Как научить осуществлять поиск информации, понимать прочитанное и передавать свою информацию в виде текста на коррекционных логопедических занятиях во 2-4 классах.
статья по логопедии по теме

Иванова Анна Петровна

В этой статье описываются способы и приемы обучения осмысленному чтению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_nauchit_osushchestvlyat_poisk.docx30.36 КБ

Предварительный просмотр:

Как научить осуществлять поиск информации, понимать прочитанное и передавать свою информацию в виде текста на коррекционных логопедических занятиях во 2-4 классах.

Главным источником развития является способность читать информацию, предоставленную нам окружающим миром. Навык чтения по праву считается фундаментом всего образования. Полноценное чтение – сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и многое другое. В деятельности чтения участвуют такие механизмы, как восприятие, узнавание, сличение, понимание, осмысление, антиципация, рефлексия и др.

Нас интересует чтение в узком смысле. Чтение как процесс интерпретации и понимания текста, как качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения. Важную роль в формировании УУД смыслового чтения является поиск информации и понимание прочитанного;

Под поиском и пониманием прочитанного мыслится:

  • находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
  • определять тему и главную мысль текста;
  • делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
  • вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
  • сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака;
  • понимать информацию, представленную в неявном виде (например, выделять общий признак группы элементов, характеризовать явление по его описанию; находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение);
  • понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
  • понимать текст, не только опираясь на содержащуюся в нём информацию, но и обращая внимание на жанр, структуру, выразительные средства текста;
  • использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
  • ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках

Работа с текстом обычно проводится в три этапа: предтекстовой, текстовой и послетекстовой.

Структура использование стратегии смыслового чтения «чтение с остановками» на логопедических занятиях выглядит следующим образом:

  1. Этап предчтения (включение) это восприятие текста, раскрытие его содержания и смысла, своеобразная расшифровка, когда из отдельных слов, фраз, предложений складывается общее содержание. В этом случае чтение включает: просмотр, установление значений слов, нахождение соответствий, узнавание фактов, анализ сюжета и фабулы,  воспроизведение и пересказ.

Этап введения учащихся в предстоящие события текста, включение в учебную деятельность, начало диалога с текстом. Например: «Сегодня мы поговорим с…, познакомимся с …, узнаем о новом …» и т.п. После прочтения названия текста учитель задает вопрос: «Почему именно так называется произведение? Что, как кажется учащимся, может произойти в рассказе с таким названием? О чем нам хочет рассказать автор?» и т.п. (стратегия «рассечение вопроса»). Можно предложить рассмотреть иллюстрации, фото к рассказу, найти в Интернет картинку на заданную тему.

Так определяется цель прочтения данного текста с использованием стратегий: «ориентиры предвосхищения», «предварительные вопросы», «опорные картинки» и др. затем дается задание к тексту по ходу его чтения: вставить пропущенные буквы, слоги (окончания слов), слова; исправить деформированные слова (анаграммы); найти ошибку в тексте и др.

Цели: определить (сформулировать) речевую задачу для первого прочтения; создать необходимый уровень мотивации у учащихся; сократить уровень языковых и речевых трудностей.

Учащимся на коррекционных логопедических занятиях предлагаются следующие предтестовые задания и упражнения:

  1. Работа с заголовком: определить тематику текста; перечень поднимаемых в нем проблем; ключевые слова и выражения.
  2. Использование ассоциаций, связанных с именем автора:

- К какому жанру можно отнести текст?

- Кто будет главным героем, его профессия, национальность?

- Где и в какое время может происходить действие?

3. Формулирование предположений о тематике текста на основе имеющихся иллюстраций.

4. С новой лексикой и определение тематики/проблематики текста на основе языковой догадки.

5. Прочитать вопросы/утверждения по тексту и определить его тематику и проблематику.

6. Ответить на вопросы до чтения текста.

На предтекстовом этапе проводится подготовка к чтению. На данном этапе могут использоваться такие приемы работы как: «мозговой штурм», предсказывание/предугадывание, ассоциации с иллюстрацией или заголовком текста, «За семью печатями», «ключевые слова», таблица «ЗХУ», выявление имеющихся у учащихся знаний по проблемам, затронутым в тексте, ответы на вопросы.

На первом этапе занятия совместно с учениками мы ставим учебную задачу, которая предполагает предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт.

В текстовых заданиях обучаемым предлагаются установки, в которых содержатся указания на вид чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое), скорость и необходимость решения определенных познавательно-коммуникативных задач в процессе чтения.

Цели: проконтролировать степень сформированности различных языковых навыков и речевых умений; продолжить формирование соответствующих навыков и умений.

Кроме этого, обучаемые выполняют ряд упражнений с текстом, обеспечивающих формирование соответствующих конкретному виду чтения навыков и умений.

Упражнения и задания:

  1. Найди /выбери /прочти /соедини /вставь:

-ответы на предложенные вопросы;

-подтверждение правильности /логичности утверждений;

-подходящий заголовок к каждому из абзацев;

-подходящие по смыслу предложения, пропущенные в тексте;

-предложения со следующими словами /грамматическими явлениями;

-описание внешности /места /события /отношение;

  1. Догадайся:

-о значении слова по контексту;

-как будут развиваться события во 2 главе /части текста;

  1. Этап чтения (осмысления)  это извлечение смысла, объяснение найденных фактов спомощью привлечения имеющихся знаний, интерпретация текста. Здесь происходит упорядочивание и классифицирование, объяснение и суммирование, различение, сравнение и сопоставление, группировка, анализ и обобщение, соотнесение с собственным опытом, размышление над контекстом и выводами. Учитель-логопед, как ведущий диалога с текстом, заранее выделяет в тексте 2-3 остановки (можно использовать специальный знак, чтобы дети останавливались в нужном месте) – в зависимости от размеров текста. Во время этих остановок учитель задает вопросы, побуждающие к критическому мышлению («Что заставило героя поступить именно так?» «Как дальше будут развиваться события?» непонятные слова (стратегия «глоссарий» ), проверить выполнение задания по ходу прочтения текста (стратегия «поймай ошибку», «анаграммы», «дополни слово» и др.),  проанализировать средства художественного выражения (подобрать синонимы, сравнить и т.п.)

«Верные–неверные утверждения». Повышают мотивацию к изучению материала, развивают умение прогнозировать задания «Верные–неверные утверждения». Используя прием «Верные-неверные утверждения», предлагается ученикам несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. На стадии рефлексии возвращаются к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

«Прогнозирование». Упражнение «Прогнозирование» можно использовать, например, когда учащимся предлагается спрогнозировать дальнейшие действия героя в сложной для него ситуации, в ситуации морального, нравственного выбора.

«Ассоциативная карта». Эта стратегия позволяет актуализировать учебный материал по теме занятия. Ученику нужно написать ключевое слово или фразу затем слова или фразы, которые приходят на ум по выбранной теме. Происходит эффект «мозгового штурма». На основе ассоциативной карты далее возможно составление кластера.

Например, на стадии вызова по новой теме можно начать занятие с задания: запишите в тетради «Что я ЗНАЮ по теме занятия». Посредством естественного мозгового штурма, ученик оказывается включенным в активнейший мыслительный процесс. Данная технология позволяет уйти от пассивной репрезентации материала: учитель-логопед дал – ученик выучил – воспроизвел.

Одна из ошибок чтения – невнимание к словам. Зачастую ученики не обращают внимания на слова, не разделяют их на понятные и непонятные. Многие убеждены, что понимают значение всех слов, особенно если ключевые слова из книги совпадают со словами из разговорной речи. Поэтому необходимо организовывать работу не только над значением слов, но и над поиском ключевых слов, значение которых нужно выяснить. Обучающимся предлагаются задания на выделение (устно или письменно) ключевых слов в прочитанных дома или на занятиях текстов, объяснение их значений, сопоставление значений данных учеником, савторским пониманием, а также с пониманием слова и другими авторами..

Текстовой этап включает в себя задания, которые учащиеся выполняют непосредственно во время чтения. Именно на этом этапе развиваются коммуникативные умения чтения, и поэтому он самый продолжительный во времени и может включать несколько заданий, например:

•        заполнение таблицы;

•        составление плана текста (информативного, картинного, стереотипного и др.);

•        выбор заголовка к тексту;

•        заполнение пропусков;

•        верные/неверные утверждения;

•        соотнесение картинок с предложениями из текста;

•        логическая перегруппировка предложений;

•        деление текста на параграфы и т.д.

•        «собери текст»;

•        «чтение с пометками»;

•        «тонкие» и «толстые» вопросы.

•        «досье на героя».

Данные задания позволяют провести проверку понимания прочитанного.

Второй этап актуализирует умение осмысленно читать и свободно ориентироваться в произведении, формируя познавательные универсальные учебные действия постановки и решения проблем.

«Собери текст». Использование техники «Собери текст» способствует формированию универсальных действий учащихся. Занятие начинается с проверки домашнего задания, что принципиально важно для выяснения уровня подготовленности учащихся. С этой целью группа делится на подгруппы, каждая из которых получает файл с фрагментами статьи о жизни и творчестве какого-либо писателя. Учащиеся в течение двух минут восстанавливают последовательность текста и придумывают к нему тонкие вопросы.

«Чтение с пометками». Использование техники «Чтение с пометками» способствует развитию логического мышления и памяти. Учащимися вслух попеременно читается рассказ и делаются следующие пометки на полях: ++ (соответствует тому, что я знаю); – (противоречит тому, что я знаю); + (новое); ? (надо обсудить). После прочтения произведения школьники, работая в группах, обсуждают содержание рассказа в течение четырёх минут, а затем обмениваются опытом совместной работы.

«Прием восстановления/заполнения пропусков». Это прием работы со связным текстом, в котором преднамеренно пропущено каждое n-е слово (n колеблется от 5 до 10). Задача учащихся - восстановить деформированный текст, подобрать пропущенные по смыслу, исходя из контекста или привычной сочетаемости слов. Например, учащиеся получают текст, в котором каждое девятое слово пропущено. Задача учащихся – заполнить пропуски подходящими по смыслу словами.

«Досье на литературного героя». Конкретизирующая таблица, которую учащиеся должны заполнить в тетради, работая в группе в течение трёх минут и записывая ответы на вопросы.

Таким образом, система заданий, предложенная на первых двух этапах занятия, способствует формированию у учащихся универсальных действий, интегрирующих в себе умение прогнозировать, находить и выделять необходимую информацию, осознанно строить речевое высказывание, свободно ориентироваться в художественном тексте и воспринимать его.

  1. Этап постчтения (рефлексия)  это создание собственного нового смысла, то есть присвоение добытых новых знаний как собственных в результате размышления. Определение основной мысли текста и подтекста, скрытого смысла (стратегия «вопросы после текста»). После окончания работы с текстом учитель-логопед  предлагает учащимся на выбор несколько пословиц, (или цитат, расхожих выражений), связанных с содержанием текста и отражающих различные подходы к интерпретации сюжета (стратегия « пословицы, цитаты»). Детям нужно выбрать одну из них – какая, на их взгляд, больше подходит по смыслу к тексту – и обосновать свой выбор (можно предложить написать сочинение), высказать свое мнение, свои мысли, в результате размышлений по данной теме. Это можно сделать и в качестве домашнего задания. Можно, в зависимости от текста и этапа обучения, составить синквейн к тексту, основному смыслу (стратегия «синквейн»).

Послетекстовые задания предназначены для проверки понимания прочитанного, для контроля за степенью сформированности умений чтения и возможного использования полученной информации в будущей профессиональной деятельности.

Цели: использовать ситуацию текста в качестве языковой (речевой), содержательной опоры для развития умений в устной и письменной речи.

Упражнения и задания:

1.Опровергни мои утверждения или согласись с ними.

2.Докажи что…

3.Охарактеризуй…

4.Скажи, какое из следующих высказываний наиболее точно передает основную мысль текста. Обоснуй ответ.

5.С какими из данных выражений был бы согласен автор.

7.Расскажи текст от лица главного героя /наблюдателя и т.д.

8.Кратко изложи содержание текста /составь аннотацию/дай рецензию на текст.

9.Придумай новый конец текста.

На всех этапах занятия обучающиеся должны активно включаются в деятельность, проявляя инициативу и творчество, выполняя предложенные им задания:

- пересказать текст по плану, по ключевым словам;

- составить новый текст: повествование, рассуждение, описание;

- составить «паспорт понятий»;

- сформулировать «тонкие» и «толстые» вопросы к тексту;

- разделить текст на части;

- выделить главную и избыточную информацию текста;

- выделить противоречивую, недостоверную информацию;

-составить РАФТ.

В результате систематического использования подобных упражнений ученики могут научиться:

•        воспроизводить прочитанный текст, делить его на законченные части;

•        находить в тексте существенное, видеть смысл текста, его главную мысль;

•        с помощью воображения воссоздавать авторские образы;

•        видеть текстовые "сигналы" —  ключевые слова, образы;

•        читать "активно", соотнося прочитанное с собственным опытом, задавая вопросы, прогнозируя содержание;

•        осознавать авторскую оценку событий и героев произведения;

•        размышлять над прочитанным и определять свою позицию по этому вопросу;

•        при чтении текста подключать внимание, память, мышление, воображение, эмоции и т.д.

Главный результат использования подобных упражнений проявится не только в успешной учебе, он будет сопровождать ребенка всю жизнь и превратит его в интеллектуально и духовно активного, вдумчивого читателя, Читателя с большой буквы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся 1 класса, имеющих ЛГНР.

Программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся 1 класса, имеющих ЛГНР....

Программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся 1 класса, имеющих ОНР (3 уровень развития речи).

Программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся 1 класса, имеющих ОНР (3 уровень развития речи)....

Индивидуальная программа коррекционно-логопедических занятий для обучающегося 1 класса по формированию звукопроизношения и развитию связной речи.

Индивидуальная программа коррекционно-логопедических занятий для обучающегося 1 класса по формированию звукопроизношения и развитию связной речи....

Индивидуальная программа коррекционно-логопедических занятий для обучающегося 2 класса по преодолению дизорфографии.

Индивидуальная программа коррекционно-логопедических занятий для обучающегося 2 класса по преодолению дизорфографии....

Способы формирования навыков работы по преобразованию и интерпретации текста, по оценке информации на коррекционных логопедических занятиях во 3-4 классах.

Современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу. Телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное и смысловое чтение. Непосредственным следствием низкой кул...

Конспект коррекционно-логопедического занятия для учащихся 2 класса обучающихся с ОВЗ (с задержкой психического развития) Тема: «Обозначение мягкости согласных на письме посредством мягкого знака»

Грамматическая тема: Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука.Лексическая тема: Обобщение словаря учащихся.Коррекционно-образовательные задачи:1.Познакомить  с обозначение мягкости со...

Конспект коррекционно-логопедического занятия для учащихся 1 класса. Тема: Дифференциация парных звонких-глухих согласных звуков Б-П

Коспект занятия по теме "Дифференциация парных согласных [Б-П][Б’-П’]"  можно использовать в работе логопедам, учителям начальных классов. На занятии дети учаться разли...