Конспект логопедического занятия по развитию речи "Как на Камчатке медведь красоту искал"
план-конспект занятия по логопедии (3 класс) по теме

Мельникович Галина Васильевна

Логопедичекое занятие расчитано на учащихся 2 - 3 классов на III  этапе коррекционной работы по развитию связной речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_kak_na_kamchatke_medved_krasotu_iskal.docx426.26 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие 1-2

по развитию связной речи  учащихся с ОНР во 2-3 классах

III этап коррекционной работы

Пересказ сказки «Как на Камчатке медведь красоту искал»

 на слух и по предметным  картинкам.

Цели:

 - продолжать формировать умение строить устное монологическое высказывание описательно-повествовательного характера с опорой на слух и  на предметные картинки;

- учить выражать собственное мнение, его аргументировать с учётом ситуации общения,  отвечать на вопросы;  

- закреплять умение пользоваться диалогической формой речи;

- учить строить картинный план к заданному тексту;

-учить в правильной последовательности составлять деформированные предложения и  предложения по двум предметным картинкам;

 - обогащать словарный запас по теме «Ягода», «Рыба»,  родственными словами, пословицами;

 - через эстетическое окружение прививать любовь к природе;

 - развивать слуховую и речевую память, внимание, творческое мышление;

Оборудование:

Доска, карта Камчатки, сказка (приложение 1), сюжетные карточки, иллюстрации животных (Медведь, Дядя, Сурок, Ворон) (приложение 2), презентация «Как медведь красоту искал», карточка № 1(приложение 3) мяч, ручки, цветные карандаши, компьютер, мультимедийный проектор, картинки ягод и лосося.

Ход урока:

Этапы занятия

Дидактический материал

  1. Оргмомент.

-Здравствуйте, ребята! Проверьте, всё ли готово к занятию.

II. Основная часть.

1. Подготовка речевого аппарата.

Дыхательная гимнастика.

Произнесение скороговорки.

Пальчиковая гимнастика «Кулак – ребро», «Пальцы ходят».

Мячи для массажа рук.

Водовоз вёз воду из-под водопровода.

2. Сообщение темы урока.

-Сядет тот, кто назовёт сказку.

 -Кто догадался, что мы сегодня будем делать? (читать сказку и пересказывать)

-Как называется земля, на которой мы живём?

- Чем знаменита наша Камчатка?

-А каких животных водится на Камчатке больше всего? (медведей)

-Значит о ком будет наша сказка?     ( о медведе)

3. Повторение пройденного материала.

- Что вы знаете о камчатских медведях?

(ответы детей)

- Что любят есть медведи? ( у детей перевёрнутые картинки ягод)

- Переверните карточки и скажите, какая ягода водится в камчатских лесах?(дети выходят и ставят картинки на доску)

- Какую красную рыбу вы знаете?

Красная рыба называется одним словом ЛОСОСЬ

- Сегодня мы отправимся в путешествие по Камчатке вместе с медведем.

Иллюстрации сказок.

Выставка книг о Камчатке, о Кроноцком заповеднике, о Долине Гейзеров, о животных Камчатки, корякские и ительменские сказки.

На доске:

Карта Камчатки

Слова:

Тихий океан,

Вулканы, Кроноцкий заповедник, Долина Гейзеров, лосось

Ягода - (картинки ягод- жимолость, брусника, облепиха, рябина, голубика, шикша.

Рыба – лосось(картинка пород лососёвых)

4. Чтение учителем сказки.

- Я вам прочитаю сказку (Приложение 1), а вы внимательно слушайте и запоминайте, а в конце попробуйте дать название нашей сказке.

Беседа по содержанию:

- О ком прослушали сказку?

- Что в сказке делал Медведь?

- Значит как  назовём сказку?

(Вывешивается название сказки )

 - Давайте выставим картинки на доску, с кем встречался медведь (Приложение 2).

- Что мы составили? (картинный план)

- Что мы узнали про медведя?

- Кто однажды появился в небе над речкой? (Однажды в небе над речкой появился ворон)

- Куда ворон позвал медведя? ( Ворон позвал медведя в горы.)

-Зачем позвал? (искать красоту)

- К кому Медведь отправился за советом?( к дяде)

-Что сказал дядя?

- Куда медведь попал дальше? ( в долину Гейзеров)

- Кого встретил? (сурка)

- Где медведь нашёл красоту?

5. Работа с пословицами в паре.

- Соберите из двух половинок пословицу и прочитайте.

- Какая пословица подойдет к сказке?

На доске: «Как на Камчатке медведь красоту искал»

Иллюстрации животных:

Медведь, ворон, дядя- медведь, иллюстация гейзера, сурок.

Пословицы:

Родная земля и в горсти мила.

Поспешишь-людей насме-шишь.Всякому мила своя сторона.

6. Физминутка (координация речи с движением).

Дети идут по кругу и изображают разных животных.

Жарким днём лесной тропой звери шли на водопой.

За момой-лосихой  топал лосёнок,

За мамой- лисицей крался лисёнок,

За мамой- ежихой катился ежонок,

За мамой – медведицей шёл медвежонок,

За мамой-белкой скакали бельчата,

За мамой-зайчихой – косые зайчата,

Волчица вела за собою волчат, все мамы и дети напиться хотят.

(Дети изображают детёнышей животных).

7. Работа над деформированными предложениями.

- Прослушайте текст и скажите какое слово всё время повторяется?( медведь)

- Красивая ли наша речь, если повторяется одно и то же слово? (нет)

- Мы сейчас отредактируем текст, используя слова для справок (приложение 3)

- Проверка.

Далее учитель-логопед предлагает выйти и пересказать первую часть сказки.

8. Работа над II частью «Встреча с вороном»

(Инсценировка диалога Медведя и Ворона).

Предлагается двум ученикам выйти к доске и инсценировать диалог Медведя и Ворона.

Текст:

   Недалеко от Тихого океана, на берегу маленькой речки жил большой медведь. Медведь любил поспать. Если медведь не спал, то ловил лосося.

   Однажды к медведю прилетел ворон и пригласил искать красоту. И медведь задумался.

9. Работа с III частью сказки «Встреча с Дядей». Распространение предложений.   

Игра «Добавь слово» .

- Я начинаю, а вы добавляете по одному слову и предаёте ход следующему ученику.

Красота – это брюхо. ( на доске графическая  схема предложений от трёх слов до шести)

Красота- это лосось.

Красота –это ягода.

Красота – это сон.

- Кто восстановит всю часть?

10. Физминутка для глаз.

11.  Работа с IV частью «Долина гейзеров»

- затем куда попал медведь? ( забрел в широкую впадину)

- Что он там увидел? (деревья, разноцветная трава, земля дымилась и бурлила, кипела глина, ударил фонтан кипятка – гейзер)

12. Пересказ Vчасти «Встреча с сурком»

- Куда забрёл медведь, гуляя по Долине Гейзеров?

- Почему медведь испугался и прыгнул в воду?

- С кем он встретился в Долине Гейзеров?

- Как понимал сурок красоту?

-Куда позвал его медведь?

13. Чтение  учителем VI части  «Возвращение домой»

Игра «Кто самый внимательный».

- Я читаю, а вы заканчиваете предложение.

-Кто попробует пересказать эту часть?

III. ИТОГ

- Чем мы занимались на уроке?

-Чему учит эта сказка?

Вывод:

Природа Камчатки красива и неповторима в разные времена года по своему. Мы не всегда можем путешествовать по разным местам и знакомиться с культурой  родного края. В этом вам помогут книги, которые вы можете взять в библиотеке, видеофильмы, сказки о камчатке.

- На следующем занятии продолжим отрабатывать пересказ сказки.

Рефлексия.

- Что я узнал…

- Мне понравилось…

Сегодня вы хорошо потрудились (слова каждому ребёнку)  и вручение медали:

 Самый внимательный

Самый активный

Самый артистичный

Самый умный

Самый доброжелательный  

Дети:

1.Красота – это толстое брюхо.

Красота – это крупный лосось. Красота – это крупный жирный лосось.

2.Красота – это ягода. Красота – это вкусная ягода. Красота – это вкусная сочная ягода. Красота – это вкусная сочная сладкая ягода.

3.Красота – это сон. Красота – это послеобеденный сон. Красота- это сладкий послеобеденный сон.

Слова для справок на доске:

Широкая впадина

Разноцветные травы

Странные белые пятна

Чудесная поляна

Зашумела горячая вода

Ударил фонтан кипятка

Литература:

  1. А.Нечаев «Ка медведь красоту искал», ЛОГАТА, Москва, 1993 г.
  2. Презентация «Как на Камчатке медведь красоту искал». https://docs.google.com/presentation/d/e/2PACX-1vTY7h3rAbf7ZY8bTMPYj9OT_of_birr6OoPZpfDJhS63WRxLyAGGoxyMxgx1-r2DEsH1g9Kw1R9Drv4/pub?start=true&loop=false&delayms=3000&slide=id.g359ba0d023_0_8 

Приложение 1

Андрей Нечаев

Сказка

«Как медведь красоту искал».

(Слайд 1) Недалеко от Тихого океана, на берегу маленькой речки жил (Слайд 2)большой медведь. Как и все медведи, он любил поспать, (Слайд 3) ловить в речке лосося(Слайд 4) и прогуливаться по берегу озера, (Слайд 5) глядя на вулкан. И находилось это место на земле, которую люди называют Камчаткой.

(Слайд 6) Однажды в небе над речкой появился ворон.

- Эй, медведь! – позвал ворон. – Хватит спать! Вылезай из кустов. Иди в горы!

- А что там, в горах-то? – сонно пробурчал медведь.

- Красота! – крикнул ворон.

- А что это такое – «красота»?

Но ворон ничего не ответил. Только громко каркнул и улетел. (Слайд 7)И медведь задумался.

Он решил посоветоваться (Слайд 8) со своим дядей, который жил на соседней речке.

- Красота? Разумеется, я знаю, что это такое, - сказал дядя и похлопал себя по огромному брюху.

- Видишь, какой я толстый? Это и есть красота.

А ещё красота –

 (Слайд 9) это большой и жирный лосось с икрой,

(Слайд 10) много- много крупной и сочной ягоды

 (Слайд 11) и сладкий послеобеденный сон. Вот так. Понял теперь?

- Понял, - вежливо кивнул медведь. И отправился прямо в горы.

(Слайд 12)

Он долго шёл и забрёл в широкую впадину. На дне впадины росли деревья и разноцветная трава.

Медведь остановился, поражённый тем, что увидел. (Слайд 13) Земля перед ним дымилась и бурлила, как будто кто-то подогревал её снизу огнём. 

(Слайд 14)  

В одном котле вскипала и пузырилась белая глина, в другом сердито булькала и плескалась глина розовая.

- Наверное, это и есть «красота», - подумал он.

(Слайд 15)

Неожиданно что-то зашипело, и прямо перед косолапым ударил в небо фонтан кипятка!

(Слайд 16)

 -Что это? – в ужасе воскликнул медведь и прыгнул в реку.

- Это гейзер, - ответил ему тоненький голосок.

(Слайд 17)

Из–под камня высунулся сурок. Медведь сидел в воде и опасливо озирался. Гейзер перестал поливать кипятком, и мишка перевёл дух.

(Слайд 18) усталым голосом

-Послушай, сурок, есть тут у вас «красота» или нет? - устало сказал медведь.

- Я не знаю, - огорчённо пропищал сурок.- Но я слышал от одного ворона, что где-то внизу есть озеро с вулканом и речка, в которой водится ярко - красная рыба.  

-Вот, где красота! – сказал сурок.

-Погоди, погоди, но ведь я живу на этой самой речке! - заволновался медведь.  

-Счастливый… - вздохнул сурок. – Значит, ты видел «красоту». Какая она?

- Красота?- задумался медведь. – Ну она такая… Знаешь, идём со мной, и сам всё увидишь!

- Не могу. Зима скоро. Надо запасаться, - сказал сурок. И тут медведь спохватился. Скоро зима! А он ещё не нагулял жира для зимней спячки!

(Слайд 19) И медведь бросился обратно к  озеру и своей речке.

И как только прибежал, сразу принялся ловить и есть лосося,

навёрстывая упущенное.

Утолив голод, он вышел на берег озера. 

(Слайд 20)  За вулканом в горах садилось солнце. Медведь смотрел на полыхающее небо, на вулкан, на отражение в озере и вспоминал сурка. И вдруг неожиданно для себя произнёс:

-Красота…

Приложение 2

Ворон

C:\Users\Admin\Desktop\урок про красоту\Животные для творческой работы к уроку сказке\фото для урока сказки 004.jpg

Сурок

C:\Users\Admin\Desktop\урок про красоту\Животные для творческой работы к уроку сказке\сурок.jpg

Дядя

C:\Users\Admin\Desktop\урок про красоту\Животные для творческой работы к уроку сказке\фото для урока сказки 002.jpg

Медведь

C:\Users\Admin\Desktop\урок про красоту\Животные для творческой работы к уроку сказке\фото для урока сказки 001.jpg

Приложение 3

Карточка 1

1.Отредактируй предложения. Замени слово медведь так, чтобы оно не повторялось в каждом предложении. Используй слова для справок.

Недалеко от Тихого океана, на берегу маленькой речки жил большой медведь. _________________ любил поспать. Если _______________

________________ не спал, то ловил лосося. А ещё _______________

__________ любил гулять по берегу озера, глядя на вулкан.

        Однажды к ____________________прилетел ворон и пригласил искать красоту. И _________________________задумался.

Слова для справок: он, у него, к нему,  косолапый, хозяин леса, лесной зверь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи младших школьников в 4 классе VII вида

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи младших школьников в 4 классе VII вида.Тема: Восстановление деформированного текста по серии картинок «Зимой». Цели ...

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи по картине С.Я. Куприянова "Зима в лесу"

Материал конспекта может быть использован логопедами, учителями 1 классов по развитию связной речи детей, по обогащению словарного запаса, по развитию грамматически правильной речи. Дети научатся прав...

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи по картине С.Я. Куприянова "Зима в лесу"

Материал конспекта может быть использован логопедами, учителями 1 классов по развитию связной речи детей, по обогащению словарного запаса, по развитию грамматически правильной речи. Дети научатся прав...

Конспект логопедического занятия по развитию навыка анализа текста на предложения у учащихся 2-3 классов.

Конспект логопедического занятия для учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы по теме: "Летние каникулы".Цель данного занятия: Научить анализировать текст и выделять в нём законченные смысловые ...

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в условиях логопункта при массовой начальной общеобразовательной школе.

Данный конспект занятия рассчитан для детей общеобразовательной школы с речевыми нарушениями. Данное занятие позволяет сформировать и закрепить у детей навыки правильного употребления приставок в разл...