Как научить ребенка правильно произносить [р]?
консультация по логопедии на тему

Малханова Оксана Андреевна

Произношение любого звука - это правильный артикуляционный уклад. Артикуляционный уклад - это определенное положение органов артикуляции, участвующих в образовании звука (губы, язык, щеки, челюсти, воздушная струя, голосовые связки). В презентации показано, как можно научить ребенка правильно (изолированно) произносить [р] и [л].

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rrr_den_otkrytyh_dverei.ppt.zip2.96 МБ

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как научить ребенка правильно произносить [р]? День открытых дверей в МБОУ ШР «СОШ № 4» 22.02.18

Слайд 2

Задачи: познакомить родителей учащихся с игровыми упражнениями, способствующими формированию артикуляционных движений и поз, необходимых для правильного произношения [р]; обучить родителей правильному выполнению упражнений артикуляционной гимнастики; обучить родителей приемам постановки звука р; способствовать формированию у родителей чувства сопричастности, ответственности за речевое развитие своего ребенка.

Слайд 3

Особенности артикуляции [р]: Кончик языка касается бугорков за верхними зубами. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Форма языка напоминает ложечку. Сильная воздушная струя. Голосовые связки работают.

Слайд 4

Значение артикуляционной гимнастики для языка: • Укрепление мышц языка. • Отработка правильных движений языка. • Выработка умения владеть языком, правильно изменяя его положение и быстро находя нужное положение. • Подготовка артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков речи.

Слайд 5

Требования к проведению артикуляционной гимнастики: Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Слайд 6

Требования к проведению артикуляционной гимнастики: Ребёнок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также своё лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребёнок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также можно воспользоваться небольшим ручным зеркалом, но тогда взрослый должен находиться напротив ребёнка лицом к нему.

Слайд 7

Требования к проведению артикуляционной гимнастики: Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно , чтобы вырабатываемые навыки закреплялись. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. Движения должны быть чёткими и плавными, без подёргиваний. Каждое упражнение выполняется по 3 — 5 - 7 раз (от простого к сложному, постепенно увеличивая нагрузку).

Слайд 8

Требования к проведению артикуляционной гимнастики: Если у ребёнка не получается какое-то движение, можно помогать ему (ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем). Для того, чтобы ребёнок нашёл правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, можно намазать её вареньем, шоколадом или чем-то ещё, что любит Ваш ребёнок.

Слайд 9

Упражнения для губ 1. Улыбка. Удерживание губ в улыбке. 2. Хоботок (Трубочка) Вытянуть сомкнутые губы вперед. Удерживать их в таком положении под счет от 1 до 5-10. Можно пропеть вместе с ребенком звук У. В дальнейшем можно чередовать упражнения 1 и 2.

Слайд 10

«Заборчик» Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны. Улыбнуться без напряжения, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать 5-10 секунд. Следить, чтобы при улыбке губы не подворачивались внутрь.

Слайд 11

«Иголочка» Язык вытянуть далеко вперед, напрячь, сделать узким. Держать 3 — 5 - 7 с. Повторить 3 — 5 раз.

Слайд 12

«Парус» Улыбнуться, приоткрыть рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы кончик языка упирался в альвеолы. Держать от 1 — 5, 8. Повторить 3 — 5 раз. ! если попробовать произнести [ы], то получится [л]

Слайд 13

«Маляр» Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка ведем («белим») языком от зубов к горлу и обратно. 3 — 5 — 7 раз. Повторить 2 — 5 раз. ! нижняя челюсть не двигается.

Слайд 14

«Почисти верхние зубы» Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние зубы с внутренней, а потом наружной стороны, делая движение из стороны в сторону. Кончик языка двигается у десен. 3 — 5 — 7 раз. Повторить 2 — 5 раз. ! нижняя челюсть не двигается.

Слайд 15

«Кто дальше загонит мяч?» Цель. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка. Краткое описание. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как будто произнося длительно звук ф , сдуть ватку, карандаш на противоположный край стола. Обратите внимание. 1. Следите, чтобы не надувались щёки, для этого их можно слегка придерживать пальцами. 2. Загонять карандаш нужно на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

Слайд 16

«Лошадка» Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъём языка вверх. Краткое описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Обратите внимание. 1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее. 2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.

Слайд 17

«Индюк» Цель. Вырабатывать подъём языка вверх, подвижность его передней части. Краткое описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать её. Сначала производить медленные движения, потом увеличить темп и добавить голос, пока не послышатся звуки « бл-бл» (как индюк "болбочет"). Обратите внимание. 1. Следите, чтобы язык был широким и не сужался. 2. Движения языком должны быть вверх-вниз, а не из стороны в сторону.

Слайд 18

«Вкусное варенье» Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз. Из стороны в сторону. 3 — 5 — 7 раз. Повторить 2 — 5 раз. ! губы на зубы не тянем.

Слайд 19

«Барабанщик» Кончиком языка по альвеолам стучим и произносим Д-Д-Д-Д…. Четко и постепенно ускоряясь ! Рот открыт на 1 палец, челюсть нижнюю вперед не выдвигать

Слайд 20

«Болтушка»

Слайд 21

Способы постановки [р]: 1. По подражанию. 2. От [д]. «Заведи мотор машины» 3. От «Болтушки» (лежа легче). 4. От [ж].

Слайд 22

Будьте доброжелательны, настойчивы и терпеливы и у вас обязательно все получится!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Как научить ребенка правильно писать"

        Проблема грамотного письма всегда волновала учителей. Трудности, преследующие ребенка в овладении правописанием, для некоторых учеников так и остаются непреодо...

Памятка для родителей "Как научить ребенка правильному поведению при пожаре"

Материал консультации  поможет родителям быть информированы в вопросе обучения правильному  поведению детей во время пожара....

"Как научить ребенка правильно чистить зубы"

Гигиена в детском саду и дома....

Как научить ребенка правильно организовывать свой день?

В 21 веке ритм жизни заметно ускорился и продолжает набирать обороты. Если раньше для того, чтобы быть успешным, требовалось выполнять один объем работы, то сейчас для достижения успеха нужн...

Как научить ребенка правильно произносить звук Р

Постановка и автоматизация звука Р...