Выступление на городском научно-практическом семинаре "Роль речи в учебном процессе".
статья по логопедии (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Соломатина Ирина Игоревна

Выступление на городском научно-практическом семинаре "Роль речи в учебном процессе". Участникам семинара мною было рассказано о психолого-педагогической классификации речевых нарушений у детей. О влиянии недостатков устной речи на обучение в школе.Далее была дана общая сводная таблица, в которой отражались логопедические заключения обучающихся в данный момент в начальной школе, количество детей имеющих  в медицинской карте рекомендации о логопедической помощи школьного логопеда. И сделан вывод о необходимости работы школьной логопедической и коррекционной службы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konferentsiya.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

        В повышении качества образования и воспитания немаловажную роль играет психолого-педагогическое изучение школьников, своевременное выявление причин отставания отдельных учеников и выбор наиболее эффективных путей устранения этих отставаний.  

        Одной из распространённых причин неуспеваемости учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений являются разнообразные нарушения устной и письменной речи, которые нередко затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом.

        Специальными исследованиями, проведёнными сотрудниками лаборатории НИИ дефектологии АПН под руководством Р.Е.Левиной в 60-70-е годы, была установлена зависимость между состоянием речевого развития ребёнка и возможностью усвоения им школьных знаний. Выявлено, что 1/3 учащихся с дефектами речи являются неуспевающими или слабоуспевающими по родному языку. Это прежде всего дети, у которых недостатки произношения сопровождаются недоразвитием процессов фонемообразования, наблюдаются не только нарушения внятности речи, но и аномальное овладение звуковым составом слова.

        Отставание в фонематическом развитии создаёт серьёзные препятствия для успешного усвоения программного материала по чтению и письму, так как оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова, которые у ребёнка с нормальным речевым развитием вырабатываются задолго до обучения в школе.

        Ещё большие затруднения при обучении испытывают дети с ОНР, которое проявляется в системном нарушении произношения, различения оппозиционных звуков и лексико-грамматических средств языка. Попадая в общеобразовательное учреждение, такие дети становятся неуспевающими учениками из-за дефектов в речевой деятельности.

        Особенности проявления недостатков речи у детей обусловливают специфические задачи при обучении, касающиеся как методов, так и способов подачи учебного материала.

        Большинство детей к моменту обучения в школе уже полностью овладевают звуковой стороной речи, имеют довольно обширный словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однако не у всех процесс овладения речью проходит одинаково. В ряде случаев он может быть замедленным, и тогда у детей отмечаются различные отклонения, нарушающие нормальный ход речевого развития.

        Учащихся с отклонениями в формировании средств языка (произношения, различения звуков, словарного запаса, грамматического строя) можно разделить условно на три группы. Совершенно очевидно, что каждая из этих групп не может быть однородной, но вместе с тем выделение основного признака речевого дефекта, наиболее типичного для каждой группы, и определяет её специфику.

Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений

           ФН                                             ФФН                                                      ОНР

Фонетический                   Фонетико-фонематический                Общее недоразвитие речи

       дефект                                          дефект

                                                                                                             I уровень

                                                                                                            II уровень

                                                                                                           III уровень

        

ФН. У значительной части детей отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения звуков, без других сопутствующих проявлений. Сущность фонетических нарушений заключается в том, что у ребёнка под влиянием различных причин (например, отклонений в строении или подвижности артикуляционного аппарата – зубов, челюстей, языка, нёба – или подражания неправильной речи) складывается и закрепляется искажённое артикулирование отдельных звуков, которое влияет лишь на внятность речи и не мешает нормальному развитию других её компонентов. Такие нарушения не оказывают влияния на усвоение детьми школьной программы, но иногда могут влиять на коммуникативные процессы.

        

ФФН. У других школьников имеет место несформированность звуковой стороны речи (произношения, фонематических процессов), т.е. фонетико-фонематическое недоразвитие ФФН. Суть этого дефекта проявляется в том, что ребёнок не только неправильно произносит те или иные звуки, но и недостаточно их различает, не улавливает акустической и артикуляционной разницы между оппозиционными звуками, т.е. допускает фонологические ошибки. Это затрудняет процесс овладения звуковым составом слова, и дети делают специфические ошибки при чтении и письме. Этот дефект проявляется следующим образом: звук в речи ребёнка может отсутствовать и постоянно заменяется другим определённым звуком (суба – шуба, зук – жук, лука – рука); в другом случае ребёнок правильно произносит звук, владея соответствующий артикуляцией, но, несмотря на это, в словах и развёрнутой речи не всегда пользуется им: в одних словах правильно употребляет звук, а в других пропускает его или смешивает с близким по артикуляции или звучанию звуком, один и тот же звук может иметь несколько разных заменителей. Наряду с недостатками произношения звуков у некоторых детей встречаются и нарушения воспроизведения слоговой структуры слова: пропуски слогов, добавления, перестановки (кадаши – карандаши, косомонавт – космонавт).

        Указанные ошибки произношения свидетельствуют о недостаточном фонематическом развитии школьника, т.е. о том, что ребёнок в дошкольном возрасте не проделал необходимой познавательной работы по вычленению отдельных звуков из живой природы, по соотнесению их между собой. Если такому ребёнку не была своевременно оказана логопедическая помощь, он в дальнейшем не сможет полноценно овладеть грамотой. Таким образом, возникающие в подобных ситуациях нарушения чтения и письма следует рассматривать как результат недостаточного формирования звуковой стороны речи.

        Как известно, для развития письменной речи важное значение имеет сознательный анализ составляющих её звуков. Однако, чтобы обозначить при письме тот или иной звук буквой, необходимо не только выделить его из слова, но и обобщить выделенный звук в устойчивую фонему (букву) – это одно из необходимых условий развития анализа звукового состава слова. Также необходимо и другое условие – умение представить звуковой состав слова в целом, а затем, анализируя его, выделить звуки, сохраняя их последовательность и количество в слове. Установлено, что недостатки произношения у детей часто сопровождаются затруднениями в анализе звукового состава слова: они с трудом выделяют звуки из анализируемого слова, не всегда достаточно чётко дифференцируют на слух выделенный звук, смешивают его с акустически парным, не могут сравнить звуковой состав слов, отличающихся одним звуком, и т.д. Например слово «шапка» анализируется ими следующим образом: «сы, а, пы, а». Такие задания, как подобрать слова на определённый звук или отобрать картинки, названия которых начинаются с данного звука, выполняются с типичными ошибками.

        Между нарушениями устной речи, письма и чтения существует тесная связь и взаимообусловленность. Несформированность представлений о звуковом составе слова приводит не только к специфическим нарушениям письма, но и к своеобразным нарушениям чтения, которые, в свою очередь, распространяются как на способы овладения чтением, так и на его темп.

        В случаях выраженного ФФН у некоторых учащихся отмечаются трудности в овладении техникой чтения, что, в свою очередь, оказывает отрицательное влияние на понимание прочитанного. При низкой технике чтения звуковой образ слова с трудом узнаётся ребёнком и его связь со значением не устанавливается. Например, ребёнок, недостаточно различающий звонкие и глухие звуки или сонорные р и л, может смешивать значения таких слов, как кора – гора, колос – голос и т.д. На просьбу объяснить значение слова тёрка, которое было прочитано как тёлка , учащийся ответил: «Это маленькая коловка (коровка)».

        Недостатки произношения и различения звуков- ФН и ФФН, обуславливающие затруднения в овладении чтением и письмом, наряду с фонетическим дефектом являются самыми распространёнными у учащихся общеобразовательных школ. Учащиеся с данными дефектами составляют примерно 20-30% от общего числа детей с несформированностью языковых средств. Среди этих учащихся число реально неуспевающих по родному языку колеблется от 50 до 100%.

        ОНР. У некоторых учащихся нарушения в произношении звуков сочетаются с недоразвитием фонематических и лексико-грамматических средств языка. Это – общее недоразвитие речи (ОНР). Оно выражается в том, что нарушение распространяется как на звуковую сторону речи (включая фонематические процессы), так и на смысловую. ОНР у детей имеет разную выраженность, имеющую по классификации Р.Е. Левиной 3 уровня:

I уровень – отсутствие общеупотребительной речи;

II уровень – начало общеупотребительной речи,

III уровень – фразовая речь с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.

        

        Дети с первым и вторым уровнем развития речи в общеобразовательном учреждении обучаются редко, практически никогда. Как правило, у учащихся традиционных школ ОНР менее выражено. Обиходная речь этой категории детей достаточно развита и не имеет грубых отклонений в словарном запасе, грамматическом построении фраз и фонетическом их оформлении. Ребёнок с данным уровнем речевого развития может ответить на вопросы, составить элементарный рассказ по картинке, фрагментарно пересказать прочитанное, рассказать о волнующих его событиях, т.е. построить высказывание в пределах близкой ему темы.

        Однако в ситуации обусловленной речи – при выполнении специальных заданий, требовании развёрнутых ответов по определённой учебной теме с использованием соответствующих форм высказываний (доказательство, рассуждение) – у таких детей выявляется недостаточное развитие языковых средств.

        У учащихся разных классов наблюдается различное соотношение степени недоразвития каждого из компонентов речевой системы. Сводная характеристика речи детей с ОНР представлена в таблице.


Сводная характеристика проявлений общего недоразвития речи III уровня по Р.Е.Левиной

у учащихся 1 класса (начало учебного года)

Устная форма речи

Звуковая сторона речи

Лексический запас

Грамматический строй

Психологические особенности

Звукопроизношение

Фонематические процессы

Дефектное произношение оппозиционных звуков, нескольких групп. Преобладают замены и смешения нередко искажённых звуков.

До 15 звуков

Недостаточная сформированность (несформированность в более тяжёлых случаях).

До 18 звуков.

Ограничен рамками обиходно-бытовой тематики; количественно неполноценен: неправомерное расширение или сужение значений слов;

Ошибки в употреблении слов – смешение и замены по смыслу и по акустическому сходству (куст – кисть)

Недостаточно сформирован:

А) отсутствие сложных синтаксических конструкций;

Б) аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций

1. Неустойчивое внимание.

2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.

3. Недостаточное развитие способности к переключению.

4. Слабое развитие словесно-логического мышления.

5. Недостаточная способность к запоминанию.

6. Недостаточный уровень развития контрольных действий.

Следствия:

Недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности.

Следствия недостаточной сформированности звуковой стороны речи

Следствия недостаточной сформированности лексико-грамматических средств языка

Недостаточная сформированность (отсутствие) предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова.

Недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой.

Трудности овладения чтением и письмом – наличие специфических (дисграфических) ошибок на фоне большого количества разнообразных других

  1. Недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя.
  2. Трудности овладения учебными понятиями, терминами.
  3. Трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы.
  4. Недостаточное развитие связной речи.

Трудности формирования учебных умений:

- планирования учебной работы;

- определения путей и средств достижения учебной цели;

- контролирования деятельности;

- умения работать в определённом темпе.

Недостаточная сформированность (отсутствие) предпосылок к продуктивному овладению программой обучения родному языку и математике

Трудность усвоения программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению учебной деятельностью


        Изучение проявлений речевых нарушений у учащихся начальных классов общеобразовательных школ показывает, что у части их них несформированность языковых средств менее выражена. Это касается как звуковой стороны речи, так и смысловой. Так, количество неправильно произносимых звуков у них не превышает 2-5 и распространяется лишь на одну-две группы оппозиционных звуков. У некоторых детей, прошедших дошкольное коррекционное обучение, произношение всех этих звуков может быть в пределах нормы или недостаточно внятными. При этом у всех детей недостаточно сформированы фонематические процессы.

        Количественный состав словарного запаса учащихся данной группы детей шире и разнообразнее, чем у школьников, имеющих выраженное ОНР. Однако и они допускают в самостоятельных высказываниях ряд ошибок, обусловленных смешением слов по смыслу и акустическому сходству.

        Грамматическое оформление устных высказываний также характеризуется неличием специфических ошибок, отражающих недостаточное усвоение детьми предложного и падежного управления, согласования, сложных синтаксических конструкций. Что касается детей с ОНР, то все перечисленные отклонения в формировании средств языка у них выражены более резко.

        Отставание в развитии языковых средств (произношения, словаря, грамматического строя) не может, естественно, не оказывать определенного влияния и на формирование более сложных видов речевой деятельности. Речь первоклассника с ОНР носит преимущественно ситуативный характер и имеет форму диалога. Она всё ещё связана с непосредственным опытом детей. Первоклассники испытывают определённые трудности при продуцировании связных высказываний (монологическая речь), которые нередко сопровождаются поисками необходимых для выражении мысли языковых средств. У детей ещё нет навыков и умения связно излагать свои мысли. Поэтому для них характерны подмена связного высказывания односложными ответами на вопросы или разрозненными нераспространёнными предложениями, а также неоднократные повторения слов и отдельных предложений. Детям с нерезко выраженным ОНР доступны более или менее развёрнутые высказывания в пределах обиходно-бытовой тематики. Вместе с тем связные высказывания в процессе учебной деятельности вызывают у таких детей определённые трудности. Их самостоятельные высказывания характеризуются фрагментарностью, недостаточной связностью, логичностью.

        У учащихся 2-3 классов основными являются недостатки письма и чтения. Нарушения устной речи у большинства из них менее выражены. Это может быть результатом работы логопеда. Вместе с тем тщательное изучение уровня сформированности устной речи обнаруживает определённые пробелы в развитии всех её сторон.

        Таким образом, нарушения устной речи учащихся распространяются на все стороны речи – звуковую и смысловую и в целом создают серьёзные препятствия в обучении детей письму и чтению. При этом необходимо отметить, что нарушения письма и чтения являются вторичными по отношению к нарушениям устной речи.

        

Результаты исследования медицинских карт

учащихся начальных классов школы №9

Всего в начальных классах школы № 9 обучается _______ учеников (2009-2010 уч.год)

Логопедические заключения или диагнозы из них имеют 42 ребёнка: 27 мальчиков и 15 девочек: в 1-х классах – 17 детей, во 2-х – 8, в 3-х 15, в 4-х 2. Рекомендованы  занятия с логопедом – 22 детям.

Класс

Кол-во детей имеющих логопедический статус

Кол-во детей, которым рекомендованы занятия с логопедом

3

3

3

1

7

3

4

2

1

0

1

0

4

3

2

1

4

2

4

3

5

2

1

1

1

0

0

0

0

0

1

1

1

0

Логопедические заключения и диагнозы (по мед. картам)

Дислалия

Дизартрия

ОНР

Логоневроз (заикание)

класс

Кол-во

класс

Кол-во

класс

Кол-во

класс

Кол-во

2

1

2

1

2

1

1

1

4

1

2

2

1

1

4

1

3

1

2

3

1

2

1

1

Несформированность устной речи разной степени выраженности (ФН, ФФН, ОНР) предопределяет и определённую степень нарушения чтения и письма.

Недостатки чтения и письма

            Нарушения письма                                                   Нарушения чтения

Аграфия                   Дисграфия                          Алексия                                  Аграфия

             Дисорфография

Аграфия – полная неспособность к усвоению письма, появляющаяся нередко как следствие нарушения психофизиологических процессов, обеспечивающих закономерную связь звукового и письменного аспектов речевой деятельности. Аграфия проявляется потому, что ребёнок не осознаёт буквы как графемы, не умеет соединять их в слова.

Дисграфия – специфическое нарушение письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: смешение и замены согласных оппозиционных звуков, искажение звуко-слоговой структуры, нарушение слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизм.

Дисорфография – это стойкое и специфическое нарушение в усвоении и использовании морфологического и традиционного принципов орфографии, которое проявляется в разнообразных и многочисленных орфографических ошибках.

Нарушения письма практически всегда сочетаются с недостатками чтения.

Алексия – полная неспособность или потеря способност овладения процессом чтения.

Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление по ЗОЖ научно-практическая конференция

"Исследование проблем тревожности в отечественной психологии"...

Выступление на Межрегиональном научно-практическом семинаре «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»на тему:"Формирование универсальных учебных действий"

Все изменения, которые происходят в жизни  вызвали необходимость  разработки  новых  подходов  к системе обучения и воспитания. Учебный процесс  при изучении всех ра...

Выступление на республиканской научно-практической конференции "Современное образование: новые методы и технологии в организации образовательного процесса"

Решение задач воспитания и социализации школьников, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно в условиях системы начального общего образовани...

Преображенский храм-прошлое и настоящее (победитель городской научно-практической конференции младших школьников)

Сегодняшний город Орск – это современный город на берегах реки Урал. На фоне современных домов выделяются несколько уникальных памятников.На наш взгляд мы должны уделять больше внимания изучению архит...

Выступление на городской научно-практической конференции на тему: Компьютерные презентации как ресурс ИКТ на уроках английского языка

Компьютерные презентации, как один из способов представления учебной информации, сочетающий изображение, звук и динамику, позволяют повысить эффективность процесса обучения на уроках английского языка...

Статья.Выступление на городском научно-практическом семинаре "Практические методы развития инновационного образовательного поведения школьника"

Потенциал УМК "Школа России2, как ресурса формирования функциональной грамотности школьника. Формирование читательской грамотности ( от читательских действий к пониманию текста)...