Оптическая дисграфия
методическая разработка по логопедии (1, 2, 3 класс) на тему

Кондякова Татьяна Анатольевна

Начальная  школа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opticheskaya_disgrafiya.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Оптическая дисграфия

Причины возникновения дисграфических ошибок оптического характера  -  это недоразвитие зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений.

Коррекционную работу начинается с развития неречевых процессов, включающие в себя два направления (работа ведется в двух направлениях параллельно): развитие зрительного и буквенного гнозиса. Работа по развитию неречевых процессов не ограничивается в рамках первого этапа, соответствующие мероприятия включаются в работу по дифференциации букв в виде отдельных заданий.

Всю логопедическую работу  по различению букв условно можно разделить на 3 уровня:

1. Конструирование, реконструирование букв.

2. Установление связей между графемой (буквой) и артикулемой (звуком).

3. Работа со словами (словами-паронимами), предложениями, текстом.  

Для устранения оптической дисграфии используются приёмы, которые систематизированы и плавно переходят от простого к сложному. Разнообразные упражнения и задания вызывают у учащихся интерес, что способствует развитию памяти, внимания, мышления и творческих способностей.

Направления по устранению специфических ошибок

Приёмы коррекционной работы

1.Развитие зрительного восприятия, узнавание цвета, формы и величины (зрительного гнозиса)

Развитие зрительного гнозиса

  • Работа по восприятию цвета.
  • Работа по восприятию формы предметов
  • Работа по восприятию размера и величины предметов.

Примерные виды задания:

  1. Назвать контурные изображения предмета.
  2. Назвать недорисованные контурные изображения предметов.
  3. Назвать перечеркнутые контурные изображения.
  4. Определить, что неправильно нарисовано.
  5. Выделить контурные изображения, положенные друг на друга.
  6. Распределить предметы, изображенные на картинке, по величине.
  7. Подбор картинок по определенному цветовому фону.
  8. Игра “Геометрическое лото”. (На что похож предмет?)
  9. Подбор одинаковых полосок (полоски двух цветов) по цвету и по величине (длина).
  10. Определение правой и левой сторон разноцветных полосок:
    а) покажи полоску, на которой имеется синий цвет;
    б) назови цвет правой полоски;
    в) найди, где слева красный, а справа зеленый.
  11. Подбор разных картинок с геометрическими фигурами (найди пару).
  12. Нахождение адекватных изображений из треугольников и линий (найди такое же)
  13. Срисовывание изображений из треугольников и линий.
  14. Срисовывание серии изображений из полуовалов и линий.
  15. Срисовывание линий по представлению (после кратковременного показа).
  16. Узнавание серии сходных изображении.
  17. Найти заданную фигуру из двух предъявленных в зеркальном отображении.
  18. Дорисовывание геометрических фигур.
  19. Дорисовывание (складывание) симметричных изображений.
  20. Составление разрезных картинок (из 2–7) частей.
  21. Ориентировка на листе бумаги (паучок).
  22. Открывание “окошек” – найти, где сидит кошка (правое, верхнее, левое, нижнее – всего 4 окошка)
  23. Дополнить рисунок.
  24. Конструирование фигур из палочек (спичек) по образцу и по памяти.
  25. Нахождение сходства и различия по предъявляемым рисункам.
  26. Конструирование из кубиков Кооса.
  27. Рисование предметных или сюжетных картинок из геометрических фигур и раскрашивание в программе Paint.

Развитие буквенного гнозиса

  • Развитие восприятия цвета букв
  • Развитие восприятия формы, размера и величины предметов и букв
  • Дифференциация распознания элементов букв.

Для закрепления буквенного гнозиса использую зону развития мелкой моторики, где ребята выкладывают буквы или элементы из мелких предметов (ракушек, разноцветных камушек, семян, бусинок, палочек), лепят из пластилина, рисуют на песке, используют шнуровку.

Практические упражнения:

  1. Найти букву среди графически сходных.
  2. Соотнести одинаковые буквы, написанные разным шрифтом.
  3. Определить (назвать) буквы, выполненные а неправильном пространственном положении.
  4. Найти, назвать, записать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями.
  5. Обвести, раскрасить, вырезать, вылепить буквы по заданному образцу.
  6. Обвести буквы, выполненные пунктиром.
  7. Доконструировать (дописать) букву.
  8. Найти и назвать буквы, наложенные друг на друга.
  9. Найти правильно записанные буквы среди неправильных (найти правильные и неправильные буквы).
  10. Найти буквы, написанные в зеркальном отображении.
  11. Конструирование букв из элементов.
  12. Реконструирование букв, например Р-В, Ж-К, добавляя и убирая элементы, изменяя их положение в пространстве (Н – И – П ).
  13. Определение различия сходных букв, которые состот из одних элементов, но различного расположенных в пространстве (Н и П)
  14. Использование игровых моментов (шуток, загадок, символов: О – обруч, д – дятел…)
  15. Пальчиковая азбука, где при помощи пальцев рук показывают   буквы.
  16. Рисование букв  в программе Paint.

2.Расширение объёма и уточнение зрительной памяти.

Расширение объёма зрительной памяти (зрительного мнезиса)

  • Развитие запоминания формы предметов
  • Развитие запоминания цвета
  • Развитие запоминания последовательности и количества букв и предметов (вначале провожу работу по развитию зрительной памяти, рассматривая предметы, потом – геометрические фигуры и лишь затем буквы)

Виды заданий и упражнений:

  1. Что общего (в чём отличие) между предметами?
  2. Найди предметы похожие на квадрат (треугольник, овал, круг, прямоугольник и т.д.)
  3.  Раскрась картинки (соотнесение цвета с реальностью)
  4. Раскрась картинку  (полученный ответ соотнеси с определённым цветом или найди букву и соотнеси с определённым цветом)
  5. Сравнение реальных и придуманных  изображённых предметов по цвету и форме.
  6. Синтез реальных изображений предметов (разрезные картинки, пазлы, «заплатки»).
  7.  Узнавание схематических, силуэтных, пунктирных и контурных, зашумованных, «химер» (двойных) изображений.
  8. Узнавание и исправление недорисованных изображений, правильно расположенных в пространстве.
  9. Угадывание предметов по отдельным деталям.
  10.  Узнавание и исправление недорисованных изображений, расположенных в пространстве под углом в 45, 90, 135 градусов.
  11. Игра «Чего не стало?». На столе раскладывается 5—6 предметов, (картинок), которые дети должны запомнить. Затем убирается незаметно одна из них. Дети называют, чего не стало.
  12. Дети запоминают 4—6 картинок, затем отбирают их среди других 8—10 картинок.
  13. Запомнить буквы, цифры или фигуры (3—5), а затем выбрать их среди других.
  14.  Игра «Что изменилось?». Логопед раскладывает 4—6 картинок, дети запоминают последовательность их расположения. Затем логопед незаметно меняет их расположение. Ученики должны сказать, что изменилось, и восстановить первоначальное их расположение.
  15. Разложить буквы, фигуры, цифры в первоначальной последовательности.
  16. Использование ИКТ (презентации, электронные пособия с картинками)

3.Формирование пространственных представлений

Развитие ориентировки в пространстве

  • Ориентировка в схеме собственного тела
  • Дифференциация правых и левых частей предмета
  • Ориентировка в окружающем пространстве

Виды заданий:

  1. Различение правой и левой руки (правая – помощница, левая – лентяйка, если ребёнок правша).
  2. Нарисовать (дорисовать) и назвать части тела и где находятся.
  3. Игра «Разложи по карманам» (логопед или ребята говорят, в какой карман и что положить)
  4. Что и где находится? (знания схемы тела стоящего напротив)
  5. Игра «Командир» (логопед или водящий даёт команды, а играющие выполняют)
  6. Игра «Шашки» на шахматном поле находятся фишки разных цветов, по команде учащиеся передвигают фишки. Например: зелёная фишка два шага вправо; красная фишка три шага вверх и т.д.
  7. Рисуем картинки по инструкции, ребята по инструкции рисуют схематически предметы. Например: солнце над домиком; гриб под деревом; собака на будке и т.д.
  8. «Художник» задание аналогично предыдущему только дети не рисуют, а пользуются готовыми предметными картинками.
  9. Написать буквы справа или слева от вертикальной линии.
  10. Дорисовать правую (левую) часть буквы.
  11. Использование ИКТ (рисование в программе Paint, презентации)

4.Развитие зрительного анализа и синтеза

Продолжается работа, начатая  на первом этапе  на развитие буквенного  гнозиса. На этом этапе проводится работа по развитию зрительного анализа изображений и букв на составляющие элементы, их синтезу, определению сходства и различия между похожими графическими изображениями и буквами.

Виды заданий:

1. Найти фигуру, букву в ряду сходных. Предлагаются ряды сходных печатных и рукописных букв (например, ла, лм, ад, вр, вз).

2. Срисовать фигуру или букву по образцу и после кратковременной экспозиции.

3. Сложить из палочек фигуры (по образцу, по памяти).

4. Сконструировать буквы печатного и рукописного шрифта из предъявленных элементов печатных и рукописных букв.

5. Найти заданную фигуру среди двух изображений, одно из которых адекватно предъявленному, второе представляет собой зеркальное изображение.

6. Показать правильно изображенную букву среди правильно и зеркально изображенных.

7. Дополнить недостающий элемент фигуры или буквы по представлению.

8. Реконструировать букву: добавляя элемент из  А — Л — Д, К — Ж, 3 — В, Г — Б; изменяя пространственное расположение элементов букв; например: Р — Ь, И — Н, Н —П, Г — Т.

9. Определить различие сходных букв: отличающихся лишь одним элементом: 3 — В, Р — В; состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве: Р — Ь, Г — Т, И — П, П — Н.

5.Формирование речевых обозначений зрительно-пространственных отношений

Большое место при устранении оптической дисграфии занимает работа над уточнением и дифференциацией оптических образов смешиваемых букв.

Для лучшего усвоения использую приёмы:

  1.  соотнесение буквы с какими-либо сходными предметами изображениями: О с обручем, 3 со змеей, Ж с жуком, П с перекладиной, У с ушами и т. Д.;
  2.  загадки о буквах;
  3. ребусы с использованием букв;
  4. артикуляционная гимнастика на основе алфавита;
  5. пальчиковая азбука;
  6. ощупывание рельефных букв и узнавание их, обводка контуров букв;
  7. конструирование, реконструирование из элементов;
  8. срисовывание, выкладывание, вылепливание, вырезывание букв из бумаги или картона, вышивать;
  9.  «писать» пальцем буквы на спине или на ладошке.

6.Дифференциация смешиваемых букв изолированно, в слогах, словах, предложениях, текстах

Дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв.

  • Дифференциация гласных букв
  • Дифференциация гласных и согласных букв
  • Дифференциация согласных:

Различение смешиваемых букв проводится в следующей последовательности:

1. изолированно (написание);

2. в слогах и в словах;

3.  в словосочетаниях;

4.  в предложениях и тексте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика оптической дисграфии.

         В рамках профилактической работы по предупреждению нарушений письма у дошкольников и учащихся первых классов, мы предлагаем такой вид деятельности, как ...

Коррекция оптической дисграфии. "Дифференциация букв П-Т на письме".

Данный материал по дифференциации букв П-Т будет полезен учителям начальной школы, учителям-логопедам, работающим в школе. В данной работе представлены упражнения и задания по коррекции оптической дис...

программа по коррекции оптической дисграфии

Данная программа была разработана для учащихся 5 класса коррекционной школы 8 вида. Программа позволяет учителю-логопеду лугко составить конспект занятия, опираясь на разделы программы. Т.к. у учащихс...

«Коррекция дисграфии смешанного вида с преобладанием дисграфии, на почве несформированности языкового анализа и синтеза, аграмматической дисграфии и элементами акустической и оптической дисграфии»

Учитывая специфику нарушений письменной речи, тематическое планирование делится на следующие разделы:Работа по преодолению дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза;Работа по п...

Организация коррекционнной работы по преодолению оптической дисграфии на бинарном уроке "Дифференциация строчных букв п-т, сходных оптически и кинетически".

В данной методической разработке  представлено описание опыта работы с обучающимися начальных классов на бинарных занятиях по преодолению оптической дисграфии. На занятии по дифференциации оптиче...

"Оптическая дисграфия. Коррекция оптических нарушений в играх и упражнениях"

Презентация содержит игры и упражнения для исправления оптических ошибок у младших школьников. Упражнения подходят для выполнения как в классе, так и дома. Материал презентации можно использовать на у...