конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука Ц"
план-конспект занятия по логопедии (1, 2 класс) по теме

Кузнецова Лариса Владимировна

Конспект индивидуального логопедического занятия  по автоматизации звука Ц в слогах, словах, предложениях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ind.zanyatie.docx21.24 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

индивидуального

логопедического занятия

по автоматизации звука [ц].

Учитель – логопед Кузнецова Л.В.


Цель занятия: Автоматизация звука [ц] в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

1) Уточнить и совершенствовать движения органов речи, закреплять правильное произношение звука [ц] в прямых и обратных слогах, в словах с этими слогами.

2) Развивать психические процессы: мышление, память, внимание, фонематическое восприятие; развивать навыки звуко-слогового анализа слов.

3) Воспитывать интерес к логопедическим занятиям.

Оборудование:

  • зеркало;
  • карточка с буквой Ц, схема артикуляции звука;
  • предметные картинки и картинки со звуком [ц];
  • схемы слов.

Возраст учащихся: 1-2 класс.

Ход занятия

  1. Организационный момент. Пальчиковая гимнастика.

Начинаем мы рассказ: (Вращать кистями рук)

Десять пальчиков у нас. (Сжимать и разжимать кулачки)

Старшие братишки – (Сжать кулачки, отставить большие пальцы и

Умные мальчишки. вращать ими)

Средним братцам (Кулачки прижать друг к другу, распрямить средние пальцы.

только бы подраться. Постучать подушечками средних пальцев друг об друга)

Ну, а вы, малыши, (сжать кулачки, отставить мизинцы и сцеплять их

Обнимитесь от души. попеременно, то один палец сверху, то другой).

  1. Объявление темы занятия.

- Сегодня мы будем учиться говорить звук [ц] красиво и правильно в слогах, словах и предложениях.

  1. Артикуляционная гимнастика.

- А для начала подготовим наш язычок. Выполняем упражнение перед зеркалом.

  • “Качели” - язычок качается вверх-вниз.
  • “Маляр” - а теперь пусть язычок поработает маляром и покрасит небо-потолок (погладить кончиком языка твердое небо, делая движения вперед-назад).
  • «Катушка» - широким кончиком языка надо упереться в основания нижних резцов, в таком положении языка «выкатить» среднюю часть языка вперед, затем вновь убрать вглубь рта.
  • «Трубочка» - Свернуть язык трубочкой и подуть в нее.

  1. Произнесение изолированного звука.

- Посмотри в зеркало и произнеси звук [ц].

- Какую форму принимают губы?

- Где лежит язычок?

(Губы в улыбке, кончик языка опущен за нижние зубки, боковые края прижимаются к верхним коренным зубам, спинка языка выгнулась горочкой. Зубы разжаты. Сначала кончик языка делает смычку с зубами, затем отскакивает от зубов. Он состоит как бы из двух звуков Т и С. Произносится резко, толчком – струя холодная, толчком. Если мы будем тянуть Ц, то он превратится в звук С.

  1. Характеристика звука.

Ц – согласный, глухой, всегда только твёрдый! (даже если после него пишем буквы И, Е)

Повтори вместе со мной.

  1. Закрепление изолированного звука и произношение в слогах, словах.

Слоги прямые и обратные:

АЦ ОЦ УЦ ЫЦ ЕЦ ЯЦ ИЦ ЦА ЦЫ ЦО ЦЕ ЦУ

  • Развитие фонематического слуха.

Я называю слова, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь звук [ц]:

ЦАПЛЯ КОШКА ЦЕПЬ ЛИЦО СТОЛ ЦАРЬ УЖ ПЕРЕЦ НОЖНИЦЫ МОЛОДЕЦ КАЧЕЛИ КОЛЬЦА ПШЕНИЦА ШАРЫ КУЗНИЦА ЧУДО КОНЕЦ 

  • Игра “Где спрятался звук?”

Из набора картинок выбери те, в названиях которых слышится звук [ц]). Определи, где находится звук [ц] в начале слова, в середине или в конце?

ОГУРЕЦ, ЦАПЛЯ, ЗАЯЦ, ЦЕПЬ, КУРИЦА, ПУГОВИЦА.

Физ. минутка.

  • Развитие навыков звуко-слогового анализа слов.
  • Игра “Договори слово”.

Я буду говорить начало слова, а ты – конец слова – слог ца

БОЛЬНИ…, ДЕВИ…, ДВЕР…, КУРИ…, ГОРЧИ…, ЦАРИ…, ПШЕНИ…, ВОДИ…, СКРОМНИ…, СПИ…,  НЕБЫЛИ…, ПЕТЛИ…, КУЗНИ…, ЛЕСТНИ..

  • Работа над словообразованием и словоизменением.
  • Игра “Один – много” (Как можно сказать про много людей или предметов?)

ЗАЯЦ – ЗАЙЦЫ, ПЕРЕЦ. ПЕВЕЦ МОЛОДЕЦ ЛЕДЕНЕЦ ДВОРЕЦ ТАНЕЦ ОГУРЕЦ СКВОРЕЦ КУЗНЕЦ БОРЕЦ ОТЕЦ ПТЕНЕЦ ПРОДАВЕЦ РАНЕЦ ОВЦА

  • Игра “Измени слово так, чтобы появился звук Ц” (по картинкам)

 Лук – луковица МЕДВЕДЬ ПЛАТЬЕ ОКНО ТИГР  ВОЛК ДЕРЕВО

  1. Автоматизация звука [ц] в чистоговорках.
  • Игра «Эхо». Я буду говорить предложения, а ты будешь повторять за мной.

ыц – ыц – ыц – цыган цыплёнку цыц

яц – яц – яц – скачет заяц

ец – ец – ец – свежий огурец

цу – цу – цу – платьице вам к лицу

цо – цо – цо – на пальце кольцо

це – це – це – сена дам овце

8.   Итог занятия.

- Молодец! Ты хорошо потрудился. Давай вспомним, какой звук мы учились говорить красиво?


Использованная литература:

  1. Ефименкова  Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопедов. - М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2006.
  2. Интернет ресурсы.
  3. Коррекция звукопроизношения у детей: дидактические материалы/автор-составитель Л.Е.Кыласова, Волгоград «Учитель», 2014

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука [с] в слогах

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме "Автоматизация звука [с] в слогах....

Конспект индивидуального логопедического занятия. Автоматизация звука [р]

Конспектиндивидуального  логопедического занятия  Тема: звук [р]Цель: совершенствование произношения звука  [р] в слогах и словах.Задачи:Образовательные: расширять  активный с...

Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: «Звук С. Буква С.»

- закрепить  четкое произношение звука С  в слогах, словах, предложениях и связной речи....

Конспект индивидуального логопедического занятия Звуки [Т] – [Т`]», буква «Т»

Учить детей различать звуки [т] - [т'] изолированно, в слогах, в словах на слух....

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком 7 лет с логопедическим заключением ФФНР по дифференциации звуков [Р] – [Л] в предложениях.

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком 7 лет с логопедическим заключением ФФНР по дифференциации звуков [Р] – [Л] в предложениях.  Тема: дифференциация звуко...