Псиолого-педагогическая и клиническая характеристика заикающихся
материал по логопедии на тему

Сапожникова Анастасия Анатольевна

Материал будетт полезен учителям-логопедам

Скачать:


Предварительный просмотр:

Псиолого-педагогическая и клиническая характеристика заикающихся

Невротическая форма заикания

Неврозоподобная форма заикания

Причины

Психические травмы: острые / хронические.

Психогения в виде испуга либо в виде хронической психической травматизации.

Нерезко выраженные органические поражения мозга резидуального характера, причем помимо общемозговых синдромов (церебрастенический, гипердинамический синдромы и пр.), обнаруживаются остаточные явления поражения моторных систем мозга.

Возраст

2-6 лет

3-4 года

Анамнез

  • нет патологий внутриутробного развития и родов.
  • раннее психофизическое развитие проходит в соответствии с возрастной нормой.
  • моторные навыки (сидение, стояние, ходьба) формируются своевременно.
  • в грудном возрасте – беспокойны, крикливы, плохо спят.
  • физическое развитие проходит в пределах низкой возрастной нормы либо с небольшой задержкой.

Речевой онтогенез

  • раннее развитие речи: первые слова появляются к 10 месяцам, фразовая речь формируется к 16-18-ти месяцам жизни.
  • в короткий промежуток времени (за 2-3 месяца) дети начинают говорить развернутыми фразами,
  • словарный запас бурно пополняется,
  • рано формируется грамматический строй речи с употреблением сложных речевых конструкций.
  • темп речи часто ускорен: недоговаривают окончания слов и предложений, пропускают отдельные слова и предлоги, делают грамматические ошибки.
  • отмечается «смазанность» произнесения звуков в речевом потоке.
  • состояние звукопроизносительной стороны речи норму не опережает.
  • часто наблюдается большое количество итераций (повторений)

Таким образом, артикуляторные механизмы устной речи остаются у них функционально незрелыми на более длительный срок, чем в норме, в то время как лексико-грамматическая сторона существенно опережает норму.

  • первые слова нередко появляются лишь к 1,5 годам,
  • элементарная фразовая речь формируется к 3-м годам,
  • развернутые фразы отмечаются лишь к 3,5 годам жизни.
  • нарушения произношения многих, звуков,
  • медленное накопление словарного запаса,
  • позднее и неполное освоение грамматического строя речи.

Психологические особенности

  • повышенная впечатлительность, тревожность, робость, обидчивость, колебания настроения, чаще в сторону сниженного, раздражительность, плаксивость, нетерпеливость.
  • у некоторых в возрасте 2-5-ти лет наблюдаются страхи.
  • с трудом привыкают к новой обстановке.
  • повышенная истощаемость и утомляемость при интеллектуальной и физической нагрузке.
  • повышенная возбудимость, взрывчатость, в одних случаях, и вялость, пассивность — в других.
  • внимание обычно неустойчиво, не обнаруживают стойкого интереса к творческой игровой деятельности, нередко отмечается снижение познавательной активности.
  • нередко чрезмерно суетливы, непоседливы, с трудом подчиняются дисциплинарным требованиям, могут быть раздражительными и вспыльчивыми.

Развитие моторики

«+» нормальное развитие общей моторики:

  • общие движения достаточно грациозны и пластичны.
  • они хорошо переключаюся с одного движения на другое,
  • чувство ритма развито достаточно высоко.
  • двигательные ошибки могут исправлять самостоятельно.
  • для правильного выполнения большинства двигательных заданий бывает достаточно словесной инструкции.
  • движения рук и ног хорошо координированы.
  • тонкая моторика рук развивается в соответствии с возрастом.
  • жесты, мимика и пантомимика эмоционально окрашены.

«–»

  • недоведение элементов движения до конца,
  • некоторая их вялость,
  • повышенная двигательная утомляемость,
  • у части заикающихся отмечается незначительный тремор пальцев рук.
  • мышечный тонус неустойчив, движения напряженные и несоразмерные.
  • имеются нарушения координации движений рук и ног, тонкой моторики рук, артикуляционной моторики.
  • наиболее выраженные нарушения отмечаются в мимической, артикуляционной и тонкой моторике рук.
  • особенно страдает динамический праксис.
  • с трудом запоминают последовательность движений, с трудом переключаются с одной серии движений на другую.
  • с трудом воспроизводит и удерживает в памяти заданный темп и ритм.
  • двигательные ошибки не исправляют самостоятельно.
  • словесная инструкция по двигательным задачам является недостаточной, при обучении необходимы наглядные образцы.
  • обычно нормальное строение речевого аппарата.
  • все движения органов артикуляции характеризуются некоторой ограниченностью, нередко отмечается малоподвижность нижней челюсти, наблюдается недостаточная подвижность языка и губ, плохая координация артикуляторных движений, затрудненный поиск артикуляторных поз.
  • нередко имеется нарушение тонуса мышц языка, недифференцированность кончика.
  • довольно часто регистрируется повышенная саливация не только в процессе речи, но и в покое.

Звукопроизношение

Не имеет нарушений, либо в соответствии с возрастными особенностями носит черты функциональной дислалии. Темп речи обычно быстрый, голос достаточно модулирован.

  • темп речи либо ускорен, либо резко замедлен, голос мало модулированный.
  • наблюдается резкое нарушение речевого дыхания: слова произносятся во время вдоха или в момент полного выдоха.
  • легкая степень отклонений: лексико-грамматическая сторона речи не имеет существенных отклонений от нормы. Нарушение звукопроизношения носит, главным образом, фонетический характер (мёжзубной сигматизм, губно-зубное произношение и т.п.).
  • средняя степень отклонений: отставание в формировании лексико-грамматического строя речи. Нарушение звукопроизношения носит фонетико-фонематический характер (велярное или увулярное произношение звука «р», смешение шипящих и свистящих и т.п.).
  • тяжелая степень отклонений: недоразвитие речи, выраженное в разной степени (от фонетико-фонематического до общего недоразвития речи III уровня).

Социальное поведение

  • в дошкольном возрасте – не оказывает заметного влияния.
  • в 7 лет наблюдается рецидив заикания при поступлении в школу.
  • резко меняется поведение к 10-12-ти годам жизни – появляется осознавание своего дефекта речи (формируется стойкая логофобия)
  • наиболее характерно пассивное отношение к своему речевому дефекту
  • в возрасте 14-17 лет порой появляются личностные переживания в связи с дефектом речи. Они носят редуцированный характер и не имеют черт глубокого, эмоционально ярко окрашенного переживания своей речевой малоценности.

Особенности

  • большая зависимость степени судорожных запинок от эмоционального состояния заикающегося и условий речевого общения.
  • возможность плавной речи при определенных условиях (речь наедине с собой, в условиях эмоционального комфорта, при отвлечении активного внимания от процесса говорения и пр.).
  • монотонность и стабильность проявлений речевого дефекта.
  • отсутствие периодов плавной речи и малая зависимость качества речи от речевой ситуации;
  • привлечение активного внимания заикающихся к процессу говорения облегчает речь;
  • физическое или психическое утомление, соматическая ослабленность ухудшают качество речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптационные игры в условиях детской областной клинической больницы

В статье предложены игры, используемые мной для адаптации детей в детской областной клинической больнице....

Рекомендации для родителей. Как организовать домашний режим заикающегося ребенка.

Как организовать домашний режим заикающегося ребенка....

"Основные рекомендации родителям заикающихся детей"

Данная статья рекомендована родителям заикающихся детей для организации правильной работы дома....

Как создать комфортные условия для заикающегося ребёнка

Рекомендации для родителей, чей ребёнок обучается в начальной школе....

Клинические особенности развития учащихся ГБОУ «СКОШИ №2»

Классификация форм олигофрений по Марии Семеновны Певзнер М.С. Певзнер выделила следующие формы олигофрений: 1) неосложненная форма олигофрении; неосложненная форма олигофрении характеризуется диффу...