Особенности логопедической работы с детьми , имеющими ДЦП
учебно-методический материал по логопедии по теме

 

В настоящее время ее значение для детской практики резко возросло в силу того, что недостаточность двигательного отдела центральной нервной системы в раннем детском возрасте становится все более обычным явлением. В частности, дизартрия является одним из симптомов детского церебрального паралича

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruglyy_stol_dtsp.docx19.47 КБ

Предварительный просмотр:

Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и переферической нервной систем. (3, стр.122)

В настоящее время ее значение для детской практики резко возросло в силу того, что недостаточность двигательного отдела центральной нервной системы в раннем детском возрасте становится все более обычным явлением. В частности, дизартрия является одним из симптомов детского церебрального паралича. (2, с3.)

 В литературе имеется описание различных методик коррекционной работы с детьми страдающими дизартрией (А.Г. Ипполитовой, 1973; О.В. Правдиной, 1973; М.В. Ипполитовой, 1973; Л.А. Даниловой, 1977; Л.С. Волковой, 2003;  Л.В. Лопатиной, 2005; Е.В. Новиковой, 2005 и др.).

 В методиках  приводятся общие указания на необходимость всестороннего воздействия на  детей с дизартрией.

Задачи логопедического воздействия заключается в следующем    

 а) преодолеть имеющиеся нарушения речевой моторики;

 б) преодолеть, затормозить неправильные речевые навыки;

 в) создать взамен их новые — правильные;

 г) закрепить новые навыки до степени автоматизации.

Основные направления логопедической работы по коррекции нарушений речи при дизартрии у детей дошкольного возраста (2, с.178)

Первое направление. Нормализация мышечного тонуса и развитие движений органов артикуляционного аппарата, моторики в целом и в особенности движений пальцев рук. Методическими приемами для решения задач данного этапа является массаж органов артикуляционного аппарата и мышц кистей рук, а также пассивная и активная гимнастика этих органов. При необходимости логопедическая работа начинается с затормаживания гиперкинезов и формирования произвольного сглатывания слюны.

Второе направление. Развитие дыхательной функции, а также силы, модуляции и выразительности голоса. На этом этапе применяются различные комплексы дыхательной гимнастики, голосовые и фонопедические упражнения, которые позволяют увеличить объем вдыхаемого воздуха, развить фонационный выдох и голосоведение.

Третье направление. Коррекция фонетической стороны речи. Применяются упражнения для развития фонематического восприятия и различные приемы постановки звуков и их автоматизации.

Четвертое направление. Развитие сенсорных и высших психических функций как основы речи.

Пятое направление. Развитие словарного запаса и грамматического строя речи. Развитие устной речи, речевого дыхания, формирование просодической стороны высказывания.

Все эти направления не являются строго последовательными этапами, а реализуются в различных сочетаниях, а иногда одновременно.

При формировании новых произносительных способностей у детей с анартриями и при нормализации произношения у детей с дизартриями нужно стремиться сначала ослабить проявления расстройств иннервации речевого аппарата.

Расширяя возможности движений речевых мышц, можно рассчитывать на лучшее спонтанное включение этих мышц в артикуляционный процесс, что в свою очередь повысит качество звуковой системы

1. Для развития артикуляционной моторики проводится :

1) Массаж. Массаж служит для возбуждения иннервации речевой и лицевой мускулатуры. Массируют мышцы щек, губ, верхней поверхности языка, мягкого нёба (в зависимости от места поражения).

2)Пассивная гимнастика с постепенным переходом в пассивно – активную. Пассивной гимнастикой называется такая форма гимнастики, когда ребенок производит движение только при помощи механического воздействия — под нажимом руки логопеда или соответствующего зонда, шпателя. Движения следует выполнять медленно, плавно, ритмично, с постепенным увеличением амплитуды.

Активная артикуляционная гимнастика.  Активной артикуляционной гимнастикой называется система упражнений для различных речевых органов, которые проводятся по инструкции логопеда, под его счет Они должны проводиться ритмично, плавно, с достаточным напряжением и силой.

Упражнения для различных частей речевого аппарата языка, губ, жевательных мышц объединяются, что дает возможность очень скоро переходить от беззвучных упражнений к упражнениям с включением речевых звуков.

Работа по преодолению саливации (в случае необходимости)

Нужно объяснить ребенку, что он должен глотать накапливающуюся у него во рту слюну, не дожидаясь, пока она потечет. Это необходимо сделать перед тем, как начать говорить, или перед тем, когда нужно произвести какое-нибудь артикуляционное упражнение. На первых порах, когда затруднен еще и сам акт глотания, следует предложить пожевать, несколько закидывая голову назад, что облегчает акт глотания. Кроме глотания слюны, ребенок должен научиться закрывать рот и удерживать его закрытым. Напоминания об этом нужно делать и дома. С этих же указаний начинается работа перед зеркалом(2,стр.184)

Работа по развитию дыхания.

   Работа над дыханием начинается с общих дыхательных упражнений, цель которых увеличить объём дыхания и нормализовать его ритм.                                                                                                          

   Ребёнка учат дышать при закрытом рте, попеременно зажимая то одну, то другую ноздрю, для усиления глубины вдоха перед ноздрями ребёнку

  Используются упражнения с сопротивлением. Ребенок вдыхает через рот. Логопед кладет руки на грудную клетку ребенка, как бы препятствуя вдоху в течение 1-2 секунд. Это способствует более глубокому и быстрому вдоху и более удлиненному выдоху.

   Ребенка просят задержать вдох, добиваясь быстрого и глубокого вдоха и медленно продолжительного выдоха.

   Для коррекции голоса большое значение имеет активизация движений мягкого неба и укрепления мышц небной занавески для этого используют следующие упражнения с чередованием расслабления и напряжения:

   произвольное глотание капель воды,

   стимуляция зевания и кашлеподобных движений,

   произнесение гласного а на твердой атаке (далее слогов со звонкими

    согласными – ба, да, га, ва),

    попеременное   Развитие голоса и формирование просодической стороны речи неразрывно связаны между собой. При развитии мелодико-интонационной стороны речи особое значение имеет навык управления движением голоса вверх – вниз.

   При формировании мелодико-интонационной стороны речи важной составляющей является работа над логическим ударением (выделение слов, наиболее важных по смыслу). Детям предлагается выделять слово, на которое падает смысловое ударение, голосом и движением: хлопаньем в ладоши, притопыванием (Мама мыла Диму.. Мама мылаДиму… Мама мыла Диму).  

  Развитие у детей естественных интонаций, выражающих различные эмоциональные состояния: радость, удивление, испуг. Одним из средств выражения эмоций является произнесение междометий. Их воспроизведение ребенок может сопровождать различными произвольными движениями и мимическими реакциями: (4, стр.72-73).

. Коррекция звукопроизношения (осуществляется по структуре занятий постановки, автоматизации и дифференциации звуков).

Особенности постановки и отработки звуков:

1) не рекомендуется сразу добиваться полной чистоты звука; шлифовка каждого звука должна проводиться длительно, на фоне все развивающейся, усложняющейся работы над другими звуками;

2) необходимо одновременно работать над несколькими звуками, принадлежащими к различным артикуляционным установкам;

3) последовательность работы над звуками диктуется постепенным усложнением артикуляционных установок.

Оптимизирующим процесс автоматизации звуков при стертой дизартрии является включение пальцевых упражнений, выполняемых на иппликаторе Кузнецова (8)

При включении в коррекционную работу стимуляции рецепторных зон кистей обеих рук усиливаются афферентные ощущения тактильно-кинестетической модальности. Стимуляцию осуществляют прижатием подушечек пальцев к предмету, имеющему поверхность заостренной формы с одновременным пропеванием гласных звуков. В качестве предмета, используемого для стимуляции, применяют массажеры, например, иппликатор Кузнецова, массажные щетки, пластмассовые мыльницы с игольчатой поверхностью и т.п

Дизартрия может иметь у детей разную степень выраженности. Логопед должен учитывать степень поражения, возрастные особенности детей. Используемый речевой материал, приемы работы, предлагаемый темп должны соответствовать индивидуальным особенностям детей. В результате систематических занятий ребенок-дизартрик может быть включен в процесс полного общения с окружающими.

   В результате проделанной работы было доказано , что комплексная, логопедическая работа с детьми, страдающими дизартрией  повышает ее эффективность, , способствует улучшению речевого внимания, речевого поведения, общей работоспособности и активности произвольных психических функций.

Одним из важнейших методов лечения ДЦП является физическая реабилитация, которая начинается уже в первые месяцы жизни ребенка, сразу после установления диагноза. При этом применяют комплексы упражнений направленные на две важных цели - не допустить ослабления и атрофии мышц, вследствие недостаточного их использования, а также избежать развития контрактур, при которых спастически напряженные мышцы становятся малоподвижными и фиксируют конечности больного в патологическом положении.
Двигательное развитие детей оказывает мощное влияние на их общее развитие. При проведении двигательной реабилитации (или абилитации) происходит восстановление поврежденных путей головного мозга (это нервные  тракты, по которым нервные импульсы передаются от клеток головного мозга в спинной мозг, а далее формируют нервы), что способствует не только восстановлению двигательных функций, но и формированию речи, психики, интеллекта, анализаторных (зрительных, слуховой, тактильной) систем.

По мере взросления ребенка с ДЦП и приближения школьного возраста, акценты реабилитации смещаются от обеспечения его раннего моторного развития к его адаптации в социуме. Теперь усилия физической реабилитации направляются на формирование навыков повседневной жизни, развитие способности к общению и подготовку ребенка к жизни в коллективе. Физическая реабилитация теперь должна быть больше направлена на развитие возможности передвигаться самостоятельно, с помощью палок или в коляске, а также осуществлять такие точные и сложные операции как письмо.
Важно также направить усилие на то, чтобы научить ребенка самостоятельно есть, одеваться, пользоваться ванной и туалетом. Овладение этими навыками может существенно облегчить обязанности людей, осуществляющих уход за ребенком, а также существенно повысят самоуверенность и самооценку больного.

\

Используемая литература:

1.Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. - М., 2008.

2.Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Дизартрия

3.Логопедия. / Под ред. Л.С. Волковой. -М.: Владос, 2004.

центр «Академия», 2001. — 192 с.

5. Правдина О. В. Логопедия. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. - М., "Просвещение", 1973. - 272 с. с ил.

6. Рождественская В.И., Павлова А.И. Игры и упражнения для исправления заикания

7 .Семенова К. А., Махмудова Н. М. Медицинская ре¬абилитация и социальная адаптация больных детс¬ким церебральным параличом. — Ташкент, 1979. — С. 95—106; 132—146;

8.Т.В. Сорочниская патент РФ на изобретение №2092150 Российского агентства по патентам “Способ коррекции речевых нарушений у детей”. Зарегистрирован в Государственном реестре изобретений 10.10.1997.).

Государственное бюджетное учреждение города Москвы Троицкий центр

Социальной реабилитации детей инвалидов и детей с ограничениями

                              жизнедеятельности «Солнышко»

                                             Доклад

Особенности логопедической работы с детьми имеющими ДЦП.

Подготовила:

Учитель-логопед  Дубцова О.Р.

                                       Москва   2014 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Необходимость логопедических занятий и их особенности при работе с детьми, имеющими интеллектуальное недоразвитие.

В статье говорится о необходимости применения различных приемов и технологий в работе логопеда с детьми  с интеллектуальной недостаточностью с целью повышения эффективности их обучения....

Статья на тему: "Особенности логопедической работы с детьми, имеющими умственную отсталость, обучающимися по АООП 8 вида"

Данная публикация: "Особенности логопедической работы с детьми, имеющими умственную отсталость, обучающимися по АООП 8 вида" актуальна в связи с внедрением ФГОСдля обучающихся с ОВЗ....

Использование игр В.В.Воскобовича в логопедической работе с детьми, имеющими ОВЗ.

Дети с ОВЗ, поступившие в школу, имеют специфические особенности психолого-педагогического характера. Они не обнаруживают готовности к школьному обучению. У них нет нужного для усвоения программного м...

Использование игр В.В.Воскобовича в логопедической работе с детьми, имеющими ОВЗ.

Дети с ОВЗ, поступившие в школу, имеют специфические особенности психолого-педагогического характера. Они не обнаруживают готовности к школьному обучению. У них нет нужного для усвоения программного м...

Методическая рекомендация на тему: "Инновационные методики в логопедической работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения интеллекта".

Рекомендация для учителей- логопедов школ, учителей начальных классов коррекционных школ....

Логопедия. Оптическая дисграфия. Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии

Логопедическая работа занимает особое место в системе обучения рус­скому языку, поскольку у многих учащихся наблюдается отставание в рече­вом развитии, а также стойкие фонетико-фонематические ...