перспективное планирование работы по преодолению дисграфии
календарно-тематическое планирование по логопедии (1 класс) на тему

Кривощекова Елена Владимировна

Представлены планы занятий по рпеодолению различных видов дисграфии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл дисграфия25.58 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование

Занятий по преодолению акустической дисграфии

Тема занятия

Содержание работы

Кол-во часов

1

Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия

Развитие артикуляционной моторики. Уточнение артикуляции смешиваемых звуков. Игры на слуховое и зрительное внимание и восприятие, на развитие памяти и логического мышления

6-8

2

Звуки

Знакомство со звуками (речевыми и неречевыми). Их дифференциация

1-2

3

Гласные и согласные звуки

Гласные и согласные звуки. Дифференциация гласных и согласных звуков. Знакомство с символами и «опорами» для обозначения звуков на письме

1-2

4

Дифференциация гласных А-Я, У-Ю, О-Ё, Ы-И, Э-Е

Гласные буквы Я,Ю,Е,Ё,И. Дифференциация гласных звуков и букв. Выбор гласных букв для обозначения мягкости на письме

1-2

5

Дифференциация гласных А-Я

Гласная буква Я. Обозначение гласных на письме при помощи гласной буквы Я. Дифференциация гласных букв А-Я в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и в тексте

3

6

Дифференциация гласных У-Ю

Гласная буква Ю. Обозначение гласных на письме при помощи гласной буквы Ю. Дифференциация гласных букв У-Ю в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте

3

7

Дифференциация гласных О-Ё

Гласная буква Ё. Обозначение гласных на письме при помощи гласной буквы Ё. Дифференциация галсных букв О-Ё в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте

3

8

Дифференциация гласных Ы-И

Гласная буква И. Обозначение гласных на письме при помощи гласной буквы И. Дифференциация гласных букв Ы-И в словах, слогах, словосочетаниях, предложениях и тексте

3

9

Дифференциация гласных Э-Е

Гласная буква Е. Обозначение гласных на письме при помощи гласной буквы Е.Дифференциация гласных букв Э-Е в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте

3

10

Мягкий знак

Мягкий знак. Соотнесение мягкого знака с символом и опорой для обозначения на письме. Знакомство со схемой слова, где имеется мягкий знак. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи мягкого знака. Ь в функции разделения. Дифференциация Ь в функции смягчения и разделения

3

11

Звонкие и глухие согласные

Звонкие и глухие согласные. Дифференциация слогов и слов со звонкими и глухими согласными. Соотнесение согласных звуков с символами и опорами для их обозначения на письме. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

3

12

Звуки Б-БЬ, П-ПЬ

Звуки Б-БЬ, П-ПЬ. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и опорами для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

3

13

Звуки В-ВЬ,Ф-ФЬ

Дифференциация звуковВ-ВЬ, Ф-ФЬ изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и опорами для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

3

14

Звуки Г-ГЬ, К-КЬ, Х-ХЬ

Дифференциация звуков Г-ГЬ, К-КЬ, Х-ХЬ изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и опорами для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

3

15

Звуки Д-ДЬ, Т-ТЬ

Дифференциация звуков Д-ДЬ, Т-ТЬ изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и опорами для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

3

16

Звуки З-ЗЬ, С-СЬ

Дифференциация звуков З-ЗЬ, С-СЬ  изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и опорами для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

3

17

Звуки Ж-Ш

Дифференциация звуковЖ-Ш  изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и опорами для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

3

18

Лабиализованные гласные. Звуки О-У

Закрепление знаний о гласных звуках О,У. Соотнесение звуков с символами и буквами. Сравнительная характеристика звуков. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и опорами для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие зрительного восприятия, слуховой памяти,внимания и координации движений

1-2

19

Лабиализованные гласные.

Буквы Ё-Ю

Буквы Ё-Ю. Соотнесение букв с символами. Дифференциация Ё-Ю изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и опорами для их обозначения на письме. Развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза

1-2

20

Дифференциация соноров. Звуки Р-РЬ-Л-ЛЬ

Дифференциация звуков Р-РЬ-Л-ЛЬ в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и опорами для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

3-4

21

Звуки Л-ЛЬ-Й

Дифференциация звуков Л-ЛЬ-Й в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и опорами для их обозначения на письме. Работа со словами - паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

3-4

22

Дифференциация свистящих и шипящих звуков

Закрепление знаний о свистящих и шипящих звуках. Знакомство с понятиями «сложные» и «простые» звуки. Дифференциация свистящих и шипящих звуков. Соотнесение звуков с символами и опорами для их обозначения на письме

2-3

23

Звуки С-СЬ, Ш

Дифференциация звуков С-СЬ, Ш в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и опорами для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

3

24

Звуки З-ЗЬ, Ж

Дифференциация звуков З-ЗЬ, Ж в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и опорами для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

3

25

Звуки С-СЬ, Ц

Дифференциация звуков С-СЬ, Ц  в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и опорами для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

3

26

Звуки ТС-Ц (на усмотрение логопеда)

Дифференциация звуков Ц-ТС в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и опорами для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

3

27

Звуки Ч-Щ

Дифференциация звуков Ч-Щ изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и опорами для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

3

28

Звуки Ч-ТЬ

Дифференциация звуков Ч-ТЬ в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и опорами для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

3

29

Звуки Ч-Щ

Дифференциация звуков Ч-Щ изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и опорами для их обозначения на письме. Развитие слуховых дифференцировок

3

30

Звуки Ч-Ц (на усмотрение логопеда)

Дифференциация звуков Ч-Ц в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и опорами для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

3

31

Развитие связной речи

В коррекционной работе используются различные виды текстов: описание, повествование, рассуждение, изложение, сочинение

6-10


                                                                                                

Перспективное планирование занятий при дисграфии,

обусловленной нарушениями языкового анализа и синтеза

Тема

логопедического занятия

Развитие фонематического анализа и синтеза

Развитие слогового анализа и синтеза

Этап1 (занятия 1-21)

Звук. Буква.

Гласные-согласные

Знакомство с речевыми звуками. Знакомство с гласными и согласными звуками. Развитие простых форм звуко-буквенного анализа и синтеза: выделение звука на фоне слова (определение наличия или отсутствия звука в слове), вычленение звука из начала и конца слова

Концентрация внимания. Работа над ритмической стороной речи, переключением и работа по развитию координации

Гласные звуки и буквы (выбор звуков и букв для занятий осуществляет логопед)

Знакомство с гласными звуками и буквами. Выделение гласных звуков в словах (определение наличия или отсутствия звука в слове), вычленение звука из начала и конца слова, определение последовательности и количества звуков в слове

Концентрация внимания. Работа над ритмической стороной речи, переключением и работа по развитию координации. Знакомство с гласными, со слогообразующей ролью гласных. Знакомство с обозначением гласных на письме

Согласные звуки и буквы

Знакомство с согласными звуками и буквами. Выделение согласных звуков в словах (определение наличия или отсутствия звука в слове), вычленение звука из начала и конца слова, определение последовательности и количества звуков в слове, определение места звука в слове относительно других звуков

Концентрация внимания. Работа над ритмической стороной речи, переключением и работа по развитию координации

Этап 2 (занятия 22-26)

Слог. Слоговой анализ и синтез

Фонематический анализ обратного слога. Анализ прямого слога. Дифференциация открытых и закрытых слогов

Знакомство с открытыми и закрытыми слогами. Знакомство с обозначением слогов при помощи схем

Этап 3 (занятия 27-31)

Слово. Словосочетание. Предложение. текст

Формирование простых форм фонематического анализа и синтеза: выделение первого ударного гласного в слове; выделение первого согласного в слове; выделение последнего согласного в слове; выделение гласного из середины слова; определение места звуков в слове (начало, середина, конец). Формирование сложных форм фонематического анализа и синтеза: определение последовательности звуков, определение количества звуков, положение звука в слове относительно других звуков

Слоговой анализ слов:

- двусложные с открытыми слогами;

- трехсложные с открытыми слогами;

- односложные с открытым слогом;

- двусложные с открытым слогом на конце     слова;

-двусложные со стечением согласных в середине слова;

- двусложные слова с закрытым слогом на конце и стечением согласных в середине слова;

- трехсложные с закрытым слогом на конце;

- трехсложные с закрытым слогом на конце и стечением согласных в середине слова;

- трехсложные с двумя стечениями согласных;

- односложные со стечениями согласных;

- двусложные с двумя стечениями согласных;

- четырехсложные слова

Перспективный план работы

по преодолению нарушений письма

при аграмматической форме дисграфии

Темы занятий

Содержание занятий

часы

Слово.Словосочетание. Предложение.

67

 Развитие навыков словообразования

22

1

Родственные слова

Знакомство с понятием «родственное слово». Подбор родственных слов. Знакомство с однокоренными словами. Дифференциация однокоренных и родственных слов. Пополнение словаря и развитие навыков словообразования

2

2

Корень слова

Знакомство с понятием «корень». Дифференциация однокоренных и родственных слов. Соотнесение слов со схемой. Выделение единого корня и правописание однокоренных и родственных слов

2

3

Приставка

Знакомство с приставками. Тренировка в нахождении приставки в словах. Графическое обозначение приставки. Правописание приставок. Развитие временных и пространственных представлений

3

4

Суффикс

Знакомство с суффиксами. Объяснение значений различных суффиксов. Обогащение словаря по теме «Профессии». Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением. Выбор суффикса

3

5

Морфологиче-ский состав слов

Закрепление знаний о корне, приставке, суффиксе и окончании. Формирование навыка разбора слов по составу. Уточнение значения слов. Работа с антонимами, синонимами. Развитие неречевых процессов

2

4

Суффикс

Знакомство с суффиксами. Объяснение значений различных суффиксов. Обогащение словаря по теме «Профессии». Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением. Выбор суффикса

3

5

Морфологиче-ский состав слов

Закрепление знаний о корне, приставке, суффиксе и окончании. Формирование навыка разбора слов по составу. Уточнение значения слов. Работа с антонимами, синонимами. Развитие неречевых процессов

2

6

Предлоги

Закрепление понятий о предлоге как о целом слове. Развитие временно-пространсвенных представлений. Выбор того или иного предлога

10

Развитие навыков словоизменения

16

7

Слова-предметы

Знакомство со словами-предметами. Обозначение изучаемых слов при помощи схемы. Обогащение номинативного словаря

2

8

Практическое употребление сущ-х в ед. и мн. числе

Знакомство с понятием числа. Словоизменение. Устранение аграмматизма в устной речи. Формирование навыка образования форм единственного и множественного числа существительных. Развитие восприятия, внимания (зрительного, слухового)

2

9

Практическое употребление сущ-х разного рода

Знакомство с понятием рода. Тренировка в постановке вопроса к существительным различного рода, в разборе слова по составу. Обогащение словаря. Развитие логического мышления

2

10

Употребление сущ-х в косвенных падежах

Знакомство с падежными формами существительных. Дифференциация именительного и винительного, родительного и винительного падежей. Формирование навыка словоизменения. Преодоление аграмматизма в устной речи

10

Развитие навыков согласования слов

29

11

Слова-признаки

Развитие словаря признаков. Подбор признаков к предмету. Работа по словоизменению и словообразованию. Развитие навыка постановки вопроса к словам-признакам. Соотнесение слов, обозначающих признаки предметов, со схемой

2

12

Согласование прилагательных с существительными в роде и числе

Развитие словаря признаков. Работа по словоизменению и согласованию прилагательных с существительными в роде и числе. Работа с антонимами, синонимами.

2

13

Согласование прилагательных с  существительными в падеже

Согласование прилагательных с существительными в роде. Согласование прилагательных с существительными в падеже. Преодоление аграмматизма в устной речи

10

14

Слова-действия

Знакомство с действиями предметов. Обогащение глагольного словаря. Развитие навыков словоизменения. Подбор действий к предмету. Соотнесение слов, обозначающих действия предмета, с графической схемой

1

15

Согласование глагола с существительными в числе

Работа по словоизменению. Согласование имен существительных с глаголами в числе. Обогащение словаря действий. Преодоление аграмматизма в устной речи. Развитие внимания, мышления и восприятия

2

16

Соглас-е глагола с сущ-ми в роде

Согласование глагола с существительными в роде. Работа по словоизменению. Соотнесение слов-действий с графической схемой. Работа с антонимами, синонимами

2

17

Согласование глагола с существительными во времени

Знакомство с категорией времени глагола. Развитие навыка постановки вопроса к глаголам. Изменение глагола по временам. Развитие пространственно-временных отношений

4

18

Имя числительное

Знакомство с числительными. Согласование числительных с существительными в роде и падеже. Правописание числительных. Работа по словоизменению. Устранение аграмматизма в устной речи

6

Предложение

10

1

Предложение

Соотнесение предложений с графической схемой. Знакомство со словосочетанием и предложением. Виды связи в словосочетаниях и предложениях. Построение сложных предложений различного типа. Установление в сложных предложениях причинно-следственных связей. Дифференциация понятий: предложение-словосочетание-текст

5

2

Состав предложения. Виды связи слов в предложении. Наблюдение за изменением смысла предложения в зависимости от перестановки слов, изменения количества слов. Преодоление устного аграмматизма. Работа с деформированными предложениями

Текст

3

1

Работа над текстом

Установление смысловых связей между предложениями в составе текста. Знакомство с понятием текст, его признаками: смысловой целостностью, законченностью. Выделение логико-смысловых связей текста

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование работы воспитателя ГПД во 2 классе на 2012-2013 уч. год

Календарно-тематическое планирование работы воспитателя ГПД 2 класса на год....

Перспективное планирование работы ГПД во втором классе

Материал предназначен для воспитателей группы продленного дня коррекционной школы v вида. В каждом разделе указывается примерное планирование работы с учащимися....

Перспективное планирование работы с родителями на 2015 - 2016 учебный год второй младшей группы «Колобок»

Перспективное годовое планирование работы с родителями на 2015 2016 учебный год второй младшей группы....

Перспективное планирование работы с родителями

план мероприятий с родителями на учебный год...

Перспективное планирование работы по театрализованной деятельности в средней группе.

Перспективное планирование работы по театрализованной деятельности в средней группе....

«Коррекционная работа по преодолению дисграфии на уроках русского языка у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи»

В работе подробно освещены причины возникновения, виды и способы преодоления дисграфии у обучающихся начальных классов на уроках русского языка. Также в работе содержатся карточки с практическими зада...