Технологическая карта логопедического занятия в 1 классе "Дифференциация звуков С-Ш"
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) по теме

Першина Светлана Викторовна

Предлагаю  технологическую карту занимательного занятия для детей с ФФНР на тему "Дифференциация звуков С-Ш"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект коррекционного фронтального занятия для  обучающихся 1 класса с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

                                                                                                                      Подготовила: Першина Светлана Викторовна

                                                                                                                     учитель-логопед МБОУ «СОШ №106 г. Челябинска»

Тема:Дифференциация звуков  [С]-[Ш]

Цель: Дифференциация звуков  [С]-[Ш]

Задачи:

Коррекционные: учить  различать  звуки [С]-[Ш] на слух, в произношении, при письме и чтении; развивать фонематический слух  слоговой анализ и синтез слов.  развивать внимание, зрительную  и слуховоую память.

Образовательные: формировать навыки деления слов на слоги; закреплять знания о правописании  ши

Воспитательные: воспитывать чувство товарищества, взаимопонимания и сотрудничества.

 Планируемые результаты:

Предметные:  Научить различать звуки С – Ш в слогах , словах и предложениях.

Личностные:  Проявлять мотивацию учебно-познавательной деятельности.

  Понимать смысл выполнения самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности.

Метапредметные:  Понимать и принимать коррекционную задачу, осуществлять ее решение  под руководством учителя – логопеда.  Выделять из содержания  занятия  известные знания и умения, определять круг неизвестного по  теме.

Оборудование: индивидуальные зеркала, мячик, тетради, картинки степных животных. (сайгак, суслик, сурок, тушканчик, мышь), картинки  посуды ( ковш, чашка, горшок, кувшин, кастрюля, сковорода, стакан, сахарница, солонка, масленка),картинка Федоры из сказки «Федорино горе».

Задачи

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Создать благоприят-ную  рабочую обстановку, психологический настрой учащихся.

Развитие дыхания.

Снять  психическое напряжение, дать возможность самовыраже-ния.

Актуализация знаний по теме

Дифференциация звуков [с] - [ш] по артикуляции

Дифференциация звуков [с] - [ш] в слогах

Развивать навыки фонематического анализа и синтеза

Закреплять знания о правописании  ши

Обогащать и активизиро-вать словарь по теме «Животные степей»

Формировать навыки деления слов на слоги.

Развивать навыки фонематичес-кого анализа

Упражнять в составлении сложных предложений с предлогом потому что.

Дифференциация звуков [с] - [ш] в  предложении

Организа-ционный этап.

Релакса-ция. Психогим-настика

Подготовительный этап

   

  

 Этап постанов-ки цели и задач

  Этап работы по теме-

  

  

Развитие фонематического слуха

Развитие слухового внимания

Физкульт-минутка.

Дидактическая игра с мячом «Наобо-рот»

 Этап. Закрепление изучен-ного материала.

 

Закрепле-ние материала, включение в систем

Рефлексия

Приветствие учеников.

 - Сегодня на уроке я приглашаю вас совершить путешествие на воздушном шаре.  Для этого давайте надуем  большой воздушный  шар. Возьмем насос и накачаем его воздухом: Ш –Ш –Ш –Ш.  Чтобы воздушный шар взлетел, его надо накачать теплым воздухом.

Покажите,  какой большой и твердый воздушный  шар мы надули.  

В воздушном  шаре дырочка и он стал пропускать воздух: С –С –С –С.

 Наш шар стал слабым и вялым, покажите каким он стал

Давайте заклеим дырочку и вновь надуем шар.

 Изобразите,  как  вы огорчились, когда шар сдулся, как  рады, что шар  надут.  

Какой звук мы произносили, когда надували шар? Какой звук мы произносили, когда воздух выходил из шара через дырочку?

Сформулировать тему занятия и записать ее на доске.

-Как вы думаете какие звуки сегодня мы будем различать? Откройте тетради и запишите буквы нашей темы.

Работа с зеркалами. Припоминание и сравнение артикуляции звуков.

-Посмотрите в зеркало и скажите, как правильно произносить звук Ш

-Как призносится звук С?

Припоминание и сравнение характеристики изучаемых звуков.

Чем отличаются звуки?

Найдите и покажите букву Ш, букву С.

- Пока воздух в воздушном шаре подогревается  и шар готовится к полету, мы поучимся различать звуки С и Ш. Я буду произносить слоги и слова с этими звуками, а вы должны поднять соответствующую букву

  а) различение в слогах: ша. шу, су, сы, со, аш, ис, ус, ош.

б) в словах: шум, уши, усы, сын, мусор, пушок, мешок, квас, мышь, песок.

 Прослушайте слоги и запишите в тетради слог, который повторяется дважды.

Са –са – ша                       ша – са –ша

Су –шу –су                          шу-шу-су

- Какие слова можно составить из этих слогов.

Преобразование слогов, слов — игра «Наоборот» с перебрасыванием мяча.

-Поиграем в игру наоборот. Я буду бросать вам мяч и говорить слог или слово, а вы должны будите заменить звук С на Ш или Ш на С, сказать наоборот. Например: аш-ас, уш-…,

Крыша- …,    уши-…,  миска-…,

Марс-…, суметь-…,басня-… каска-….

Запись слоговых дорожек после прослушивания.

-Послушайте внимательно слоговую дорожку и запишите ее в тетради.

Са-ша, ос- ош, шу-су, ша-са-ша.

-Вспомните с какой буквой пишется слог ШИ, а затем запишите слоговую дорожку: ши-ши-сы.

 -Наш воздушный шар взлетел, мы пролетаем с вами над  степями.

Выставляются картинки степных животных. (сайгак, суслик, сурок, тушканчик, мышь)  

-Возьмите бинокли. Внимательно посмотрите и назовите животных, которые обитают в степи. Назовите животных, в названии которых есть звук  С.  Назовите животных, в названии которых есть звук Ш. Назвать слова, состоящие из двух слогов, из одного слога. Из трех слогов.

- Про каких животных можно сказать такие слова:

Запасливый …...      Длинноухий …          Длиннохвостая …      Быстрый ….

О каком животном эта загадка?

               Он грызун не очень мелкий,

               Ростом чуть побольше белки

               А заменишь У на О –

                Будет круглое число.

 Запись в тетради.

Преобразование СУРОК – СОРОК – СЫРОК.

-Посмотрите, по полю бежит какая-то старушка и просит о помощи. (Выставляется картинка) Догадайтесь, кто это, по строчкам из стихотворения.

                   Села бы баба за стол,

                   Да стол за ворота ушел,

                   Наварила бы баба щи,

                   Да кастрюлю поди поищи!

                   И чашки ушли, и стаканы.

                   Остались одни тараканы.

 -Правильно это Федора.  Почему от Федоры сбежала вся посуда? Теперь Федора хочет исправиться и  повсюду разыскивает свою посуду, чтобы помыть её и расставить по местам. Давайте  приземлимся и  поможем Федоре.

 Распределите посуду: в шкаф  посуду, в названии которой есть звук Ш,  в стол поставить посуду, в названии которых есть звук С.  

Ш –  ковш, чашка, горшок, кувшин.

С – кастрюля, сковорода, стакан, сахарница, солонка, масленка.

 Федора очень  благодарна вам за помощь. Она  угощает вас сушками.  

 На доску вывешивается скороговорка.

 Старушка шустро сушит сушки.

Проводится конкурс на лучшего рассказ

-Ребята, чем мы сегодня занимались на уроке? Какое задание на уроке вам понравилось больше всего? Какое задание было для вас самым трудным? А сейчас давайте оценим свою работу!

У каждого на парте лежат смайлики. Кому было интересно на уроке, тот выбирает улыбающееся лицо, а кому понравилось кое-что, лицо без улыбки, а кому всё не понравилось – грустное

Дети имитируют работу с насосом и произносят звук: Ш –Ш –Ш –Ш.

Дети надувают щеки и показывают руками большой шар.

Произносят звук С-С-С

Показывают руками сдувающийся шар, затем совсем сдутый шар (раслабление мышц)

 

Показывают мимикой огорчение и радость.

Сегодня мы будем различать звуки С и Ш и буквы С и Ш

Записывают  буквы С и Ш в тетради.

-При произнесении звука Ш губы округлены, зубы почти сомкнуты, язык в форме «чашечки» поднят к верхним передним зубам, выдыхаемый воздух теплый, голосовые связки не принимают участия.

При  произнесении звука С  губы в улыбке, выдыхаемый воздух холодный, кончик языка упирается в нижние зубы, голосовые связки не принимают участия.

Ш – согласный, глухой, шипящий,  всегда твердый.

 С – согласный, глухой, свистящий твердый, но у него есть братец (мягкий звук С).

Звук Ш- шипящий и всегда твердый , а звук С -свистящий

Находят буквы в кассе букв.

Поднимают соответствующую букву на слог или слово.

Записывают слоги  в тетрадь: са , су, ша, шу.

-Саша. сушу

Встают в круг и  играют в игру с перебрасыванием мяча.

Записывают слоговые дорожки в тетрадь

Изображают пальцами рук бинокли и называют животных.

Отгадывают загадку.

Преобразуют слова

-Это Федора из сказки  К.И. Чуковского «Федорино горе»

Распределяют картинки посуды и объясняют свои действия.

Я поставил кувшин в шкаф, потому  что в слове кувшин есть звук Ш.

Читают скороговорку,

  шифруют слова скороговорки буквами С и Ш.

Старушка   шустро   сушит    

С Ш             Ш С             С Ш      

сушки.

СШ

Учащиеся анализируют свою работу, высказывают впечатления от занятия, делают предположения, оценивают свою работу.

Регулятивные:

целеполагание, планирование

Регулятивные : определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; – учиться работать по предложенному учителем плану;

Познавательные уметь давать характеристику рассматриваемому объекту.

Познавательны: анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки, исключать лишнее в соответствии с выделенными существенными признаками

Личностные: развитие познавательного интереса к обучению.

Регулятивные : умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Познавательны: анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки

Регулятивные : - формирование основ самоконтроля;

Регулятивные:

осуществлять самоконтроль.

 

Коммуникатив-ные : Формулировать ответы на вопросы, составлять устное монологическое высказывание

Познавательные:

 анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Коммуникаци-онная:

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Владение монологической речью в соответствии с нормами русского языка.

Познавательные:

сравнение классификация предметов по выделенным признакам

Регулятивные : оценивать правильность своих действий на уровне адекватной оценки, осуществлять итоговый контроль 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Технологическая карта логопедического занятия "Звуки и буквы С - Ш"

Данное занятие включено в раздел рабочей программы "Дифференциация фонем по артикуляционно-акустическим признакам" с учащимися 1 классов с ОНР и НВОНР. . На занятии применялись здоровьесберегающие , и...

Технологическая карта логопедического занятия. Тема "Дифференциация твердых и мягких звуков [к] – [к`], [г] – [г`]". Лексическая тема: «В гости к весне».

Основное затруднение обучающихся, на преодоление которого направлено коррекционное занятие:дисграфия, дизорфография.Тема: Дифференциация твердых и мягких звуков  [к] – [к`],  [г] – [г`]. ...

Технологическая карта логопедического занятия для учащихся с умственной отсталостью "Дифференциация звуков и букв Г – К в слогах, словах "

В технологической карте подробно отражены 3 блока: блок целеполагания, инструментальный и организационно-деятельностный. В блоке целеполагания раскрыты цель и триединые задачи, в инструментальном - фо...

Технологическая карта логопедического занятия во 2 классе по теме: "Дифференциация звуков Р-Л".

Технологическая карта логопедического занятия во 2 классе   по теме:  "Дифференциация звуков Р-Л". ...

Технологическая карта логопедического занятия «Дифференциация звуков [ж] – [ш] в слогах, словах и предложениях».

Тема: «Дифференциация звуков [Ж] – [Ш] в слогах, словах и предложениях».Возрастная группа: дети 9-10 лет с умственной отсталостью легкой степени.Форма организации: подгрупповое занят...

Технологическая карта логопедического занятия «Автоматизация звука [р] в словах и предложениях».

Тема: «Автоматизация звука [р] в словах и предложениях».Возрастная группа: ребенок 10 лет с умственной отсталостью легкой степени.Форма организации: индивидуальное занятие.Цель: закреплени...