Различение свистящих и шипящих звуков. Дифференциация звуков и букв "С" и "Ш" в устной и письменной речи.
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) по теме

Богданова Елена Юрьевна

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

1.              Развитие фонематического восприятия;

2.              Работа над звуко-буквенным и слоговым анализом и синтезом слов;

3.              Закрепление умения различать на слух в слогах, словах и предложения звуки «С» и «Ш»;

4.              Автоматизация и дифференциация этих звуков в речи;

5.              Деление слов на слоги, определение количества слогов в словах, место звука в слове, тренировка в правильности согласования существительных с числительными.

6.              Закрепление умений образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Отработка зрительно-слухового восприятия и пространственных представлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logopedicheskoe_zanyatie_differentsiatsiya_s-sh_.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

ОТКРЫТОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Тема: « Дифференциация звуков «С» и «Ш» в слогах, словах и предложениях».

Богданова Елена Юрьевна.
Учитель-логопед
ГБОУ Школа № 1028 ВАО г. Москвы

Москва, 2017 год.


ОТКРЫТОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

ТЕМА: «Различение свистящих и шипящих звуков. Дифференциация звуков и букв «С» и «Ш» в устной и письменной речи».

ЦЕЛИ:

  1. Развитие фонематического восприятия;
  2. Работа над звуко-буквенным и слоговым анализом и синтезом слов;
  3. Закрепление умения различать на слух в слогах, словах и предложения звуки «С» и «Ш»;
  4. Автоматизация и дифференциация этих звуков в речи;
  5. Деление слов на слоги, определение количества слогов в словах, место звука в слове, тренировка в правильности согласования существительных с числительными.
  6. Закрепление умений образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
  7. Отработка зрительно-слухового восприятия и пространственных представлений.

ПОСОБИЯ: апельсиновое дерево, иллюстрации к сказке, разрезные слоги, картинки, зеркала, мяч, буквы.

Ход занятия:

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

На партах у детей картинки с изображением овощей.

Логопед: «Здравствуйте, дети. Перед вами лежат картинки с овощами.

Первым сядет тот, у кого изображен овощ, про который можно сказать «мой».

А теперь сядет тот, у кого изображен овощ, про который можно сказать «моя».

Логопед раздает индивидуальные зеркала.

Логопед: «Выполним артикуляционную гимнастику».

Артикуляционная гимнастика: Сказка «У бабушки с дедушкой»

ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ        (надуваем щёки),

С НИМИ ХУДЫЕ – ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ        (втягиваем щёки).

БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ……. (губы в широкой

        улыбке, видны верхние и нижние зубы).

ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ        (губы тянутся вперёд).

УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ – В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ        (снова широкая улыбка).

ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ         (широкий язык

        за верхними зубами)

ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ        (соответствующие движения

        широким языком).

С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ        (повторение этих

        движений языком в положении за нижними зубами).

ГУБЫ СОЖМЁМ МЫ, И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ        (поочерёдное надувание

        щёк – губы не пропускают воздух),

И САМОВАРОМ ПЫХТИМ, ЧТО ЕСТЬ МОЧИ        (одновременное надувание

        обеих щек с последующим выпусканием воздуха через губы).

БЛЮДЦА ПОСТАВИМ – ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ        (широкий язык

        лежит на нижней губе).

ДУЕМ НА БЛИНЧИК – НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО         (подуть на широкий язык).

БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ         (жуём распластанный

        язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы),

БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ        (облизываем

        широким языком верхнюю губу спереди назад).

ЧАШКИ ПОСТАВИМ, ЧТОБ ЧАЮ НАЛИЛИ        (широкий язык загибаем

        кверху чашечкой),

НА НОС ПОДУЛИ – МЫ ЧАЙ ОСТУДИЛИ        (подуть с «чашечки» вверх).

ЧАЮ ПОПИЛИ – НИКТО НЕ ОБИЖЕН        («чашечка» двигается

        вперёд-назад).

ВКУСНЫЙ БЫЛ ЗАВТРАК – МЫ ГУБКИ ОБЛИЖЕМ        (кончик языка

        облизывает губы по кругу).

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Логопед: Дети, послушайте внимательно загадку и отгадайте ее:

Большой подсолнух в небе,

цветет он много лет,

цветет зимой и летом,

а семечек все нет.

Дети: Солнце.

Логопед: Давайте ласково произнесём это слово.

Дети: Солнышко.

Логопед: Какие два звука, с которыми мы познакомились на предыдущих занятиях, есть в этом слове?

Дети: Звуки «С» и «Ш».

Уточняется артикуляция, даётся характеристика звуков «С» и «Ш».

Логопед: Чем похожи эти звуки?

Дети: Согласные, твердые, глухие.

Логопед: Чем отличаются эти звуки?

Дети: «С» - язык вниз, воздушная струя холодная, губы в улыбке, «Ш» - язык вверх, воздушная струя теплая, губы рупором.

Логопед убирает зеркала.

Логопед: Послушайте отрывок из сказки К.И. Чуковского «Доктор Айболит»:

Добрый доктор Айболит!

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица,

И жучок, и червячок,

И медведица!

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит!

Логопед: Кому помогает доктор Айболит?

Дети: Всем животным.

Логопед: Доктору Айболиту пришло сообщение. Но, как-то неправильно стоят в нём слова. Помогите, пожалуйста, Айболиту, ребята!

Логопед читает деформированное предложение:

Скорее, Айболит, добрый, спешите, доктор.

Дети: Скорее спешите, добрый доктор Айболит.

Логопед: Доктор Айболит стал собираться в путь, взял два чемоданчика. В них нужно разложить необходимые инструменты и одежду. В один чемоданчик - со звуком «С», в другой - со звуком «Ш» (шуба, шапка, рубашка, носки, сапоги, шляпа, градусник, кастрюля, расческа, шприц.

Вначале дети называют хором картинки, затем логопед вызывает по одному ребёнку, чтобы тот определил, какой звук присутствует в изображённом предмете, и положил картинку в соответствующий чемоданчик.

Логопед: Откройте свои тетради. Подпишите число. И запишите в два столбика эти слова.

Дети пишут.

Логопед: Разделите записанные слова на слоги и поставьте в них ударение.

Дети выполняют.

Логопед: Айболит собрал чемоданчики, но ему нужно знать животных, которых он будет лечить. Они прислали доктору свои фотографии. Айболит хочет назвать их ласково - они ведь болеют, ему жалко зверей и птиц. Помогите ему:

слон - слоник,

лошадь - лошадка,

лягушка - лягушечка,

мышь - мышка,

кукушка - кукушечка

соловей - соловушка

Логопед: Пока Айболит изучал животных, порывом ветра унесло один чемоданчик.

Физкультминутка:

Айболит наш оглянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развёл –

Чемоданчик не нашёл.

Чтоб чемоданчик увидать,

Надо на носочки встать!

Дети выполняют движения вместе с логопедом.

Логопед: Айболит нашёл свой чемоданчик и отправился в путь. Но вскоре с доктором Айболитом приключилась беда: он встретил крокодила с шипами. Нужно посчитать, сколько всего шипов у крокодила на спине.

Дети: Один шип, два шипа, три шипа, четыре шипа, пять шипов.

Логопед: А теперь на каждый шип – задание:

  1. Придумайте слово, которое начинается на последний звук слова «камыш». (2-3 человека)
  2. Повторите слова: Пеструшка, старушка, пастушок, солнышко, сушить, спешить, смешить, путешествие, шестьдесят.
  3. Закончите предложение одним словом:

ДА ЗДРАВСТВУЕТ МЫЛО        (душистое)

И ПОЛОТЕНЦЕ        (пушистое),

И ЗУБНОЙ        (порошок),

И ГУСТОЙ        (гребешок).

  1. Придумайте слово, которое начинается на первый звук слова «сурок».

(2-3 человека)

  1. Дотроньтесь левой рукой до левого уха.

Дотроньтесь правой рукой до кончика носа.

Дотроньтесь левой рукой до правой ноги.

Дотроньтесь правой рукой до левого плеча.

Логопед: Отпустил крокодил Айболита. Айболит отправился дальше.

И горы встают перед ним на пути…

Горы непростые, ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ, чтобы взобраться на самую высокую гору, надо придумывать слова со звуком «Ш», а чтобы потом спуститься – со звуком «С». Причем, поднимаясь, слово должно расти, количество слогов должно увеличиваться, а при спуске, наоборот, уменьшаться.

Логопед помогает, показывает набор картинок. Дети выбирают нужные, отхлопывают слоги.

Логопед: Только Айболит спустился с гор, навстречу ему Бармалей. Спасут доктора Айболита загадки. Давайте отгадаем их – поможем Айболиту!

Загадки:

  1. Во дворе поставлен дом, На цепи хозяин в нем.        (собака)
  2.         Верещунья, белобока, а зовут ее        (сорока).
  3.         Голосок твой так хорош – очень сладко ты        (поёшь).
  4. Панцырь носит черепаха, прячет голову от        (страха).
  5. Кто один имеет рог, отгадайте        (носорог).

Логопед: Бармалей потребовал сыграть в игру «НАОБОРОТ». (Игра с мячом) Если я назову слог со звуком «С», то вы этот звук меняете на звук «Ш». А если назову «Ш», то меняете его на звук «С». (СА – ША, ШИ – СЫ, УШ - УС и т.д.)

Логопед: Отпустил Бармалей доктора Айболита. Добрался Айболит к больным, вылечил их. Вот только слонёнок, лосёнок и кукушонок забыли родной язык.

Спасут слонёнка скороговорки:

Смешные шутки у Саши и Мишутки.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

(3 - 4 ребёнка произносят скороговорки.)

Запишите эти скороговорки в тетрадь. Подчеркните одной чертой букву «С», а двумя – букву «Ш».

Логопед: Лосёнка спасёт другое задание: нужно исправить ошибки в предложениях:

Стол стоит на сковороде.

Шуба вешает Сашу на вешалку.

Весёлые потешки рассказывают смешную старушку.

Песни распевают голосистого соловушку.

Логопед: Задание для кукушонка: нужно повторить пословицу и объяснить её смысл:

Поспешишь – людей насмешишь.

Дети: Это пословица говорит о том, что, если выполняешь работу и не торопишься, то качество её будет лучше, а кто торопится выполнить работу, у того не всё получается так, как надо. (В случае затруднения, логопед помогает).

Логопед: Всех вылечил доктор Айболит. Ему нужно вернуться домой. Чем быстрее мы поможем ему выполнить задания апельсинового дерева, тем быстрее он попадёт домой. (Необходимо сорвать апельсин, прочитать букву, придумать слово с этим звуком.)

ИТОГ ЗАНЯТИЯ:

Логопед:

  1. Какие звуки мы учились различать сегодня на занятии? (С и Ш)
  2. Чем они похожи? (они согласные, твердые, глухие).
  3. Чем они отличаются друг от друга? (положением языка и губ, холодной и теплой воздушной струёй.)

Использованная литература:

  1. И. Лопухина «550 занимательных упражнений для развития речи» М., Аквариум, 1995г.
  2. О. Крупенчук «Стихи для развития речи» С-Пб., Литера, 2003г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дифференциация согласных П – Б в устной и письменной речи учащихся»

Дифференциация парных звонких и глухих согласных. Развитие речевого дыхания. Уточнение артикуляции звуков П – Б.Коррекция звуков П – Б. Определение наличия звуков П – Б в слогах, словах и предлож...

Обучение грамоте 1 класс тема: Устная и письменная речь. Предложение.Речь устная и письменная. Предложение. Выявление уровня развития лексики.

Способность формированию начальных представлений о понятиях «речь письменная и устная», развитию внимания, фонематического слуха; создавать условия для выявления уровня развития лексики....

РАЗЛИЧЕНИЕ ГРАФИЧЕСКИ СХОДНЫХ БУКВ [Б] - [Д] В УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ.

Конспект занятия на тему: Различение графически сходных букв. Буквы Б и Д в устной и письменной речи....

АСПЕКТЫ ДЕФЕКТНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ СВИСТЯЩИХ И ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ У ШКОЛЬНИКОВ С ОНР I ИII УРОВНЕЙ.

Исследования речи школьников с тяжелыми нарушениями речи позволили сделать вывод о том, что своеобразие их речи следует рассматривать не столько как недостаточность, сколько как процесс замедленного п...

Русский язык 1 класс. Карточки. Звук и слово. Звуки и буквы. Деление на слоги. Ударение. Речь. Устная и письменная речь. Предложения

Русский язык 1 класс. Карточки. Звук и слово. Звуки и буквы. Деление на слоги. Ударение. Речь. Устная и письменная речь. Предложения...

Виды речи. Устная и письменная речь.Виды речи (общее представление). Речь устная и речь письменная (общее представление) Тема Виды речи (общее представление). Речь устная и речь письменная (общее представление) Педагогические цели сформировать способности

Виды речи (общее представление).Речь устная и речь письменная (общее представление)ТемаВиды речи (общее представление).Речь устная и речь письменная (общее представление)Педагогические целисформироват...

Сигматизм свистящих и шипящих звуков: нарушения и исправления данного дефекта.

Описание характера нарушения звуков - виды сигматизмов и соответственное исправление имеющихся дефектов произношения....