Конспект логопедического занятия "Звук Ч"
план-конспект урока по логопедии (1 класс) на тему

Данный конспект может быть использован на логопедическом занятии в начальной школе и подготовительной группе ДОУ, исключая или видоизменяя задания, связанные с чтением. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема логопедического занятия «Звук Ч»

Цель – развитие фонетико-фонематических представлений.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Формирование представления о признаках текста. Совершенствование навыка слогового анализа. Совершенствование грамматического строя речи (формирование навыка формирования суффиксального способа словообразования). Совершенствование навыка звуко-буквенного анализа и синтеза. Формирование «чувства языка», орфографической зоркости.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Развитие диалогической речи, слухового внимания, артикуляционной моторики. Формирование творческого воображения.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • Привитие интереса к чтению. Формирование доброжелательных отношений между учениками, навыка сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, мотива учебной деятельности. Воспитание  нравственных качеств личности.

Оборудование:

  • С.П.Цуканова, Л.Л. Бетц «Я учусь говорить и читать» Альбом 3
  • Книжная выставка (А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане», П.Ершов «Конек-горбунок», Дж. Родари «Приключения Чиполлино», «Гуси-лебеди» русская народная сказка, А.Н. Толстой «Золотой ключик или Приключения Буратино», Х.К. Андрсен «Снежная Королева», «Оле Лукойе»)
  • Текст, разрезанный на предложения, по количеству учеников (задание 5)
  • Корзина с искусственными цветами, картинки с цветами, слоговые схемы (задание 6)
  • Карточки со скороговорками (задание 7)
  • Кубики или квадраты с буквами (А,Л,Ч,Е,П по количеству учеников) и цифрами на другой стороне (2,1,4,5,3 соответственно)
  • Белый мяч – «снежный ком»
  • Карточки с заданиями «Вставь пропущенную букву» по количеству детей
  • Волшебный мешочек с двойной стенкой, три «осколка» кривого зеркала из блестящего картона, маленькое зеркало.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

  1. Развитие слухового внимания, фонематического слуха и «чувства» языка. Игра «Незадачливый поэт»
  • Исправьте ошибки. Назовите звуки, которыми отличаются эти слова.

Доски на гору везём, будем строить новый ком. (дом)

Из-за гор, издалека течёт бурная щека. (река)

Мишка плачет и ревёт.

 Просит пчёл, чтоб дали лёд. (мёд)

Любопытные мартышки собирают с ёлок пышки. (шишки)

Стужа, снег, метут метели

Тёмной ночью бродят двери (звери)

        

  1. Введение в тему
  • Сообщение темы. Сегодня на занятии мы будем тренироваться правильно произносить звук Ч, учиться выделять его среди других звуков в слове, составлять слова с буквой Ч, делить слова на слоги, учиться составлять текст из предложений.
  • Характеристика звука [ч]

  1. Развитие монологической речи. Формирование интереса к чтению.
  • Беседа «Герои любимых сказок» стр.16 С.П.Цуканова, Л.Л. Бетц «Я учусь говорить и читать» Альбом 3
  • Чей это портрет? (Г.К.Андерсен) Что писал Андерсен? (сказки)

Появляется Оле Лукойе

  • Почему у него 2 зонтика?
  • Кто читал сказку Оле Лукойе?
  • Давайте мы составим свою сказку, которую послушные дети увидят во сне.

  1. Составление текста из предложений.

        Летом Вова и Надя жили на даче. Утром они пили чай с булочками и печеньем, а потом бежали на речку. На речке Вова ловил удочкой рыбу, а Надя играла с мячом. Вечером мальчик читал сестричке сказку «Курочка Ряба».

  • Какие слова со звуком Ч есть в этом рассказе?

  1. Развитие слухового внимания и памяти, фонематического слуха. Формирование интереса к чтению. Формирование навыка слогового анализа.
  • Отрывок из какой сказки Х. Андерсена я сейчас прочитаю?

        «Ученики тролля взлетели совсем высоко, как вдруг зеркало до того перекорёжило от гримас, что оно вырвалось у них из рук и разбилось на миллионы, биллионы осколков, и оттого произошло ещё больше бед.» (Снежная Королева)

  • Злые чары тролля потеряют силы, если мы найдём все осколки кривого зеркала.        

Появляется Садовница

  • Назовите цветы? (колокольчик, одуванчик, мать-и-мачеха и др.)
  • В названии каких цветов есть звук Ч?
  • Игра «Подбери слоговую схему»
  • Как произнести название цветка, чтобы появился звук Ч? (назвать ласково – тюльпанчик и т.д.)

Дети находят первый осколок кривого зеркала на дне корзины с цветами.

  1. Отработка чёткого произнесения звука Ч.

Появляется ворон

  • Какие птичьи скороговорки вы знаете?

Были галчата в гостях у волчат,

Были волчата в гостях у галчат.

Нынче волчата галдят, как галчата,

И, как волчата, галчата молчат.

--------------------------------------------------------------

На верхушке каланчи день и ночь кричат грачи.

--------------------------------------------------------------

Галдят грачата на галчат,

Галдят галчат на грачат.

--------------------------------------------------------------

Грачиха говорит грачу:

«Слетай с галчатами к врачу,

Прививки делать им пора

Для укрепления пера».

----------------------------------------------------------

Чёрной галке чёрный дрозд

Подарил черники гость.

Чёрная галка чернику склевала,

Только, представьте, чернее не стала.

-------------------------------------------------------

Чирикал чёрный чижик, что он не чижик-пыжик.

Дети находят второй осколок кривого зеркала на дне вороньего гнезда.

  1. Формирование навыка звуко-буквенного синтеза. Развитие мышления.

Появляется Разбойница

  • Осколок в сундуке, но чтобы его открыть, надо знать код.
  • Упражнение «Составь слово из букв» (п,ч,а,е,л - пчела).
  • Переверните буквы и вы узнаете код от замка.(3 4 5 1 2)

Дети находят третий осколок кривого зеркала в сундуке.

  1. Развитие слуховой памяти.
  • Сложить все осколки можно только в царстве Снежной Королевы, а чтобы попасть туда, надо скатать (придумать слова) снежный ком из слов со звуком Ч. Игра «Снежный ком»

  1.  Формирование установки на дружбу и взаимопомощь.

Появляется Снежная Королева

  • Теперь нужно крепко держаться за руки, а я произнесу волшебные слова.

Друзья, за руки возьмёмся
И друг другу улыбнемся.
Мы собрались в этот круг -
Рядом доброта вокруг.
Разлилась волна добра -             
В каждом пусть живет она.
По крупинке соберём -  
Доброту к груди прижмем,
Вверх подбросим к облакам -
И с небес  польется к нам,
Мягкой струйкой доброта.
Игра эта так  проста.
С добром в мире всем тепло -
В стужу греет нас оно.
Жить с добром намного легче
От невзгод оно нас лечит.
Подари друзьям добро
И вернется к вам оно.

Дети кладут все осколки в волшебный мешочек, злые чары разрушаются и из мешочка логопед достаёт целое зеркало.

  1.  Формирование орфографической зоркости.
  • Запись в тетради числа
  • Упражнение «Вставь пропущенную букву»

Слова: ч-й, ч-шка,ч-лан, ч-с, ч-йка; уч-, леч-, шуч-, молч-, ч-до.

  • Какая орфограмма встретилась вам в этих словах?

  1.  Итог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Розова Ю.Е. конспект логопедического занятия. Зрительно-слуховая дифференциация строчных рукописных букв п - т в словах, предложениях.

Конспект логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии направлен на отработку фифференциации рукописных букв п-т в словах, предложениях, тексте. Занятие - увлекательная игра-путешест...

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "З"- "Ж" в словах и предложениях" (командная игра "брейн-ринг")

Цели занятия:Образовательные:-  закрепление умения различать звуки «З»-«Ж» на слух и на письме;-  развитие навыков фонематического анализа и синтеза;-  обогащение лексики по теме «Живот...

Конспект логопедического занятия "Проверка слов с безударной гласной в корне"3ласс

Тема:« Проверка слов с безударной гласной в корне». (3-ий логопедический класс)          Цели: развивать умение распознавать проверяемые гласные в корне, ...

Конспекты логопедических занятий

Дифференциация согласных Б - П, Дифференциация согласных Д - Т, Дифференциация согласных В - Ф...

Конспекты логопедических занятий

Дифференциация согласных Б-П, Дифференциация согласных Д-Т, Дифференциация согласных В-Ф...

Зима. Зимующие птицы. Конспект логопедического занятия.

Конспект логопедического занятия ( с приложением) из моего методического пособия "Зимующие птицы. Развитие лексико-грамматических категорий и связной устной речи на занятиях в специальной  (корре...