Конспект логопедического занятия "Слова, обозначающие предметы" с включением этнокультурного компонента "Богатства Югры"
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) по теме

В конспекте логопедического занятия учитываются особенности речевого развития ребенка коренных малочисленных народов Севера. С целью оптимизации усвоения материала ребенком коренной национальности включен этнокультурный элемент "Богатсва Югры", основанный на материале, близком и понятном детям данной категории. На занятии говорится о дереве - кедр. Детям предлагаются нестандартные формы работы: просмотр мультфильмов, разгадывание хантыйских загадок, подготовка проектов на тему "Не рубите кедры!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bogatstva_yugry.docx64.31 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие №4

Технологическая карта сопровождения логопедического занятия с включением этно-экологического компонента

( в соответствии с новыми ФГОС ОВЗ)

ФИО логопеда

Копылова Наталья Петровна, учитель – логопед 1 квалификационной категории

Группа, класс (логопедическое заключение)

Группа обучающихся коренной национальности 1-х классов (ханты)

Логопедическое заключение: общее недоразвитие речи 3-4 уровня

Время работы

Занятие рассчитано на 35 минут, так проводится на этапе адаптации, в сентябре месяце. В течение занятия проводятся 2-3 физкультпаузы, направленные на релаксацию и снятие напряжения

Тема занятия

Логопедическая тема: «Слова, обозначающие предметы»

Этно-экологический компонент: «Богатства Югры»

Цель занятия

Научить детей понятию «слова- предметы» на основе  материала этно-экологического компонента «Богатства Югры»

Задачи занятия

  1. Обучить детей практическому усвоению слов, обозначающих живые и неживые предметы.
  2. Формировать у детей коммуникативную сторону речи обучающихся.
  3. Развивать пространственную ориентировку на знание пальцев рук и право-левой ориентировки.
  4. Формировать навыки слогового и звуко – буквенного анализа и синтеза.
  5. Формировать навыки организации учебной деятельности.
  6. Развивать высшие психические функции: память, внимание, мышление.

Универсальные учебные действия

Личностные УУД

  1. Формирование положительного отношения к учебной деятельности.
  2. Формирование интереса к учебному материалу через введение этно-экологического компонента  о родном крае.

Регулятивные УУД

  1. Формирование умения определять цель деятельности на занятии.
  2. Формирование умения оценивать успешность выполнения учебной задачи.
  3. Формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

  1. Формирование умения слушать, слышать и понимать товарищей, учителя.
  2. Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными целями.
  3. Воспитание толерантности в высказываниях друг к другу.

Познавательные УУД

  1. Формирование умения извлекать заданную информацию из Информационных источников.
  2. Формирование умения на основе анализа делать выводы и обобщение.
  3. Формирование умения устанавливать аналогии.
  4. Познание новой информации о нашей Родине и жителях ее населяющих.

Оборудование

  1. Персональный компьютер
  2. Проектор и экран
  3. Листы бумаги А-4 красного, белого, синего цветов с заданиями с обратной стороны.
  4. Индивидуальные карточки на каждого учащегося с цифрами 1,2,3.
  5. Памятка о правилах работы в группе.
  6. Карточки – фото с изображением нефти, угля, газа, золота, железной руды, меди, мрамора.
  7. Карточки – фото с изображением волка, вороны, щуки, дятла, ряпушки, лося
  8. Карточки для игры «Аналогии»: карточки с изображением 1)пшеницы          пироги, черника          ? варенье, 2) морковь          салат, грибы          ? суп, 3) черника           черный квадрат, голубика

? голубой, 4) подберезовик        береза, подосиновик        ?осина

  1. Карточки с вопросами КТО? - синего цвета, ЧТО?- зеленого цвета.
  2. Карточки с изображением кедра, кедровки, лисичек, ветра
  3. Индивидуальные карточки квадратной формы синего и зеленого цвета.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

Этап логопедического занятия

Длительность этапа

Методы и приемы работы

Формы организации деятельности с  обучающимися

Деятельность учителя - логопеда

Деятельность обучающихся

Этап мотивации

3 мин

Словесные, практические

Фронтальная, индивидуальная

- Здравствуйте, ребята! Давайте вспомним с прошлого занятия:

- Как называется страна, в которой мы живем? Назовите столицу нашей Родины.

- А теперь давайте все, что мы сказали проговорим вместе с работой пальчиков.

- Как называют жителей проживающих в России?

-Возьмемся за руки, россияне, и улыбнемся друг другу! С таким настроением будем работать в течение всего занятия, уважительно относясь к каждому своему однокласснику.

- Россия.

- Москва

- Дети поочередно прикасаются пальцами каждой руки к большому пальцу, проговаривая: Мы живем в стране Россия, столица нашей Родины – Москва.

- Мы – россияне!

Этап актуализации знаний

3 мин

Проблемные, словесные, практические

Фронтальная, индивидуальная

- Ребята, вспомните с прошлого занятия, сколько цветов имеет наш российский флаг?

- Правильно, наш флаг – триколор. Он имеет 3 цвета. Расположите правильно на доске цвета нашего флага.

- Соотнесите эти цвета с цифрами, размещенными на карточках у вас на столе.

- Разделитесь на группы и возьмите себе соответствующую карточку  с заданием на доске.

-Российский флаг имеет 3 цвета.

- Дети на доске располагают листы цветной бумаги: красный, синий, белый.

- Дети должны догадаться, что цифра 1 соотносится с красным цветом, так как это первый цвет, 2 – с синим цветом, 3- с белым.

- Дети 1-й группы должны взять карточку красного цвета с заданием с обратной стороны, 2-й группы – синего, 3-й группы – белого.

Этап формулировки  темы и задач

3 мин

Словесные, практические, аналитико- синтетические

Работа в парах

- У вас с обратной стороны записаны задания, ответы на  которые вы должны дать Помните, что вы работаете в паре, поэтому должны соблюдать соответствующие правила:

1. Вы должны уметь слушать друг друга.

2. В случае спора уметь уступать.

3. Уметь договариваться друг с другом.

4. Уметь распределять роли в паре.

Задание для пары №1:

- На какие вопросы отвечают слова – предметы.

- Выберите вопрос к словам – предметам, обозначающим одушевленный предмет.

- Выберите вопрос к словам – предметам, обозначающим неодушевленный предмет.

- Сделайте предположение, о каких словах мы будем говорить на занятии?

- Правильно, мы еще раз поговорим об этих словах. Будем упражняться в правильной постановке вопросов к этим словам и будем продолжать говорить о нашем крае, насколько уникально то место, где мы живем.

На доске размещается памятка для учащихся. C:\Users\Наталья Петровна\Pictures\Правила_сотрудничества.jpg

– Слова – предметы отвечают на вопросы КТО? ЧТО?

- Слова, обозначающие одушевленный предмет, отвечают на вопрос КТО? и подчеркиваются одной синей линией.

- Слова, обозначающие одушевленный предмет, отвечают на вопрос ЧТО? и подчеркиваются одной зеленой линией.

- Скорее всего мы поговорим о словах предметах.

Закрепление во внешней речи пройденного материала

7 мин

Практические, наглядные, аналитико-синтетические, проблемные

Работа в парах

- Давайте еще раз вспомним как называется наш край, в котором мы живем.

- На прошлом занятии мы говорили об уникальности нашего края и его богатстве. Наш северный край богат природными ископаемыми, животными, растениями.

- Сейчас вам предстоит продолжить работу в парах.

Задание для первой пары:

- Вам предстоит внимательно посмотреть на карточки с изображениями полезных ископаемых и вспомнить, каких полезных ископаемых нет в нашем регионе (выдаются карточки с изображением нефти, газа, угля, золота, железной руды, меди, мрамора).

Задание для второй пары:

- Вам надо правильно разделить карточки на три группы (выдаются карточки с изображением волка, вороны, щуки, дятла, ряпушки, лося

Задание для третьей пары:

- Вы должны догадаться, какую карточку можно положить вместо знака вопроса (выдаются карточки для игры «Аналогии»)

- Давайте проверим, как вы выполнили задания

- Ребята, последнее задание еще раз доказывает, что наш край богат полезными ископаемыми, животными, растениями.

- Ханты – Мансийский округ – Югра

Дети откладывают «лишние» карточки с изображением полезных ископаемых, которых нет в Югре: угля и мрамора

Дети классифицируют карточки по группам: звери, птицы, рыбы

Дети проводят аналогичный ряд и выкладывают нужную карточку вместо вопроса.

- Взаимопроверка задания

Рефлексия

3 мин

Словесные, практические

Фронтальная

- А сейчас мы немного отдохнем: сделайте столько приседаний, сколько слогов в слове нефть; столько прыжков, какая по счету в слове волк стоит буква Л; столько наклонов вперед, сколько гласных в слове ворона; столько наклонов головой, сколько слогов в слове черника.

- Задайте правильный вопрос к этим словам, обоснуйте ответ.

Выполнение действий по инструкции

Нефть – что? (неодушевленный предмет)

Волк – кто? (одушевленный предмет)

Ворона – кто? (одушевленный предмет

Черника – что? (неодушевленный предмет)

Закрепление во внешней речи пройденного материала

5 мин

Практические, наглядные, аналитико-синтетические, проблемные

Фронтальная, индивидуальная

- Ребята, сейчас вам предстоит отгадать хантыйские загадки. Отгадки на эти загадки находятся под вашими ногами, когда вы находитесь в лесу:

1) На том берегу реки дерево с колокольчиками стоит.

2) А эта таёжная птица

Сидит на кедровой сосне.

Сидит плутовка, молчит, Кедровые шишки лущит.

- Куда мы разместим птицу: под дерево или на дерево?

3) Если их найдут в лесу,

Сразу вспомнят про лису. Рыжеватые сестрички Называются…

- Куда мы разместим лисички: над кедром или под кедром? Именно лисички любят прятаться под кедром.

4) Удалец-молодец

Без крыльев летает.

Снег поднимает,

Кедры качает…

Спросишь его-

Прожужжит, прозвенит

И дальше летит.

- Задайте вопросы к словам – отгадкам, поднимите соответствующую карточку, сделайте слоговой анализ этих слов.

- Сделайте вывод по определению слогов в слове.

- Разгадывание загадок:

-Кедр.

-Кедровка.

- Лисички

- Ветер

- Выполнение задания по инструкции: дети поднимают вверх карточку синего цвета, если слово отвечает на вопрос КТО?, зеленого цвета – ЧТО?

- Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Рефлексия

3 мин

Словесные, практические

Фронтальная

-Снова немного отдохнем. Выполним небольшую разминку:

 Станем мы деревьями,

Сильными, большими.

Ноги – это корни,

Их расставим шире,

Чтобы дерево держали,

Падать не давали,

Из глубин далеких

Влагу доставали.

Наше тело – ствол могучий,

Он чуть – чуть качается.

И своей верхушкой острой

В небо упирается

- Дети имитирует действия по ходу стихотворения.  

Актуализация знаний учащихся

1 мин

Наглядно-демонстрационные

Фронтальная

- Ребята, сейчас мы просмотрим мультипликационный сюжет о кедре. Внимательно просмотрите видеоролик, а затем мы побеседуем по нему

Дети просматривают видеоролик «Кедр – дерево жизни»

Гиперссылка (нажмите клавишу CTRL и щелкните ссылку):

http://yandex.ru/video/search?filmId=RJhdowIgUXI&text=%20%D0%BC%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC%20%D0%BE%20%D0%BA%D0%B5%D0%B4%D1%80%D0%B5

Или найти в Yotube мультипликационный фильм «Кедр – дерево жизни»

Включение нового в систему знаний

3 мин

Словесные, аналитико - синтетические

Фронтальная, индивидуальная

- Ребята, как вы поняли, в чем основная идея мультфильма?

- В какой помощи нуждается кедр?

- Почему кедр называют деревом жизни?

- Кедр – это тоже достояние нашего края. Под «сибирской сосной» - так по- другому называют кедр – любят побродить многие животные, например, медведь. В кроне дерева любят останавливаться многие птицы, чтобы полакомиться излюбленным лакомством – кедровыми орехами.

- Выдвинете идеи для привлечения внимания к проблеме: что мы, дети, учителя можем сделать?

- Надо помочь кедрам

- Кедр надо спасти от вырубки

- Под деревом, на дереве живут много животных

- Можем нарисовать рисунки, листовки «Не рубите кедры!» и разместить их по поселку или на сайте школы

Рефлексия. Включение нового в систему знаний

4 мин

Словесные, аналитико - синтетические

Фронтальная, индивидуальная

- Ребята, подумайте, какой общий вывод мы можем сделать по занятию, глядя на доску?

На доске дети классифицировали карточки с изображением богатств края по вопросам КТО?

ЧТО?

- Ребята, вырубают ли леса на ваших родовых угодьях? Что вы стали замечать после вырубки леса?

Озвучивается общий вывод:

На занятии мы говорили о словах – предметах. Если слово обозначает неодушевленный предмет, оно отвечает на вопрос ЧТО? - и подчеркивается зеленой прямой линией. Если слово обозначает одушевленный предмет, оно отвечает на вопрос КТО? и подчеркивается прямой синей линией. Еще мы продолжали говорить о богатстве края. Решили сделать выставку рисунков «Не рубите кедры!»

- Стало меньше животных, растений, грибов в месте вырубки леса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия для младших школьников "Слова, обозначающие признак предмета. Шипящие звуки."

Конспект урока для логопедических занятий. Игровая форма работы с учащимися....

Конспект урока "Слова, обозначающие действие предметов"

Конспект "Слова, обозначающие действия предметов" 2 класс...

Конспект логопедического занятия "Простое нераспространенное предложение" с включением этнокультурного компонента "Перелетные птицы Югры"

В конспекте занятия приводятся примеры организации логопедической работы в условиях реализации ФГОС ОВЗ. Особенностью занятия является включение этнокультурного компонента "Перелетные птицы Югры", так...

Конспект логопедического занятия на тему : «Слова, обозначающие действия предметов» (1 класс)

Конспект логопедического занятия на тему :«Слова, обозначающие действия предметов» (1 класс)...

Конспект занятия "На поверхности болота" в рамках курса "Югра- моё наследие"

Основные цели занятия:1.Формировать опыт применения Табу природы и правила трех «П» для приобщения к природному наследию Югры (болотные сообщества)  2. Познакомить учащихся с осо...