Исследование нейропсихологических особенностей детей младшего школьного возраста с нарушениями речи
статья по логопедии на тему

Жигулина Евгения Васильевна

Нейропсихологическое исследование все шире входит в школьную практику, как для определения школьной готовности ребенка, так и для выяснения текущих трудностей обучения.

Нейропсихологический метод позволяет оценить и описать те системно-динамические перестройки, которые сопровождают психическое развитие ребенка с точки зрения его мозгового обеспечения, понять глубинные механизмы его психического статуса и спланировать адекватную онтогенезу именно этого, конкретного ребенка программу психолого-педагогического сопровождения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследование нейропсихологических особенностей детей младшего школьного возраста с нарушениями речи

Нейропсихологическое исследование все шире входит в школьную практику, как для определения школьной готовности ребенка, так и для выяснения текущих трудностей обучения.

В результате специальных исследований авторами (Т.Г.Визель, Ж.М.Глозман, А.Р.Лурия, А.В.Семенович, Е.Д.Хомская) было показано, что среди причин, вызывающих школьную неуспеваемость, могут находиться и нейробиологические, такие как незрелость мозговых структур органического или функционального генеза и несформированность обеспечиваемых ими функциональных систем. Поэтому среди возможных подходов к исследованию развивающихся высших психических функций (ВПФ) в контексте проблемы школьной неуспеваемости особую роль приобретает нейропсихологическая диагностика, которая рассматривает психическую функцию на разных уровнях её реализации: мозговом, психофизиологическом, психологическом, социальном.  

Нейропсихологический метод позволяет оценить и описать те системно-динамические перестройки, которые сопровождают психическое развитие ребенка с точки зрения его мозгового обеспечения, понять глубинные механизмы его психического статуса и спланировать адекватную онтогенезу именно этого, конкретного ребенка программу психолого-педагогического сопровождения.

Исследование нейропсихологических особенностей детей младшего школьного возраста проводилось на базе МКОУ Черепановской С(К)ШИ г.Черепаново. Исследование проводилось с целью выявления нейропсихологических особенностей детей младшего школьного возраста с нарушениями речи. Для обследования детей нами была использована методика Л.С. Цветковой.

В эксперименте приняли участие дети 8-9 лет, обучающиеся в первом классе.Изначально дети были разделены на две экспериментальные группы в зависимости от неврологической патологии, указанной в анамнезе. В первую вошли дети с неосложненным вариантом ОНР (ЭГ1), во вторую - дети, у которых ОНР осложнено дизартрией (ЭГ2).

Анализируя показатели, полученные нами при исследовании базовых психических функций у детей с осложненным вариантом общего недоразвития речи, мы может отметить, прежде всего, значительно более низкие количественные оценки практически по всем пробам, чем у детей с неосложненным вариантом ОНР (рис. 1).

Рис.1. Результаты обследования нейропсихологического уровня детей ЭГ1 и ЭГ2.

Анализ данных, полученных в группе детей с ОНР(ЭГ2), обусловленным дизартрией, показал, что у учащихся низкая произвольность внимания, памяти, низкий уровень сформированности вербально-логического мышления. У них слабо сформированы сукцессивные функции, что вместе с недоразвитием фонематического слуха затрудняет осуществление речевого анализа в целом, задерживает формирование речеслуховой памяти. Кроме недоразвития фонематического слуха, кинестетического орального праксиса и недостаточного объема речеслуховой памяти дефицитарными являются и другие функции и операции, связанные с задними отделами левого полушария: нарушение лево-правых ориентировок, вербализация пространственных отношений.

Вместе с тем у детей данной группы также недостаточно сформированы и базисные функции, связанные с правым полушарием: восприятие, оценка и воспроизведение ритма, интонационно-мелодические характеристики речи, непроизвольное внимание. При восприятии сюжетной картинки учащиеся затруднялись как в понимании смысла картинки в целом, так и в анализе деталей.

Анализ результатов исследования также показал значительные различияпо уровню средних показателей развития речевых функций у детей в экспериментальных группах. Уровень развития речи в целом у детей в группе ЭГ2 ниже на 40% , чем у детей группы ЭГ1 (рис.2).

Рис 2. Результаты обследования устной речи детей ЭГ1 и ЭГ2

Сравнительный анализ данных исследования устной речи показал, что у детей ЭГ2 в большей мере нарушены такие характеристики устной речи как фонематический слух, артикуляционная моторика,  звуко-слоговая структура слова, языковой анализ, грамматический строй речи.

Одним из механизмов нарушения устной речи у детей с ОНР III уровня, обусловленным дизартрией, является недостаточность симультанного квазипространственного синтеза, проявляющаяся в трудностях вербализации пространственных представлений, нарушении понимания и производства логико-грамматических конструкций. Кроме того, недоразвитие произносительной стороны речи у детей с осложненным вариантом ОНР вызвано нарушением артикуляционной моторики и протекает в форме дизартрии. Данные нарушения привели к вторичному недоразвитию фонематического слуха, что проявилось в недостаточной упроченности навыка фонематического анализа.

Сходные особенности нарушений устной речи отмечены нами также у детей с неосложненным вариантом общего недоразвития речи (ЭГ1), но их выраженность менее значительна.

Таким образом, при исследовании состояния неречевых функций детей младшего школьного возраста с нарушениями речи, нами выявлено отставание в развитии функций, связанных со структурами первого, второго и третьего блоков мозга левого и правого полушарий, недоразвитие межполушарного взаимодействия. Данные исследования показали, что осложненный вариант общего недоразвития речи у детей ЭГ 2 связан с нарушением кинетического, пространственного и модально-специфического факторов. У учащихся с неосложненным вариантом общего недоразвития речи в ЭГ1 также отмечаются определенные дизонтогенетические явления, но выраженность их значительно меньше в связи с минимальными нарушениями в структурах первого блока. При этом имеется определенная взаимосвязь и взаимообусловленность между задержкой развития определенных мозговых структур и недоразвитием (нарушением) высших психических функций и речи. Соответственно, в зависимости от нарушенных факторов находится и уровень развития отдельных речевых функций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа «Исследование взаимосвязи личностных особенностей детей младшего школьного возраста с уровнем школьной мотивации»

Значение школьного периода в жизни человека трудно переоценить. От того, как он складывается – успешно или неуспешно, зависит многое в жизни человека, в том числе многие личностные качества, которые ф...

Особенности формирования связной речи у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.

Развитие связной речи у детей с нарушенным слухом в специально организованных условиях обучения и вос­питания (детских садах, дошкольных отделениях при школах, школах-ин...

Методические рекомендации по развитию речи детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха при ознакомлении с научно-познавательной литературой.

В системе образования детей с нарушениями слуха обучение языку занимает ведущее место. Речь - важнейшая психическая функция  человека. Только при условии нормального развития речи могут развивать...

Особенности внимания детей младшего школьного возраста с нарушением интелекта

       Развитие внимания обеспечивает развитие всех сфер психики, особенно в младшем школьном возрасте, когда степень развития внимания обуславливает возможности познаватель...

Психологические особенности детей младшего школьного возраста,с нарушением развития коммуникативных данных.

Психологи определяют коммуникативные способности как индивидуально - психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми. Однако, не все так ...

Статья "Психологические особенности детей младшего школьного возраста с нарушением развития коммуникативных данных"

Статья "Психологические особенности детей младшего школьного возраста с нарушением развития коммуникативных данных"...

Особенности диагностики и коррекции зрительного восприятия у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта

Данная статья об особенностях диагностики и коррекции зрительного восприятия у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта ...