ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ. Понятие о слове
учебно-методический материал по логопедии на тему

Войтюк Лэйсэн Минехатовна

Среди наиболее существенных задач по развитию речи является работа по развитию лексического запаса.

Как известно, слово является одной из значимых единиц языковой системы; оно выступает как нечто центральное во всей системе языка. При помощи слова называются предметы и явления, их особенности, свойства, качества, отношения и т.д. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_razvitie_leksicheskoy_storony_rechi.docx35.02 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ

ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ

Понятие о слове

1. Сколько слов?

Цель: Дать детям понятие «слово».

Оборудование: Книга, карандаш, тетрадь и др.

Описание игры: Педагог объясняет детям, что все предметы имеют своё название, и называет разные предметы: книжку, карандаш и т.д. Затем берёт предметы и просит, чтобы дети сами их назвали. После этого педагог говорит: «Вы правильно назвали все предметы. И сказали много разных слов. Повторите эти слова. (Дети повторяют слова с опорой на предметы.) А теперь внимательно послушайте, сколько я произнесу слов: дом, цветок. (Два слова.) Какое первое слово? (Дом.) Какое второе слово? (Цветок.) А сейчас сами придумайте по одному слову. (Дети придумывают.) Придумайте каждый по два слова». Дети произносят слова, педагог должен следить за тем, чтобы дети не соединяли слова союзом «и».

2. Кто это? Что это?  

Цель: Дать детям понятие «слово», обозначающее живой или неживой предмет.

Оборудование: Картинки с одушевлёнными и неодушевлёнными предметами.

Описание игры: Педагог обращается к детям: «Вокруг нас много разных предметов. И о каждом предмете мы можем спросить. Я вас буду спрашивать, а вы отвечайте одним словом «Что это?». Педагог указывает на разные неодушевлённые предметы. Дети отвечают, например: Книга. Игрушка. Стол и т.д.

Далее педагог говорит: «А сейчас я вас спрошу иначе. Кто это?» Педагог указывает на одушевлённые предметы: птичку, рыбку, детей – спрашивает у детей: «Как можно спросить? (Кто это?) Я вам буду называть разные предметы, а вы к этим предметам ставьте вопросы». Педагог называет одушевлённые предметы, а дети ставят вопрос «кто?» Таким образом, педагог постепенно подведёт детей к понятиям «живой» - «неживой».

Поводя итог, педагог делает вывод: все слова, обозначающие неживые предметы, отвечают на вопрос «что?», а слова, обозначающие живые предметы, - на вопрос «кто?».


3. Рассмотри картинки

 

Цель: Закреплять у детей понятия «живой» - «неживой».

Оборудование: Предметные картинки, изображающие живые  и неживые предметы.

Описание игры: Вариант 1. Педагог выставляет предметные картинки и просит детей внимательно их рассмотреть. Затем даёт задание: 1) назвать картинки с изображением живых предметов, поставить к этим словам вопрос; 2) назвать картинки с изображением неживых предметов, поставить вопрос. Например: стол (что это?), кошка (кто это?).

 Вариант 2. Игра проводится без опоры на предметные картинки. Логопед подбирает разные слова (одушевлённые и неодушевлённые) и называет их вперемешку. Дети должны к этим словам поставить вопросы «кто это?» или «что это?». Наиболее активные дети отмечаются педагогом в конце игры.

4. Кто что делает?

Цель: Дать понятие о слове, которое обозначает действие.

Описание игры: Педагог приглашает одного из детей к доске и даёт ему задание (тихо, чтобы не слышали другие дети): «Саша, рисуй, - и спрашивает у детей: Что делает Саша?» Дети должны ответить одним словом.

Затем педагог даёт другие задания ребёнку, а дети называют его действия. Обращаясь к детям, педагог говорит: «Вы назвали много разных слов: «прыгает, играет» (два слова). Какое первое слово?» - «Прыгает». – «Какое второе слово?» - «Играет». Далее педагог говорит: «К словам, которые вы называли и которые называла я, можно поставить вопрос: что делает? Эти слова обозначают действие. Теперь я буду называть слова, а вы будете ставить к ним вопрос». Например: Варит (что делает?), шьёт (что делает?),  бежит (что делает?), смеётся (что делает?).

 

5. Кто как передвигается?

Цель: Учить различать слова, обозначающие действие предмета. Развивать слуховое внимание и память.

Оборудование: Предметные картинки.

Описание игры: Логопед показывает картинки, изображающие животных. Дети  определяют их и называют способ передвижения. Например: лошадь – скачет, змея – ползает, птица – летает, рыба – плавает, лягушка – прыгает и т.д.

6. Кто как голос подаёт?

Цель: Учить различать слова, обозначающие действие предмета. Развивать слуховое внимание и память.

Оборудование: Предметные картинки.

Описание игры: Логопед показывает картинки, изображающие животных и птиц. Например: воробей – чирикает, лягушка – квакает, кошка – мяукает, корова – мычит, медведь – рычит и т.д.

7. Кто что умеет делать?

Цель: Учить различать слова, обозначающие действие предмета. Развивать слуховое внимание и память.

Оборудование: Предметные картинки.

Описание игры: Логопед предлагает детям картинки с изображением людей различных профессий. Дети называют, кто что делает. Учитель – учит, врач – лечит, повар – варит, строитель – строит, художник – рисует и т.д.  

8. Кто что делает?  

Цель: Учить различать слова, обозначающие действие предмета. Развивать слуховое внимание и память.

Оборудование: Предметные картинки.

Описание игры: На карточках лото изображены люди и животные, выполняющие различные действия. Логопед называет действие. Дети находят соответствующую картинку и называют предложение. Если предложение воспроизведено правильно, картинка закрывается фишкой.

Например: логопед называет слово скачет, дети находят изображение данного действия (заяц скачет, лошадь скачет, лягушка скачет) и закрывают картинки фишками после воспроизведения предложения.

Предлагаются карточки на глаголы: идёт, стоит, лежит, сидит, бежит, плавает, летит, спит, гладит, скачет, ползёт, качается и т.д.

9. Отгадай, что это за животные?  

 

Цель: Учить различать слова, обозначающие действие предмета. Развивать слуховое внимание и память.

Описание игры: Логопед называет действия, которые свойственны данному животному. Дети должны отгадать, о каком животном идёт речь.

Сторожит, грызёт, лает – кто это?         Мяукает, лакает, царапается – кто это?

Хрюкает, роет – …?                        Мычит, жуёт, ходит – … ?

Летает, жужжит, жалит – … ?

10. Назови слово

Цель: Учить детей различать слова, обозначающие предмет, и слова, обозначающие действие.

Оборудование: Предметные картинки.

Описание игры: Педагог раскладывает на столе предметные картинки, изображающие стол, кошку, бегущего ребёнка, сидящего человек, бабочку, книжку и т.д.

Педагог предлагает детям, опираясь на эти картинки, назвать по одному слову, к которому можно поставить вопросы: Кто это? Что это? Что делает? За правильное выполненное задание ребёнок получает картинку. В конце игры подсчитывается количество картинок у каждого из детей.

11. Какой он?

Цель: Дать понятие о словах, обозначающих признаки предмета.

Оборудование: Предметные картинки.

Описание игры: Педагог показывает детям картинку с изображением лимона и предлагает поставить вопрос к слову лимон (какой?) и ответить на него (жёлтый, овальный, маленький, большой, кислый и т.д.)

Затем педагог говорит: «Мы услышали много разных слов, и к этим словам можно поставить вопрос «какой?» А теперь посчитайте, сколько я скажу слов». Большой, новый (два слова.) Какое первое слово? (Большой.) Какое второе слово? (Новый.)

Теперь вы назовите по два слова, к которым можно поставить вопрос «какой?» Педагог указывает на предметы и спрашивает Какой он? Какая она? Какое оно? Дети отвечают. Таким образом отрабатываются прилагательные мужского, женского и среднего рода.

12. Назови предмет по признаку

Цель: Закреплять в речи детей слова-предметы и слова-признаки.

Описание игры: Назвать предмет по его признакам. Ответить на вопросы.

Прыгучая, пушистая, рыженькая - …         - Какая белочка?

Маленький, круглый, колючий - …         - Какой ёжик?

Стройная, зелёная, колючая - …                 - Какая ёлочка?

Тёплый, мелкий, моросящий - …                 - Какой дождик?

Красная, спелая, душистая - …                 - Какая земляника?

13. Подбери к предмету признаки

Цель: Закреплять в речи детей слова-предметы и слова-признаки. Обогащать словарь.

Описание игры: Подобрать к слову, обозначающему предмет, подходящие по смыслу слова-признаки. Поставить вопрос к этим словам. Например: берёзка – белоствольная, кудрявая, русская, молодая – какая?

Ветер … (холодный, тёплый, ласковый сильный, пронизывающий);

Настроение … (хорошее, весёлое, радостное);

Друг … (преданный, верный, надёжный);

Поведение … (хорошее, примерное, отличное);

Погода … (солнечная, хорошая, ясная, холодная, дождливая).

14. Ответь на вопрос

Цель: Закреплять в речи детей слова, обозначающие предметы, действия, признаки предметов.

Оборудование: Картинки, изображающие предметы, сюжетные картинки, изображающие предметы в действии.

Описание игры: Педагог показывает детям разные предметы, а они их называют. Показывая картинки, педагог задаёт вопрос. Они отвечают одним словом. Затем педагог показывает картинки, где нарисованы дети, выполняющие различные действия, и задаёт вопросы: «Кто это?» - «Девочка»; «Что делает?» - «Танцует» и т.д. Педагог показывает мяч и спрашивает: «Что это?» - «Мяч»; «Какой?» - «Круглый, синий» и т.д.

15. Цепочка слов

Цель: Обогащать словарный запас ребёнка.

Описание игры: Суть игры заключается в подборе слов – существительных и прилагательных, характеризующих в своём объёдинении какой-либо объект сходными качественными признаками (холодный – ветер, мороженое, вода, батарея; мокрый – одежда, волосы, бумага, асфальт; не умеет плавать – кирпич, земля, шуруп и т.п.) То есть дети составляют своеобразный «поезд» из слов, где слова-вагончики соединены между собой. Например, исходное слово – «кошка».

- Кошка бывая какая?

- Пушистая, ласковая, разноцветная…

- Что ещё бывает разноцветным?

- Радуга, платье, телевизор…

- Каким ещё может быть платье?

- Шёлковым, новым, прямым…

- Что ещё может быть прямым?

- Линия, дорога, взгляд… и т.д.

Использованная литература:

Селивёрстов В.И. Речевые игры с детьми. М., Владос, 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская дидактическая игра "9 клеточек" по коррекции звуковой стороны речи

Формирование звуковой стороны речи у детей дошкольного возраста является необходимым условием полноценного речевого развития ребенка. С целью повышения эффективности коррекционного процесса необходимо...

Групповое занятие. Развитие лексико-грамматической стороны речи детей с ОВЗ (1-ый год обучения).

Групповое занятие. Развитие лексико-грамматической стороны речи детей с ОВЗ (1-ый год обучения)....

Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи 2 класс Тема: Произносительная сторона речи. Звук [С] . Формирование речевого слуха. Тема "Живая и неживая природа"

Индивидуальное  занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи  2 классТема:  Произносительная сторона речи.  Звук  [С] .  Фор...

Пальчиковые игры как средство активизации речи детей младшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования - процесс активизации речи детей младшего дошкольного возраста будет эффективным, если в процессе непосредственной образовательной деятельности будут использоваться различные пал...

Преодоление нарушений темпо-ритмической и интонационной стороны речи. Игры и упражнения, способствующие формированию темпо – ритмических стороны речи

Общение людей друг с другом - чрезвычайно сложный и тонкий процесс. Неэффективность в общении может быть связана с полным или частичным отсутствием того или иного коммуникативного умения, например, ум...

Консультация для родителей «Играем на ходу. Развитие речи детей в общении с взрослыми».

Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при р...

Семинар-практикум для педагогов «Дидактическая игра как средство развития речи детей»

В статье представлен материал для проведение семинара-практикума с педегогами о дидактических играх, как средстве развития речи детей....