РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Коррекционно-развивающая работа по преодолению акустической дисграфии» на 2017 – 2018 учебный год
рабочая программа по логопедии (2, 3, 4 класс) по теме

Капитан Елена Юрьевна

Рабочая программа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_akusticheskaya_disgrafiya.docx35.71 КБ

Предварительный просмотр:

                                                  Нефтеюганское районное муниципальное образовательное бюджетное учреждение

                                                                                              «Усть-Юганская СОШ»

                           «Рассмотрено»                                                                 «Согласовано»                                                                «Утверждаю»

                                                                       Зам. директора по НМР                                                      Директор школы

                                                                                                                     ____________________                                                      ________Белкина А.В.

                        Протокол № ___  от «______» 2017г.                              «___» ________ 2017г.                                                     «___» ________ 2017г.                      

                                                                                              РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                   

«Коррекционно-развивающая работа по преодолению акустической дисграфии»

на 2017 – 2018 учебный год

                                                                         

                                                                                                                                   

                                                                                                                               Капитан Е.Ю.,учитель-логопед

                                                                                                                               1 квалификационной категории

     

                                                                                                                                                                                                                           

  Пояснительная записка.

                                                                                    Актуальность.

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия ) у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С каждым годом в начальных классах школ увеличивается количество детей с различными видами дисграфии.

Основная задача логопеда в школе состоит в том, чтобы своевременно выявить и предупредить нарушения письма и чтения, а при невозможности пропедевтической работы своевременно устранить специфические ошибки с целью недопущения их перехода на дальнейшее обучение.

Исходя из механизмов каждого вида дисграфии авторы, посвятившие свои исследования данной области логопедии (Р.И. Лалаева, В.А. Ковшиков, И.Н. Садовникова, И.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко, А.Н. Корнев и др.), предлагают различные методики коррекционной работы.

Настоящая программа предназначена для коррекции акустической дисграфии, при которой происходит нарушение слуховых дифференцировок. Произношение звуков у детей, как правило, нормальное. Это обусловлено тем, что для выделения фонемы и правильного письма необходима более тонкая слуховая дифференциация, чем для устной речи. В устной речи небольшая недостаточность слуховой дифференциации звуков может компенсироваться смысловой избыточностью, а также за счет автоматизированных в речевом опыте моторных стереотипов, кинестетических образов слов. В процессе письма для правильного различения и выбора фонемы необходим тонкий анализ всех акустических признаков звука, причем этот анализ осуществляется во внутреннем плане, на основе следовой деятельности, по представлению. Иногда у детей с этой формой дисграфии отмечается неточность кинестетических образов звуков, которая препятствует правильному выбору фонемы и ее соотнесению с буквой.

Анализируя работы детей с данной формой дисграфии, можно сделать вывод о том, что у детей данной группы встречаются следующие замены или смешения букв на письме:

- звонкие - глухие согласные (Б - П, В - Ф, Г - К, Д - Т, 3 - С, Ж-Ш);

- лабиализованные гласные (О - У, Ё - Ю);

- соноры (Л, М, Н, Р, И);

- свистящие и шипящие (С - Ш, 3 - Ж, СЬ - Щ);

- аффрикаты, которые в свою очередь смешиваются между собой и составляющими их компонентами (Ч - Щ, Ч - Ц, Ч - ТЬ, Ц -- Т, С - Ц, Ч - Ш, Ц - ТС).

  Цель программы: Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи.

  Задачи: 

1. Развитие фонематического восприятия.

2. Обучение простым и сложным формам звукобуквенного анализа и синтеза слов.

3. Уточнение и сопоставление звуков в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения.

4. Выделение определенных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста.

5. Определение положения звука по отношению к другим.

Адресат:

Предполагаемая  программа предназначена для коррекционно-развивающего обучения учащихся  с акустической дсграфией.

Коррекционно-логопедическая работа традиционно проводится в три этапа:

I. Подготовительный. (4 часа)

II. Основной (50 часов)

III. Заключительный (6 часов)

Полный курс коррекционно-развивающего обучения предполагает 60 занятий (часов) (30 недель).

Основные задачи и направления работы подготовительного этапа.

1. Развитие слухового и зрительного внимания.

2. Развитие слуховых дифференцировок.

3. Развитие фонематического восприятия.

4. Уточнение артикуляции звуков в слуховом и произносительном плане. В случае необходимости проводится коррекция звукопроизношения.

Основные задачи и направления работы основного этапа.

1. Развитие слухового и зрительного внимания.

2. Развитие фонематического анализа и синтеза.

3.Развитие слуховых дифференцировок (проводится дифференциация оппозиционных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста).

Основные задачи и направления работы заключительного этапа.

1. Закрепление полученных знаний.

2. Перенос полученных умений и знаний на другие виды деятельности.

Ожидаемые результаты:

К концу коррекционного обучения дети должны знать:

термины, используемые для обозначения основных понятий — речь, звук, буква, артикуляция и т.д.;

- все буквы и звуки родного языка;

- отличительные признаки гласных и согласных звуков;

- гласные и согласные звуки;

твердые и мягкие согласные, а также буквы для обозначения мягкости согласных на письме;

- пары гласных звуков; пары согласных звуков по твердости — мягкости, по звонкости - глухости;

К концу обучения дети должны уметь:

узнавать и различать гласные и согласные звуки;

- обозначать гласные; твердые, мягкие, глухие и звонкие согласные на письме;

- использовать гласные буквы И, Я, Ё, Ю, Е или Ь для обозначения мягкости согласных на письме;

- различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;

- производить фонетический разбор слова;

- производить звукобуквенный разбор слогов и слов;

- записывать слова с гласными буквами И, Я, Ё, Ю, Е, а также буквами Ь и Ъ;

- подбирать слова на заданный звук;

- сравнивать слова со сходными звуками;

- строить звуковые схемы слогов и слов;

- составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками;

- восстанавливать предложения и текст с заданными звуками;

- самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты, изложения и сочинения с использованием оппозиционных звуков.

Предлагаемая последовательность ознакомления со звуками и буквами отличается от традиционной школьной программы и опирается на порядок появления и формирования звуков в онтогенезе: сначала изучаются и дифференцируются гласные звуки, затем согласные (сначала свистящие, а затем — шипящие, аффрикаты и соноры).

Работу над мягкими и твердыми согласными связывают с дифференциацией гласных А - Я, О - Ё, У - Ю, Э - Е. Работу по дифференциации звонких и глухих согласных целесообразно начинать со звуков, при произнесении которых легко ощущается работа голосовых связок. Строить ее нужно в следующей последовательности: 3 - С, Ж - Ш, В - Ф, Б-П, Д-Т, Г-К.

Форма занятий может быть фронтальной и подгрупповой.

Таким образом, комплексность подхода к составлению программы логопедической коррекции устной и письменной речи учащихся и качественный анализ индивидуальных особенностей развития обеспечивают максимальную эффективность коррекционно-развивающих мероприятий и способствуют наиболее полному раскрытию возможностей ребенка с системной речевой патологией.Данная программа не только способствует преодолению акустической дисграфии, но и развитию высших психических функций (внимания, памяти, мышления), обогащению словаря и развитию грамматического строя речи; развитию связной речи; закреплению навыков чтения и письма.

                                                                           Литература

      Бунеева Е.В., Комиссарова  Л.Ю., Яковлева М.А. Русский язык.1 и 2 классы. Метод. рекомендации для учителя.

      Издание 2-е, перераб. М.,2010

      Мазанова Е.В. Учусь не путать звуки.-Гном,2016

      Мазанова Е.В.  Коррекция акустической дисграфии.-М.,2007

      Практическая нейропсихология: помощь неуспевающим школьникам/под. Ред. Ж.М.Глозман.-М.,2010

     Ястребова А.В., Бессонова Т.П.Обучаем читать и писать без ошибок.-М.,2007

          Календарно-тематический план реализации программы

по преодолению акустической дисграфии.

№ п/п

Тема занятий

Кол-во часов

                                    I. Подготовительный этап (4 часа)

1

Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия.

1

2

Дифференциация понятий «звук - буква».

1

3

Дифференциация гласных и согласных звуков.

1

4

Дифференциация твёрдых и мягких согласных.

1

II. Основной этап (50 часов)

5

Дифференциация гласных звуков и букв. Дифференциация гласных I-II ряда.

1

6

Дифференциация букв А — Я в слогах, словах.

1

7

Твёрдые и мягкие согласные перед гласными А – Я в словосочетаниях, предложении и тексте.

1

8

Дифференциация гласных У — Ю в слогах, словах.

1

9

Твёрдые и мягкие согласные перед гласными У – Ю в словосочетаниях, предложении и тексте.

1

10

Дифференциация гласных О — Ё в слогах, словах.

1

11

Твёрдые и мягкие согласные перед гласными О – Ё в словосочетаниях, предложении и тексте.

1

12

Дифференциация звуков и букв О – У изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.

1

13

Дифференциация букв Ё — Ю изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.

1

14

Дифференциация гласных И — Ы в слогах, словах.

1

15

Твёрдые и мягкие согласные перед гласными И – Ы в словосочетаниях, предложениях и тексте.

1

16

Дифференциация гласных Э — Е в слогах, словах.

1

17

Твёрдые и мягкие согласные перед гласными Э – Е в словосочетаниях, предложениях и тексте.

1

18

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака в середине слов.

1

19

Разделительный мягкий знак. Звуковой анализ слов.

1

20

Дифференциация мягкого знака в функции смягчения и разделения.

1

21

Контроль за усвоением знаний. Анализ ошибок.

1

22

Звонкие и глухие согласные. Парные и непарные согласные.

1

23

Дифференциация звуков Б — Б' изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.

1

24

Дифференциация звуков П — П' изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.

1

25

Дифференциация звуков Б — Б', П — П' изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.

1

26

Работа со словами-паронимами. Правописание согласных Б — Б', П — П' в корне слова.

1

27

Дифференциация звуков В — В' изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.

1

28

Дифференциация звуков Ф — Ф' изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.

1

29

Дифференциация звуков В — В', Ф — Ф' изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.

1

30

Работа со словами-паронимами. Правописание согласных В — В', Ф — Ф' в корне слова.

1

31

Дифференциация звуков Г — Г' изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.

1

32

Дифференциация звуков К — К' изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.

1

33

Дифференциация звуков Г — Г', К — К', X — X' изолированно, в слогах, словах.

1

34

Дифференциация звуков Г — Г', К — К', X — X' в словосочетаниях, предложениях и тексте. Работа со словами-паронимами.

1

35

Дифференциация звуков К — К', X — X' в словосочетаниях, предложениях и тексте.

1

36

Дифференциация звуков Д — Д' изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.

1

37

Дифференциация звуков Т — Т' изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.

1

38

Дифференциация звуков Д — Д', Т — Т' изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.

1

39

Работа со словами-паронимами. Правописание согласных Д — Д', Т — Т' в корне слова.

1

40

Дифференциация звуков З — З' изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.

1

41

Дифференциация звуков С — С' изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.

1

42

Дифференциация звуков 3 — 3', С — С' изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Дифференциация предлогов СО – С, ЗА – АЗ- ЗА

1

43

Работа со словами-паронимами. Правописание согласных 3 — 3', С — С' в корне слова.

1

44

Звук и буква Ж. Звуковой анализ на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.

1

45

Звук и буква Ш. Звуковой анализ на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.

1

46

Дифференциация звуков и букв Ж — Ш в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Работа со словами-паронимами.

1

47

Дифференциация звуков Р — Р', Л — Л' изолированно, в слогах, словах.

1

48

Дифференциация звуков Р — Р', Л — Л' в словосочетаниях, предложениях и тексте.

1

49

Дифференциация звуков С — С' – Ш изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.

1

50

Дифференциация звуков З — З' – Ж изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.

1

51

Дифференциация звуков С — С', Ц в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.

1

52

Дифференциация звуков Ц — ТС в слогах, словах, словосочетаниях и тексте.

1

53

Дифференциация звуков Ч — Щ изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.

1

54

Дифференциация звуков Ч — ТЬ изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.

1

III. Заключительный этап ( 6 часов)

55

Письменный пересказ текста.

1

56

Составление рассказа по серии сюжетных картин.

1

57

Составление рассказа по сюжетной картине.

1

58

Составление описательного рассказа с опорой на схему.

1

59

Составление описательного рассказа без опоры на схему.

1

60

Составление рассказа на определённую тему.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Природа и мы» на 2017-2018 учебный год

Рабочая программа внеурочной деятельности «Природа и мы. Первые шаги по тропинке открытий.» для 1-4 классов  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного об...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 2-4 КЛАССОВ на 2017-2018 учебный год

Рабочая прорамма для 2-4 классов составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО и с учетом авторской программы Кузовлева В.П....

• Рабочая программа по чтению 1 класс УМК «Школа России» На 2017 -2018 учебный год

Цель рабочей программы.Создание  благоприятных условий для  полноценного интеллектуального развития каждого ребенка на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностя...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОВЗ (ИТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ) ДЛЯ 2 -3 КЛАССОВ В РАМКАХ ПРОЕКТА «ДОБРОШКОЛА»

В рамках федерального проекта "Доброшкола" необходима новая адаптированная общеобразовательная программа для детей с ОВЗ (интеллектуальные нарушения)....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОВЗ (ИТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ) ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ

Данная рабочая программа коррекционного курса "Логопедические занятия" для обучающихся 1-4 классов с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) создана с учётом применения высокотехнологичного оборудо...