Использование технологии «РКМЧП» (развитие критического мышления через чтение и письмо) в рамках реализации компетентностного подхода в образовании.
статья по логопедии на тему

Груздева Юлия Вячеславовна

В статье говорится об актуальности использования технологии "РКМЧП" в рамках реализации компетентностного подхода в образовании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gruzdeva_yu.v._rkmchp.docx18.51 КБ

Предварительный просмотр:

  Учитель-логопед Груздева Юлия Вячеславовна

      ГБУ ДО ЦППМСП Выборгского района Санкт-Петербурга

Использование технологии «РКМЧП» (развитие критического мышления через чтение и письмо) в рамках реализации компетентностного подхода в образовании.

Понятие «компетенция» с латинского языка означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний.

Современный образовательный процесс предполагает  использование нестандартных педагогических задач, которые направлены на развитие  творческого потенциала учащихся и на применение двух неразлучных принципов: умения быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации и умения осмысленно применить полученную информацию.   Поэтому использование технологии «РКМЧП» в образовательном процессе является актуальным.

Все чаще технологию критического мышления называют главной компетенцией профессионала XXI века.  Слово «критическое» происходит от двух греческих слов: «kritike» – искусство судить   и «kriterion» – средство для суждения.   Критическое мышление – необходимое условие, помогающее нам делать осознанный выбор, предсказывать и планировать последствия наших поступков и нести ответственность  за принятые решения.

Структура технологии развития критического мышления через чтение и письмо представлена в виде трех этапов (вызов, осмысление, рефлексия), которые соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности.

Когнитивные  процессы - это психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. К ним относятся ощущения, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь и внимание. На основе психических процессов происходит формирование  знаний умений и навыков. Чтение является одним из главных учебных предметов начального образования и представляет фундаментальную основу универсальных компетенций: познавательной, коммуникативной, информационной, средством коммуникации и когнитивного развития ребенка. Чем больше ребенок читает, тем более у него развито внимание и воображение. Благодаря чтению расширяется кругозор ребенка, развивается  речь, в результате совершенствуются  его  умственные  способности. Поэтому важно прививать учащимся интерес к чтению. Желательно предлагать ребенку подборку книг по интересующей его теме. Например, книги о животных, о космосе, о путешествиях, о жизни замечательных людей. Для поддержания интереса к чтению у детей начальной школы книги должны быть с яркими красочными иллюстрациями.

Понимание прочитанного связано с мышлением, зависит от него и определяет его. Не менее важен для понимания текста  и объем оперативной памяти, позволяющий удержать все элементы текста, последовательность событий. Уровень понимания текста   является  показателем  сформированности когнитивных функций.

Чтение и письмо являются базовыми школьными навыками. Без них дальнейшее обучение невозможно.         Л.С. Выготский называл письменную речь «алгеброй речи», подчеркивая сложность усвоения данного вида речевой деятельности, ее значение в истории развития человечества.

Письмо – это сложная форма речевой деятельности, многоуровневый процесс. Оно  обеспечивается согласованной работой четырех анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного и общедвигательного. Процесс письма осуществляется на основе достаточного уровня сформированности речевых и неречевых функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произнесения, языкового анализа и синтеза, сформированности лексико-грамматической стороны речи,  зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. При несформированности одной или нескольких выше перечисленных функций может возникнуть нарушение процесса овладения письмом. Современная логопедическая практика характеризуется поиском и внедрением новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу учителя-логопеда.

   В  последние годы увеличилось количество детей с нарушениями письменной речи. Они допускают большое количество разнообразных ошибок, обусловленных недоразвитием лексико-грамматической стороны речи. Ограниченный словарный запас, недостаточная сформированность семантической стороны речи, отсутствие четких звуковых представлений о слове затрудняют нахождение родственных слов, необходимых для проверки безударного гласного. В письменной речи они используют в основном существительные и глаголы, реже встречаются прилагательные, местоимения, наречия. В создаваемых ими синтаксических конструкциях наблюдаются отклонения  от общепринятых норм построения предложений. Необходимо помнить, что значительное место в развитии лексико-грамматического строя   и смысловой стороны речи занимают мыслительные процессы. Поэтому в работе по обогащению,  систематизации словарного запаса, развитию грамматических категорий эффективно использовать один из приемов технологии развития критического мышления ― синквейн. Применение данного приема при традиционной модели коррекционного  обучения позволит, с одной стороны, сохранить содержательный и практический характер занятий, а с другой ― поможет сделать их более увлекательными и эмоционально насыщенными, что, несомненно, будет способствовать раскрытию творческого потенциала учащихся.

    Использование синквейнов для работы с обязательным для усвоения лексическим материалом позволяет придать работе бо́льшую эмоциональность и образность, обеспечить его непроизвольное запоминание, активизировать познавательные процессы учащихся, стимулировать развитие их творческого потенциала и, наконец, превратить «безликие» лексические и речевые единицы в личностно значимые.

Обучение и развитие — два тесно взаимосвязанных процесса. Овладение письменной речью подразумевает переход от наглядного к отвлеченному мышлению. Формирование письменной речи должно быть организовано с учетом всех ее психологических особенностей  с самого начала школьного обучения.

Успешное формирование навыка чтения  и письма оказывает влияние на становление ключевых компетенций обучающихся, в первую очередь на развитие критического мышления, высокий уровень развития которого является необходимым во всех сферах повседневной жизни.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Баннов А. М. Учимся думать вместе: (материалы для тренинга учителей) / А. М. Баннов – М: ИНТУИТ. РУ, 2007.
  2. Груздева Ю.В. Синквейн как один из приемов технологии РКМЧП в работе по развитию лексико-грамматического строя речи у младших школьников// Логопедия: теория и практика: сборник VI всероссийской  научно-практической конференции с международным участием / Сев. (Арктю) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова, ин-т педагогики и психологии; - Архангельск, 2014.
  3. Кабаченко Е.И., Кабаченко Н.А. Дидактический синквейн как средство оптимизации работы по развитию речи детей.//Логопед. ― №8. ―  2012.
  4. Климова Т.В. Способы формирования критического мышления студента.//Вестник ОГУ.― 2012, №2, стр.78-85
  5. Свинцова Л. Г., Мукнаева Т. И. Использование технологии развития критического мышления на занятиях в высшей школе. //Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования.― 2011,№ 1 , стр.57-62
  6. Тимофеев В. А. Компетентностный подход в образовании младших школьников // Вестник БГУ . - 2014. - №4.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на примере урока чтения во 2 классе по теме "В. Драгунский "Заколдованная буква"

Вашему вниманию предлагается презентация к выступлению на мастер-классе по теме "И.спльзование технологии равития критического мышления через чтение и письмо на примере урока литературного чтения во 2...

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП)

•Формирование нового стиля мышления (открытость, гибкость,рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений);•Развитие базовых качеств ли...

Использование технологии развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроках – залог успеха.

Изучая технологию смыслового чтения, пришла к выводу, что данная технология представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она предлагает сис...

Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП)

Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП)  может быть использована в различных предметных областях (словесность, история, обществознание, правовое образование, ино...

Технология развития критического мышления через чтение и письмо ( РКМЧП ) при обучении русскому языку.

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному ...

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) при обучении русскому языку

В педагогике XXI века в центре стоит личность ученика, развитие которой и является целью образования. Современный педагогический процесс ориентирован на индивидуальный подход к каждому ученику, педаго...

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) при обучении русскому языку, литературе, искусству

Мы вправе назвать РКМЧП новым подходом, потому что его использование предполагает отказ от традиционных представлений об обучении. Важна не только технологичность процесса, но и характер работы ученик...