рабочая программа учителя-логопеда по сопровождению обучающихся с РАС
рабочая программа по логопедии на тему

Рабочая программа учителя-логопеда по сопровождению обучающихся  с РАС первого и подготовительного класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionno-logopedicheskaya_programma_1_klass_ras.docx74.86 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Северное окружное управление образования

Государственное  бюджетное образовательное учреждение

 Школа № 717

Согласовано                                                                                    Утверждено

Программа логопедической  коррекции                                 с учащимися 1 класса (РАС)

                                           Срок реализации: 2017г. – 2018г.

                                           Составитель программы: учитель-логопед:  Ю.Е. Новак

Москва 2017год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Программа  логопедической  работы  составлена  в соответствии с ФГОС НОО для детей с ОВЗ и представляет собой коррекционную программу, адаптированную для оказания логопедической помощи  обучающимся   с расстройствами аутистического спектра и учитывающая особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию с учетом требований следующих нормативных документов:

 -Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ;                    -Приказа Министерства образования и науки РФ № 1598 от 19 декабря 2014 года «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ »;                                                      -АООП НОО  для детей с РАС;                                                                     -Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;                                                                                                                          -Локальных нормативно-правовых документы, регламентирующих деятельность ГБОУ «Школа № 717»                                                                                                                                          -Устава ГБОУ «Школа № 717» .

Актуальность и педагогическая целесообразность программы

Расстройства аутистического спектра  являются одним из самых часто встречаемых нарушений в детском возрасте. Являясь первазивным нарушением, аутизм захватывает все стороны развития ребенка, проявляясь в том числе  в трудностях восприятия и переработки сенсорной информации, нарушениях речи и коммуникации,  ограничении собственной активности. Ребёнок  с РАС не выполняет простые речевые инструкции, хотя косвенными методами можно определить, что он понимает обращённую речь. У детей с расстройством аутистического спектра наблюдается недостаточное использование жестов и интонации в общении. В значительной степени это обусловлено несовершенством речевой практики данной категории детей, недостатком языковых средств общения, ограниченным словарным запасом. Таким образом, реализация логопедической программы для детей с РАС дает основу для эффективной адаптации ребенка к миру. Благодаря  занятиям происходит настройка ребенка к активному контакту с окружающим миром, следовательно  ребенок будет чувствовать безопасность и эмоциональный комфорт, а значит, будет происходить коррекция.

Направленность программы

  1. Формирование и развитие элементарных коммуникативных и речевых умений  обучающихся с РАС в различных социальных ситуациях, подготовка их к жизни в современном обществе.
  2. Развитие слухового внимания и восприятия.
  3. Развитие понимания речи  через эмоционально-смысловой комментарий, как необходимый элемент занятий. Выполнение инструкций. 
  4. Формирование двигательных навыков и жестикуляции. Формирование подвижности органов речи.                                                                                                                                                     5.        Развитие возможности активно пользоваться речью (растормаживание    внешней речи).

Программа реализуется для обучающихся 1-х классов  (средний возраст 7 лет) сроком на 1 учебный год.

Общая характеристика речи обучающихся с РАС

         У детей с РДА нарушенной, прежде всего, оказывается коммуникативная функция речи. Для всех вариантов речевого развития детей с РДА характерны следующие общие черты: нарушение коммуникативной функции речи; выраженная стереотипность речи; склонность к словотворчеству, неологизмам; значительно  большая, чем в норме, роль эхолалий; нарушения звукопроизношения, темпа и плавности речи. Ребёнок с аутизмом часто говорит о себе во втором или третьем лице. Речь может быть скандированной, толчкообразной из-за нарушений темпа, ритмической организации речи. В этом случае страдает не только коммуникативная функция речи, но и моторное  звено реализации речи. Можно сказать, что речевое развитие детей с РДА  достаточно вариативно, и чаще всего зависит от глубины нарушения и соответствующей степени приспособления ребенка к окружающему миру.  

Цели программы:

-создание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения, позволяющего учитывать  особые образовательные потребности детей с РАС на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательном процессе, что соответствует требованиям ФГОС,                                                                                                        - преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным    ребенком;                                                                                                                    максимальная коррекция дефектов устной речи учащегося, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации ребенка;
- повышение речевой активности ребенка в процессе общения.

Задачи программы:                                                                                                                    1. Ориентировать аутичного ребенка во внешнем мире.                                                                                                                                    2. Обучать его простым навыкам контакта, в том числе речевого:                                                        - обогащать и активизировать словарный запас,                                                                                                             - развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся,  использование мимики и жестов в общении                                                                                                                                                                                                      3. Развивать устную речь:                                                                                                                           -развивать артикуляционную моторику и  фонематические процессы                                                                               -формирование правильного физиологического дыхания                                                                                                                                                                                -создавать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепления его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся                                                                                                                           -уточнять грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной;                                                                                                                                 - развивать фразовую и связную речь.                                                                                                        4. Подготовить к обучению письменной речи (письмо и чтение):                                                                             - формировать  навыки звуко-слогового анализа и синтеза;                                                          - создавать базу для успешного овладения навыками чтения и письма;                                                        5. Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, мышление.                                                             6. Формировать  пространственно-временные представления и понятия.                                                                                    7. Совершенствовать координацию мелких движений пальцев рук и кистей, а также общей моторики.

Методологические и теоретические основы программы.                                                                 Программа логопедических занятий имеет под собой методологические и теоретические основания.                                                                                                                                                     В качестве  таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:                                                                 - гуманизма                                                                                                                                                              - вера в возможности ребенка, субъективного, позитивного подхода;                                         - системного подхода                                                                                                                                                      -рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающего субъекта;                                                                                                                                                                                                                                                -рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития                                                                                                                                              - реалистичности                                                                                                                                                      - учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы                                                                                                                           - деятельностного подхода                                                                                                                                      - опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту                                                                                                                                                             - индивидуально-дифференцированного подхода                                                                                                                                                  - изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы;                                                                                        - взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.

Организация работы по программе.

Коррекция нарушений речи учащегося с (РАС) требует организации специальной логопедической работы.   Логопедические занятия  в первом классе проводятся индивидуально и в мини группах по двое.  Программа логопедической коррекции речи рассчитана на 34 недели, логопедических занятий в 1 классе отводится 2 занятия в неделю (68 занятий в год).

Основные этапы логопедической коррекции:

Первый этап – установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятий. Это достигается с помощью спокойной негромкой музыки в специально оборудованном кабинете для занятий.   Важное значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Педагог общается с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего коррекционного процесса. Перед педагогом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается путем поощрения даже минимальной активности.

Второй этап – усиление речевой активности ребенка. Решение этой задачи требует от педагога умения почувствовать настроение ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции.

На третьем этапе коррекции важной задачей является целенаправленная организация речевой активности аутичного ребенка.

         С детьми, имеющими недостатки звукопроизношения проводятся  индивидуальные занятия, построенные на основании логопедического заключения, возраста и тяжести речевой патологии.

Цель занятий по коррекции звукопроизношения: формирование у детей правильной устной речи.

Задачи:

1. формировать правильное произношение фонем;

2. учить различать оппозиционные фонемы;

3. развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы.

4. обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся.

5. создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его.                                                                                                                                          6. развивать связную речь на материале обогащенном автоматизированными звуками,

Направленность работы по коррекции  звукопроизношения имеет следующие разделы:

  1. подготовительный

Цель: формирование артикуляторной базы, развитие и совершенствование сенсомоторных функций, психологических предпосылок и коммуникабельности,  готовности к обучению.  

  1. постановка звука

Цель: постановка звука изолировано наиболее приемлемым способом

  1.  автоматизация звука

Цель: закрепление звука в речи по схеме в слогах, в словах в предложениях

  1. дифференциация звуков

Цель: различать и четко произносить звуки схожие по звучанию.

Эффективность программы.

В структуру каждого занятия, как правило, входят:                                                                                  - упражнения для развития артикуляционной моторики;                                                                                    - упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;                                                                                                                                                                - дыхательная гимнастика;                                                                                                                         - коррекция произношения;                                                                                                                           -упражнения, направленные на развитие фонематических процессов;                                            - работа по активизации речевого общения,                                                                                                                               - работа над расширением и уточнением словарного запаса,                                                          - работа над предложением;                                                                                                                                     - развитие связной речи.

Содержание логопедической программы:

Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Условные знаки (пиктограммы) в общении людей.                                                                                                              Аудирование. Выполнение простых инструкций. Слушание литературных произведений в изложении педагога и с аудио-носителей. Повторение отдельных слогов, слов, предложений.                                                                                                                                        Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Коррекция звукопроизношения.  Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в разговоре.                                                                                                           Подготовка речевой ситуации и организация высказывания. Составление диалогов. Определение темы ситуации.                                                                                         Правила речевого общения. Обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи» в речевой ситуации. Составление связного высказывания. Выбор атрибутов. Развитие артикуляционной моторики..                                                                                                       Практические грамматические упражнения и развитие речи.                                           Фонетика. Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные. Слоги. Слова. Предложение. Текст.  (Закрепляющий компонент по упрочению связей  звук-буква  пройденных в классе).

Планируемые результаты освоения обучающимися программы:

Личностные результаты  должны отражать:

1)осознание себя как ребёнка;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей.

3)овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

4)овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

5)владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия

6) развитие навыков сотрудничества со взрослыми.

Предметные результаты:

Устная речь. Минимальный уровень:                                                                                                                                            

  • Выражать свои просьбы, желания, используя этикетные слова и выражения;
  • Сообщать свое имя и фамилию, домашний адрес;
  • Участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
  • Слушать сказку или рассказ, отвечать на вопросы по содержанию;
  • Уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал;
  • Повторять чистоговорки, короткие стихотворения с опорой на образец чтения учителя;
  • Участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребенка

Тематический план:

I период: Диагностический (10 ч.)

Изучение медицинских карт, сведений о семье ребенка, данных о раннем речевом развитии, первичная диагностика. Обследование импрессивной и связной речи. Обследование речи на уровне понимания слов и построения предложений. Обследование звуко-произносительной стороны речи. Выявление  наличия нарушений звукопроизношений. Обследование слоговой структуры слов и словарного запаса. Обследование  словарного  запаса, точности употребления лексических значений слов

II Пропедевтический: (Добукварный) период.

«Это — я», (2ч.)

Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Познакомить учащихся со строением речевого аппарата. Формирование представления о звуках речи. Пальчиковая гимнастика. Артикуляционная гимнастика.

«Я- ребёнок» (2ч.)

Формировать первоначальные представления о себе. Формирование умения взаимодействовать со взрослыми. Формирование представления о звуках речи. Пальчиковая гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика.

«Ребёнок в семье» (2ч.)

Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Формирование представления о звуках речи. Пальчиковая гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Постановка отсутствующих звуков.

«Моя семья» (2ч.)

Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Учить устанавливать простейшие родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, папа, мама, я).  Формирование представления о звуках речи. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая  гимнастика. Постановка отсутствующих звуков.

 «Ребёнок и его дом» (2ч.)

Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая  гимнастика. Постановка и автоматизация  звуков.

III Букварный период.

1 этап: изучение гласных звуков и букв.

«Ребёнок и его игрушки» (3 ч.)

Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая  гимнастика. Аудиальные и визуальные упражнения (по тексту стихотворения). (Упражнения по альбому «Знакомимся с окружающим миром» с использованием картинок). Постановка и автоматизация  звуков.

 «Ребёнок в школе» (2 ч.)

Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Аудиальные и визуальные упражнения (по тексту стихотворения). (Упражнения по альбому «Знакомимся с окружающим миром» с использованием картинок.)  Добиваться правильного соотношения звука с буквой. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая  гимнастика. Постановка и автоматизация  звуков.

 «Ребёнок в мире цвета» (2ч.) 

Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая  гимнастика. Постановка и автоматизация  звуков.

 «Ребёнок в мире цвета и геометрических фигур» (1ч.)

Повторить пройденные звуки и буквы.  «Чтение» телесных и мимических движений. Упражнения на рассматривание себя в зеркале, показ указательным жестом своих частей тела и отражения их в зеркале. Пространственная ориентировка. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая  гимнастика.

 «Ребёнок в мире цвета и звука» (2ч.)

Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы).  Повторить пройденные звуки и буквы.  «Чтение» телесных и мимических движений. Упражнения на рассматривание себя в зеркале, показ указательным жестом своих частей тела и отражения их в зеркале. Пространственная ориентировка. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая  гимнастика.    Постановка и автоматизация  звуков.                                          

«Ребёнок и  эмоции» (2ч.)

Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы); Пространственная ориентировка. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая  гимнастика. Постановка и автоматизация  звуков.

2 этап: изучение согласных звуков и букв.

«Ребёнок, одежда, обувь» (2ч.)

Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира. Повторить пройденные звуки и буквы. Составление, чтение слогов типа СГ, ГС. Упражнения «Тихо – громко», «Далеко – близко», Рисуем пальчиками на песке Игры «Найди –покажи – назови. У кого картинка?»  Пространственная ориентировка. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая  гимнастика. Постановка и автоматизация  звуков.

«Ребёнок и мир домашних животных»(2)

Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы).  Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы). Составление, чтение слогов типа СГ, ГС. Пространственная ориентировка. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая  гимнастика. Постановка и автоматизация  звуков.

        «Ребёнок и мир диких животных »   (3)

Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы). Составление, чтение слогов типа СГ, ГС.   Рисуем пальчиками на песке.  Пространственная ориентировка. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая  гимнастика. Автоматизация  и дифференцировка поставленных звуков.

«Ребёнок и мир животных» (3ч.)

Учить устанавливать родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, папа, мама, я).  Повторить пройденные звуки и буквы. Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой. Составление, чтение слов типа СГСГ.  Упражнения «Тихо – громко», «Далеко – близко», Рисуем пальчиками на песке.  Пространственная ориентировка. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая  гимнастика. Автоматизация  и дифференцировка поставленных звуков.

«Ребёнок и мир растений»  (3ч.)

Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (животных, растений, к явлениям природы). Составление, чтение слов типа СГСГ. Рисуем пальчиками на песке. Пространственная ориентировка.   Артикуляционная гимнастика.                                                                                                                      Дыхательная гимнастика. Пальчиковая  гимнастика. Автоматизация  и дифференцировка поставленных звуков.

«Ребёнок в семье» «Я и мама»  (1ч.)

Овладение первоначальными представлениями о социальной жизни: профессиональных и социальных ролях людей. Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой. Упражнения «Тихо – громко», «Далеко – близко».  Игры  «Найди –покажи – назови. У кого картинка?» Рисуем пальчиками на песке. Пространственная ориентировка. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая  гимнастика. Автоматизация  и дифференцировка поставленных звуков.

«Ребёнок и мир  птиц» (2ч.)

Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой. Упражнения «Тихо – громко», «Далеко – близко», Рисуем пальчиками на песке. Работа с альбомом «Развитие представлений об окружающем мире».  Повторить пройденные звуки и буквы. Составление, чтение слов типа СГС. Находить картинки  по теме «Времена года». Пространственно-временные ориентировки. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая  гимнастика. Автоматизация  и дифференцировка поставленных звуков.

 «Ребенок и путешествия». (3ч.)

Овладение представлениями о социально-бытовой  жизни: профессиональных и социальных ролях людей. Овладение представлениями о жизни в городе,  деревне. Повторить пройденные звуки и буквы. Составление, чтение слов типа СГС. Пространственно-временные ориентировки. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая  гимнастика. Автоматизация  и дифференцировка поставленных звуков.

«Ребенок в городе» (2)

Овладение представлениями о социально-бытовой  жизни: профессиональных и социальных ролях людей. Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира. «Найди –покажи – назови. У кого картинка?» Составление, чтение слов типа ССГС.  Пространственно-временные ориентировки. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая  гимнастика. Автоматизация  и дифференцировка поставленных звуков.

«Ребёнок и  техника» (2)  

 Овладение представлениями о социально-бытовой  жизни: профессиональных и социальных ролях людей. Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира. Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой. Составление, чтение слов типа ССГС и ССГСГ.  Упражнения «Тихо – громко», «Далеко – близко», Рисуем пальчиками на песке Пространственно-временные ориентировки. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая  гимнастика. Автоматизация  и дифференцировка поставленных звуков.

«Ребёнок и машины» (3)

Овладение представлениями о социально-бытовой  жизни: профессиональных и социальных ролях людей. Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира. Игры  «Найди –покажи – назови. У кого картинка?» Звуки и буквы повторение. Составление, чтение слов типа СГСС и СГССГ.  Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой. Упражнения «Тихо – громко», «Далеко – близко» Рисуем пальчиками на песке. Пространственно-временные ориентировки. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая  гимнастика. Автоматизация  и дифференцировка поставленных звуков.

«Ребёнок и  мир вокруг» (1) 

Повторение. Пространственно-временные ориентировки. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая  гимнастика. Автоматизация  и дифференцировка поставленных звуков.

Диагностика  (6-8ч.)

Обследовать речь, звукопроизношение, слоговую структуру,  понимание слов и построение предложений, связную речь.  Выявить динамику развития.

Индивидуальный календарно-тематический план коррекционного курса:

«Логопедические занятия»  в комплексе программы: АООП НОО с РАС (вариант 8.3 – 8.2)      Класс: 1  

Срок: 2017-2018 уч. год.

Количество занятий: 2 раза в неделю, 68 занятий в год

1класс (68ч.)

Название раздела, темы логопедического занятия

Задачи

Звук и буква

Развитие мелкой моторики

По плану

1.

Изучение медицинских карт, сведений о семье ребенка, данных о раннем речевом развитии.

Провести первичную

Диагностику.

01.09 04.09 05.09.

2.

Обследование импрессивной и связной речи .

Обследовать речь на уровне понимания слов и построение предложений.

06.09 07.09 08.09.

3.

Обследование звукопроизносительной стороны речи.

Выявить наличие нарушений звукопроизношений.

11.09. 12.09 13.09

4.

Обследование слоговой структуры слов и словарного запаса.

Выявить степень владения слоговой структурой. Выявить соответствует ли словарь возрастной норме; точность употребления лексических значений слов

14.09                                  

5

«Это — я»,

Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Познакомить учащихся со строением речевого аппарата.

Формирование представления о речевых и неречевых звуках  

Упражнения для развития мелкой моторики«Пальчиковые шаги»

6

«Это — я»,

Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Познакомить учащихся со строением речевого аппарата.

Формирование представления о речевых и неречевых звуках  

Упражнения для развития мелкой моторики«Пальчиковые шаги»

7

«Я- ребёнок»

Формировать первоначальные представления о себе. Формирование умения взаимодействовать со взрослыми.

Активизация артикуляционной моторики.

Формирование представления о звуках речи

Упражнения для развития мелкой моторики«Пальчиковые шаги»

8

«Я- ребёнок»

Формировать первоначальные представления о себе. Формирование умения взаимодействовать со взрослыми Активизация артикуляционной моторики.

Формирование представления о звуках речи

Упражнения для развития мелкой моторики«Пальчиковые шаги»

9

«Ребёнок в семье»

Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Активизация артикуляционной моторики.

Формирование представления о звуках речи.

Упражнения для развития мелкой моторики «Пальчиковые шаги»

10

«Ребёнок в семье»

Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Активизация артикуляционной моторики.

Формирование представления о звуках речи.

Упражнения для развития мелкой моторики «Пальчиковые шаги»

11

«Моя семья»

Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. учить устанавливать простейшие родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, папа, мама, я);

Формирование представления о звуках речи.

Упражнения для развития мелкой моторики «Пальчиковые шаги»

12

«Моя семья»

Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. учить устанавливать простейшие родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, папа, мама, я);

Формирование представления о звуках речи.

Упражнения для развития мелкой моторики «Пальчиковые шаги»

13

«Ребенок и его дом»

Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. учить устанавливать простейшие родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, папа, мама, я);

Формирование представления о звуках речи.

Упражнения для развития мелкой моторики «Пальчиковые шаги»

14

«Ребенок и его дом»

Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. учить устанавливать простейшие родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, папа, мама, я);

Формирование представления о звуках речи.

Упражнения для развития мелкой моторики«Пальчиковые шаги»

15

«Ребёнок и его игрушки»

Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Активизация артикуляционной моторики.

Звук/ а. /и буква А а. 

Упражнения для развития мелкой моторики«Пальчиковые шаги»

16

«Ребёнок и его игрушки»

Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой.

Звук/ о /и буква О о. 

Упражнения для развития мелкой моторики«Пальчиковые шаги»

17

«Ребёнок и его игрушки»

Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. Активизация артикуляционной моторики.

Звуки и буквы А - О

Аудиальные и визуальные упражнения (по тексту стихотворения). (Упражнения по альбому «Знакомимся с окружающим миром» с использованием картинок).

Упражнения для развития мелкой моторики«Пальчиковые шаги»

18.

«Ребёнок в школе»

Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. Коррекция звукопроизношения по индивидуальному плану.

.Звук У. и букваУу. Аудиальные и визуальные упражнения (по тексту стихотворения). (Упражнения по альбому «Знакомимся с окружающим миром» с использованием картинок).

«Дружба»

19

«Ребёнок в школе»

Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. Коррекция звукопроизношения по индивидуальному плану.

Звуки  и буквы У -О.

«Капуста»

20

«Ребёнок в мире цвета »

Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Добиваться правильного соотношения звука с буквой.

Коррекция звукопроизношения по индивидуальному плану.

Звук И и буква И

«Строим дом»

21

«Ребёнок в мире цвета »

Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Добиваться правильного соотношения звука с буквой.

Звук Ы. и буква Ы.

«Строим дом»

22

«Ребёнок в мире цвета и геометрических фигур»

Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой.

Коррекция звукопроизношения по индивидуальному плану.

Звук Э и буква Э э

«Чтение» телесных и мимических движений. Упражнения на рассматривание себя в зеркале, показ указательным жестом своих частей тела и отражения их в зеркале.

«Фруктовая ладошка»

23

«Ребёнок в  мире цвета  и звука»

Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы);Повторить пройденные звуки и буквы.

Коррекция звукопроизношения по индивидуальному плану.

Звук м и буква Мм.

«Чтение» телесных и мимических движений. Упражнения на рассматривание себя в зеркале, показ указательным жестом своих частей тела и отражения их в зеркале.

«Ёжик»

24

«Ребёнок в  мире цвета  и звука»

Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы);

Звук С и буква С

.

«В гости»

25

«Ребёнок и  эмоции»

вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы);Повторить пройденные звуки и буквы.

Звук Х и буква Х

«Моя лошадка»

26

«Ребёнок и  эмоции»

вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы);Повторить пройденные звуки и буквы.

Звук Ш  и буква Ш

«Бык у забора»

27

«Ребёнок, одежда, обувь»

Овладение основными знаниями по природоведению и развитие представлений об окружающем мире

Коррекция звукопроизношения по индивидуальному плану.

Звук Л и буква Л

«Весна»

28

«Ребёнок, одежда, обувь»

Работа с альбомом.

Овладение основными знаниями по природоведению и развитие представлений об окружающем мире

Коррекция звукопроизношения по индивидуальному плану.

Звук Н и буква Н

Рисуем пальчиками на песке.

29

«Ребёнок и мир домашних животных»

Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы);

Коррекция звукопроизношения по индивидуальному плану.

Повторить пройденные звуки и буквы. Учить различать пройденные  звуки, сопоставлять их по акустическим и артикуляционным признакам

Рисуем пальчиками на песке.

30

«Ребёнок и мир домашних животных»

Уточнить артикуляцию данного звука. Закрепить правильное и четкое произношение звука в слогах, словах.

Коррекция звукопроизношения по индивидуальному плану.

Звук Р и буква Р

Рисуем пальчиками на песке.

31

«Ребёнок и мир диких животных»

Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой.

Коррекция звукопроизношения по индивидуальному плану.

Звук К  и буква К

Учить различать данные звуки, сопоставлять их по акустическим и артикуляционным признакам

Рисуем пальчиками на песке

32

«Ребёнок и мир диких животных»

Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой.

Звук Т  и буква Т

Рисуем пальчиками на песке

33

«Ребёнок и мир диких животных»

Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой.

Звук П и буква П

Рисуем пальчиками на песке

34

«Ребёнок и мир животных»

 

Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой.

Звук В  и буква В

Рисуем пальчиками на песке

35

«Ребёнок и мир животных»

 

Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой.

Звук З и буква З

Рисуем пальчиками на песке.

36

«Ребёнок и мир животных»

Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой.

Звук Д* и буква Д д

Кинезиологические упражнения

37

«Ребёнок и мир растений»

Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой.

Звуки  Ж и буква Ж

Кинезиологические упражнения

38

«Ребёнок и мир растений»

Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой.

Звук Б и буква Б

Кинезиологические упражнения

39

«Ребёнок и мир растений»

Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой.

Звук Г и буква Г г

Кинезиологические упражнения

40

«Я в семье. Я и мама. Эмоции.»

Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой.

Звук Д и буква Д

Кинезиологические упражнения

41

«Ребенок и мир птиц»

Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой.

Звук Й и буква Й

Кинезиологические упражнения

42

«Ребенок и мир птиц»

Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой.

буква Ь

Кинезиологические упражнения

43

«Ребёнок и мир  рыб, морей и океанов»

Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой.

буква Е

Кинезиологические упражнения

44

«Ребёнок и мир  рыб, морей и океанов»

Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой.

буква Ё

Кинезиологические упражнения

45

«Ребёнок и явления природы».

Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы);

Учить различать изученные звуки, сопоставлять их по акустическим и артикуляционным признакам

Кинезиологические упражнения

46

«Ребёнок и явления природы».

Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой.

буква Я

Кинезиологические упражнения

47

«Ребенок и путешествия».

Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой.

буква Ю

Рисуем пальчиками на песке.

48

«Ребенок и путешествия».

Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы);

Учить различать изученные звуки, сопоставлять их по акустическим и артикуляционным признакам

Кинезиологические упражнения

49

«Ребенок в городе»

Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой.

Звук Ц и буква Ц

Рисуем пальчиками на песке.

50

«Ребёнок и  техника.»

Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой.

Звук Ч и буква Ч

Кинезиологические упражнения

51

«Ребёнок и  техника»

Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой.

Звук Щ и буква Щ

Рисуем пальчиками на песке.

52

«Ребёнок и  машины»

Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой.

Звук Ф и буква Ф

Кинезиологические упражнения

53

«Ребёнок и  машины»

Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы);

Учить различать изученные звуки, сопоставлять их по акустическим и артикуляционным признакам

Рисуем пальчиками на песке.

54

«Ребёнок и  машины»

Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы);

Учить различать изученные звуки, сопоставлять их по акустическим и артикуляционным признакам

Кинезиологические упражнения

55

«Ребёнок и  мир вокруг»

Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы);

Учить различать изученные звуки, сопоставлять их по акустическим и артикуляционным признакам

Рисуем пальчиками на песке.

56

Обследование речи

Обследовать речь на уровне всех компонентов. Выявить динамику развития.

16.05.  17.05. 18.05. 21.05. 22.05. 23.05. 24.05. 25.05.

Направления коррекционной работы:

1. Диагностическая работа

        Позволяет выявлять особенности развития и здоровья обучающихся  с целью создания благоприятных условий для овладения ими содержанием основной образовательной программы и предполагает осуществление:

  • психолого-педагогического и медицинского обследования с целью выявления их особых образовательных потребностей;
  • мониторинга динамики развития обучающихся с РАС, их успешности в освоении адаптированной основной образовательной программы общего образования;
  • анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки коррекционных мероприятий.

Использование форм и методов работы:

-сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей (беседы, анкетирование, интервьюирование),                                                                                                      -психолого-педагогический эксперимент,                                                                                                          -наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности, --изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.) и др. оформление документации (речевая карта).

Задачи (направления деятельности)

Планируемые результаты

Виды и формы деятельности, мероприятия

Сроки (периодич-ность в течение года)

Ответственные

Психолого-педагогическая диагностика

Углубленная  диагностика детей с РАС

Получение объективных сведений об обучающемся на основании диагностической информации специалистов разного профиля

Диагностирование.

Заполнение Речевой карты, протокола обследования

сентябрь

Учитель-логопед

Проанализиро-вать причины возникновения трудностей в обучении.

Выявить резервные возможности

Сбор данных о поведенческих особенностях.

Индивидуальная коррекционная программа, соответствующая выявленному уровню развития обучающегося

Разработка индивидуального образователь-ного маршрута

До 15.10

Педагог-психолог

Учитель-логопед

Учитель

Соц.педагог

Задачи (направления) деятельности

Планируемые результаты

Виды и формы деятельности, мероприятия

Сроки (периодич-ность в течение года)

Ответственные

Консультирова-ние педагогичес-ких работников по  вопросам обучения и воспитания детей с РАС

1. Рекомендации, приёмы, упраж-нения и др. материалы.

2. Разработка плана консультивной работы с ребенком, родителями, классом

Индивидуальные, групповые, тематические консультации

По отдельному плану-графику

Учитель – логопед

Консультирова-ние обучаю-щихся по выявленных проблемам, оказание превен-тивной помощи

1. Рекомендации, приёмы, упраж-нения и др. материалы.

2. Разработка плана консультивной работы с ребенком

Индивидуальные, групповые, тематические консультации

По отдельному плану-графику

(в период школьных каникул)

Учитель – логопед

Консультирова-ние родителей по  вопросам обучения детей с РАС, выбора стратегии воспитания, психолого-фи-зиологическим особенностям детей

1. Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы.

2. Разработка плана консультивной работы с родителями

Индивидуальные, групповые, тематические консультации

По отдельному плану-графику

Учитель – логопед

 2. Консультативная работа

        Позволяет обеспечить непрерывность специального сопровождения образования детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.  

Консультативная работа включает:

  • логопедическое консультирование педагогов по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных учащихся;
  • консультативную помощь семье в вопросах решения конкретных вопросов воспитания и оказания возможной помощи ребенку в освоении образовательной программы.

        Формы и методы консультативной работы: беседа, лекция, консультация, анкетирование педагогов, родителей, разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям.

        Соблюдаются принципы анонимности, доброжелательности и безоценочного отношения.

3. Информационно-просветительская работа

Осуществление разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам, связанным с особенностями процесса обучения и воспитания учащихся с РАС, взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями (законными представителями)  и включает:

  • проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей;
  • оформление информационных стендов, печатных и других материалов;
  • психологическое просвещение педагогов с целью повышения их психологической  компетентности;
  • психологическое просвещение родителей с целью формирования у них элементарной компетентности.

Задачи (направления) деятельности

Планируемые результаты

Виды и формы деятельности, мероприятия

Сроки (периодичность в течение года)

Ответственные

Информирова-ние родителей (законных представителей) по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам

Участие в работе  семинаров, тренингов по вопросам обучения и воспитания детей с РАС

Информацион-ные меропри-ятия

По отдельному плану-графику

Учитель – логопед

Психолого-педагогическое просвещение педагогических работников по вопросам развития, обучения и воспитания данной категории детей

Организация методических мероприятий

Информацион-ные меропри-ятия

 По отдельному плану-графику

Учитель – логопед

Список используемых источников:

  1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29. 12.2012;
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ (Приказ Минобразования науки России от 19.12.2014 г. № 1598);
  3. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с расстройствами аутистического спектра.
  4. Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе. Методические рекомендации для учителей начальной школы / Под. ред. Е.В. Самсоновой. — М.: МГППУ, 2012. — 84 с.
  5. Адаптированная основная общеобразовательная программа для умственно отсталых детей
  6. «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией В. В. Воронковой, 2006 г.
  7. Павлова Ю.Б. Программа групповых логопедических занятий с детьми с РАС для подготовительного класса
  8. Павлова Ю.Б. Программа групповых логопедических занятий с детьми с РАС для учащихся 1-4 классов.
  9. Швец И.С. Программа коррекционных групповых занятий «Развитие простых навыков коммуникации у детей с РАС для учащихся 1-2 классов»
  10. Лопухина, И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М:, «Аквариум», 1996 г.
  11.  Л.Б. Баряева,   «Кодовый словарь», «Я - говорю!»( упражнения с пиктограммами), М. Дрофа, 2007
  12. Юрова, Р.А. «Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития». – М:, 2005
  13. Лалаева, Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001
  14. Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического обследования».
  15. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи, М.: Теревинф, 1997.
  16. Никольская О., Фомина Т., Цыпотан С. Ребенок с аутизмом в обычной школе М.: «Чистые пруды», 2006.
  17. Никольская О.С., Баенская Е.Р.  Дети с нарушениями общения: ранний детский аутизм. М.: Просвещение, 1989.
  18. Шоплер Э., Ланзинд M., Ватерc Л. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей. Сборник упражнений для специалистов и родителей. Издательство БелАПДИ — «Открытые двери», Минск, 1997. 29.
  19. Янушко Е.А. «Начальный этап корреционной работы с аутичным ребенком: знакомство, установление контакта» Научно-практический журнал «Аутизм и нарушения развития». № 3. 2004.

Информационно- методическое  сопровождение:

  • Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М:, « Айрис дидактика», 2007 г.
  • Картинный материал. Лалаева, Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001 г
  • Лопухина, И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М:, «Аквариум», 1996 г.Сахарова И.И. «Чистоговорки в картинках». – М:, «Творческий Центр Бриз», 2008 г.
  • Юрова , Р.А. «Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития». – М:, 2005 г
  • Ханьшева, Г. В. «Практикум по логопедии. Коррекция звукопроизношения». - Ростов- на-Дону:, «Феникс», 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя-дефектолога(тифлопедагога). Сопровождение обучающихся первых классов с нарушением зрения и группы риска в образовательном процессе.

Наибольшее значение сопровождение тифлопедагога учащихся с нарушением зрения и группы риска  приобретает на начальных этапах обучения детей. Это диктуется необходимостью восполнения пробело...

Рабочая программа учителя-логопеда для обучающихся со сложной структурой дефекта

Данная рабочая программа предназначена для организации и проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с умеренной и тяжелой  степенью интеллектуальной недостаточности, а также с де...

рабочая программа учителя-логопеда с обучающимися с ЗПР 4 класс

рабочая программа учителя-логопеда с обучающимися с ЗПР 4 класс...

Рабочая программа учителя-логопеда для обучающихся с ОВЗ начального образования (АООП для обучающихся с задержкой психического развития вариант 7.1)

В последнее время увеличивается число детей, испытывающих трудности при усвоении школьной программы. Одной из причин школьной дезадаптации является нарушение письменной речи. Нарушения чтения и письма...

Адаптированная рабочая программа учителя-логопеда для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи 4 класс

Речевые нарушения при задержке психического развития (ЗПР) обусловлены в первую очередь недостаточностью межанализаторного взаимодействия, а не локальным поражением речевого анализатора.Характерные пр...

Рабочая программа учителя - логопеда для обучающихся 2 класса, обучающихся по АООП вариант 2 ТМНР

Программа обеспечивает работу по коррекции нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ОВЗ. Данная программа разработана с учетом особенностей развития и образовательных потребностей дет...

Рабочая программа учителя логопеда для обучающихся 2 класса (АООП вариант 1)

Данная рабочая программа составлена в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1....