КОНСПЕКТ Логопедического занятия в 1 классе Тема:"Звуки и буквы Ш-Ж".
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) на тему

Шель Ольга Николаевна

Цель:         -Совершенствовать  навык дифференциации звуков и букв Ш,Ж                            с помощью различных анализаторов, звукобуквенного и

                слогового анализа;

-вырабатывать орфографическую зоркость и умение применять

изученные орфограммы;

-практическое словообразование префиксальным способом;

-обучать  логическому построению текста;

-воспитывать умение совместно работать в группе.

Оборудование: -Демонстрационный материал: магнитофон, проектор    

                картинки, карточки слов, таблицы букв Ш, Ж, «Цепочки слов»,

                «Ателье», «Уха»;

-раздаточный материал: фломастеры, перфокарты, карточки

 цифровых рядов, мешочки с буквами Ш, Ж,

фишки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sh-zh.docx18 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

Логопедического занятия в 1 классе

Тема:         Звуки и буквы Ш-Ж.

Цель:         -Совершенствовать  навык дифференциации звуков и букв Ш,Ж                            с помощью различных анализаторов, звукобуквенного и

                слогового анализа;

-вырабатывать орфографическую зоркость и умение применять

изученные орфограммы;

-практическое словообразование префиксальным способом;

-обучать  логическому построению текста;

-воспитывать умение совместно работать в группе.

Оборудование: -Демонстрационный материал: магнитофон, проектор    

                картинки, карточки слов, таблицы букв Ш, Ж, «Цепочки слов»,

                «Ателье», «Уха»;

-раздаточный материал: фломастеры, перфокарты, карточки

 цифровых рядов, мешочки с буквами Ш, Ж,

фишки.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

        У учащихся в мешочках печатные и прописные буквы Ш и Ж по одной в каждом.

-Определите букву не глядя, только на ощупь.

После того, как буквы определены, названы, на доске вывешиваются две буквы Ш и Ж.

-Какие звуки обозначают буквами Ша и Же? Назовите их. Сегодня звуки [Ш], [Ж] и буквы Ша и Же — дежурные. Продолжаем работать с ними.

II. Основная часть.

1. Характеристики звуков [Ш] и  [Ж].  Сходство, различие. Тактильные ощущения при произнесении. (Сходство: согласные, парные, твердые)

                         (Различие: [Ш]-глухой, [Ж] -звонкий).

2. Прослушивание магнитофонной записи стихотворения В. Лунина «Что хочется лошадке» (Т.С.Резниченко, О.Д.Ларина «Говорим правильно Р»).

-Послушайте и определите слова, в которых есть звуки [Ш] и [Ж].      –«Очень хочетсялошадке вместо сена и травы

  Съесть на завтрак шоколадку или чуточку халвы.

  Очень хочется лошадке торт слоёный на обед,

  А на ужин сладкий-сладкий из пирожных винегрет.»

 (Слова: шоколадка, лошадка, ужин, пирожные).

3. С помощью цифрового ряда определите место звуков [Ш], [Ж]  в  словах « лошадка», «ужин», «пирожные».  

Учащиеся фломастером зачеркивают соответствующие цифры.

-Назовите соседей звуков [Ш] и [Ж] в этих словах.

( 1слово – а, а;   2 слово – у, ы;  3 слово – о,н).

4. Игровой момент «Поймай звук».

Если дети слышат звук, то «ловят» его ладошками в «замок», если слог, то ладошки отодвигают от себя.

5. Игровой момент «Цепочка слов».(слайд)

На экране предметные картинки со звуком [Ш]. Первое слово «душ» отмечено  красным кружком, следующее слово начинается с последнего звука слова «душ» и т.д.

- Какой из «дежурных» звуков есть в каждом слове? (звук [Ш]).

                 Физминутка и пальцевая гимнастика.

Сначала круговые движения головой в разные стороны, затем стоя на расстоянии  вытянутой руки, показывая рукой проговаривают:

Это правая рука, это левая рука;

справа- шумная дубрава,

слева- быстрая река.

Обернувшись мы, и вот- стало все наоборот:

Слева- шумная дубрава,

Справа- быстрая река,

Неужели стала правой

Моя левая рука.

Пальцевая гимнастика «Ушки зайчика», «Кошка».

8. Подбор слов с различными приставками к глаголу «шить».

-Ателье мышонка украшает витрина, по которой мы можем определить, какие заказы  надо выполнить мышонку. Назовите предметы одежды, определите, какой из «дежурных» звуков есть в словах. (Шуба, джинсы платье, шапка, шорты, жакет)

-Что нужно сделать мышонку?

(Наклейку нашить, карман пришить, вишенки вышить, шорты сшить, платье подшить. вешалку пришить).

9. Работа с деформированным текстом «Уха». (слайд с текстом)

«Хороша уха! Жора угостил Машу. Мама сварила уху. Папа поймал щуку и ерша».

Обучение построению логической последовательности действий с помощью  сюжетных картинок. Выяснить основную мысль рассказа, последовательность событий, проиллюстрировать сюжетными картинками.

Чтение текста в правильной последовательности: «Папа поймал щуку и ерша. Мама сварила уху. Жора угостил Машу. Хороша уха!»

-Назовите слова с «дежурными» буквами.

                                            III. Итог занятия.    

-Чем мы сегодня занимались на занятии?

(Учились различать звуки [Ш] и [Ж] и буквы (Шa-Же).

Игровой момент «Пароль на выход»

-  Назовите слова с противоположными звуками: уши- (ужи). жар- (шар), шаль -….(жаль), жить- …(шить), крушить- ….(кружить), Луша- …(лужа).

-Вы все хорошо работали на занятии.

                                      Рефлексия деятельности:

  - Дорисуйте смайлики, оценивая, как вам работалось на занятии.

           УХА

Хороша уха! Жора угостил Машу. Мама сварила уху. Папа поймал щуку и ерша.

Литература:

  1. Т.С.Резниченко, О.Д.Ларина «Говорим правильно Р», М.2002г.
  2. Л.М.Козырева, тетрадь для логопедических занятий «Различаем глухие и звонкие согласные», М. Ярославль, «Академия, К», 1999г.
  3. Л.Н.Зуева, Н.Ю.Костылёва, О.П.Солошенко «Занимательные упражнения по развитию речи. Логопедия для дошкольников»,   М. Астрель-АСТ, 2001г.

             Конспект логопедического занятия с первоклассниками, имеющими недоразвитие фонематического восприятия речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия "Развитие зрительных дифференцировок на материале букв О-А, звуков [О-А]"

Конспект логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии. Лексическая тема "Дикие животные северных и южных стран"....

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ (1 КЛАСС) ТЕМА: «ЗВУКИ [Ж] – [Ш]. БУКВЫ Ж ж и Ш ш»

Логопедическое занятие посвящено теме дифференциации парных согласных ш и ж в группе первоклассников с общим недоразвитием речи. Оно способствует развитию фонематического слуха, фонематического воспри...

Конспект проведения логопедического занятия в 1 классе Тема: Звук и буква У, у.

Предлагаю конспект прведения занятия в 1 классе  для детей с ФФНР. Занятие построено в занимательной  игровой форме, направлено на коррекцию всех психических процессов....

логопедического занятия 1 класс тема:Звуки [Т], [ТЬ]. Буква Т.

Технологическая карта логопедического занятия 1 класстема:Звуки [Т], [ТЬ]. Буква Т....

Конспект коррекционно-логопедического занятия, 1 класс. Раздел: Звуки и буквы. Тема: Дифференциация согласных звуков по мягкости и твердости. Роль гласных букв в обозначении твердости и мягкости согласных.

Конспект занятия может быть использован в работе логопедами, учителями начальных классов. Задачи занятия: Развитие слуховой дифференциации близких по звучанию (мягкости-твердости) фонем. Учить на пись...

ОТКРЫТОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ (2 класс)Тема: «Дифференциация гласных букв Ι и ΙΙ ряда. Звуки и буквы Ы–И»

Цели: Коррекционно-обучающие:Формировать у учащихся умение дифференцировать гласные Ы-И в устной и письменной речи, различать согласные звуки, стоящие перед гласными Ы-И. Закреплять св...