ПРОЕКТ по теме: «Взаимосвязь логоритмических занятий и театрализованной деятельности в начальной школе при преодолении речевых нарушений у обучающихся с ОВЗ »
проект по логопедии (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Иванова Венера Ивановна

           Занятия логопедической ритмикой позволяют перевоспитать у обучающихся с ОВЗ отношение к своему дефекту, сформулировать новую, правильную установку на взаимоотношения с окружающими, на речевое общение с ними. Практика использования логопедической ритмики и театрализованной деятельности показывает положительную динамику в коррекции речи у детей с разными речевыми нарушениями: с общим недоразвитием речи, фонетико-фонематическими отклонениями, заиканием и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx22.97 КБ

Предварительный просмотр:

БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  

ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ  

«Чебоксарская   начальная общеобразовательная школа   для   обучающихся  

с   ограниченными возможностями здоровья  №2»

Министерства    образования   и   молодёжной   политики   Чувашской Республики

ПРОЕКТ

по теме:

«Взаимосвязь  логоритмических  занятий

и театрализованной деятельности

в начальной школе

при преодолении речевых нарушений

у обучающихся с ОВЗ »

Материал подготовила:

учитель-логопед

высшей квалификационной

категории

Иванова Венера Ивановна

Чебоксары, 2018 год

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы.

ГЛАВА 1.  ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

  1. Педагогические аспекты применения логоритмики в младшем возрасте.
  2. Проблема театрализованной деятельности в младшем возрасте.
  3. Театрализованные игры и логоритмические занятия, как художественно-развивающая деятельность.

ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ С ПОМОЩИЮ ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЛОГОРИТМИКИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ   Вывод.

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы.

           Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.

Основным контингентом нашего учреждения являются обучающиеся с ОВЗ имеющие нарушения устной и письменной речи. 

Овладение графикой письменной речи  выполнение письменных работ (диктанты, списывание, изложения, сочинения) и чтение текстов предполагает достаточный уровень соотношения акустических, визуальных, кинестетических и кинетических образов. Развитие этих функций начинается ещё в  дошкольном возрасте спонтанно. Для детей же младшего школьного возраста с нарушением речи требуются дополнительные условия для развития слухо-зрительно-двигательной координации. Это осуществляется средствами логоритмических занятий и театрализрванной деятельностью.

             В работе учителя-логопеда  большое значение имеет включение детей в активные деятельностные формы работы, применяются особые коррекционно-развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании.

            Для успешного обучения и воспитания детей с особенностями в развитии необходимо пробудить их интерес к учебным занятиям, активизировать их деятельность и творческий потенциал личности. Одним из эффективных  средств является театральная деятельность.

        Целью данного проекта является исследование взаимосвязи  логоритмических занятий и театрализованной деятельности в начальной школе при преодолении речевых нарушений у обучающихся с ОВЗ.

        Для достижения данной цели потребовалось решение следующих задач:

  1. Рассмотреть влияние предмета «Логоритмика» на формирование творческих способностей у детей с нарушениями речи.
  2. Выделить основные этапы театрализованной деятельности.
  3. Разработать педагогические условия развития речи в младшем школьном возрасте с помощью театрально-игровой деятельности с применением логоритмики.

ГЛАВА 1.  

ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

  1. Педагогические аспекты применения логоритмики

в младшем школьном возрасте.

Логопедическая ритмика – это коррекционная методика обучения и воспитания лиц с различными аномалиями развития, в том числе и с речевой. Логопедическая ритмика формируется средствами «трёх китов» движения, музыки и речи. Логопедическая ритмика является частью лечебной ритмики, базируется на использовании связи слова, музыки и движения.

Развитие речи идёт с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движения помогают осмыслить слово. Слово и музыка организуют и реализуют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды. Большую роль в слове, движении, музыке играет ритм, так как звучащий ритм служит средством воспитания и развития у лиц с речевыми нарушениями чувства ритма в движении и включение его в речь. Не зря понятие ритма вошло в название логопедической ритмики.

Задачи логопедической ритмики  определяются как оздоровительные, образовательные (познавательные), воспитательные, коррекционные.

Решение задач  логопедической ритмики осуществляется с помощью средств. Логоритмические средства рассматриваются как лечебно-педагогический метод в нервно-психиатрических и логопедических учреждениях.

Средства логопедической ритмики можно представить как систему постепенно усложняющихся   ритмических,   логоритмических  и  музыкально - ритмических упражнений и заданий, лежащих в основе самостоятельной двигательной, музыкальной и речевой деятельности людей с речевой патологией.

  1. Проблема театрализованной деятельности в младшем возрасте.

Занятия театральной деятельностью детей с нарушениями речи дают положительную динамику в качественном развитии воображения, формировании его творческого компонента и речевого развития. Они обеспечивают становление знаково-символической функции мышления, произвольного внимания, коррекции психоэмоционального состояния, а также способствуют развитию многих компонентов личности детей данной категории.

          Музыкально-театрализованная деятельность – это самая эффективная форма музыкального воспитания, способствующая формированию творческой личности ребенка. Она понятна ребенку, близка его природе, потому что связана с игрой. Через театрализованную игру ребенок получает больше информации об окружающем мире, у него развивается память и воображение, он переживает различные эмоциональные состояния . Музыкально-театрализованная деятельность пользуется у детей неизменной любовью. Участие в ней ребенка прививает ему устойчивый интерес к литературе и театру, формирует у него артистические навыки, побуждает его к созданию новых образов. Кроме того, помогает взрослым установить с детьми тесные контакты в плане сотрудничества, являясь для
педагога в то же время эффективным средством раскрытия ребенка и педагогического воздействия на него.

  1. Театрализованные игра и логоритмические занятия,

как художественно-развивающая деятельность.

Используя театрализованные игры, я формирую коммуникативные качества детей с нарушениями речи и развиваю эмоционально - личностных отношений между детьми. В проведении театрализованных игр с детьми я выделяю подготовительный и основной этапы.

На подготовительном этапе работы атмосфера специально организованного обучения на занятиях логоритмики, через театрализованную деятельность благоприятствует установлению более тесного контакта между педагогом и ребенком. При организации театральной деятельности на логоритмических занятиях с детьми, я использую различные сказочные атрибуты, декорации: ширмы, занавес, изображения на заднем плане, цветы, деревья, домики, печка, заборчик и т.д. Персонажами выступают куклы из разных материалов: тряпичные, деревянные, бумажные, резиновые, пальчиковые, универсальные.

Вторым важным моментом на наших занятиях является режиссерская работа. Ребенок осваивает  азы режиссерской композиции,   учится подчинять мелочи сверхзадаче. Работая над ролью, он неизбежно задействует физический, эмоциональный, нравственный, психический, интеллектуальный уровень. Реализуя себя наиболее полно и получая от этого наслаждение, в результате дошкольник начинает ощущать себя творцом.

Поэтому, начиная работать с детьми  по развитию творческих способностей через театральную  деятельность, я поставила перед собой цель:

  • воспитать у детей устойчивый интерес в театрально-игровой деятельности,
  • совершенствовать диалогическую и монологическую речь, культуру речевого общения,
  • прививать желание играть с театральными куклами разных систем, драматизировать.

ГЛАВА 2.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ С ПОМОЩЬЮ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗАНЯТИЙ ПО ЛОГОРИТМИКИ

В начальной школе логоритмика является своеобразной формой активной терапии профилактики дисграфий и дислексий (нарушений письма и чтения).

Учитывая взаимосочетание таких компонентов как слово, музыка и движения, логоритмику можно включить в любую реабилитационную методику воспитания, обучения и лечения людей с различными речевыми нарушениями.

Коррекционные задачи на логоритмических занятиях с учащимися решаются в тесной связи с коррекцией поведения и личности ребёнка на фоне речевой патологии. Без знаний психологии ребёнка определённого возраста, тех отклонений, которые возникли вследствие речевого расстройства, нельзя правильно воздействовать на него.

Коррекционные логоритмические упражнения должны, с одной стороны, исправлять нарушенные функции, а с другой – развивать функциональные системы ребёнка: дыхание, голосовую функцию, артикуляторный аппарат, слуховое и зрительное внимание, слуховую и зрительную память, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала, то есть развивать речевую функциональную систему и неречевые психические процессы.[1]

Учитывая особый контингент детей логопедическое занятие по  логоритмики в нашей школе проводится в форме фронтального занятие в конце недели как релаксационное мероприятие после определенной учебной нагрузки.

В течение 40 минут решаются в комплексе оздоровительные, образовательные, воспитательные и коррекционные задачи.

В содержание занятий включены задания по развитию общей и мелкой моторики, ритма, темпа, дыхания, артикуляции, а также упражнения по коррекции психических процессов (внимания, памяти, восприятия, воображения и мышления) в сочетании с музыкой и движениями.      

Занятия включают четыре направления:

  • танцевально-ритмическое
  • речедвигательное
  • музицирование
  • коммуникативно-познавательное

В нашей школе учителя-логопеды воздействуют на формирование речевой функциональной системы и неречевых процессов. Коррекционная направленность занятий должна осуществляться на всех предметах, в том числе и предметах искусства: музыке, ритмике, изобразительном искусстве. Учителями-логопедами нашего учреждения разработана адаптированная рабочая программа по предмету «Логоритмика» на четыре года обучения.

Развитие речи с помощью театральной деятельностью начинаю  с обучающими первого класса на логоритмических занятиях. Занятия беру тематические, с использованием простых сказок и сюжетов. В зависимости от возраста обучающихся материал усложняется. В третьем классе на занятиях используется сюжет на основе басен И.А.Крылова.

На занятиях стараюсь привлекать к деятельности детей, которые пассивны в игровой ситуации, используя малейшее желание и стремление к общему действию.

Параллельно ведется работа по использованию навыков полученных на логоритмических занятиях в играх-драматизациях. Обучающиеся готовятся к публичному выступлению с драматизацией художественного произведения.

Каждое занятие проводится в соответствии с заранее разработанным конспектом, в которые включены методы и приемы коррекционно-развивающей работы.  Все занятия по логоритмике сопровождаются прослушиванием классических музыкальных произведений, также применяются компьютерные технологии.

Прежде чем учить ребенка драматизировать, знакомлю с произведением, сюжетной линией, затем дети учатся рассказывать по ролям, вместе мы подбираем нужные интонации и мимику.

Для   четкого   произношения   слов   и   звуков   заучиваем    скороговорки, поговорки, считалки.

Сначала дети учатся произносить слова медленно и четко, затем четко и быстро. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь детей, совершенствуется звуковая сторона речи. Предлагая роль, особенно диалог персонажей, перед детьми ставлю задача - четко, ясно и понятно изъясняться. Такая систематическая работа с детьми  с использованием приемов театральной деятельности заметно улучшает их диалогическую речь, грамматический строй, обогащает их словарь.

Практическая значимость работы отмечается в том, что дети становятся более эмоциональными, приобретают уверенность в своих движениях и поступках.

Соответственно, организация такой деятельности решает не только проблему эмоционально-волевой сферы ребенка, вопросы нравственного воспитания и социализации, но и, что особенно важно, повышает уровень познавательной активности,  что помогает детям  достигнуть лучшей результативности в обучении в школе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
          Занятия логопедической ритмикой позволяют перевоспитать у обучающихся с ОВЗ отношение к своему дефекту, сформулировать новую, правильную установку на взаимоотношения с окружающими, на речевое общение с ними. Практика использования логопедической ритмики и театрализованной деятельности показывает положительную динамику в коррекции речи у детей с разными речевыми нарушениями: с общим недоразвитием речи, фонетико-фонематическими отклонениями, заиканием и др.

В основе данного исследования лежит комплексный подход, а поставленные задачи решаются нами через создание мобильной коррекционно - развивающей среды, применение современных коррекционно-развивающих технологий в работе с обучающимися с ОВЗ начальной школы, в частности логоритмики, дающей стабильные, положительные результаты в  театрализованной деятельности детей и деятельности учителя-логопеда.

Литература:

  1. Бабушкина Р. Л., Кислякова О. М. Логопедическая ритмика 

Министерство образования и науки РФ НОЧУ ВПО «Московской Социально-Гуманитарный Институт» г. Москва, 2014 Программа профессиональной переподготовки «Дефектология. Логопедия»

  1. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. -- М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 272 с. - (Коррекционная педагогика).

  1. Статья «Роль музыкально-ритмических движений в оздоровлении детей» https://refdb.ru/look/1886303.html

  1. Статья «Логопедическая ритмика в школе» Басова Т. В.

http://festival.1september.ru/articles/310926/        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема по самообразованию "Проектная деятельность в начальной школе".

Рекомендации учителю, как правильно организовать проектную деятельность в классе....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему «Повышение эффективности образовательного процесса в начальной школе посредством применения ИКТ-технологий»

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Поэтому в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникативных технологий. Одни...

Презентация для педсовета на тему "Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе".

Презентация о проектно-исследовательской деятельностии учащихся начальной школы...

Проект по теме: «Орфограмма как субъект изучения в начальной школе в условиях реализации ФГОС»

Проблема формирования орфографического навыка в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. Значит задача учителя начальных классов, - формировать орфографическую зоркость у уч...

Образовательный проект на тему « Реализация технологии проектной деятельности в начальной школе, как способ формирования УУД в рамках ФГОС НОО».

Формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности обучающихся младшего школьного возраста в рамках реализации проектной технологии, уровень освоения которых в значительной мере ...

Проект по теме «Формирование метапредметных умений у учащихся начальной школы»

«Не для школы, а для жизни мы учимся»,- сказал  древнеримский философ Сенека....