Рекомендации для учителей начальных классов по работе с детьми разного уровня развития речевых навыков
консультация по логопедии на тему

Судак Ирина Анатольевна

Данные рекомендации составлены по развитию навыков языкового анализа и синтеза у обучающихся, имеющих Общее недоразвитие речи, задержку психического развития с учётом разного уровня сформированности речевых навыков и приёмы оказания помощи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задания по развитию языкового анализа и синтеза для обучающихся с разным уровнем речевого развития

Формируемые умения

Уровень развития речи учащихся

высокий

средний

низкий

 Звуко-буквенный анализ и синтез 

1. Определить место звука в слове

2. Подобрать слово с заданным звуком в начале слова, в середине слова

3. Выделить из предложения слово с заданным звуком

4. Выполнить схему слова (модель)

5. Подобрать слова-паронимы по картинкам

6. Записать  слова под диктовку

 

Определяют самостоятельно в плане внутренней речи;

Самостоятельно придумывают слова определённой тематической группы;

Выделяют слово с заданным звуком из предложения, воспринятого на слух;

Выполняют самостоятельно;

Подбирают самостоятельно, находят звуки-смыслоразличители;

Выполняют самостоятельно;

Определяют  место звука в слове с опорой на проговаривание;

Самостоятельно придумывают слова или отбирают картинки с данным звуком;

Выделяют с опорой на картинку, проговаривание;

Выполняют схему слова по образцу, в плане громкой речи;

 

Подбирают слова-паронимы по образцу, методом проб; определяют звуки-смыслоразличители из чужой речи;

Записывают слова с опорой на схему, проговаривание;

 Определяют  место звука в слове только с опорой на материализованное действие или из чужой речи с интонированием заданного звука;

Выбирают слова по предложенным картинкам с опорой на проговаривание;

Выделяют из чужой речи с выполнением схемы предложения;

Выполняют схему  слога, слова с помощью учителя или по алгоритму;

Сравнивают два слова по написанию и звучанию, звуки-смыслоразличители определяют только в начале слова

Записывают:

- слог или слово под диктовку по слогам;

- слог или слово с опорой на схему (модель);

- вставляют слог с данной буквой в слово;

- нужную букву с опорой на символ или заменяют в слове символ буквой;

 Слоговой

 анализ и

синтез

1.Определить количество слогов в слове и их последователь-ность

2. Распределить слова на группы (по количеству слогов)

3.Придумать слово с данным количеством слогов, с данным слогом

4.Составить слово из слогов, данных вразбивку

Выполняют самостоятельно, вычленяют отдельно второй или третий слог;

Самостоятельно распределяют слова на три группы;

Придумывают самостоятельно;

Выполняют самостоятельно, придумывают аналогичные слова;

Определяют количество слогов с опорой на хлопки в собственной речи;

Распределяют слова на две группы по образцу;

Выбирают по картинкам  слова с определённым количеством слогов, с данным слогом,  дополняют слово подходящим слогом;

Составляют слово из двух слогов (на, вес), к слогам из одного столбика подобрать подходящие слоги из второго столбика:                  са            но      

ки            ки

ру            ни

     

Определяют количество слогов  в слове с опорой на тактильный контроль;

Распределяют слова, выполнив предварительно схемы слов или с помощью учителя;

Выбирают слова с данным количеством слогов, с заданным слогом, которые произносит учитель или другой ученик;

Дополняют слово подходящим слогом из двух предло-женных (ры – «ба» или «на»);

 

Анализ и синтез предложений

1. Составить предложение

2. Дополнить предложение

3. Выполнить анализ предложения

4. Работа с деформированным предложением

Самостоятельно составляют предложение  на заданную тему, с заданным словом, по сюжетной картинке, по предметной картинке;

Самостоятельно дополняют предложение подходящим по смыслу словом;

 

Самостоятельно выполняют анализ предложения (определяют количество слов в предложении, их последовательность и порядковый номер каждого слова);

Самостоятельно составляют предложение из слов, данных в начальной форме;

Составляют предложение по образцу, по сюжетной картинке с опорой на схему, модель, по вопросу;

Дополняют  предложение по вопросу;

Определяют количество и последовательность слов в плане громкой речи;

Составляют предложение из слов, данных в начальной форме с опорой на картинку;

Повторяют  предложение,  составляют предложение по вопросу с опорой на сюжетную или предметную картинку и модель, схему;

Дополняют предложение по наводящему вопросу с опорой на сюжетную или предметную   картинку;

Определяют количество и последовательность слов с выполнением схемы предложения, с помощью учителя;

Составляют предложения из слов, данных в нужной форме с опорой на вопросы.

 Составила Судак И.А. учитель-логопед МБОУ «СШ № 16» г. Ачинска

2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для учителей начальных классов. Виды работ по развитию звукового анализа.

Для начала необходимо определить какие же ошибки считаются дисграфическими, то есть выделить специфические ошибки на письме.Основными симптомами дисграфии являются специфические (т.е. не связанн...

Рекомендации логопеда учителям начальных классов по работе с детьми, имеющими недостатки устной и письменной речи.

Известно, что одна из основных задач учителя начальных классов – научить ребёнка читать и писать, то есть письменной речи. Общепринято также, что обучение письменной речи – один из самых т...

Памятка для учителей начальных классов по работе с детьми

Рекомендации для учителей начальных классов по работе с детьми...

Методические рекомендации для учителей начальных классов по теме "Использование речевых игр на уроках русского языка".

В материале даются описание речевых игр, которые можно испьзовать на уроках русского языка....

Методическая рекомендация для учителей начальных классов «Работа над ошибками на уроках русского языка» (из опыта работы)

Методическая рекомендация для учителей начальных классов«Работа над ошибками на уроках русского языка» (из опыта работы) Туаева Зарина Михайловна,МБОУ «Средняя общеобразовательн...

Рекомендации для учителей начальных классов к работе над составом чисел в пределах первого десятка с детьми с особыми образовательными потребностями

Формирование вычислительных навыков ребенка с особыми образовательными потребностями будет более эффективным, если не ограничиваться вербальным и дедуктивным подходом в преподавании математики, не ско...

Центр методического сопровождения учителей начальных классов по работе с одаренными детьми на базе МОУ "СОШ №1" города Энгельса Саратовской области

В этом разделе представлены 1) ПОЛОЖЕНИЯ конкурсных мероприятий, которые проводились для обучающихся и учителей начальных классов Энгельсского муниципального района Саратовской области;2) МАТЕРИАЛЫ се...