Коррекционно-развивающая направленность сказки, как одна из форм работы по развитию речи детей со сложной структурой дефекта.
статья по логопедии (2 класс) на тему

Васильева Светлана Робертовна

Важнейшей задачей в работе с детьми со сложной структурой дефекта, является  формирование у них всех компонентов речи (звукопроизношения, фонематического восприятия, грамматического строя речи, связной речи).  Наиболее эффективным развивающим и коррекционным средством для развития всех сторон речи в работе с такими детьми,  является сказка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazka.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающая направленность  сказки, как одной из форм работы по развитию речи детей со   сложной структурой дефекта.

Васильева Светлана Робертовна

ГБОУ школа-интернат №16 Пушкинского района, г. Санкт-Петербурга.

К числу важнейших задач в работе с учащимися с глубокой умственной отсталостью и множественными нарушениями в развитии, относится формирование у них всех компонентов речи (звукопроизношения, фонематического восприятия, грамматического строя речи, связной речи).  Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладениями ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения - все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (монологической и диалогической) речи. Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в обучении детей с глубокой умственной отсталостью и множественными нарушениями в развитии.  Наиболее эффективным развивающим и коррекционным средством для развития всех сторон речи в работе с такими детьми,  является сказка.

Во время работы над сказкой дети обогащают свой словарь, тексты сказок помогают верно, строить диалоги, влияют на развитие связной монологической речи. Развивается просодическая сторона речи: тембр голоса, его сила, темп, интонация, выразительность.

Сказка не только повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, но и побуждает ребёнка анализировать, рассуждать, отыскивать причинно-следственные взаимосвязи, делать выводы.

Учитывая ограниченные речевые возможности учащихся с глубокой умственной отсталостью, при более сохранном понимании происходящего, учитель  сначала сам рассказывает знакомые сказки, прося учащегося лишь звукоподражаниями сопровождать свой рассказ. Для лучшего запоминания и произнесения слов учитель использует различные приемы, помогающие неговорящему ученику больше действовать и меньше говорить: настольный театр, куклу бибабо, различные настольно-печатные пособия. Учитель просит ученика воссоздать знакомую для него сюжетную линию сказки с помощью фигурок персонажей, поддерживая высокий положительный эмоциональный фон игры-сказки. Перевоплощаясь в сказочных героев, дети  принимает на себя их роль. Постепенно задания и требования к ученику усложняются: он начинает воспроизводить все доступные ему речевые единицы.

В игры-сказки и сказки-инсценировки легко и органично включаются задания на формирование психофизической сферы детей: психогимнастика (покажи, как зайка испугался, как волк рассердился, как Машенька обрадовалась и т.д.); релаксация (села птичка на веточку, расправила крылышки, стала греться на солнышке); голосовые и дыхательные упражнения, игры и задания на внимание (что изменилось в знакомой сказке, чего не бывает, какие сказки перепутались) и т.д.

При совместном творчестве с учеником учитель может частично или полностью изменять сюжет, развивать и дополнять его по ходу занятия. При подготовке к занятию он продумывает различные формы подачи материала: костюмы и шапочки персонажей сказки, специально изготовленные панно с сюжетом сказки, элементы сюжетно-дидактической игры, подбор сюжетных и пейзажных картин и т.д. Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего урока. Это очень важно, если учесть, что дети с глубокой умственной  отсталостью  часто обладают неустойчивой психикой, нестабильным психоэмоциональным состоянием, пониженной работоспособностью и быстрой утомляемостью.

Использование сказок в коррекционной работе с детьми, страдающих речевым недоразвитием  способствует как целенаправленному, так и спонтанному развитию словаря и связной речи, развитию причинно-следственных отношений событий и отражению их в речи, включает в работу все анализаторные системы. Наступает переход образов-представлений в образы-понятия, что важно для последующих этапов обучения.

Театрализованный показ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть».

Вступительная часть.

В сказке много интересного. В ней происходят чудеса, превращения.

А чтобы попасть в сказку, нужно перейти через речку. ( Речка нарисована на асфальте. Поперек речки положены кирпичики – мостик. Дети идут по мостику, сохраняя равновесие. Затем мостик разбираем, получаются кочки. Дети переходят речку по кочкам, стараясь не упасть в речку).

Через речку мы перешли, но сказку пока не видим. Надо нам загадку отгадать. Угадайте, о чем я говорю:

Раздувайся большой.

Оставайся такой,

Да не лопайся!      (о пузыре).

Артикуляционная гимнастика.

А вы умеете пузыри надувать. (Дети надувают щеки и хлопают ладошками по щекам – лопнул пузырь).

А теперь попробуем надуть большие и маленькие мыльные пузыри.

Ну, вот и сказка к нам пожаловала. Послушаем сказку «Пузырь, соломинка и лапоть». Посмотрите, на нашей ширме речка появилась.

Жили - были Пузырь, Соломинка и Лапоть. Пошли они в лес дрова рубить (показать, как дрова рубят).

Дошли до реки и не знают, как перейти через речку. Лапоть говорит пузырю:

  • Пузырь, давай на тебе переплывем!
  • Нет, Лапоть! Пусть лучше Соломинка перетянется с берега на берег, мы по ней и перейдем.

Соломинка перетянулась с берега на берег. Лапоть пошел по соломинке, она и переломилась. Лапоть упал в воду. А Пузырь хохотал, хохотал... да и лопнул. (Учитель прокалывает воздушный шарик, он лопает).

Дети с учителем примеряют большой лапоть в начале сказки, а в конце сказки примеряют маленький лапоточек. Выясняют, какой из них им больше подходит. Закрепляем понятия большой — маленький; лапоть — лапоточек; нога — ножка.

                                МИШКИНА АПТЕКА. С. Михалков

(адаптированная сказка).

Учитель: - Кто лечит больных детей? Чем лечит доктор? (Рассмотреть предметы на подносе: градусник, таблетки, стетоскоп, бинт, вата, несколько игрушек. Определить чем можно лечить, а что здесь лишнее. Лекарства, градусник, бинты и вата продаются в аптеке).

  • Вот я и приглашаю вас в аптеку к Мишке. А называется сказка - «Мишкина аптека».
  • Объявление у дверей:

    «Вход для птиц и для зверей».

    Нарисован красный крест:

    заходи — Медведь не съест!

    Прибежал Петух в аптеку:

 Петух: - Здравствуй, Миша! Кукареку!

Медведь: - Что вам, Петя — Петушок!

Петух: - Мне бы новый гребешок!

(Медведь дает Петуху новый гребешок. Петух радуется и под веселую музыку начинает танцевать. Дети играют ему на бубнах).

Учитель: - Гусь вошел в аптеку боком,

                Покосился правым оком:

Гусь: - Засорился левый глаз,

        Нет ли капелек у вас?

(Гуся полечили. Танец Гуся и детей под музыку «Танец маленьких утят»).

Ведущий: - За Гусем Коза ввалилась:

Коза: - Я Топтыгин отравилась:

        Съела горький корешок.

        Дай послаще порошок!

(Козу вылечили, она предлагает детям поиграть в игру «Где же наши ручки?»).

Учитель: - Прихромал Барбос кудлатый:

Барбос: - Кто зачем, а я за ватой!

            Застудил я левый бок,

            Под дождем вчера промок.

(Игра «Барбос и птенчики»).

Учитель: - Всем помочь Топтыгин хочет:

                Он советует, хлопочет.

                К Мишке вдруг с одним крылом

                Бабочка влетела.

Бабочка: - Мишка, крылышко сломала.

                Полечить хотела.

Медведь: - Ничего, быстро вылечу тебя

                Вот микстура, вот и капли.

                Липкий пластырь на столе.

                Будешь ты летать отлично!

                И «Спасибо!» скажешь мне!

Учитель: - Стала Бабочка летать,

                Новым крылышком махать.

(Дети ловят бабочку ,собирают цветы на клумбу).

Учитель: - А теперь Мишка приготовил и вам лекарство.

                Оно необычное: сладкое, вкусное.

                - Ну-ка, Мишенька, давай ты ребяток угощай.

(Угощение для детей от Медведя).

Конец сказки.

Литература.

  1. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества.- М.: Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005.
  2. Ильина М.В. Развитие вербального воображения.- М.: Прометей; Книголюб, 2003.
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии.- СПб.: Речь, 2006.
  4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.Формы и методы работы со сказками.- СПб.: Речь, 2006.
  5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2002.
  6. Карелина И.О.Эмоциональное развитие детей 5-10 лет./Ярославль: Академия развития,2006.
  7. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. – СПб.: Речь, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебные вещи и их назначение (урок развития речи для детей со сложной структурой дефекта)

Данный урок преследует такие учебные цели:интеллектуальное и речевое развитие учащихся; развитие пространственного, речевого и осязательного восприятия и сенсомоторной координации. Расширение словарн...

«Развитие мелкой моторики как средство коррекции системного недоразвития речи детей со сложной структурой дефекта»

С каждым годом возрастает число детей с умеренной умственной отсталостью. Это обусловлено рядом объективных причин медицинского и социального характера. Одним из немаловажных аспектов развития детей с...

Особенности коррекционно-развивающей работы по формированию коммуникативных навыков у детей со сложной структурой дефекта в условиях индивидуального обучения на дому

В материале представлена компьютерная презентация практических достижений профессиональной деятельности (личного вклада в развитие образования) учителя начальных классов школы VIII вида (для атт...

Рабочая программа по развитию речи. 3 класс. Сложная структура дефекта.

Рабочая программа для 3 класса со сложной структурой дефекта составлена на основе "Программы обучения учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью" под редакцией Л.Б.Баряевой, Санкт-Петербург...

Методическая разработка коррекционно-развивающего воспитательского занятия «Сказка «Колобок» в 1 классе (для глухих детей со сложной структурой дефекта)

Данная разработка может быть полезна воспитателям при работе с глухими детьми со сложной структурой дефекта....

Интегрированное логопедическое коррекционно-развивающее занятие для детей с сложной структурой дефекта

ТЕМА: ВЕСНАЦЕЛЬ: актуализация словаря по теме «Признаки весны»ЗАДАЧИ: развитие слухового восприятия; развитие мышления, памяти, внимания, мелкой моторикиОборудование: демонстрационный мате...

Использование пиктограмм, как одна из формы работы по развитию речи детей с ТМНР, в том числе у детей с интеллектуальным нарушением различной степенью тяжести.

Использование пиктограмм,  как одна из формы работы по развитию речи детей с ТМНР, в том числе у детей с интеллектуальным нарушением различной степенью тяжести....