Пескотерапия- как инновационный метод формирования и развития коммуникативной культуры в воспитательной работе учителя-логопеда с детьми младшего школьного возраста.
методическая разработка по логопедии (1, 2 класс) на тему

Гопта Валия Салаватовна

Пескотерапия – это метод развития, коррекции и воспитания посредствам художественного творчества. Цель данного метода заключается в формировании начальной социально-коммуникативной компетенции школьников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon peskoterapiya.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пескотерапия- как инновационный метод формирования и развития коммуникативной культуры в воспитательной работе учителя-логопеда с детьми младшего школьного возраста.

Пескотерапия – это метод развития, коррекции и воспитания посредствам художественного творчества. Цель данного метода заключается в формировании начальной социально-коммуникативной компетенции школьников. За последние годы увеличилось число детей с нарушением эмоционально-волевой сферы, а так же различными речевыми нарушениями, которые в свою очередь влияют на коммуникативные способности обучающихся. В педагогической деятельности все чаще уделяется данной методике большое внимание, реализуя тем самым проекты арт-терапии.

Коммуникативная культура – это часть базовой культуры личности ребенка, обеспечивающая его готовность к жизненному самоопределению, установлению гармоничных отношений с окружающей действительностью и внутри себя.

Речь является одной из важнейших психических функций ребенка и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляцией его поведения.

Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Необходимо помочь ребенку преодолеть нарушения речи, так как они отрицательно влияют на все психические функции, отражаются на деятельности ребенка, поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, речевых контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности.

Нарушения речи могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных черт характера. Это отрицательно сказывается на овладении грамотой, на успеваемости в целом.

На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспитанием и обучением детей младшего школьного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Его коммуникативной стороны.

В коррекционной педагогике получили широкое распространение нетрадиционные методы коррекционно-воспитывающего воздействия: фито, арома, хромо и др. виды терапий.

Если спросить среднестатистического человека, какие у него ассоциации со словом «логопед», то можно услышать следующее: «учит говорить правильно», «ставит звуки», «лечит «фефекты фикции», «лезет в рот всякими железками». Если же спросить этого же человека о связи логопедии и ароматерапии с аурикулотерапией можно услышать о том, что никакой связи нет, это разные понятия. Но логопедия - постоянно развивающаяся наука, которая использует не только традиционные, классические, веками отработанные методы, но и изучает и внедряет в практику инновационные технологии. К ним относятся технологии сенсорного воспитания, различные арт-терапевтические технологии, в том числе работа с глиной, воском, песком, разнообразными изобразительными средствами. К нетрадиционным, инновационным технологиям в логопедической практике относятся также ароматерапия и аурикулотерапия. Все эти технологии становятся эффективным средством коррекции речевых нарушений в составе комплексной логопедической работы. Новые методы и приемы помогают поддерживать интерес детей к занятиям, помогают сделать занятия более разнообразными и комплексными, что в конечном итоге содействует правильному речевому развитию и преодолению речевых проблем. Эффект от применения таких нетрадиционных средств зависит от квалификации логопеда, его умения включать новые методы в классические занятия.

 Применение данных методов коррекции нельзя рассматривать самостоятельными и самодостаточными, их использование, скорее всего, служит для создания благоприятного эмоционального фона, что, в конечном итоге, улучшает эффективность коррекционного воздействия и является больше воспитывающим чем коррекционным воздействием.

Современная арт-терапия насчитывает большое количество видов методик: изотерапия, цветотерапия, песочная терапия, музыкатерапия, сказкотерапия, танцевально-двигательная терапия, акватерапия и другое.

При использовании пескотерапии как метода воспитывающего воздействия на ребенка решаются следующие задачи: воспитывать коммуникативные навыки, навыки самоконтроля; Создавать оптимальные условия для ранней социализации школьников; Воспитывать доброжелательные отношения между детьми; обогащать способы их игрового взаимодействия; Способствовать «сглаживанию» эмоционально-волевых акцентов детского поведения (гиперактивность, агрессивность, застенчивость, повышенная тревожность).

Сказкатерапия основана на чтении, прослушивании, сочинении детьми сказок, рассказов, она помогает интеллектуальному и моральному развитию ребенка.

Музыкатерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет им удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия действует особенно эффективно для гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребенка.

Изотерапия – это направление арт-терапии, применяющее в своей работе методы изобразительного искусства. Изотерапия включает в себя разнообразные методы рисования:

  • Рисование мыльными пузырями,
  • аквагрим,
  • рисование манкой,
  • рисование ладошками,
  • рисование мятой бумагой,
  • рисование на стекле.

Цветотерапия – воздействие на физическую и психологическую сторону детей с помощью цвета. Цвет может помочь снять нервное возбуждение, успокоить или же наоборот - он может поднять жизненный тонус организма. Для изучения и закрепления цвета, для регулирования эмоционального состояния детей мною было изготовлено пособие «сухой дождь», состоящее из разноцветных атласных лент. Разноцветные «струи» стимулируют тактильные ощущения, помогают восприятию пространства.

Акватерапия – терапия водой. Вода-первый и любимый всеми детьми объект для исследования, первое вещество, с которым знакомится ребенок.

Одним из разновидностей арт-терапии является песочная терапия.

Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.

Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Казалось бы, всё очень просто – ребенок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения, и снова строит. Но именно это простое действие хранит уникальную тайну - нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено — на смену старому всегда приходит новое. Многократно проживая эту тайну, малыш достигает состояния равновесия, уходят тревога и страх. Еще одно важнейшее психотерапевтическое свойство песка - возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности.

Игры с песком разнообразны: обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте; познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны и т.д.; проективные игры откроют потенциальные возможности ребенка, разовьют его творчество и фантазию.

Игры с песком:

- развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;

- снимают мышечную напряжённость;

- помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде;

- развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации);

- стабилизируют эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию;

- позволяют ребёнку соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации;

- преодолевают комплекс «плохого художника», создавая художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок;

- развивают творческие (креативные) действия, находят нестандартные решения, приводящие к успешному результату;

- совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;

- способствуют расширению словарного запаса;

- помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза;

- позволяют развивать фонематический слух и восприятие;

- способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;

- помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.

Играть в песок можно не только на улице – можно устроить мини-песочницу дома, в логопедическом кабинете.

Общие условия организации песочной терапии.

В качестве песочницы используется большой водонепроницаемый ящик. Традиционный его размер в сантиметрах 50 х 70 х 8 см, (где 50 х 70 — размер поля, а 8 — глубина). Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия. Традиционный размер песочницы предназначен для индивидуальной работы. Для групповой работы мы рекомендуем использовать песочницу размером 100 х 140 х 8 см.

Материал. Традиционным и предпочтительным материалом является дерево. В практике работы с песком чаще используются пластиковые ящики, но в них песок не «дышит».

Цвет. Традиционная песочница сочетает естественный цвет дерева и голубой цвет. Дно и борта (за исключением верхней плоскости досок бортов) окрашиваются в голубой цвет. Таким образом, дно символизирует воду, а борта — небо. Голубой цвет оказывает на человека умиротворяющее воздействие. Кроме того, наполненная песком «голубая» песочница являет собой миниатюрную модель нашей планеты в человеческом восприятии. Если позволяют средства и пространство кабинета, можно экспериментировать и с разноцветными песочницами, когда дно и борта окрашиваются в один или несколько цветов.

Теперь ее можно на одну треть или наполовину заполнить чистым (промытым и просеянным), прокаленным в духовом шкафу песком. Используемый песок время от времени необходимо менять или очищать. Очищение производится не реже одного раза в месяц. Песок нужно изъять из песочницы, просеять, промыть и прокалить.

Для организации игр с песком необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир. В классической песочной терапии существует следующая классификация предметов, используемых в процессе создания песочных картин. Например:

наземные животные (домашние, дикие, доисторические);

летающие животные (дикие, домашние, доисторические);

обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие, моллюски, крабы);

жилища с мебелью (дома, дворцы, замки, другие постройки, мебель различных эпох, культур и назначения);

домашняя утварь (посуда, предметы обихода, убранства стола);

деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.);

объекты небесного пространства (солнце, луна, звезды, радуга, облака);

транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт гражданского и военного назначения, фантастические транспортные средства);

объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота, дорожные знаки);

объекты ландшафта и естественной активности Земли (вулканы, горы);

аксессуары (бусы, маски, ткани, пуговицы, пряжки, ювелирные изделия и пр.);

естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски дерева, металла, семена, перья, отполированные водой стеклышки и пр.);

фантастические предметы и персонажи мультфильмов, фэнтези, фигурки-оборотни;

злодеи (злобные персонажи мультфильмов, мифов, сказок).

Итак, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в коллекции. Если для занятий не хватает каких-либо фигурок-образов, их можно вылепить из пластилина, глины, теста, вырезать из бумаги.

Коллекция фигурок располагается на полках. Если места на полках недостаточно для размещения всей коллекции, то могут использоваться и прозрачные коробки.

Частичный перенос логопедических занятий в песочницу, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Во-первых, усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа "ручного интеллекта". В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а главное для нас - речь и моторика. В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.

Опираясь на приёмы работы в педагогической песочнице, педагог может сделать традиционную методику по расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематического слуха и восприятия у детей младшего школьного возраста более интересной, увлекательной, более продуктивной.

Преимущества песочной терапии:

Во-первых, создание песочных композиций не требует особенных умений, здесь не ошибешься и не сделаешь что-то не так;

Во-вторых, и это гораздо важнее, песочная терапия не ограничена словами. Один образ выразит больше, чем сотня слов.

Педагоги стремятся шагать в ногу со временем и используют в своей работе не только речной, но кинетический песок. Кинетический живой песок (песок, который движется) представляет смесь кварцевого песка и силиконовой составляющей, связывающей его частицы между собой. Это инновационный материал для творчества и игр, учебного и образовательного процесса. Он обладает удивительными свойствами – отлично держит любую форму, гораздо пластичнее обычного песка. Дети от него в восторге!

Очень увлекательное и необычное занятие – насыпушки из цветного песка. Детям очень нравится делать такие сувениры. Каждая из насыпушек оригинальна и неповторима. Эти поделки просты в изготовлении и незатратны.

Чем полезны игры с песком?

- Игры с песком положительно влияют на развитие воображения и творческих способностей детей;

-Игры с песком служат помощниками в развитии координации движений, мелкой моторики и глазомера.

-Стабилизируется эмоциональное состояние, уходит нервное напряжение и поднимается настроение;

-Играя в песочнице, ребенок приобретает навыки общения с другими детьми.

-Игры с песком способствуют у ребенка выработке у ребенка уверенности в себе.

Таким образом, игры с песком просты, интересны и всегда, во все времена нравятся детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы учителя с одаренными детьми младшего школьного возраста в рамках урочной и внеурочной деятельности

Всему в школе обучить нельзя, поэтому важно научить мыслить, самостоятельно действовать, ориентироваться в ситуациях, знать подходы к решению проблем.Где, когда и как искать умненьких ребят? Как не по...

Значение дидактической игры в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи

На современном этапе развития образования проблема адаптации детей с речевыми нарушениями к условиям общеобразовательной школы имеет приоритетное значение. В связи с данной проблемой количество детей,...

Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в работе с детьми младшего школьного возраста.

Целью совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми младшего школьного возраста является разработка технологий коррекции и развития полноценной речевой деятельности в совокупности с...

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-дефектолога с детьми младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Информационно-комуникационные технологии – это широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям создания, сохранения, управления и обработки данных, в том числе, с прим...

Проектная деятельность в работе учителя-логопеда с детьми младшего школьного возраста

Материал может быть полезен педагогам, родителям. Вы узнаете как в игровой, непринужденной форме можно организовать проектную деятельность в работе с детьми, научиться читать и открыть для себя увлека...

Работа над звукообразованием с детьми младшего школьного возраста

В основе звукообразования лежат: связное пение (легато), активная (но не форсированная) подача звука, выработка высокого, головного звучания наряду с использованием смешанного и грудного регистра. Что...