Конспект логопедического занятия на тему Осень
план-конспект по логопедии на тему

Новосёлова Анна Васильевна

Данный конспект можно использовать для старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx18.62 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  логопедического занятия по лексической теме «Осень»

Цель:

Систематизировать знание детей об осени и осенних явлениях.

Задачи:

  1. Расширять и активизировать словарь по теме « Осень».
  2. Совершенствовать грамматический строй речи.
  3. Продолжать учить согласовывать движения с речью.
  4. Развивать мелкую моторику пальцев рук через пальчиковую гимнастику.
  5. Развивать речевое дыхание
  6. Развивать пространственные представления.
  7. Развивать внимание, память.
  8. Воспитывать положительное отношение к занятию, самостоятельность, контроль над собственной речью.

 

Оборудование:

Кукла «Осень», мультимедийная установка, мяч, картинки с листьями,  листы белой бумаги, набор листьев на каждого ребенка, картинки с изображением деревьев, игрушка-телефон.

 

 

Ход  занятия:

  • Орг. момент

Дети входят в игровую зону, на ковре лежат листья.

— Ребята, посмотрите вокруг, что вы видите?

(ответы детей).

— Какого цвета листья?

(ответы детей).

— Как сказать про листья разного цвета?

(ответы детей).

(Да, листья разных цветов, они разноцветные).

— Какие у нас листья?

(ответы детей).

 

  • Введение в тему

-А сейчас внимательно послушайте стихотворение.

Падают, падают листья,

В нашем саду- листопад,

Желтые, красные листья,

По ветру вьются, летят.

 

— О каком времени года это стихотворение?

( об осени).

 

  • Дыхательная гимнастика (вдох через нос, выдох через рот, дети вдыхают аромат осенних листьев).

-Ребята, осенние листья очень приятно пахнут.

-Давайте подышим ароматом осеннего леса!

  • Введение в тему

-Какие приметы осени вы знаете?

(Моросит дождь, дует ветер, листья опадают, птицы собираются улетать на юг, дети надели теплые курточки и сапожки).

— А какие вы знаете осенние месяцы?

(ответы детей).

 

  • Пальчиковая игра «Осенний букет»

       Раз, два, три, четыре, пять-

       Будем листья собирать

        (сжимать и разжимать кулачки),

       Листья березы, листья рябины,

        Листики тополя, листья осины,

        Листики дуба мы соберем,

        Маме осенний букет отнесем.

       (загибать поочередно пальцы).

 

  • Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных

Звонит телефон, говорит гномик из сказочной страны Гномии. Он сообщает, что к ним тоже пришла осень. У них в стране все маленькое-маленькое и поэтому все зовется ласково. На экране появляются картинки, дети образовывают слова с уменьшительно-ласкательным значением.

Дождь-дождик, лист-листик

Ветка-веточка, трава-травка и т.д.

 

  • Игра «Подбери признак»

Логопед:

— Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, встретила я его по дороге в детский сад, и он мне подарил волшебный мяч.

Мяч осенний и волшебный,

Будет в руки к вам скакать

И вопросы задавать.

— Кому я брошу мяч ,тот  отвечает на вопрос и возвращает мне мяч.

-Какие листья осенью?

-Какие деревья?

-Какая трава?

-Какой дождь? и т.д.

 

  • Физминутка

Листья осенние тихо кружатся

(дети кружатся на носочках)

 

Листья нам под ноги тихо ложатся

(дети приседают)

 

И под ногами шуршат, шелестят

(волнообразные движения руками вниз)

 

Будто опять закружиться хотят

(поднимаются на носочки, кружатся).

 

  • Образование притяжательных прилагательных. Игра «С чьей ветки детки».

Лист с березы – березовый,

Лист с рябины – рябиновый,

Лист с дуба – дубовый.

Лист с осины – осиновый .

(дети подбирают листья к нужному дереву).

 

  • Игра на внимание.

Логопед показывает детям ряд листьев, дети их называют. Логопед просит детей закрыть глаза, убирает одну картинку, дети должны догадаться – какой картинки не стало.

 

  • Развитие пространственных представлений. Выкладывание узора из осенних листьев на коврике.

        (Логопед предлагает детям выложить узор  из осенних листьев на листе бумаги так, как было на доске).

        — Какой лист в середине?

        — Какой лист слева?

        — Какой лист справа?

              (ответы детей).

 

  • Релаксационная минутка.

— А теперь давайте отдохнем. Ложитесь на желтую, осеннюю полянку, закрывайте глазки, расслабьтесь.

Дети лежат на полянке, логопед читает стихотворение:

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло,

Голые кусты.

Вянет и желтеет

Травка на лугах,

Только зеленеет.

Озимь на полях.

Туча небо кроет.

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Воды зашумели

Быстрого ручья,

Птички улетели,

В теплые края.

Звучит спокойная музыка.

 

  • Итог занятия

— Занятие подошло к концу.

— Скажите, о каком времени года мы говорили на занятии.

— На следующем занятии мы продолжим разговор об осени, а сейчас всем спасибо, вы свободны. Дома вы нарисуете осеннюю картину.