План-конспект открытого коррекционно-развивающего логопедического занятия по теме: "Коррекция нарушения звукового и языкового анализа и синтеза. Лексическая тема "Школа", 1 класс.
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) на тему

Каменко Людмила Николаевна

Материал содержит подробный план конспект открытого коррекционно-логопедического занятия по теме: "Коррекция нарушения звукового и языкового анализа и синтеза. Лексическая тема "Школа", проведённого в феврале 2017 года с группой учащихся 1 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_otkrytogo_zanyatiya.docx19.09 КБ

Предварительный просмотр:

                  План-конспект открытого коррекционно-развивающего логопедического  занятия по теме: «Коррекция нарушения звукового и языкового анализа и синтеза.  Лексическая тема: Школьные принадлежности», 1 класс.

             

                Подготовила учитель-логопед Каменко Л.Н.

Цель занятия: 1.  Коррекцинно-образовательная: дифференцировать понятия     звук и буква, гласный и согласный звук, слово и предложение; формировать и расширять у детей семантическое поле понятия «школьные принадлежности».

2.   Коррекционно-развивающая: формировать навыки звукового и языкового анализа и синтеза; развивать произвольное внимание, слуховую и зрительную память; формировать умение анализировать и делать выводы; развивать умение работать по заданному плану, удерживая алгоритм действий.

3. Коррекционно-воспитательная: воспитывать аккуратность в работе, последовательность в действиях, самостоятельность.

4.   Коррекционно-коммуникативная: формирование умения полно, открыто и грамотно выражать свои мысли, формировать и высказывать суждение, соблюдать нормы речевого общения, эмоционально реагировать на слова учителя и товарищей;

5.  Коррекционно-регулятивные: учиться осуществлять контроль за своей деятельностью; ставить, принимать и сохранять учебную задачу, оценивать процесс и результаты действий.

Этапы занятия

Виды заданий

Деятельность специалиста

Деятельность ученика

Какие задачи решались в ходе выполнения заданий

I.Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)

Беседа.

Долгожданный дан звонок,

Начинается   урок.

Звуки с буквами пришли

И порядок навели.

-Проверим готовность к занятию.

Приветствуют учителя-логопеда. Организуют рабочее место, проверяют наличие учебных принадлежностей на столе.

Учить проявлять эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

II.Объявление темы занятия  и постановка учебной задачи

Разгадывание загадки. Определение темы урока.

- На занятие к нам действительно придут звуки и буквы, а вот о чём мы будем говорить на этом занятии вы поймёте, если разгадаете загадку:

Стоит дом:

Кто в него войдёт,

Тот ум приобретёт

Так о чём мы сегодня будем говорить? Что это?

Разгадывают загадку. Отвечают учителю.

- Школа.

Учить определять слово по характерным признакам предмета.

Учить внимательно слушать задание учителя, анализировать, делать выводы.

III.Закрепление знаний и способов действий

Звуковой анализ слова по числовому ряду.

-Слово «школа» состоит из звуков. Сколько звуков в этом слове? Назови их по порядку. Какие две группы звуков вы знаете?

- Назови гласные звуки слова, назови согласные.

-  Какой звук 3й? 5й?

- Запишите это слово в тетрадь. Из чего состоит записанное слово? Чем буквы отличаются от звуков?

Осуществляют звуковой анализ слова. Различают гласные и согласные звуки, звуки и буквы.

- Пять звуков. [ш к о л а].

Гласные и согласные. Гласные [о а]. Согласные [ш к л].

- Из букв.

- Звуки мы говорим и слышим, а буквы мы пишем.

Закреплять умение дифференцировать звуки и буквы, гласные и согласные звуки, определять количество и последовательность звуков в слове. Развивать произвольное внимание и слуховую память.

IV. Усвоение новых знаний и способов действий.

Расширение словарного запаса

Звуковой анализ слов и отображение данного вида анализа в звуковых схемах

Физкультминутка.

- Мы говорим сегодня о школе. Каждому школьнику для занятий необходимы школьные принадлежности. Какие школьные принадлежности вы знаете?

- Сегодня мы будем с вами шифровальщиками и будем учиться записывать слова с помощью знаков.

1 В первый столбик слова записываем буквами

гласных звуков, а вместо согласных _(прочерк).

2 Во второй столбик – слова записываем буквами согласных звуков, а вместо гласных .(точка) .

3 В третий столбик слово записываем буквами.

Логопед выполняет задание на доске, а дети – в тетрадях. Для работы берутся слова: краски, ручка, ластик, ранец, карандаш, ножницы, линейка.

- Ручки вверх мы поднимаем,

А затем их опускаем.

Чтоб затем быстрей, быстрей

Хлопать было веселей.

- Встаньте. Я называю звуки. Если они гласные, то хлопните в ладоши над головой, если согласные – внизу за спиной.

- А – К – Г – О – Ы – С – Л – И – Ч – Т – Ф – Э – У – В…

Вспоминают и называют слова из лексической группы «школьные принадлежности».

- Портфель, пенал, краски, кисти, карандаш, ручка,

линейка, ластик, дневник, ранец, ластик, ножницы.

 

Слушают объяснение учителя и усваивают необходимую информацию для выполнения задания. Записывают звуко-буквенные схемы слов  в соответствии с инструкцией учителя.

_ _ а_ _и, кр . ск .,

краски;

_ у_ _ а, р .чк .,

ручка;

_ а_ _ и_, л . ст . к, ластик;

_а_е_, р . н . ц, ранец;

_а_а_ _ а _, к . р . нд . ш, карандаш;

_о_ _и_ы, н . жн . ц ., ножницы;

_и_е_ _а, л . н . йк . , линейка.

Внимательно слушают учителя и выполняют движения по его инструкции. Активно участвуют в физкультминутке.

Учить подбирать и запоминать видовые понятия к  обобщенному понятию.

Учить работать по предложенному плану, удерживая алгоритм действий.

Способствовать развитию навыка звукового  и звуко-буквенного анализа и синтеза. Учить графически отображать результаты анализа данных видов.

Осуществлять профилактику утомления.

Правильно выполнять движения.

Правильно дифференцировать гласные и согласные звуки.

V. Закрепление знаний и способов действий

Выбор предложения, соответствующего схеме. Составление предложения по заданию учителя.

Игра «Снежный ком»

- Сегодня мы говорили о школьных принадлежностях. Все эти предметы нужны тому, кто учится, т.е. ученику. Из фраз, записанных на доске выберем предложение, соответствующее схеме.

|____   ____.

На доске написано:

Ваня Морозов ученик.

хороший ученик

Ученик рисует.

-Почему вы выбрали именно это предложение? Объясните.

- Сколько слов в предложении? Назовите первое слово, второе.

- Сегодня мы будем играть в игру «Снежный ком». Когда мы катаем ком из снега, ком становится всё больше и больше. Тоже самое мы будем делать с предложением. Мы будем добавлять слова к нашему предложению, и оно будет становиться больше и точнее выражать мысль.

Дети добавляют к предложению по одному слову. При затруднении логопед помогает с помощью вопросов. Каждый раз на доске появляется новая схема. Схема последнего предложения заносится в тетрадь и дополняется записью слов только согласными буквами.

Выбирают предложение, соответствующее схеме. Обосновывают свой выбор. Повторяют признаки предложения. Определяют место слова в предложении.

- Ученик рисует. Это предложение, т.к. содержит законченную мысль. В этом предложении два слова, как и на схеме. Первое слово – ученик, слово написано с большой буквы. Второе слово – рисует.

- Что рисует ученик? - Ученик рисует портрет.

|___ ___ ___.

- Чей портрет рисует ученик?

- Ученик рисует портрет мамы.

|___ ___ ___ ___.

- Чем рисует портрет ученик?

- Ученик рисует портрет мамы красками.

|__ ___ ___ ___ ___ .

|_ ч_н_к    

    р_с__т    

          п_ртр_т

               м_м_    

                 кр_ск_м_.

Корректировать недостатки языкового анализа и синтеза. Совершенствовать умение определять количество слов и место слова в предложении. Развивать умение высказать своё суждение.

Корректировать недостатки языкового анализа и синтеза. Способствовать развитию речи. Учить распространять предложение, уточнять его смысл по вопросам логопеда и в соответствии с графическими схемами.

VI.Рефлексия учебной деятельности.

Беседа

- Что новое узнали и научились делать на занятии?

- Что было легко?

- Что трудно?

- Что понравилось?

- Чем хотели бы заняться на следующем занятии?

Отвечают на вопросы логопеда. Анализируют свою деятельность.

Учить открыто осмысливать и оценивать свою деятельность на уроке, формировать самоконтроль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза для 2 класса

Данное занятие проводится на заключительном этапе коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза....

Специфические ошибки письменной речи, связанные с нарушением различных форм языкового анализа и синтеза

Основные направления логопедической работы по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа у младших школьников...

Логопедическое занятие-игра "Пираты ищут клад" (закрепление навыков языкового анализа и синтеза на уровне слова, предложения).

Игровая деятельность - необходимая стихия для детей. Школьники подсознательно участвуют в коррекционном процессе. Использованные упражнения:1) "Зашифрованные слова". Разгадывание слов с опорой на цифр...

Методическая разработка: Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения процессов языкового анализа и синтеза в 3 класса «Сказки Пушкина»

Конспект логопедического занятия  по коррекции дисграфии на почве нарушения процессов языкового  анализа и синтеза в 3 класса «Сказки Пушкина» .Закрепление навыков языкового анал...

Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза для учащихся 3-х классов.

Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза для учащихся 3-х классов....

Конспект логопедического занятия по профилактике дисграфии на основе недоразвития языкового анализа и синтеза с обучающимися 2 класса

Конспект открытого логопедического занятия с учениками 2 го класса.Интересный по форме, содержанию, приёмам...

Конспект логопедического занятия по профилактике и коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. (1-2 класс) на тему "Весна".

Конспект урока составлен по материалам книги Ю.Е. Розовой и Т.В.Коробченко "Преодоление дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза". К уроку есть приложение с карточками и през...