Артикуляторные упражнения(презентация для родителей )
консультация по логопедии (1 класс) на тему

Иванова Ольга Александровна

Упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти и др .)Необходимые для правильного звукопроизношения .

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya2.ppt1.29 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовлено учителем-логопедом Ивановой Ольгой Александровной Кировский район Санкт-Петербурга ГБОУ СОШ №250 Артикуляционная гимнастика

Слайд 2

Что такое артикуляционная гимнастика ? Упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти и др .)Необходимые для правильного звукопроизношения . Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки ( с-з, ж-ш, р-л),его губы и язык должны быть сильными и ловкими ,долго удерживать необходимое положение ,без труда совершить многократные переходы от одного движения к другому . Всему этому поможет научиться артикуляторная гимнастика!

Слайд 3

Для чего нужны эти упражнения? Общеизвестно что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе и в жизни! Для начального этапа работы с коррекцией устной речи ,здесь представлен комплекс общих артикуляторных (артикуляционных )упражнений ,с которого традиционно рекомендуется начать логопедическую работу . Это предварительный этап перед звукопостановкой или коррекцией звуков.

Слайд 4

Обобщим , расширим и поясним эти понятия :

Слайд 5

Упражнения для губ :

Слайд 6

«Улыбочка» Удерживать сильно растянутые губы в улыбке. Зубы не видны. «Заборчик» Улыбнуться (зубы видны). Удерживать губы в таком положении. «Птенчик» Широко открыть рот, как можно дальше разведя уголки губ. Язык лежит во рту спокойно и неподвижно. «Накажем непослушный язычок» Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить «пя-пя-пя…». «Оближем губки» Рот открыть. Медленно, не отрывая языка, облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. « Хоботок »( трубочка ) Вытягивание губ вперёд длинной трубочкой . «Кролик » Зубы сомкнуты ,верхняя губа поднята и обнажает верхние передние зубки . « Бублик » (Рупор ) Зубы сомкнуты ,губы округлены и чуть вытянуты вперёд ,верхние и нижние резцы видны.

Слайд 7

Упражнения для развития подвижности губ :

Слайд 8

1.Покусывание и посасывание сначала верхней потом нижней губы зубами (самомассаж) 2. «Улыбка»- «Трубочка» вытянуть губы «Трубочкой» ,затем растянуть в «Улыбку» ,ритмичное чередование 3. «Лягушка» (Ква-ква-квакушка) чередование упражнений «Заборчик»- «Дудочка» . 4. «Пятачок» вытянутой вперёд губы (трубочкой) вращать вправо –влево , водить ими по кругу . 5. «Рыбки разговаривают» хлопать губками друг о друга ,производя глухой звук . 6. «Уточка» Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе. 7. «Недовольная лошадка» Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки. лошади. 8. «Голум» Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам. Потом втянутыми и натянутыми губами па-па-па-каем. 1.Покусывание и посасывание сначала верхней потом нижней губы зубами (самомассаж) 2. «Улыбка»- «Трубочка» вытянуть губы «Трубочкой» ,затем растянуть в «Улыбку» ,ритмичное чередование 3. «Лягушка» (Ква-ква-квакушка) чередование упражнений «Заборчик»- «Дудочка» . 4. «Пятачок» вытянутой вперёд губы (трубочкой) вращать вправо –влево , водить ими по кругу . 5. «Рыбки разговаривают» хлопать губками друг о друга ,производя глухой звук . 6. «Уточка» Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки. 7. « Недовольная лошадка» Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади. 8. «Голум» Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам. Потом втянутыми и натянутыми губами па-па-па-каем.

Слайд 9

Упражнения для губ и щёк :

Слайд 10

« Хомяк » .Одновременно надуваем обе щеки. « Орешек » Попеременно надуваем щеки. « Кащей » Втягиваем обе щеки в ротовую полость. Смыкаем губы, вытягиваем вперед хоботком ( трубочкой ). После возвращаем в обычное положение. « Собачка злится » Делаем оскал: губы растягиваем в стороны, плотно их прижимаем к деснам, обнажаем оба ряда зубов. Поднимаем только верхнюю губу, обнажаем только верхние зубы « Кролик » . « Бульдог » вниз нижнюю губу, обнажаем только нижние зубы. Поочередно подниманием и опусканием верхнюю и нижнюю губу. « Полощем зубки » Имитируем обычное полоскание зубов Губами удерживаем карандаш или соломку (верх. губа и нос -между ними) « Парашютик » кусочек ватки слюнявим и приклеиваем на кончик носа и сдуваем его ,выпятив ниж. губу – направляя воздушную струю вверх ,на нос. Раздуваем шторку в специальной логопедической рамочке-окошке

Слайд 11

Логопедическая гимнастика для челюстей :

Слайд 12

« Птенчики » Опускаем и поднимаем нижнюю челюсть. Делаем движение нижней челюсти вправо. Делаем движение нижней челюсти влево. Выполняем попеременное движение нижней челюсти вправо/ влево. « Гудок парохода » выпячиваем нижнюю челюсть вперёд и гудим . « Расчёска » расчёсываем верхними зубами нижнюю губу ,затем нижними зубами верхнюю .

Слайд 13

Логопедическая гимнастика для языка : 1. общие упражнения

Слайд 14

« Качели » – открыть рот, высунуть язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Убрать язык в рот. Тянуться языком то к верхним, то к нижним резцам. « Змейк а» - открыть рот, язык выдвигать вперед и убирать вглубь рта (10-15 раз). « Иголочка » – язык высунуть далеко вперед, напрячь, сделать узким (10-15 сек.). « Лопаточка » – широкий язык высунуть, расслабить, пошлепав губами, положить на нижнюю губу (10-15 сек.). « Лошадк а» – присосать язык к небу, щелкнуть языком. Щелкать медленно, сильно. « Грибок » – присосать язык к небу, широко открыть рот (10-15 сек.). « Вкусное варенье » – высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу сверху вниз и убрать язык (10-15 раз). « Маляр » – медленные движения кончиком языка по небу от верхних резцов до «горлышка» и обратно (10-15 раз).

Слайд 15

« Обезьянка » – поместить кончик языка под верхнюю губу, держать 10 – 15 сек. « Сильный язычок » – с силой упираться кончиком языка в верхние резцы (10 – 15 с). « Почистим зубки » – кончиком языка водим по верхним резцам с внутренней стороны вниз – вверх (10 – 15 сек.). « Индю к» – а) широким кончиком языка быстро водить по верхней губе вперед-назад, б) за зубами быстро водим языком вперед-назад (10 – 15 сек.). « Барабанщики » – быстро произносим «д-д-д», сильно выдыхая воздух последний раз. «Киска сердится» Открыть рот. Кончик языка упереть в нижние зубы. Язык приподнять вверх. Спинка языка должна быть выгнута, как спинка у кошки, когда она сердится. «Накажем непослушный язычок» Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить «пя-пя-пя…». «Прокати карандаш» Положить карандаш на стол перед собой. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу («Лопаточка») и медленно, на выдохе подуть на карандаш так, чтобы он покатился.

Слайд 16

Следующим этапом- упражнения подбираются индивидуально ,по группам ,для подготовки к артикуляции вызываемых звуков

Слайд 17

2.Упражнения для языка (для подготовки к произношению свистящих звуков: с, з, ц). « Иголочка » – язык высунуть далеко вперед, напрячь, сделать узким. Держать 10-15 с. « Лопаточка » – широкий язык высунуть, расслабить, пошлепав губами, положить на нижнюю губу. Держать 10-15 сек.. « Качели » – открыть рот, высунуть язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Убрать язык в рот. Тянуться языком то к верхним, то к нижним резцам. Выполнять 10-15 сек. « Змейка » – открыть рот. Язык выдвигать вперед и убирать вглубь рта (10-15 сек.). « Кто дальше загонит мяч ?» – с широкого языка дуть на кусочек ватки или бумажки, чтобы он двигался по столу (5 раз). « Горка » – рот открыт. Кончик языка за нижними резцами. Спинку языка поднять вверх «горкой». Посередине языка – желобок (желобок можно сделать, приложив посередине языка спичку). Удержать 10-15 сек.. Подуть по «горке» - появится звук «с-с-с».

Слайд 18

« Катушка » – рот открыт. Кончик языка – за нижними резцами. Язык широкий. Язык «выкатывается» вперед и убирается в рот (как катушка) 10-15 раз. (Сначала большая катушка, затем маленькая). « Насос » – дышать носом с открытым ртом (язык при этом рефлекторно выгибается «горкой»). Затем «подуть» по язычку, выгнутому горкой (10-15 сек.). « Трубочка » – язык свернуть трубочкой, загнув его края (10-15 сек.). « Птенчик в гнезде » – рот открыт, язык спокойно лежит во рту (10-15 сек.). « Кто сильнее подует ?» - дуем с язычка на полоску бумаги, удерживаемую недалеко от губ вертикально, чтобы она отклонялась (5 раз). « Не шуметь » – произносим «тс-тс-тс-ц-ц-ц», прикладывая палец к губам (10 – 15 раз). « Почистим зубы » – кончиком языка водим по нижним зубам с внутренней стороны вверх-вниз (10-15 сек.). «Подметаем пол » - выгнуть язык горкой, двигать кончиком языка вперёд к нижним резцам и назад в глубь ротовой полости (10 – 15 сек.). « Кошка сердится » - улыбнуться, открыть рот. На счет «раз» – выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение. « Упрямый ослик » - губы в улыбке, рот приоткрыть. С силой произносить звукосочетание ИЕ. Кончик языка при этом упирается в нижние зубы (10 –15 сек.).

Слайд 19

« Сильный язычок » - с силой упираться кончиком языка в нижние резцы, выгибая язык горкой (10 – 15 сек.). « Обезьянка » – поместить кончик языка под нижнюю губу, держать 10 – 15 сек. « Вкусное варенье » - движение «слизывания» кончиком языка с нижней губы внутрь ротовой полости за нижние резцы (10 – 15 сек.). « Оближи ложку ». Облизывая ложку снизу вверх, язык выгибается горкой. (10-15 раз). « Прятки ». (Спрячем язычок, чтобы его никто не увидел.) Язык отодвигается назад. Кончик языка расположен вниз. (10-15 раз). « Хоккей ». Язык – клюшка, витаминка – шайба, рот – поле. Шайбу (витаминку) нужно гонять по полю (во рту) клюшкой (языком). (10-15 сек). « Кашлюны ». Язык при кашле рефлекторно выгибается горкой (10-15 раз). « Погреем руки » - произнести: «Х-Х-Х», воздушную струю при этом направить на ладони. Язык рефлекторно выгибается горкой. (10-15 раз). « Гудок ». Произнести: «У-у-у». Язык рефлекторно выгибается горкой. (10-15 сек). « Расческа ». Кончик языка упирается в нижнюю десну. «Причесывание» спинки языка зубами. (Язык при этом выкатывается, как «катушка»). (10-15 сек)

Слайд 20

3.УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА (ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ПРОИЗНОШЕНИЮ ЗВУКОВ –Р-РЬ): « Качели » – открыть рот, высунуть язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Убрать язык в рот. Тянуться языком то к верхним, то к нижним резцам. « Змейка » - открыть рот, язык выдвигать вперед и убирать вглубь рта (10-15 раз). « Иголочка » – язык высунуть далеко вперед, напрячь, сделать узким (10-15 сек.). « Лопаточка » – широкий язык высунуть, расслабить, пошлепав губами, положить на нижнюю губу (10-15 сек.). « Лошадка » – присосать язык к небу, щелкнуть языком. Щелкать медленно, сильно. « Грибок » – присосать язык к небу, широко открыть рот (10-15 сек.). « Вкусное варенье » – высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу сверху вниз и убрать язык (10-15 раз). « Маляр » – медленные движения кончиком языка по небу от верхних резцов до «горлышка» и обратно (10-15 раз). « Кто дальше загонит мяч?» – с широкого языка дуть на кусочек ватки или бумажки, чтобы он двигался по столу (5 раз).

Слайд 21

« Ветерок » - дуем с язычка на полоску бумаги, удерживаемую недалеко от губ вертикально, чтобы она отклонялась (5 раз). « Приклей конфетку » – широким кончиком языка коснуться во рту бугорков, находящихся за верхними резцами (10-15 сек.). « Обезьянка » – поместить кончик языка под верхнюю губу, держать 10 – 15 сек. « Сильный язычок » – с силой упираться кончиком языка в верхние резцы (10 – 15 с). « Почистим зубки » – кончиком языка водим по верхним резцам с внутренней стороны вниз – вверх (10 – 15 сек.). « Индюк » – а) широким кончиком языка быстро водить по верхней губе вперед-назад, б) за зубами быстро водим языком вперед-назад (10 – 15 сек.). « Барабанщики » – быстро произносим «д-д-д», сильно выдыхая воздух последний раз. « Моторчик » –1) произносить «ж» с открытым ртом и вращать руками перед грудью, 2) произносить «ж» с открытым ртом и задевать язык пальцем (10–15 с). « Балалайка » – кончик языка – вверх за зубы, задевать язык пальцами а) без голоса; б) с голосом (10 – 15 сек.).

Слайд 22

« Кучерское «тпру»» - (упражнение для выработки напора воздуха и вибрации языка). Язык широко распластать и положить на нижнюю губу. Сильно выдувать воздух, чтобы язык стал вибрировать. Язык и губы не напряжены, расслаблены (Если не получается – сначала попробовать сомкнуть расслабленные губы и сильно выдувать воздух, заставляя губы вибрировать (с голосом)). Потом снова выполнить «кучерское «тпру»» (10-15 сек.). « Лошади скачут » – быстро произносим «тд-тд-тд-тд», задевая пальцем язык каждый раз (10 – 15 сек.). « Вилка » – чтобы не было сильной вибрации краев языка, язык с боков придерживаем пальцами: под язык подкладываем 2 пальца, прижимаем снизу его к коренным зубам. Используем при выполнении упражнения «Лошадка», при произношении [р-р-р]. « Учимся играть на арфе » – произносим «д-д-д-д», каждый раз задевая язык пальцем. « Забиваем мяч » – рот закрыт, упругий язык упирается то в одну, то в другую щеку. « Стреляем » – медленно произносим: «дж-дж-дж», сильно выдыхая воздух, стараясь, чтобы язык задрожал (10 – 15 сек.). « Играем на гуслях » (или «заводим мотор») – медленно водим языком за верхним резцами «дрл-дрл-дрл» (10 – 15 сек.). « Стрекоза » – шепотом произносить «тр-р-р», а затем громко (10 – 15 сек.).

Слайд 23

4.УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА (ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ПРОИЗНОШЕНИЮ ЗВУКОВ –Л-ЛЬ). « Вкусное варенье » – выдвинуть язык, облизать верхнюю губу сверху вниз и убрать язык (10-15 раз). « Лопаточка » – широкий язык высунуть, расслабить, пошлепав губами, положить на нижнюю губу (10-15 сек.). « Иголочка » – рот открыть, язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким. « Лошадка » – присосать язык к небу, щелкнуть языком. Щелкать медленно, сильно. « Грибок » – присосать язык к небу, открыть широко рот (10-15 сек.). « Качели » – высунуть язык, тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку; убрать язык в рот, рот оставить открытым, тянуться попеременно то к верхним, то к нижним резцам. « Пароход гудит » - произносить «ы», кончик языка поднять за верхние резцы, продолжать гудеть «л-л-л» («ы-л-ы-л»). « Змейка » – рот открыть, язык выдвигать далеко вперед и убирать вглубь рта. Медленно (10-15 раз). « Маляр » – кончиком языка движения по небу от верхних резцов до «горлышка» и обратно. Медленно (10-15 раз).

Слайд 24

« Приклей конфетку » – кончиком языка коснуться верхних резцов с внутренней стороны, держать язык в таком положении (10-15 сек.). Погудеть «л-л-л». « Чашечка » – рот раскрыть, язык сделать «чашечкой», загнуть его края и кончик (10-15 сек.). Чашечку убрать вверх за зубы, подключить голос «л-л-л-л-л» – «Пароход гудит». « Трубочка » – язык свернуть трубочкой, загнув его края (10-15 сек.). « Птенчик в гнезде » – рот открыт, язык спокойно лежит во рту (10-15 сек.). « Пьем росинку » – верхняя губа – это лепесток цветка с росинкой. Росинку нужно «выпить» (присосать края языка к губе, оставить посередине языка щель, и засасывать воздух в себя; кончик языка постепенно убираем в рот за верхние зубы.). « Вилка » – если воздух идет не по центру языка, а между боковыми краями языка и щеками, то широкий язык поднять за верхние резцы, боковые края языка погладить и прижать пальцами к коренным зубам (пальцы - это «вилка»). « Индюк » - задевать верхнюю губу языком (медленно), затем убрать язык за верхние резцы и задевать бугорки (10 – 15 сек.). « Ветерок » -дуем с язычка на полоску бумаги, удерживаемую недалеко от губ вертикально, чтобы она отклонялась (5 раз).

Слайд 25

« Фокус » – на нос ребенку кладем кусочек ватки или бумажки. Ребенок должен сдуть его с широкого языка (5 раз). « Самолет гудит » – зажать кончик языка между зубами и гудеть «л-л-л-л-л». Можно при этом расправить руки и «летать» по комнате. « Учимся гудеть » – 1) зажать зубы, кончик языка прижать к верхним резцам с внутренней стороны, гудеть «л-л-л»; 2) произнести «н-н-н», зажать нос, продолжать гудеть (воздух пойдет через рот, получится «л-л-л») (10 – 15 сек.). « Выталкиваем языком зубы » – сильно прижимаем кончик языка к верхним резцам с внутренней стороны и гудим «л-л-л-л-л» (10 – 15 сек.). Произнести « ж-ж-ж », плотнее прижать язык к небу (пальцем или зондом, кончиком ложки), продолжать гудеть «л-л-л» (10 – 15 сек.). « Обезьянка » – поместить кончик языка под верхнюю губу, держать 10 – 15 сек. « Сильный язычок » – с силой упираться кончиком языка в верхние резцы (10 – 15 с). « Почистим зубки » – кончиком языка водим по верхним резцам с внутренней стороны вниз – вверх (10 – 15 сек.).

Слайд 26

5.УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА (ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ПРОИЗНЕСЕНИЮ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ: Ш, Ж, Ч, Щ). « Лопаточка » – широкий язык высунуть, расслабить, пошлепав губами, положить на нижнюю губу (10-15 сек.). « Иголочка » – язык напрячь, сделать узким (10-15 сек.). « Качели » – 1) открыть рот, высунуть язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. 2). Убрать язык в рот. Тянуться языком попеременно то к верхним, то к нижним резцам (10-15 раз). « Змейка » - открыть рот. Язык выдвигать вперед и убирать вглубь рта (10-15 раз). « Лошадк а» – присосать язык к небу, щелкнуть языком. Щелкать медленно, сильно (10-15 раз). « Грибо к» – присасываем язык к небу, широко открывая рот (10-15 сек.). « Вкусное варенье » – высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу сверху вниз и убрать язык (10-15 раз). « Маляр » – движения кончиком языка по небу от верхних резцов до «горлышка» и обратно. Медленно (10-15 раз).

Слайд 27

« Приклей конфетку » – широким кончиком языка коснуться во рту бугорков, находящихся за верхними резцами, держать язык в таком положении (10-15 сек.). « Кто дальше загонит мяч ?» – с широкого языка дуть на кусочек ватки или бумажки, чтобы он двигался по столу (5 раз). « Ветеро к» - дуем с языка на полоску бумаги, удерживаемую недалеко от губ вертикально, чтобы она отклонялась (5 раз). « Фокус » – на нос ребенку кладем кусочек ватки или бумажки. Ребенок должен сдуть его с широкого языка (5 раз). « Чашечка » – рот широко раскрыть, широкий язык сделать «чашечкой», загнув его края и кончик (10-15 сек.). Позднее «чашечку» убрать в рот, за верхние резцы, подуть – появится звук. « Трубочка » – язык свернуть трубочкой, загнув его края (10-15 сек.). « Птенчик в гнезде » – рот открыт, язык спокойно лежит во рту (10-15 сек.). « Щеткой чистим ботинки » - произносим «чш-чш-чш-щ-щ-щ» (10–15 сек.). « Обезьянка » – поместить кончик языка под верхнюю губу, держать 10 – 15 сек. « Сильный язычок » – с силой упираться кончиком языка в верхние резцы (10 – 15 с).

Слайд 28

« Почистим зубки » – кончиком языка водим по верхним резцам с внутренней стороны вниз – вверх (10 – 15 сек.). «Пьем росинку » – верхняя губа – это лепесток цветка с росинкой. Росинку нужно «выпить» (присосать края языка к губе, оставить посередине языка щель, и засасывать воздух в себя; кончик языка постепенно убираем в рот за верхние зубы.). « Вилка » – если воздух идет не по центру языка, а между боковыми краями языка и щеками, то широкий язык поднять за верхние резцы, боковые края языка погладить и прижать пальцами к коренным зубам (пальцы - это «вилка»).

Слайд 29

Далее производится работа над вызовом звука, уточнением его артикуляции, автоматизация и пр. Но это уже совсем другая «история» (и презентация) …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляторная гимнастика

Артикуляторная гимнастика....

«Использование игр по развитию артикуляторной моторики при дифференциальной диагностике функциональной дислалии и стёртой дизартрии»

Анализ вариативности выполнения произвольных мимических и артикуляционных движений, способствующих дифференциальной диагностики функциональной дислалии и стертой дизартрии.Игры и упражнения по развити...

Артикуляторная гимнастика

Общеукрепляющие упражнения на каждый день....

Артикуляторная гимнастика для малышей.

Материал разработан для занятий с самыми маленькими детками....

Артикуляторная гимнастика в картинках.

Материал для накопительных папок и стендов....

Из опыта работы учителя-логопеда "Устранение артикуляторно-акустической дисграфии у младших школьников на логопедических занятиях"

В работе представлены упражнения, направленные на коррекцию артикуляторно-акустической дисграфии. Представлен конспект открытого логопедического занятия по коррекции данного нарушения.  Брошюра б...

Методическая разработка по французскому языку. Правила чтения с упражнениями -презентация ppt.

Презентация по теме "Правила чтения во французском языке" включает в себя основные правила чтения и упражнения к ним. Данная презентация может быть полезна для изучения и повторения правил чтения на у...