Начальные этапы автоматизации звуков
методическая разработка по логопедии на тему

Судак Ирина Анатольевна

Представляю статью, опубликованную на сайте Фестиваль педагогических идей  "Открытый урок". В логопедической практике часто вызывает затруднение введение поставленного звука в речь у детей с дизартрией, с ЗПР. Умения правильно воспроизводить поставленный звук изолированно бывает недостаточно, чтобы вводить данный звук в речь. Возникает необходимость продлить период автоматизации звука в изолированном произношении и в слогах. В данной статье предложен наглядный и дидактический материал с приёмами автоматизации звуков в слогах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Автоматизация звуков в слогах241.72 КБ

Предварительный просмотр:

Фамилия, имя, отчество: Судак Ирина Анатольевна

Начальные этапы автоматизации звуков

В логопедической практике часто вызывает затруднение не только постановка звука, но и введение поставленного звука в речь (процесс автоматизации), особенно у детей, имеющих проявления дизартрии разной степени, ЗПР.  Период автоматизации бывает трудным и долгим, т. к. на начальном этапе положение органов артикуляции ещё неустойчивое, и требуется время на поиск нужного артикуляционного уклада. Поэтому правильное изолированное произнесение звука бывает недостаточно для того, чтобы ребёнок мог употреблять поставленный звук в словах и фразах. Возникает необходимость продлить период автоматизации поставленного звука в слогах.

Предлагаемые приёмы логопедической работы по автоматизации звуков в слогах основаны на методе наглядного моделирования. Предлагаются задания на воспроизведение звука изолированно, в слогах, слоговых рядах с опорой на символы. Такие задания позволяют разнообразить занятия по автоматизации, повысить мотивацию к логопедическим занятиям и активность речи ребёнка во время занятий, способствуют развитию навыков самоконтроля за речью. Ребёнок может самостоятельно воспроизводить речевой материал после запоминания символов.

Сначала выбирается символ, обозначающий нужный для автоматизации звук, например, предмет или существо, издающий похожий звук: «тигр» – обозначает звук [р], «пароход» –звук [л], «змея» – звук [ш], «жук» –звук [ж] и др.

 При произнесении поставленного звука изолированно символ рисуется столько раз, сколько требуется произнести данный звук (сколько раз получается у ребёнка воспроизвести этот звук правильно).  Переходя  к автоматизации поставленного звука в слогах, добавляем к имеющемуся символу согласного, который ребёнок уже запомнил, символы гласных звуков. Символы гласных звуков имеют сходство с их оральным образом  и наглядно показывают, какой звук следует произносить после тренируемого: например, шар круглый –звук А, шар овальной формы – звук О, дудочка – звук У, кусок сыра – звук Ы.  (Рисунок 1)

C:\Documents and Settings\User\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\Рисунок1.jpg

     Через 1-2 занятия, в зависимости от возможностей ребёнка, предложить повторять слоговые ряды до 4 одинаковых слогов в каждом ряду по моделям. (Рисунок 2) Модели можно зарисовать в тетради ребёнка или заготовить карточку, которую можно использовать для работы с другими детьми.

C:\Documents and Settings\User\Мои документы\статья 2 !!\Рисунок2.jpg

Когда ребёнок хорошо запомнил модели слогов, можно переходить к другим заданиям. Предлагаемые упражнения:

  1. Произнесение слоговых рядов, состоящих из трёх разных слогов (по моделям). (Рисунок 3)

Здесь уже можно обойтись и без называния слогов взрослым.  Каждую модель слога можно выполнить на отдельной карточке и из этих карточек составлять разные слоговые ряды, комбинируя карточки со слогами. Слоговой ряд может составлять логопед, родитель дома или сам ребёнок. Возможность самому себе составлять задания повышает интерес ребёнка к упражнениям и его активность.

C:\Documents and Settings\User\Мои документы\статья 2 !!\Рисунок3.jpg

  1. Произнесение слогов по парам, где первый слог один и тот же, а второй слог в паре меняется по очерёдности (очерёдность даётся в самом начале при воспроизведении слогов по моделям по одному слогу на Рисунке 1).

ША

ШО

ШУ

ШИ

Первые варианты пар даются с опорой на модели, по которым получаются такие пары слогов: (на Рисунке 4 показаны модели)

 I В                          II В                                  III В                           IV В

Ша – ша             Шо - ша                          Шу – ша                     Ши  - …

Ша – шо             Шо – шо                         Шу – шо                     Ши  - …

Ша – шу             Шо – шу                         Шу – …                      Ши  - …

Ша – ши             Шо – ши                         Шу – …                      Ши  - …

C:\Documents and Settings\User\Мои документы\статья 2 !!\Судак И.А.  статья Начальные этапы автоматизации звуков\Рисунок4.jpg

Или так (Рисунок 5):

                              ША

                              ШО                      

ША                       ШУ

                             ШИ

C:\Documents and Settings\User\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\Рисунок5.jpg

Сколько вариантов пар предложить на одном занятии, зависит от возможностей ребёнка. Ребёнку можно предложить самому выбрать, какой слог будет первым в парах. Эти пары также можно выкладывать из отдельных карточек с изображёнными моделями слогов. При этом  карточек должно хватить на весь вариант. Первые варианты пар ребёнок воспроизводит по моделям, а когда поймёт закономерность, можно предложить называть пары слогов по представлению, сначала добавляя второй слог в  третьем и четвёртом ряду третьего варианта (например, отрабатывая звук [л], это будут слоги лу-лу, лу-лы), а в четвёртом варианте можно предложить договорить второй слог в каждой паре:  лы-…(ла), лы- …(ло), лы - ...(лу), лы - …(лы).  Такие упражнения способствуют формированию навыков самоконтроля за правильным произношением.

К тому же модель слога позволяет ребёнку усвоить состав слога-слияния, ведь  слияние трудно расчленить на составляющие его звуки, а данная модель наглядно это представляет. Заменяя символ согласного звука в моделях слогов при автоматизации следующего поставленного звука, ребёнок чувствует и наглядно представляет наличие гласного звука, что способствует профилактике пропуска гласных при письме. А сам символ гласного звука уточняет артикуляцию, способствует укреплению связи фонема-артикулема и тем самым дифференциации звуков и букв о-у, а-о, профилактике замен на письме соответствующих букв.

В  зависимости от возможностей и желания ребёнка, при автоматизации следующих поставленных звуков,  для разнообразия можно  предложить поменять и символы гласных звуков,  которые также будут напоминать оральный образ гласного звука: мяч, солнышко или ромашка – звук А, овал – звук О, маленький кружок (вишенка) – звук У, дыня или грибок с широкой шляпкой – звук Ы.  

 Сколько получается упражнений на автоматизацию звука в слогах! И не скучно, и можно закрепить произношение поставленного звука в слогах и тем самым подготовить к произнесению звука в словах.

Список использованной и рекомендуемой литературы:

  1. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок. М., Аркти, 2007 г.
  2. Смышляева Т.Н., Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников.//Логопед для ДОУ. Сборник материалов. М., 2005 г.
  3. Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [з], [з'], [ц] (Логопедическая тетрадь). Ярославль, Академия развития. 1996 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс. Способы постановки звука [ Р].Этапы автоматизации.

Предлагаемый материал дает возможность познакомиться с видами нарушений соноров, традиционными методами постановки и способами автоматизации поставленного звука....

Игровые приемы на этапе автоматизации звуков у обучающихся с моторной алалией

     Я, учитель-логопед, работаю в школе V вида для детей с тяжелыми нарушениями речи. Как показывает практика, с каждым годом в нашу школу все больше поступают дети с соче...

Конспект индивидуального занятия Тема: Звуки [з] - [с]. Дифференциация звуков [з] - [с] во всех позициях. Звук [т]. Автоматизация звука т во всех позициях.

Материал занятия направлен на дифференциацию обучающимся звуков [з]- [с] и закрепление произношения звука [т] в самостоятельной речи. Вторая часть занятия - это развитие речевого слуха (работа с текст...

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, чистоговорках и предложениях. Автоматизация звука в самостоятельной речи. Работа над интонацией

Открытый урок в коррекционной школе для детей с нарушением слухаПодготовила: педагог-сурдолог Байцаева Л.В.г. Владикавказ, 2019 г.Автоматизация звука [ш] в слогах, словах,  чистоговорках и предло...

Грамматические упражнения на этапе автоматизации звуков.

Рассмотрены варианты грамматических заданий на примере автоматизации звука "Ш"....

Игровые задания для коррекции звукопроизношения на этапе автоматизации. Звук «Р».

Данная статья адресована учителям-логопедам и родителям. В ней содержится занимательный речевой материал по закреплению в речи детей правильного произношения звука Р....

Упражнения на этапе автоматизации звука Р (слова, словосочетания, предложения)

В материале предложены несколько вариантов упражнений для автоматизации звука Р в словах. словосочетаниях и предложениях. Материал будет полезен родителям и педагогам, работающим с детьми....