Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза слов.
методическая разработка по логопедии (2 класс) по теме

Хрупова Ольга Владимировна

Материал для использования учителями -логопедами на занятиях по развитию звуко-буквенного анализа и синтеза слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия.

Логопедическая тема: Звукобуквенный анализ и синтез слов.

Грамматическая тема: Ь – показатель мягкости на конце слова.

Лексическая тема: Дикие животные.

Цель: Развивать звукобуквенный анализ и синтез слов.

Задачи:

1.Образовательные:

- повторить тему: Ь – показатель мягкости на конце слова.

2.Коррекционные:

- Активизировать словарь по теме « дикие животные»;

- Развивать функцию словообразования ( образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами, образование притяжательных прилагательных от существительных);

- Развивать связную речь;

- Развивать ВПФ ( абстрактное и логическое мышление, зрительное внимание);

- Развивать мелкую моторику;

3.Воспитательные:

- Воспитывать любовь к родной природе;

Оборудование: доска, цифры, предметные и сюжетные картинки по теме « дикие животные»,план рассказа, раздаточный материал ( ребусы ,шарады по теме « дикие животные»), массажные шарики;

Ход урока:

Деятельность логопеда

Деятельность учеников

1.Оргмомент.

- Приветствие.

2.Основная часть.

1. Развитие ВПФ( загадки).

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу.

Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной?

- и стоит среди травы –

Уши больше головы.

Чернокрылый, красногрудый,

И зимой найдет приют.

Не боится он простуды –

С первым снегом тут как тут.

Великан в бору живет.

Он сладкоежка – любит мед.

Когда испортится погода,

Ложится спать – да на полгода!

- лишний и почему?

2.Объявление лексической темы.

- как мы назовем одним словом зайца, медведя, белку?

3.Развитие фонематического анализа и синтеза.

- Составь слово по первым звукам слов:

Лак- облако – сетка

Лейка – Ира – сок – арка

Вата – окна – лапа – кот

Бочка – Аня – рак – сом – ухо – крот

- Составь слово из последних звуков слов:

Бобр – бобры – лось

 Количественный и позиционный анализ:

( разложите перед собой цифры)

- сколько звуков в слове ВОЛК

Назовите первый, последний звук; З-й звук; соседей звука «Л»;

- сколько звуков в слове ЛИСА

Назовите первый, последний; 3-й звук; соседей звука «С»;

- сколько звуков в слове КАБАН

Назовите первый, последний звук; 3-й; соседей звука «Б»;

-сколько звуков в слове МЕДВЕДЬ

Назовите первый, последний звук; 4-й; соседей звука «ВЬ»;

4.Звукобуквенный анализ и синтез слов ( работа в тетради).

Соберите слова из букв:

Ь,Ы,Р,С

Я,Ц,З,А

К,В,Л,О

А,Б,Л,Е,К

Р,Б,О,Е,Б

Р,Б,С,А,У,К

Ч,З,Й,А,О,К,Н,О

О,Е,Ж,Н,К,О

Л,С,О,Н,Е,К,И

К,Л,В,Ч,О,Н,О,О

Л,Е,Б,Ч,Ь,О,К,Н,О

- какая связь между этими словами?

5.Развитие функции словообразования.

- Образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами:

Назовите ласково ЛИСУ,ЕЖА,ЗАЙЦА,БЕЛКУ

- Образование притяжательных прилагательных от существительных( чей? Чья?)

Чей хвост у:

Лисы

Зайца

Волка

Барсука?

Чьи уши у:

Медведя

Белки

Рыси

Зайца

6.Физминутка.

Пальчиковая гимнастика

7.Повторение орфограммы « Ь – показатель мягкости на конце слова».

На сюжетной картинке изображены дикие животные:

- записать в тетради название тех животных, у которых согласный на конце звучит мягко.

- какую букву вы написали в конце слов? Почему?

8.Развитие связной речи.

- Расскажи о своем любимом животном по плану:

А) Где живет?( как называется жилище?)

Б) Что ест?( на кого охотится?)

В) Как выглядит?( цвет, размер; есть ли копыта, рога)

Г) Впадает ли в спячку зимой?

Д) линька

Е) Как называются детеныши?

9.Воспитание любви к природе.

- надо заботится о животных, не засорять лес и т.п.

10.Развитие ВПФ(ребусы ,кроссворды ,шарады;  развитие зрит.внимания).

Объясните выражения:

- Держать в ежовых рукавицах.

- Оказать медвежью услугу.

3.Итог.

- Чем мы сегодня занимались?

- Оценка деятельности учащихся.

белка

заяц

снегирь

медведь

снегирь,т.к. это птица.

Дикие животные.

Лось

Лиса

Волк

Барсук

рысь

4

В, К; Л; О-К;

4

Л, А;С; И-А;

5

К, Н; Б; А-А;

6

Мь, Ть; Вь; Д-Э;

Рысь

Заяц

Волк

Белка

Бобер

Барсук

Зайчонок

Ежонок

Лисенок

Волчонок

Бельчонок

- во втором столбике детеныши диких животных

Лисичка, ежик,  зайчик, белочка

Лисий

Заячий

Волчий

Барсучий

Медвежьи

Беличьи

Рысьи

Заячьи

Олень

Лось

Медведь

Ь – показывает мягкость согласного звука на письме.

МОЛОДЦЫ! Вы хорошо занимались!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Новогодняя". Звуко-буквенный анализ и синтез слов.

Материал для работы логопеда с обучающимися первых классов и подготовки к школе. В каждом задании мы узнаём какое животное придёт на праздник Ёлочки. Предпоследний слайд с большим количеством ёлок под...

Звук и буква Б. Логопедическое занятие по развитию звуко-буквенного анализа и синтеза.

Звук и буква Б. Логопедическое занятие по развитию звуко-буквенного анализа и синтеза....

Звуко-буквенный анализ и синтез слов

Логопедическое занятие направлено на формирование практических навыков сравнения согласных и гласных звуков опираясь на артикуляционные характеристики, умение определять место звука в слове, отличать ...

Особенности развития звуко-буквенного анализа и синтеза у дошкольников и школьников с нарушениями речи.

Особенности развития звуко-буквенного анализа и синтеза у дошкольников и школьников с нарушениями речи....

Конспект открытого логопедического занятия у учащихся 1 класса по профилактике дисграфии на основе нарушений языкового анализа и синтеза. Тема: «Звуко-буквенный анализ и синтез слов»

Конспект открытого логопедического занятия  у учащихся 1 класса по профилактике дисграфии на основе нарушений языкового анализа и синтеза.Тема: «Звуко-буквенный анализ и синтез слов&ra...

Упражнения для развития звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза у учащихся 2-3 классов

Упражнения направлены на развитие звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза у учеников 2-ых, 3-их классов. Исползовать данные упражнения можно как на коррекционных логопедических занятиях, так и ...