Традиционные приемы логопедической коррекции
статья по логопедии (1 класс) на тему

Прокопенко Татьяна Романовна

Логопедия – это наука о на рушениях речи, их коррекции посредством специального обучения и воспитания. Речь – это способность общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка. Но не всегда речь ребенка развивается правильно. В таком случае требуется помощь логопеда. В процессе своей работы логопед осуществляет коррекцию всех сторон речи, так как речь является очень сложной системой, и нарушения звукопроизношения – лишь верхушка айсберга. Итак, логопедическая работа направлена на:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodit._sobr._1_klass.odt16.73 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель-логопед

Прокопенко Татьяна Романовна

ГБОУ РО Шолоховская школа-интернат

«Традиционные приемы логопедической коррекции»        

«Традиционные приемы логопедической коррекции»

Логопедия – это наука о на рушениях речи, их коррекции посредством специального обучения и воспитания. Речь – это способность общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка.  Но не всегда речь ребенка развивается правильно. В таком случае требуется помощь логопеда. В процессе своей работы логопед осуществляет коррекцию всех сторон речи, так как речь является очень сложной системой, и нарушения звукопроизношения – лишь верхушка айсберга. Итак, логопедическая работа направлена на:

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Задачей артикуляционной гимнастики является подготовка органов речи для правильной постановки звуков, развитие речевого аппарата, профилактики речевых нарушений. Занятия на совершенствование артикуляции являются тренировкой мышц и связок, помогают детям в игровой форме освоить основные положения языка при произношении разных звуков, научить говорить правильно, чётко и красиво. Артикуляционную гимнастку необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе. Артикуляционная гимнастика поможет побыстрее  «поставить» правильное произношение.    

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

Мелкая моторика - это движения пальцев рук, что тесно связано с речевой  функцией. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени  сформированности  тонких движений пальцев. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим    развитие мышления ребенка. Способствующим   улучшению артикуляционных движений, а также, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим  развитие мышление ребенка. Простые движения рук помогают убрать напряженность не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков. А значит развивать речь ребенка. Дети  должны уметь  делать аппликационные работы, лепить, собирать мозаику.    

РАЗВИТИЕ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо и  звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи. Основной задачей в работе над силой голоса – сформировать умение правильно пользоваться голосом в зависимости от ситуации: громко отвечать на занятиях, умеренно – в группе. Коррекционно развивающая работа по развитию просодической стороны речи проводится на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях. Специально разработанные упражнения на развитие слухового самоконтроля и формирование интонационной выразительности включаются в общую систему коррекционной работы и используются на занятиях по развитию речи, формированию звукопроизношения.

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

                                                                                                                                                                                Фонематический слух – это основа правильной речи. Ребенок должен уметь подбирать слова с определенным звуком, определять  1 – ый и последний звук в слове, уметь из звуков составлять слова, определять количество  звуков  и слогов в слове, уметь различать и повторять сочетание слогов.  

КОРРЕКЦИЯ ЗВУКОПРИЗНОШЕНИЯ

Правильное произношение звуков речи и четкое различение звуков речи на слух, является необходимым условием для освоения письма. Как правило, незначительные нарушения звуковой стороны речи не сказываются на успешности дальнейшего обучения. Выраженные же нарушения в этой сфере приводят к отражению неправильного произношения на письме из-за опоры на неправильное проговаривание. Письмо является отражением устной речи. Ребенок пишет так, как проговаривает. На письме могут появиться замены и пропуски букв, соответствующие заменам и пропускам звуков в устной речи (шуба – «суба», жук – «зук», звезда – «зведа», рыба – «лыба»). Неусвоение данных навыков может привести к появлению интонационных ошибок при чтении.

РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА

Дети должны уметь: - делить предложения на слова; - делить слова на слоги; - уметь выделять все звуки в словах; - устанавливать последовательность звуков в слове. Недоразвитие функций языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажении структуры слова и предложения. Наиболее характерны следующие ошибки: - слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами; раздельное написание слов, особенно приставок и корней (в доме – «вдоме», наступила – «на ступила»); - пропуски, перестановки, добавления слогов (комната – «кота», печенье – «чепенье», паровоз – «павороз», бабушка – «бабабушка»); - пропуски согласных при их стечении; пропуски гласных, добавления букв (поросенок – «просенок», трава – «тарава»); - перестановки букв (комната – «конмата»).

РАЗВИТИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

(словарный запас). Дети должны уметь: - точно подбирать слова; - ясно выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое; - дифференцировать обозначения предметов (например: «автомобиль легковой и грузовой, а не просто автомобиль», «обувь зимняя и летняя»); - употреблять сложные слова (например: длинноногий); - пользоваться эпитетами (например: чистое поле); - подбирать метафоры (например: туча комаров); - использовать слова и фразы с переносным значением (например: сломя голову); - подбирать синонимы (например: храбрый – смелый – отважный). Недоразвитие лексической стороны речи влияет на понимание прочитанного, даже при технически правильном чтении. Такие дети с трудом осознают значение прочитанных слов, предложений, текста. Особенные трудности вызывают метафоры и сравнения. В старших классах возникают ошибки в подборе проверочных слов на письме.

РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

У детей должны быть сформированы навыки словоизменения и словообразования: а) Навыки словоизменения: Дети должны уметь: - изменять существительные по падежам и числам (например: санки, на санках); - употреблять различные предлоги; - согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже (например: голубое полотенце); - согласовывать существительные с числительными (например: один карандаш, два карандаша, пять карандашей); - правильно употреблять глаголы (например: бегу, бежишь, бежит, бежим, бегите, бежал, побежит и т.п.). В связи с недоразвитием грамматического строя речи можно наблюдать аграмматизмы на письме и при чтении, проявляющиеся в искажении морфологической структуры слова: - ошибки в падежных окончаниях и при изменении числа существительных ( много деревьев – «много деревов», на санках – «на санков»); - пропуски, замены предлогов (над столом – «на столом», пошли в лес – «пошли лес»); - ошибки согласования (белый дом – «бела дом», «пять вишен – «пять вишнев», голубое полотенце – «голубая полотенце»). б) Навыки словообразования: Дети должны уметь: - образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов (например: глаза – глазки – глазищи); - образовывать глаголы с помощью приставок (например: шел – вышел – перешел – обошел); - образовывать название детенышей животных; - образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных (например: малина – малиновое, лиса – лисья). Если у первоклассника не сформированы навыки словообразования, то при письме могут наблюдаться: - замены суффиксов (козлята – «козленки»); - замены приставок (захлестнула – «нахлестнула»).

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Под связной речью принято понимать такие развернутые (то есть состоящие из нескольких или многих предложений) высказывания, которые позволяют человеку систематично и последовательно излагать свои мысли. Дети должны уметь: - свободно общаться с взрослыми и сверстниками; - поддерживать разговор на темы, доступные возрасту; - рассказывать о пережитых событиях; - пересказывать содержание сказки, рассказа; - описывать окружающие предметы; - раскрывать содержание картины, некоторых явлениях окружающей действительности. Нарушение самостоятельной связной речи может выражаться в трудностях пересказа, в составлении рассказа, в написании сочинений и изложений. Таким образом, хорошо развитая речь ребенка служит средством успешного обучения не только по письму и чтению, но по другим предметам в школе.

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

в первом классе

ТЕМА: «МЕТОДЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Самооценка учащихся и приемы ее коррекции»

В презентации подобран материал  для родительского собрания....

Игровые приемы в коррекции устной и письменной речи.

(методическое пособие для логопедов, учителей начальных классов)...

Использование дидактических игр и игровых приемов для коррекции дефектов восприятия пространства и ориентировки в нем у детей с ОВЗ.

Использование дидактических игр и игровых приемов для коррекции дефектов восприятия пространства и ориентировки в нем у детей с ОВЗ является важнейшей предпосылкой при становлении всех видов детской д...

Игровые приемы в коррекции звукопроизношения у детей с ограниченными возможностями здоровья

Методическая разработка для учителей-логопедов, учителей начальных классов, воспитателей...

Статья "Приемы фонетической ритмики как фактор успешного развития произносительных навыков в логопедической коррекции".

В статье автор рассказыает о приёмах фонетичесокй ритмики используемых в логопедической коррекции для развития произносительных навыков. Даются практические рекомендации. Статья будет полезна учителям...

Статья "Игровые приемы в коррекции звукопроизношения у детей с ОВЗ"

Об игровых приемах, применяемых в коррекции звукопроизношении у учащихся....

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов, учителей-логопедов по теме: «Методы и приемы логопедической ра-боты по коррекции дислексии у младших школьников»

Учение  о  нарушениях  чтения  и  письма  существует  уже  более  ста лет, однако  и  до  настоящего  времени  вопросы  диагн...