Статья: "Упражнения для развития дыхания"
статья по логопедии (2 класс) на тему

Алиева Танзиля Караматовна

Развитие речи у детей. Развитие речевого дыхания. Упражнения для развития речи у детей. Игры для развития речи у детей. Упражнения для развития дыхания. Упражнения для развития дыхательной системы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uprazhneniya_na_razvitie_dyhaniya.docx16.17 КБ

Предварительный просмотр:

Краткое содержание: Развитие речи у детей. Развитие речевого дыхания. Упражнения для развития речи у детей. Игры для развития речи у детей. Упражнения для развития дыхания. Упражнения для развития дыхательной системы.

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.Развитие речевого дыхания

Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний и т. д.

Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др., отрицательно влияющие на развитие речи детей, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей. Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.

Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде всего сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.

Во время проведения описанных в статье игр необходим постоянный контроль за правильностью дыхания.

Запомните параметры правильного ротового выдоха:

- выдоху предшествует сильный вдох через нос - "набираем полную грудь воздуха";
- выдох происходит плавно, а не толчками;
- во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
- выдыхать следует, пока не закончится воздух;
- во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.

Перечисленные ниже игры и упражнения помогут научить ребенка плавно выдыхать через рот сильную направленную струю воздуха.

  1. Цветочек. Сделать вдох и задержать дыхание, понюхать цветочек.
  2. Узнай по запаху. Узнать яблоко, сок… по запаху сначала с открытыми глазами, потом с закрытыми.
  3. Свеча. Сделать вдох. По сигналу «Тихий ветерок» медленно выдохнуть на пламя свечи, так чтобы оно отклонялось, но не гасло. По сигналу «Сильный ветерок» задуть свечу резким выдохом. (можно использовать макет свечи).
  4. Чей паровоз (пароход) гудит дольше? Дать ребенку чистый пузырек (колпачок от фломастера и тд.) Чтобы он загудел, нижней губой нужно слегка коснуться края пузырька. Струя должна быть сильной. Дуть несколько секунд.
  5. Погрей руки. Дети вдыхают через нос и дуют на «озябшие» руки, плавно выдыхая через рот.
  6. Султанчик. Долго дуть на султанчик из полосок бумаги, на цветные метелочки, на хвосты у птичек, на плавники у рыбок и тд.
  7. Трубочка. Подуть через короткую трубочку на мелко нарезанные кусочки бумаги, шарики из ваты и т. п.
  8. Бурлящая вода. Подуть в бутылку с водой через трубочку. Выдох должен быть ровный и длительный – тогда вода будет долго и равномерно бурлить.
  9. Футболисты. Дети забивают мячи – шарики из ваты (фольги) в футбольные ворота.
  10. Кораблики. Через короткую трубочку дуть на бумажные кораблики, соревнуясь, чей кораблик победит. Можно дуть на пластмассовые игрушки, плавающие в воде, на «кораблики» - половинки грецкого ореха с парусом.
  11. Надуй игрушку. Надувать резиновые надувные игрушки, шарики, набирая воздух через рот и медленно выдыхая его через рот в отверстие игрушки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для развития дыхания

Развитие дыхания у детейЕсли ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует прежде всего с развития дыхания. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. Для чего ...

Игры и упражнения на развитие дыхания.

Статья содержит практический материал, который может быть использован логопедами при работе по развитию речевого дыхания....

Картотека упражнений на развитие дыхания

Подобраны упражнения для развития дыхания ребенка....

Развитие дыхания и коррекция его нарушений при дизартрии

Важным разделом логопедической работы при дизартрии является развитие дыхания и коррекция его нарушений.Коррекция нарушений дыхания начинается с общих дыхательных упражнений, целью которых я...

упражнения на развитие дыхания

выборка материалов по развитию сильного плавного выдоха...

Авторское игровое пособие на развитие дыхания детей младшего дошкольного возраста «Воздушный футбол»

Авторское игровое пособие на развитие дыхания детей младшего дошкольного возраста «Воздушный футбол»...

Статья: «Упражнения для развития навыков чтения для учащихся младшего школьного возраста с ОВЗ в соответствии ФГОС»

  Что может быть важнее хорошо развитой речи? Без нее нет успехов в учении, нет настоящего общения, а значит и коллективного труда. Развитие речи – процесс сложный и творческий. Он н...