

      Женя упал – Женя упала; Саша ушел – Саша – ушла;

      яблоня цветет – яблони цветут.

      Это задание нужно проводить, используя картинки.

      3. Сочетание существительных с числительными.

      В русском языке у существительных изменяется окончание, а порой и вся основа при счете.

      Необходимо учить детей верно согласовывать числительный 1,2,5 с существительными:

      один цыпленок, два цыпленка, пять цыплят;

      одна курица, две курицы, пять куриц;

      одно яйцо, два яйца, пять яиц.

     При выполнении такого задания  успехом у детей пользуются игры типа «Дразнилки». Детям даются карточки, на которых изображены картинки с определенным количеством предметов; при этом дети проговаривают: «У меня два конверта, а у тебя нет двух конвертов», «У меня пять лимонов, а у тебя нет ни одного лимона».

      Иногда детям заранее даются карточки с любыми предметами и ставится такое условие: вначале у Саши всех предметов будет по одному, у Сережи по две, у Ани по пять. Затем они меняются каточками между собой.

      Это задание можно выполнять аналогично вышеизложенной  работе по сочетанию существительного с другими частями речи.

      Соединение стрелками слов. Например:

один

одна

одно

один

зеркало

сутки

 пень

комната

одно

два

пять

весла

весел

весело

      Предъявление детям неверных сочетаний. Необходимо найти ошибку.

      Предложить назвать по картинкам слова, используя сочетания со словами «один» - «много» и изменив основу. Например:

      один человек – много людей;

      один ребенок – много детей.

      Сочетание числительных и существительных, не имеющими единственного числа;

      одни брюки, много брюк, одни ножницы и т.д.

6. Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне предложения.

1. Составление предложений по схемам:

____ .

____ ____ .

____ ____ ____ .

____ ____ ____ ____ .

Зима.

Наступила зима.

Наступила холодная зима.

Наступила холодная вьюжная зима.

      Дается также и обратное задание: составлением схем к данным предложениям.

      2. Составление предложений по интонационной схеме:

         __________ .              _________ !          __________ ?

      Затем предлагается одно и тоже предложение произнести  с разной интонацией, учитывая конечный знак, либо подобрать несколько предложений к одной схеме.

      3. Перестановка слов: Юля красива кукла у с целью получения нужной фразы: У Юли красивая кукла. Красивая кукла у Юли.

      4. Исключения слова из предложения, для того чтобы предложить детям исправить ошибку, составив нужное предложение.

      а) Пропуск предлогов:

      Мы гуляли … лесу.

      Кошка сидит … окне.

     

      б) Пропуск существительных:

      Яблоки растут на …

      Мама положила книгу в …

      … играет с куклой.

      … вяжет носки.

      в) Пропуск прилагательных:

      Летом листья клена зеленые, а осенью…

      Дай, пожалуйста, ленту не короткую, а …

      У белочки зимой шкурка серая, а летом…

      г) Пропуск наречий.

      Скажу я слово высоко, а ты ответишь… (низко).

      Скажу я слово далеко, а ты ответишь …(близко).

      Легче всего такой вид заданий давать на антонимов русского языка.

      д) Пропуск глаголов.

      Саша … машину.

      Папа … из машины.

      Дети …конфеты.

      Закончить логические фразы:

      Врач – это человек, который … (лечит).

      Ткачиха – это человек, который … (ткет).

      Портниха – это человек, который … (шьет).

      Чтобы волосы на голове были аккуратными, их надо … (мыть, причесывать, заплетать, стричь).

      Чтобы книга не портилась, ее необходимо … (беречь).

      Это задание лучше выполнять на материале русских пословиц и поговорок:  

      Семь раз отмерь, один раз…

      Без труда не …  и рыбку из пруда.

      5. Выделение границ предложений в тексте.

      а) Предлагается детям хлопнуть в ладоши, когда по их мнению, смысловая фраза закончилась. Взрослый многотонно читает фразы:

      На улице льет дождь.

      В парке гуляют дети.

      Мама купила арбуз.

      Вначале подбираются предложения короткие и не связанные по смыслу, затем – более распространенные и связанные по смыслу.

      б) Постановка точек в предложениях, предъявленных на доске или карточках.

      6. Соединение частей разорванных предложений:

      Падает липкий. Снег громко лает. Шарик.

      Падает липкий снег. Громко лает Шарик.

      В зависимости от уровня подготовки детей это задание можно проводить устно или письменно: либо дети определяют границу предложения на слух и говорят верные предложения, либо читают.

      7. Выделение всех слов в предложении, подсчет их количества и  составление нового предложения с тем же числом слов.

       

      8. выделение слов и предложение в слитном тексте.

      ПАДАЮТЛИСТЬЯДУЕТВЕТЕРЛЬЮДОЖДИ:

      Падают листья. Льют дожди.

      9. Чтение нового предложения от конца к началу.

      Дети должны усвоить, что начало предложения всегда пишется с большой буквы, а в конце ставиться точка, вопросительный и восклицательный знак.

       10. Работа с фразеологизмами.

7. Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне текста.

      1. Чтение деформированных текстов, где существительные заменены картинками.

      2. Составление связанного рассказа из двух текстов, прочитанных вперемежку, либо составление двух текстов  из смешанных фраз.

      3. Составление связного рассказа из обрывочных фраз, словосочетаний.

      4. Составление рассказов из серии картин, по одной картине, по заданному началу или концу рассказа, по опорным сигналам.

      5. В одном законченном тексте определения порядка следования предложений, расположенных в нарушенной последовательности.

      6. Составление рассказа, с исследованием схемы типа:

_________ .          __________ !         _________ ?

      Дается также и обратное задание: к данному рассказу (5-6 предложений, не более) составить схемы, а затем вспомнить весь рассказ, опираясь на них.

      7. Чтение текста с конца.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практические упражнения для предупреждения нарушений чтения и письма (презентация)

Данная презентация была подготовлена для итогового занятия, постоянно действующего семинара для родителей начальной школы. На занятие были приглашены родители с детьми (1-2 класс), которые заним...

Выступление на тему: "Упражнения по исправлению недостатков произношения и предупреждению нарушений чтения и письма у младших школьников".

В предлагаемом материале содержатся основные требования к артикуляционной гимнастике, основные требования к постановке и автоматизации звуков, приемы коррекции звуков на уроках произношения....

Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне буквы

методические рекомендации  для учителей и логопедов...

Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне слога

Методический материал для учителей и логопедов...

Семинар: «Сензитивные периоды развития речи. Комплексный подход к анализу типовых ошибок чтения и письма у младших школьников и пути их преодоления».

Семинар посвещен ознакомлению специалистов с трудностями освоения навыками чтения и письма у младших школьников, и способами их устранения.Семинар проводился для учителей начальных классов, учителей -...

Использование игровых технологий в системе работы по предупреждению нарушений чтения и письма у первоклассников

Материал предназначен для учителей начальных классов и логопедов. Также будет полезен для родитпелей...

Выступление на заседании школьного методического объединения учителей -дефектологов "Особенности формирования чтения и письма у детей с интеллектуальной недостаточностью"

В работе раскрыты  специфические  методические приемы, облегчающие усвоение программного материала учащимися с интеллектуальной недостаточностью...