Лексико-грамматические игры и упражнения как средство развития диалогической речи дошкольников с ОНР в условиях ОУ.
методическая разработка по логопедии

Гаврик (Мичурина) Надежда Анатольевна

Обобщение опыта.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Лексико-грамматические игры и упражнения как средство развития диалогической речи дошкольников с ОНР в условиях ОУ » Гаврик Надежда Анатольевна учитель-логопед МБОУ СОШ № 31 г. Волжского Волгоградской области ул. 40 Лет Победы 79

Слайд 2

Актуальность педагогического опыта :

Слайд 3

Сущность опыта заключается в том, что лексико-грамматические игры и упражнения организованны в форме диалога, адаптированы и поэтапно выстроены в концепцию всей коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи в условиях ДОУ. Цель : выработка стратегии эффективного использования традиционных лексико – грамматических игр и упражнений для развития диалогической речи дошкольников с ОНР в условиях ДОУ Задачи: адаптировать и сгруппировать традиционные лексико – грамматические игры и упражнения для обеспечения успешного развития диалогической речи дошкольников –логопатов; продумать этапы, форму проведения, средство реализации лексико – грамматических игр и упражнений, взаимодействие детей и взрослых на всех этапах коррекционно-развивающей работы с целью развития диалогического общения дошкольников-логопатов; найти точки взаимодействия со специалистами ДОУ по данной проблеме .

Слайд 4

Первичная логопедическая диагностика г руппы дошкольников с ОНР в количестве 12 человек первый год обучения ( 2014-2015уч год). Дошкольники испытывают большие трудности в общении, что проявляется в: усвоении родного языка - его звуковой системы, грамматического строя, лексического состава.

Слайд 5

У дошкольников с ОНР можно выделить следующие особенности диалогической речи. Общие особенности: Недостаточно сформирован навык слушать и отвечать на вопросы в процессе диалога; Эгоцентрический тип отношений партнеров; Неумение выражать свои эмоции в интонации и жестах. Специфические особенности диалога у дошкольников с ОНР: Выраженное отставание в развитии диалогической речи; Отмечены нарушения просодической стороны речи – замедление темпа речи, сбой в ритме звуко-слоговой структуры; Не выделение сверстника в качестве объекта взаимодействия; Отсутствие навыка к программированию процесса игры; Бедное содержание игры, как в количестве участников, так и в обыгрываемых действиях; Не сформировано ролевое поведение.

Слайд 6

БЛОК ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ I II III

Слайд 7

Использование лексико-грамматических игр и упражнений организованных в форме диалога в ходе коррекционно – развивающей работы с дошкольниками с ОНР позволяет достичь следующих результатов:

Слайд 10

основные сферы общения дошкольника

Слайд 11

Виды игр диалогов: Игры – приветствия/ игры – итоги (в начале / в конце каждого занятия); Дидактические речевые игры - диалоги «ВЗРОСЛЫЙ – РЕБЁНОК»; Дидактические речевые игры - диалоги «РЕБЁНОК – РЕБЁНОК»; Командные речевые игры (участвует от трёх и более детей).

Слайд 12

Этапы и средства реализации лексико-грамматических игр и упражнений

Слайд 13

Средства реализации: Картотеки лексико –грамматических игр и упражнений по направлениям:

Слайд 14

Индивидуальные карточки – «семафоры» используются на этапах: Игры – приветствия/ игры – итоги (в начале / в конце каждого занятия); Дидактические речевые игры - диалоги «ВЗРОСЛЫЙ – РЕБЁНОК»; Дидактические речевые игры - диалоги «РЕБЁНОК – РЕБЁНОК»; вопрос ответ «Хочу сказать» «Хочу задать вопрос»

Слайд 15

Правила ведения диалога используются на этапах Игры – приветствия/ игры – итоги (в начале / в конце каждого занятия); Дидактические речевые игры - диалоги «ВЗРОСЛЫЙ – РЕБЁНОК»; Дидактические речевые игры - диалоги «РЕБЁНОК – РЕБЁНОК»; Командные речевые игры (участвует от трёх и более детей). Подумай, прежде чем сказать. В диалоге один говорит, все остальные слушают. Не говорить с полным ртом; Говорить спокойно, доброжелательным тоном.

Слайд 16

Набор стандартных игр, направленных на развитие лексико-грамматических категорий. Картинный материал. Использование ИКТ, как мотивирующего фактора на во влечение ребёнка в диалог (и как предмет обсуждения, и как предмет поощрения, например, поучительная серия «Карусель» мультфильмов в которых присутствует диалог героев).

Слайд 17

Сроки, этапы, средства реализации . № Бло-ка Период коррекционной работы Этап Виды игр-диалогов Средство реализации I 1-2 квартал (1год обуче ния по «Программе логопедической рабо ты по преодолению общего недораз вития речи у детей» под редакцией Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В.Тумановой ) 1.Игры направленные на непроизвольное усвоение ребенком ведения диалога. 2. Игры направленные на усвоение этикета диалога(правила ведения диалога) 3. Игры направленные на обучение дошкольников задавать вопрос. Игры – приветствия/ игры – итоги (в начале / в конце каждого занятия); Дидактические речевые игры - диалоги «ВЗРОСЛЫЙ – РЕБЁНОК»; Взрослый задает вопрос, ребёнок отвечает) Обучение дошкольников умению задавать вопрос. 1. Ритуалы начала и окончания занятия(по лексико-граммати ческим категориям). 2. Лексико-грамматические игры и упражнения.(«Кто? Что?», «Чего не стало?», «Один-много-несколько», «Чудесный мешочек», «Скажи наоборот» , «Кто где живет?», «Семейка» и т.д.) II 3 квартал (1год обучения) 1.Игры на закрепление усвоения правила ведения диалога. 2. Игры на закрепление взаимодействия и самос-тоятельности ведения диалога. Игры – приветствия/ игры – итоги (в начале / в конце каждого занятия); Дидактические речевые игры - диалоги «ВЗРОСЛЫЙ – РЕБЁНОК»; Закрепление умения ребёнком задавать вопрос. Дидактические речевые игры - диалоги «РЕБЁНОК – РЕБЁНОК»; 1. Ритуалы начала и окончания занятия(по лексико-граммати ческим категориям). 2. Лексико-грамматические игры и упражнения. II 2 год обучения 1.Игры на закрепление взаимодействия и самос-тоятельности ведения диалога. 2.Игры-путешествия. 3. « Брейн – ринги» 4. «Поле чудес». 5. «Своя игра». Игры – приветствия/ игры – итоги (в начале / в конце каждого занятия); Дидактические речевые игры - диалоги «ВЗРОСЛЫЙ – РЕБЁНОК»; Дидактические речевые игры - диалоги «РЕБЁНОК – РЕБЁНОК»; Командные речевые игры (участвует от трёх и более детей). 1. Ритуалы начала и окончания занятия(по лексико-граммати ческим категориям). 2. Лексико-грамматические игры и упражнения.

Слайд 18

Контрольные мониторинги показали динамику формирования диалогической речи навыков за первый год обучения ( 2014-2015 уч.год ) дошкольников с ОНР до 42%, а по результатам второго года обучения ( 2015-2016 уч.год ) до 78% .

Слайд 19

Представленный опыт работы будет полезен

Слайд 20

Спасибо за внимание! Гаврик Надежда Анатольевна учитель-логопед I квалификационная категория Стаж работы в должности 20 лет Место работы МБОУ СОШ № 31 г Волжского Волгоградской области



Предварительный просмотр:

Игры-диалоги в стихах.

Козлик на базар ходил, козлик косу купил.

- На что ему коса?

-  Мураву траву косить.

- На что траву косить?

- Доброго коня кормить.

- На что коня кормить?

- Дубовый лес возить.

- На что лес возить?

- Через реку мост мостить

- На что мост мостить?

- В   гости   к   козоньке   ходить.

САПОЖНИК.

-Был  сапожник?

-Был.

-Шил  сапожки?

-Шил.

-Для  кого сапожки?

-Для  пушистой  кошки.

В ГОСТЯХ У КОРОЛЕВЫ

-Где   ты была   сегодня    киска?

-У   Королевы   Английской.

-Что   ты   видала   во дворце?

-Видала  мышку   на    ковре.

- Что   ты  хочешь, кошечка?

- Молочка   немножечко.

-  Что   ты   грустная?

- Молоко не вкусное.

Животные и птицы пришли к человеку  и сказали:

- Дай  нам  работу

- А  что  вы  умеете делать?

Спросил человек.

Лошадь сказала:

- Я буду возить грузы.

Корова сказала:

- Я буду давать молоко.

Овца сказала:

- Я буду давать шерсть.

Собака сказала:

Я буду охранять дом.

Курица сказала;

- Я буду нести яйца.

- Хорошо, я вам дам работу, — сказал человек.

- А кто нас утром будет будить? — спросили животные.

Тут петух крикнул:

- Я рано утром буду петь и всех будить.

Идет   кисонька   из   кухни,

У ней глазоньки   опухли.

- О   чем   ты   кисонька, плачешь?

- Как  мне   кисоньке   не   плакать?

Повар   пеночку   слизал,   да   на кисоньку   сказал.

- Эй, Барбос, кто тебе исцарапал нос?

- Спроси  у Васьки-кота,  кто отгрыз ему полхвоста?

ЗВЕРЬ НА БУКВУ Ю

- У   него   длиннющий хвост?

- Да.

- У   него   огромный   рост?

- Да.

- У   него   густая   шерсть?

-  Да.

- У   него   копыта   есть?

- Нет.

- Зубы    острые   у   зверя?

- Да.

- Я   боюсь   его   тогда.

- А   этот   зверь   совсем   не   страшен.  Это   просто   кошка наша.

- Почему   она   на «Ю?

- Юлькой   кошку   звать   мою.

КОТ – ХВАСТУН

- Кто   ткань   ткет?

- Кто,   кто — кот

- А  кто   куртку   шьет?

- Кто, кто — кот.

- А  кто   из   кладовки   сметану  крадет?

- Молчит   кот   -   только   облизывает   рот.

- Гав, гав, гав!

- Кто   к нам    идет?

- Гав, гав, гав!

- Кто   это   там?

- Это   я,   ваш    верный   пес,  ваш   Арапка — черный    нос.  День   и ночь   я   дом   стерег,  наработался,   продрог.

КОРОВА

Идет, идет   корова,  длинные   рога.

- Где   была  корова?

- Ходила   на   луга.

Подошла  корова  к дому    своему,   стала,   замычала.

- Му,  му,   му!

- Вы   корова?

- Я   корова!

- Я  не   ждал   от   вас   такого.

- Очень  мило,   очень  мило! Чем я   вам   не   угодила?

- Вы   цветы   жуете   летом,   но, однако,   же   при этом   мне     цветного молока,   не   давали   вы   пока!

- Ну   и   что   же   здесь   такого? Вам   цветное   молоко?   Это просто   и   легко!?!  Принесу,   даю   вам   слово!

- Ток, ток, ток, ток, ток.

- Это   кто, кто,  кто,  кто?

- Это   кот — коток,   тонкий   коготок.

Этот   кот   ребенок,   маленький   котенок.

- Тик, тик, тик, тик, тик. Это   кто   стучит?

- Это   кит, кит, кит. Это   кит   стучит.

Этот   кит   ребенок,   маленький   китенок.

- Тук, тук, тук, тук, тук.

- Это   кто   тут?

- Это   бык — бычок,  беленький   бочок.

Он   совсем   ребенок,   маленький   теленок.

БАРАНЫ

Бараны:  Та-ра-ра,  та-ра-ра,  открывайте   ворота!

Ворота: Рано,  рано,  вы,  бараны   застучали   в   ворота!

Бараны: Тр-ра-ра,  та-ра -ра,  пропустите   в   ворота!

Ворота:  Вам куда? Вам куда? Не откроем ворота.

Бараны: На   луга,   где трава,  а на   травушке роса.

Ворота: Еще рано вам туда, не откроем ворота!

Бараны: Тара-тара,тара-тара, та-ра-ра, до свиданья ворота. Мы   придем, когда  высохнет   трава!

Говорит   гусь  Коле: Пошел бы   ты  умылся,   что ли.

Говорит   Коле   утка: Смотреть   на   тебя жутко.

Говорит   Коле   кошка: Дай   оближу   тебя   немножко.

А   свинья   от   смеха  давится: Мне   мальчик   этот нравится!

Тяжела,  сыта   корова,  спит   корова  на  лугу.

Вот   увижу   я   корову,   к   ней   с   вопросом   подойду:

- Что тебе   во   сне   приснилось? Эй,  корова, отвечай!

А  она  мне:  — Сделай  милость, отойди   и  не мешай!

Не   тревожь   ты   нас   коров — мы   коровы спим   без снов!

ЧТО КОТИШКЕ – ТИШKE СНИЛОСЬ?

- Что   те6е,Тишка, приснилось ? Расскажи — ка,   сделай   милость ?

- Мне    приснилось: я   не   Тишка, не   котенок,   не   котишка — Стал   я   Тихоном  котом, вот   с   таким   большим   хвостом.

Плачет   бедная   коза,   за   слезой   бежит слеза,

Говорит   барашку:

- Ты   зачем   сорвал   ромашку?

Ей   в   ответ   барашек:

- Бе — ее,   подарить   хотел   тебе

МЯУ

- Кошка,   как   тебя   зовут?

- М-яу!

- Стережешь   ты   мышку тут?

- Мяу!

- Кошка,   хочешь  молочка?

- Мяу.

- А   в   товарищи   щенка?

- Ф-р-р

ХОЛОДНО

- Кто   мяукнул   у   дверей?

- Открывайте поскорей! Очень холодно  — зимой,

Мурка   просится   домой.

РАЗГОВОР С КОТОМ

- Отчего ты черен, кот?

- Лазил  ночью в  дымоход

- Почему   сейчас   ты   бел?

- Из   горшка    сметану  ел.

- Почему   ты   серым    стал?

-  Меня   пес     в пыли   валял.

-  Так  какого   же ты   цвета?

- Я   и   сам   не знаю   это.

РАЗГОВОР

-        Поросенок,   что   за   вид?

Не  опрятен,   не   умыт.

Но ответил тот сердито:

-        Вы  поешьте   из   корыта,

 Сам  на   вас   тогда,  хрю – хрю,

 С   интересом   посмотрю!

РАЗГОВОР ЧЕРЕЗ ОКОШКО

- Собачка, собачка, ну как   там дела?

- Уж   ночка холодная   нынче   была!

-  Собачка, собачка, что нового   слышно?

- Да   вот   наконец — то   и   солнышко   вышло.

- Собачка, собачка, ну как   ты,   согрелась?

- Согреться согрелась,   да   есть   захотелось!

- Ты  видишь  кто  идет?

- Утка  серая  идет.

-  А  кого  она ведет?

- Утят  маленьких  ведет,

- А  куда  они  идут?

- На  лужок  и на  пруд.

Улитка просит уточку:

- Закинь-ка в речку удочку.

 Уточка закинула -

 Уклейку-рыбку вынула.

Разгром.

Мама  приходит  с  работы,  мама  снимает  боты,

Мама  проходит  в дом,  мама  глядит  кругом,

- Был  на  квартиру  налет?

- Нет.

- К  нам  приходил  бегемот?

- Нет.

- Может  быть  дом  не  наш?

- Наш.

- Может  не  наш  этаж?

- Наш.

- Просто  приходил Сережка,  поиграли  мы  немножко.

- Значит  это  не  обвал?

- Нет.

- Значит,  слон  не  танцевал?

- Нет.

- Очень  рада,   оказалось,  я  напрасно  волновалась.

Кто  чей?

- Чей  ты,  чей  лесной  ручей?    -  Из  ключей

 - Ну,  а  чьи  же  те  ключи?         -  Ничьи.

 - Чья  березка  у  ручья?              - Ничья.

-  А  ты, девочка -  лапушка?

- Я папина, мамина, бабушкина.

- Дедушка,  голубчик,  сделай  мне  свисток!

- Дедушка,  найди  мне  беленький  грибок!

- Ты    хотел  мне  нынче  сказку  рассказать!

- Посулился  белку  для  меня  поймать!

- Ладно,   ладно, детки, дайте  только  срок,

 Будет  вам  и  белка, будет  и  свисток.

-  Кто  это, -  спросила  мама -

В  доме  сделал  тарарам,

 Снял  со  стен  у  мамы  рамы,

 Вынул  карточки  из  рам?

 Снял  ковровые  дорожки,

Стол  свалил,  разбил  бокал?

- Это я! — сказал  Алёшка -

Диверсанта  я  искал!

- Маленькая девочка,  скажи, где ты была?

- Была у старой бабушки на том конце села.

- Что ты пила у бабушки?

- Пила с вареньем чай.

- Что ты сказала бабушке?

- Спасибо и прощай.

Ладушки

- Ладушки,  ладушки!  Где были?

- У  бабушки.

- Что  вы  ели?

- Кашку.

- Пили?

- Простоквашку!

 - Простоквашка  вкусненькая,

 Кашка  сладенькая,

 Бабушка  добренькая!

 Попили,  поели,  шу-шу…

 Домой  полетели,

На  головушку  сели,

Ладушки  запели.

Медведь

- Ты куда идешь, медведь?

- В город, елку присмотреть.

- А зачем тебе она?

- Новый год встречать пора.

- Где поставишь ты ее?

- В дом возьму к себе, в жилье.

- Что ж не вырубил в лесу?

- Жалко, лучше принесу.

Воробей

- Воробей, чего ты ждешь? Крошек хлебных не клюешь?

- Я давно заметил крошки, да боюсь сердитой кошки.

Села пчелка на цветок,

Опустила хоботок.

Подлетает к ней комар:

- Что ж ты ищешь там?

- Нектар.

- А тебе не надоело? Не наскучило искать?

- Нет! Тому, кто занят делом, просто некогда скучать!

Курочка-рябушечка

- Курочка-рябушечка, куда идешь?

- На речку.

- Курочка-рябушечка, зачем идешь?

- За водой.

- Курочка-рябушечка, зачем тебе вода?

- Цыплят поить. Они пить хотят.       На всю улицу пищат -  пи-пи-пи.

Печалиться не надо

- Что грустишь, Галина – Галя?

- В первый класс пошел мой брат, а меня туда не взяли: Маловата, говорят!

- Это верно, маловато! Но печалиться не надо.       Подойдет и твой черед незаметно… Через год!

Ёлочка

- Ёлочка, ёлка, колкая иголка. Где ты выросла?

- В лесу.

- Кого ты выдела?

- Лису.

- Что в лесу?

- Морозы, голые березы, волки да медведи  — вот и все соседи.

- А у нас под Новый год каждый песенку поёт.

Лягушкины покупки

-Откуда ты идешь, Лягушка – квакушка?

- С базара домой. Дорогая подружка.

- А что ты купила?

- Всего понемножку:  Купила ква – пусту.  Ква – соль и ква — ртошку.

(В каких словах и как автор передает кваканье лягушки?  Попробуйте имитировать голос лягушки)

Белкины карманы

- Белка, где твой склад грибов?

- По карманам у дубов!

- Где домишко твой?

- В сосне.

- А постель?

- Постель на мне.



Предварительный просмотр:

Игра «Комплименты»

Выбирается ведущий. Остальные встают в круг. Ведущий бросает мяч кому-то из игроков. Этот игрок должен быстро сказать ему какой - либо комплимент, потом бросить ему мяч обратно. Если игрок не смог быстро сориентироваться и сказать какой-то комплимент или не успел вовремя отдать мяч, он должен выйти из игры. Комплименты могут быть разными. Если ведущий - мальчик, ему можно говорить такие вещи: «Ты очень сильный, умный, элегантный, спортивный, честный, находчивый, веселый» и т. д. Если ведущий - девочка, ей можно говорить такие слова: «Ты очень красивая, нежная, милая, очаровательная, нарядная» и т. д. Победителем становится тот, кто продержится в игре дольше других. Значит, у него самая быстрая реакция, к тому же он знает большее количество комплиментов.

Игра «А как ты считаешь?»

Оборудование: листы бумаги с изображением проблемных ситуаций

Ход игры: Для игры необходимо подобрать проблемные ситуации, значимые для детей данного возраста, Ведущий и ребенок по очереди вытягивают листочки и высказывают свое мнение по поводу поступков того или иного действующего лица. Эта игра создает ситуацию, в которой ребенок получает опыт высказывания собственного мнения и принятия его окружающими.

Игра «Слова»

Ход игры: Дети по очереди берут из колоды карточки, на которых изображены предметы, значимые для них. Затем они придумывают, что значат для них эти слова. Например, дети говорят: «Страх — это когда меня ругает мама», «Наказание — это когда папа меня наказывает», и т. п.

Игра «Давай поговорим»

Играют взрослый и ребенок (или дети). Взрослый начинает игру словами: «Давай поговорим. Я бы хотел стать... (пожарником, волком, маленьким). Как ты думаешь, почему?». Ребенок высказывает предложение и завязывается беседа. В конце можно спросить, кем бы хотел стать ребенок, но нельзя давать оценок его желанию и нельзя настаивать на ответе, если он не хочет по каким-либо причинам признаться.

Игра «Опиши ситуацию»

Участникам игры выдаются одинаковые сюжетные картинки. Им предлагается описать ситуацию с точки зрения разных ее участников, интересы которых могут быть и противоположными. К примеру, с точки зрения лисы и зайца, медведя и пчел.

Игра «увеличение - уменьшение»

Вот вам волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все, что вы захотите. Что бы вы хотели увеличить, а что уменьшить?

- Хотел бы уменьшить зиму, а увеличить лето.

- Хотела бы увеличить выходные.

- Хочу увеличить капли дождя до размеров арбуза.

Усложним эту игру дополнительными вопросами:

Что бы вы хотели увеличить, а что уменьшить? Зачем вы хотите увеличивать или уменьшать?

- Хочу увеличить конфету до размера холодильника, чтобы можно было отрезать куски ножом.

- Пусть руки на время станут такими длинными, что можно будет достать с ветки яблоко, или поздороваться через форточку, или достать с крыши мячик.

- Если деревья в лесу уменьшатся до размеров травы, а трава до размеров спички, тогда легко будет искать грибы.

Если ребенку трудно дается самостоятельное фантазирование, предложите пофантазировать совместно, задайте ему вспомогательные вопросы.

Игра «Бесконечное предложение»

Главным правилом данной игры является не только запоминание и воспроизведение всего сказанного ранее, но и забота о том, чтобы предложение не потеряло смысл и партнеры по игре могли продолжить его как можно дольше. Содержание же игры состоит в следующем: водящий называет любое слово, а каждый из участников по очереди добавляет к нему свое слово, повторяя целиком предыдущее. При распространении предложения слова могут быть размещены в различных его местах (в начале, конце, середине), но добавлять их необходимо с учетом смыслового содержания. Например, исходное слово «солнце»:

светило солнце;

ярко светило солнце;

на небе ярко светило солнце;

на небе ярко светило весеннее солнце;

на небе ярко светило и играло весеннее солнце;

на небе ярко светило и играло лучами весеннее солнце;

на небе ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце;

на голубом небе ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце;

на голубом небе ярко светило и играло своими золотыми лучами весеннее солнце;

на голубом небе ярко светило и играло своими золотыми лучами ласковое весеннее солнце...



Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр

Блок «ВОПРОС – ОТВЕТ»

Игры с готовыми текстами - диалогами

Название

Цель

Описание

Почта

Учить детей задавать вопросы и отвечать на них.

Выбирают   (назначают по жребию) ведущего игрока. Между ними, остальными участниками игры, завязывается диалог:

  • Динь-динь-динь.
  • Кто там?
  • Почта.
  • Откуда?
  • Из Рязани. (Называется любой город.)
  • И что там делают?
  • Танцуют (поют, смеются, плавают, летают, прыгают, квакают,
    крякают, ныряют, барабанят, стирают, пилят и т.д.).

Все играющие должны изобразить названные действия. Кто не успел или неправильно изобразил действие, платит фант. В конце игры фанты разыгрываются

Маковое зернышко

Закреплять у детей умения поочередно задавать вопросы и отвечать на них, развивать тему разговора.

Из участников игры выбирают Ворону. Остальные передают друг другу камушек. Ребенок, получивший камушек, задает Вороне вопрос:

  • Ворона, Ворона, куда полетела?
  • К кузнецу на двор. (К ковалю.)

Камушек передается следующему ребенку, и он задает вопрос:

  • На что тебе кузнец? — Косы ковать.
  • На что тебе косы? — Траву косить.
  • На что тебе трава? — Коровок кормить.
  • А на что коровы? - Молоко доить.
  • А на что молочко? — Пастухов поить.
  • На что пастухи? — Кабанов пасти.
  • На что кабаны? — Гору рыть.
  • На что горы? — На тех горах маковое зернышко.
  • Для кого зернышко? — Отгадайте!

Ворона загадывает загадку. Кто первый отгадает загадку, тот становится Вороной. Игровой диалог повторяется, и новая Ворона загадывает следующую загадку.

Краски

Учить детей задавать вопросы и отвечать на них.

Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки - краски. Каждая краска придумывает себе цвет и называет его хозяину. Затем приходит покупатель:

- Тук-тук!

- Кто там? - Покупатель.

- Зачем пришел? — За краской.

- За какой? - За голубой.

Если голубой краски нет, хозяин говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси!». Если покупатель отгадал цвет краски, то забирает ее себе. Идет второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. Так они по очереди разбирают краски. Выигрывает покупатель, который набрал больше красок.

Картотека дидактических игр,

в которых дети конструируют диалоги

Название

Цель

Содержание

Все ли мы увидели?

Знакомство с вопросом как формой получения информа ции, знаний; активизация речевой поисковой активности.

Воспитатель сообщает: «Сегодня мы посоревнуемся, кто больше увидит на картинке и кто больше задаст вопросов. Что такое вопрос? Мы задаем вопрос, когда что-то хотим узнать. Например Саша, что ты делал сегодня утром? Я спросила, чтобы узнать чем ты занимался утром. Задавать вопросы мы будем по картинке Посмотрите на нее внимательно. Подумайте, какие вопросы можно задать, чтобы не упустить ничего из того, что изображено на это? картинке. Только действует такое правило: вопрос нельзя повторять. За повторяющийся вопрос фишка не дается».

Время на обдумывание — 1—2 минуты.

Затем дети задают вопросы. Воспитатель включается в процесс если они задают в основном стереотипные вопросы. Это делает ся для того, чтобы дети меняли формулировку и чтобы показать что воспитатель - равноправный участник игры. Воспитатель спрашивает: «Можно, я тоже задам вопрос?» и дает формулировку своего вопроса по картинке.

По окончании подводится итог: кто получил больше фишек, то и выиграл. Нужно обязательно похвалить всех участвовавших, сказать, что в следующий раз они обязательно смогут задать больше вопросов. Отметить и тех, кто не задал ни одного вопроса, сказать, что и другой раз у них все получится.

Что в чудесном мешочке?

Знакомство с вопросом как формой получения информации, знаний; активизация речевой поисковой активности.

Игра может проводиться в дополнение к занятию.

Воспитатель: «Дети, у меня в мешочке что-то есть. Хотите угадать, что там лежит? Чтобы угадать, надо задавать вопросы. А я буду на них отвечать. Вопросы будем задавать по очереди: кому попадет мяч и руки, тот и задает вопрос. Каждый, кто задал вопрос, берет фишку. Не забывайте, что повторять вопросы нельзя. В конце игры посмотрим, кто больше наберет фишек. Начинаем!».

Воспитатель дает мяч одному из детей и предлагает задать вопрос. Далее мяч передается по кругу либо тому ребенку, кто попросит.

Если дети угадают, спросить, почему они так думают. Если не угадают, в конце игры подсказать: этот предмет нужен для того, чтобы руки, тело, лицо были чистыми; можно подобрать загадку про этот  предмет.

В конце игры подсчитывается число полученных фишек.

Вопрос с подсказкой

Учить детей задавать вопросы с разными вопросительными словами, опираясь на символы

\Воспитатель знакомит детей с символами, после чего предлагает задавать вопросы по карточкам. Из чудесного мешочка вынимается игрушка, педагог поочередно поднимает карточки с разными символами, а дети задают соответствующие вопросы За каждый правильно сформулированный вопрос дается фишка Почти по каждому символу могут быть заданы разные вопросы Что? Что это? Что у машины написано на фургоне? На что крепятся колеса? И т.п. Какого цвета (капот, кузов, колеса, руль и др. детали)?

В дальнейшем вводятся новые символы:

  • схематическое изображение человечков в разных позах — «Что делают?»;
  • изображены кружочки на ветке дерева, за деревом, под деревом — «Где?»;
  • карточка с цифрами - «Сколько?»;
  • карточка с изображением кисти руки человека — «Для чего?»;
  • изображение вопросительного знака - «Почему?»;
  • изображение часов — «Когда?»;
  • изображение уходящего человека — «Куда?»;
  • изображение подходящего человека — «Откуда?».

Вопрос - ответ

Знакомство с вопросом как формой получения информации, знаний; активизация речевой поисковой активности.

Дети делятся на две команды. Каждая получает игрушку и одинаковое число фишек (10—15).

   Воспитатель инструктирует детей: «Сегодня мы устроим соревнование.  Каждая команда должна внимательно рассмотреть игрушку, подметить все  ее детали. Потом команды обмениваются игрушками: одна  будет спрашивать об игрушке все, что захочет, другая — отвечать. Если  команда не сможет ответить на какой-то вопрос, я забираю фишку. Выиграет та команда, у которой останется больше фишек».

Время для рассматривания — 3—4 минуты.

Когда вопросы иссякнут, команды меняются ролями. По ходу игры следует поощрять детей за интересные вопросы («Молодец, ты задал очень интересный вопрос; значит, ты стараешься думать, размышлять»). Ни в коем случае не отрицать, не говорить, какой неинтересный  вопрос задан.

В  конце игры подсчитывается оставшееся число фишек.

Да и нет

Знакомство с вопросом как формой получения информации, знаний; активизация речевой поисковой активности

: «Посоветуйтесь друг с другом и загадайте какой-нибудь предмет, но мне не говорите. А потом я буду задавать разные вопросы, чтобы угадать, какой предмет вы загадали, а вы можете отвечать только «да» или «нет». Все поняли?».

Детям дается время для обдумывания. Затем воспитатель начинает задавать вопросы.

- Этот предмет нужен в хозяйстве?

- Его едят?

     - Его надевают на тело?

      - Он  лежит посередине стола? Он лежит рядом с ...? - Он  круглый? Он коричневый? И т.п.

Нужно придерживаться определенной логики: от назначения предмета -  к его расположению — к выяснению внешних признаком, лишь затем назвать отгадку.

«А теперь поменяемся ролями. Я загадаю один из предметов, а вы будете задавать вопросы».

Вариант игры.

Дети делятся на команды. У каждой — свой стол с предметами. Сначала одна команда загадывает какой-нибудь предмет, а другая отгадывает с помощью вопросов. Потом дети меняются ролями. Выигрывает та команда, которая задаст больше вопросов.

Спрашиваем сами

Освоение умения формулировать вопросы в различной форме при опоре на наглядное содержание.

Воспитатель разъясняет содержание игры: «Сегодня мы будем задавать вопросы по карточкам, но теперь я уже не буду показывать, какой вопрос надо задать. Все карточки со значками находятся перед вами. И вы сами решите, какой вопрос задать. Появились две новые карточки. Постарайтесь задать вопросы и по ним. Первая карточка означает, что надо задать вопрос, начинающийся со слова «почему»; на второй карточке изображено, как люди занимаются спортом, — значит, надо задать вопрос, который начинается со слов «что делают». Все поняли? Ничего не забыли? Давайте вместе повторим, какие вопросы можно задавать. (Показывает на ту или иную карточку и называет слова, с которых начинается вопрос.) Сегодня мы будем играть командами (дети делятся на команды). За каждый вопрос команда получает фишку. Выигрывает та, которая получит больше фишек. Внимательно посмотрите, что изображено на картинке. По моей команде начинаем: «Раз, два, три, начни!».

Далее дети формулируют вопросы. Игра проводится в течение 10—12 минут. В конце подводится итог.        

Играем в КВН

Освоение умения формулировать вопросы в различной форме при опоре на наглядное содержание.

Знакомые детям карточки раскладываются в поле зрения детей, остальные  лежат на столе воспитателя. Он говорит: «Сегодня мы будем играть в  КВН. Веселые и находчивые дети стараются быстро задать вопрос и быстро на него ответить. Давайте разделимся на две команды и подберем названия для своих команд».

Воспитатель напоминает: «Одна команда спрашивает, а другая отвечает потом они меняются ролями. За каждый заданный вопрос члены команды получают синюю фишку, за каждый правильный красную фишку. Выигрывает та команда, которая наберет большее количество фишек. Но сначала небольшая разминка. Я буду задавать вопросы, а вы отвечать. Та команда, которая даст ответ быстрее,  получает фишку. - Когда  люди завтракают? - Куда течет река? - Откуда идет школьник? - Когда тает снег? - Почему весной  текут ручьи? - Когда   садится солнце? Молодцы, хорошо отвечали. Мы размялись, а теперь команды

будут играть между собой».

Игра проходит в течение 10—15 минут. Затем подводится итог. Желательно спросить: понравилась ли детям игра? Было ли интересно?  Хотели бы они еще раз поиграть в такую игру?

Угадай, какой предмет загадали

Освоение умения формулировать вопросы в различной форме при опоре на наглядное содержание.

Воспитатель в игру «Угадай, какой предмет загадали». Я загадаю какой-нибудь из предметов, лежащих на столе. Чтобы угадать, что это за предмет, нужно задавать про него вопросы, а я буду отвечать. За каждый вопрос дается синяя фишка, а за угаданный предмет - красная. Запомните: нельзя задавать вопросы «Что это такое?» или «Что это?» и нельзя спрашивать так: это машинка? это совочек? Такие вопросы не засчитываются, и на такие вопросы я не буду отвечать. Задавать вопросы вам помогут карточки. Вспомните, какие вопросы нельзя задавать?

В конце игры мы подсчитаем, кто сколько красных и синих фишек набрал. Воспитатель загадывает какой-либо предмет, дети задают вопросы. Следует поощрять вопросы продуктивного типа, направленные на выяснение каких-либо свойств, признаков, назначения и т.п. («Какого цвета у предмета ...», «Где он стоит?»).

Игра проводится несколько раз. Время проведения - не более 10—15 минут. По окончании подводится итог, определяется выигравший. Остальным детям говорят, что все старались, но, наверное, еще не так хорошо, как могли бы.

Что под салфеткой

Освоение умения формулировать вопросы в различной форме при опоре на наглядный материал.

На столе лежат предметы, накрытые салфетками. Воспитатель говорит: «Под салфетками спрятаны предметы. Я загадала один из них. Только теперь перед вами очень сложная задача - с помощью вопросов угадать, какой это предмет, не видя его. Вопросы можно задавать разные. Главное, чтобы они помогли узнать о предмете как можно больше. Легко угадать предмет, если вы сначала узнаете, для чего он нужен, а потом выясните, какой он».

   Дети задают вопросы. После того как предмет угадан, салфетку убирают, предмет показывают детям и предлагают угадать, что лежит под следующей салфеткой. В целом игра продолжается 15-20 минут.

В ходе игры поощряется инициатива детей, стимулируются дети, пассивно себя проявляющие («А теперь ты задай вопрос»; «А теперь ты спроси» и т.п.), поощряется определенный алгоритм движения мысли: «Ваня спросил: для чего он нужен? Это хороший вопрос, он поможет быстрее отгадать предмет, теперь можно спрашивать уже и про свойства предмета».

Примечание. При вопросах о функциях желательно, чтобы первый ответ не наталкивал на отгадку. Можно предложить следующие варианты ответов:

  • игрушка — чтобы играть;
  • элемент одежды — это человек надевает на себя;
  • овощ — нужен для приготовления пищи, например салата, супа
    (в зависимости от того, какой овощ используется);
  • фломастер — чтобы оставлять на бумаге следы, рисовать;
  • нож — разрезать что-либо;
  • книга — можно узнать много интересного.

Зоологический музей

Учить задавать вопросы, опираясь на карточки-символы; закреплять представления детей о животных.

Картинки с изображением животных могут быть выставлены на мольберте или фланелеграфе, а могут быть представлены в виде перекидного альбома. Карточки-символы лежат на столе изображением вниз. Дети сидят вокруг стола. Один из детей — экскурсовод музея, другие — посетители. Экскурсовод показывает первую картинку и спрашивает: «Вы знаете, кто это?». Сидящий рядом игрок отвечает, затем берет одну карточку с символом и в соответствии с ним задает вопрос. Следующий игрок отвечает на вопрос и после этого тоже берет карточку-символ и задает свой вопрос. Когда карточки-символы заканчиваются, экскурсоводом становится игрок, ответивший на последний вопрос.

Вариант игры.

Тема может меняться, например: «Ботанический сад», «Выставка машин», «Показ моделей одежды» и т.д. Карточки-символы подбираются в соответствии

Только на этот звук

   Учить детей формулировать разнообразные вопросы, быстро и правильно отвечать на вопрос, подбирая слово, начинающееся с заданного звука; развивать фонематический слух.

Воспитатель объясняет, что в этой игре дети должны быть очень внимательными. Отвечая на вопросы водящего, нужно находить и называть слова, которые начинаются с одного и того же звука. Выбранный водящий поочередно задает вопросы всем игрокам, которые подбирают для ответа слова с заданным звуком:

  • Как тебя зовут? — Андрей.
  • Как твоя фамилия? — Азбукин.
  • В каком городе ты живешь? — В Астрахани.
  • Какие фрукты там растут? - Абрикосы.

И так далее. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не ответят на вопросы

Смешинки (1-й вариант)

Учить детей задавать вопросы и отвечать на них; закреплять умение использовать различные падежные формы существительных.

Играющим раздаются картинки. Затем водящий задает каждому из них вопрос: Чем ты забиваешь гвозди? Чем ты ешь кашу? Чем ты рисуешь? и т.д. Игрок, к которому обратился водящий, открывает свою картинку и отвечает, называя изображенный предмет в творительном падеже.

Вариант игры.

Меняются наборы картинок и вопросительные слова. А дети упражняются в употреблении другой падежной формы. Например:

  • Картинки: чашка, тарелка, ванна, таз, стакан, лейка, чай
    ник, ведро и др. Вопросы: «Из чего ты ешь суп? Пьешь молоко?
    Поливаешь цветы?» побуждают детей употребить существительные
    в родительном падеже.
  • Картинки: метла, ванна, тарелка, кровать, телевизор, самолет,
    ковер, пылесос и др. Вопросы: «На чем ты приехал в детский сад?»,
    «На чем ты спишь?» и т.п. побуждают детей использовать названия
    предметов в предложном падеже.

Смешинки (2 вариант)

Активизировать сообразительность детей в придумывании разнообразных вопросов; воспитывать выдержку: сдерживать желание засмеяться

Каждому играющему дают какое-нибудь смешное имя: кочерга, ухват, помело, светофор, светильник, паяльник и др. Затем водящий обходит всех по очереди и задает им различные вопросы, на которые те отвечают тем словом, какое ему дано.

  • Ты кто? — Ухват.
  • Что ты ел сегодня? — Светильник.
  • Кто твой брат? — Кочерга.

И так далее. Вопросы задаются разным детям. Кто засмеется, платит фант. В конце фанты разыгрываются.

ККак тебя зовут?

Как тебя зовут?

Активизировать умения задавать вопросы, отвечать на них.

   Водящий называет каждому участнику смешное слово. Второй водящий, отсутствующий при распределении слов, задает несколько вопросов каждому игроку. Отвечая на вопросы, игроки повторяют только свое слово. Отвечать нужно быстро. При ответе ни в коем случае нельзя смеяться. Другие игроки могут смеяться, а отвечающий игрок не должен даже улыбаться. Если же он ошибется или не выдержит и засмеется, то отдает фант и выходит из игры. Водящий подходит к каждому игроку и начинает диалог со слов:

  • Кто ошибется, тот попадется! Кто засмеется, тому плохо придется. Кто ты?
  • Авторучка.
  • А что у тебя на голове? (Показывает на волосы.) — Авторучки.
  • А это у тебя что? (Показывает на руки.) — Авторучки.
  • А это? (Показывает на нос.) — Авторучка.
  • А чем ты чистишь зубы? — Авторучкой.

И так обыгрываются другие слова. После того как водящий со всеми поговорит, разыгрываются фанты. Выбывшие из игры выполняют шуточные задания и получают свои фанты.

Блок «СООБЩЕНИЕ - РЕАКЦИЯ НА СООБЩЕНИЕ»

Дидактические игры с готовыми текстами-диалогами

Название

Цель

Содержание

Садовник

 Закреплять умение внимательно слушать реплики партнеров по игре, вступая в игровой диалог в свою очередь.

Водящий присваивает каждому игроку название цветка. После этого начинается игровой диалог.

  • Я садовником родился, не на шутку рассердился. Все цветы мне
    надоели, кроме георгина, — сообщает водящий.
  • Ой! — реагирует игрок, услышав название своего цветка.
  • Влюблен! — отвечает «георгин».
  • В кого? — удивляется садовник.
  • В астру, — сообщает «георгин».
  • Ой! — реагирует «астра», и игра повторяется.

Игрок, прозевавший свой ход, платит фант. За ходом игры следит водящий. Чтобы заметить невнимательность игроков, ему необходимо помнить, кому какой цветок он называл.

Будь внимателен!

 Учить детей корректно реагировать на различные сообщения.

Педагог говорит детям о том, что людям очень часто хочется рассказать о своих радостях или неприятностях. Вежливые, воспитанные люди на радостное сообщение отвечают: «Я рад (а) за тебя (вас)», «Очень приятно», «Я горжусь вами (тобой)». На невеселое сообщение следует сказать: «Я сочувствую тебе (вам)» или «Мне очень жаль».

  • Но чтобы правильно среагировать на сообщение, нужно быть внимательным. Мы сейчас поиграем и поучимся быть внимательными. Я буду сообщать о чем-нибудь хорошем или неприятном для меня. Тот, кому я брошу мяч, должен быстро ответить на мое сообщение так, чтобы поддержать мою радость или посочувствовать мне.
  • Я еду в гости.
  • Я победила в конкурсе воспитателей.
  • У меня сегодня очень сильно болит голова.
  • Я купила себе красивое платье.
  • Я потеряла свой любимый шарфик и т.д.

Тот, кто замешкается, выбывает из игры. А самый внимательный игрок становится ведущим.

Игровые диалоги

Учить детей импровизировать, сочиняя диалоги с опорой (или без опоры) на наглядность.

Педагог, исполняя роль домовенка Кузи, ведет с детьми диалог. Перед ними в определенной последовательности лежат предметы или картинки (шубка, шалаш, груша, шашки и т.п.).

  • Кузя! Ку-зя!
  • Аюшки.
  • Мы хотим подарить тебе шубку.
  • Спасибо за заботу. А шубка — это что такое?
  • Одежда такая меховая, чтобы не мерзнуть в сильные морозы.
  • Большое спасибо! Давайте ее, эту шубку. (Педагог указывает на ребенка, тот передает Кузе картинку.) Стоящая вещь! Мягкая.
    Буду на ней спать!

Диалог повторяется, видоизменяется, приобретает шутливый характер. Так, шалаш Кузя собирается носить, надевать, когда начнутся морозы, в груше он собирается спать, а шашки намерен съесть.

Хорошо – плохо

Упражнять детей в умении поддерживать тему разговора, понимать сообщения партнеров по игре, корректно выражать свое мнение.

Игра «Хорошо — плохо» построена по системе ТРИЗ, предполагающей замечать в одном и том же предмете (явлении) хорошие и плохие стороны.

Для проведения игры выбирается объект, не вызывающий у ребенка стойких ассоциаций, положительных или отрицательных эмоций (карандаш, настольная лампа, шкаф, книга и т.п.). Всем играющим необходимо назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом объекте хорошо, что плохо, что нравится, что не нравится. Обычно один ребенок (или одна команда) называет что-то хорошее, а другой участник (команда), наоборот, называет отрицательные стороны объекта.

Во втором варианте игры объект обсуждения может вызывать стойкие отрицательные (лекарство, уколы) или положительные (кукла, праздник, телевизор) ассоциации. В данном случае диалог строится так же, только задача взрослого — помочь увидеть другую, хорошую или плохую, сторону объекта.

Похожи – непохожи

Учить детей терпимо относиться к мнению или суждению собеседников, аргументировано доказывать свою точку зрения.

Играют две команды (или два ребенка). Воспитатель помещает на мольберт 2 картинки. Одна команда высказывает мнение о том, что изображенные объекты непохожи, и называет отличающие их признаки. Другая команда доказывает, что объекты похожи.

Примерные пары: собака и пчела; курица и рыбка; аквариум и улей; скамейка и кресло; ромашка и календула; дерево и цветок и т.п.

  • Собака и пчела непохожи: собака большая, а пчела маленькая.
  • Они похожи, так как они обе живые (животные).
  • Они непохожи: собака – зверь, а пчела — насекомое.
  • А мы думаем, что они похожи. И собака приносит пользу человеку и пчела.
  • Они выглядят по-разному.
  • И пчела, и собака могут укусить и т.д.

Обсуждение каждой пары — отдельный раунд. В раунде побеждает тот, за кем осталось последнее слово.

Отвечай быстро

Закрепить умение детей внимательно слушать собеседника.

Воспитатель, держа мяч, становится в круг вместе с детьми и объясняет правила игры:

—        Сейчас я назову какой-либо цвет и брошу кому-нибудь из вас мяч. Тот, кто поймает мяч, должен назвать предмет этого цвета, затем он сам называет любой цвет и бросает мяч следующему игроку.

—        Зеленый, — говорит воспитатель и бросает мяч одному
из детей.

—        Лист, — отвечает ребенок и, говоря «голубой», бросает мяч следующему.

Угадай, кто я

Учить детей воспринимать сообщения и высказывать в ответ свое мнение.

Выбирается ведущий. Его задача – представить себя в роли сказочного персонажа и назвать свои характерные черты (или черту). Остальные дети отгадывают.

Например:

- Я очень маленького роста, - сообщает ведущий игрок.

- Ты – Дюймовочка? – предполагает кто-либо из детей.

- Нет. Я не девочка, а мальчик.

- Тогда, наверное, ты Мальчик-с-пальчик.

- Нет. У меня нет братьев, а есть друзья, с которыми я живу.

- Я думаю, что ты – Жихарка.

- правильно.

Угадавший ребенок становится ведущим.

Кто кого запутает

 Учить детей высказывать свою точку зрения, вежливо отклонять мнение собеседника, доказывать свою правоту, проявляя терпение; развивать находчивость и сообразительность в выборе аргументов; закреплять знания о внешнем виде животных.

Играют двое, но игра проходит веселее в присутствии зрителей.

Один из играющих берет из коробки любую картинку (картинки лежат лицевой стороной вниз) и называет ее. Второй играющий возражает, неправильно называя животное. В ответ на это первый играющий аргументированно отклоняет мнение своего собеседника.

  • Это тигр.
  • А по-моему, это заяц.
  • Ты не прав, зайцы не бывают полосатыми.
  • Заяц мог прислониться к покрашенной скамейке.
  • Заяц — лесной зверь, а в лесу нет скамеек.
  • А этот, может быть, убежал из зоопарка.
    Выигрывает тот, за кем будет последнее слово.

Усложнение. «Запутывать» игрока могут все участники по очереди.

Вариант игры.

Может меняться тема: картинки с изображением транспорта, электроприборов, предметов быта и т.п.

Так бывает или нет?

«Небылицы»

Учить детей доброжелательно реагировать на нереальные (ложные) сообщения и тактично их исправлять; развивать доказательную речь; воспитывать культуру диалога: не перебивать друг друга, не выкрикивать с места.

Дети по очереди рассказывают какие-либо небылицы. Игрок, заметивший небылицу, должен доказать, почему так не бывает.

-   Вначале несколько небылиц разыгрывает воспитатель.

  • Летним солнечным днем мы вышли с ребятами на прогулку.
    Сделали из снега горку и стали с нее кататься.
  • Наступила весна, все птицы улетели, без них стало грустно.
  • У Вити день рождения. Он принес в детский сад угощение:
    сладкие лимоны, соленые конфеты, горькое печенье.

Примечание. Вначале в рассказы включается одна небылица, при повторном проведении игры их количество увеличивают.

Ошибка

 Развивать внимание к речевым сообщениям и умение толерантно относиться к ошибочным суждениям, доброжелательно их исправлять; выражать согласие в ответ на верные сообщения.

Воспитатель: «Я буду сообщать вам о чем-то. Если вы заметите ошибку в моих рассуждениях, исправьте ее и объясните, почему вы так считаете. А если вы согласны с моим утверждением, то скажите так: «Да, вы правы, И.О.» или «Я согласен с вами, И.О.».

Примеры суждений:

  • Карлсон жил в маленьком домике у леса.
  • Пятница идет после среды.
  • Буратино — один из жителей цветочного городка.
  • Мыть руки вредно для здоровья.
  • Если слушаться взрослых, то ничего интересного не будет.
  • Если на деревьях есть листья, то это лето.

Любимые места

 Учить детей делиться своими впечатлениями о родном городе, уточнять информацию у собеседников; воспитывать привязанность к родным местам.

Один из игроков начинает игру.

  • Мое любимое место в городе расположено недалеко от реки.
  • Это набережная? (Уточняет кто-нибудь из игроков.)
  • Нет. Это маленькое, уютное кафе.
  • Кафе «Пицца»?
  • Нет, в этом кафе можно полакомиться мороженым.
  • Наверное, это кафе «Баскин Роббинс».

-Да.

Игрок, угадавший любимое место, описывает другой уголок города. Например:

—        Мне тоже нравится это кафе. А еще я люблю бывать на этой же
улице возле самого красивого здания.

Участники игры уточняют, что это за здание.

Примечание. Первоначально можно использовать открытки или фотографии с достопримечательностями города, с которыми дети знакомы непосредственно        

Блок «ПОБУЖДЕНИЕ - РЕАКЦИЯ НА ПОБУЖДЕНИЕ»

                                             Дидактические игры

Название

Цель

Содержание

Передай письмо

 Активизировать в речи детей различные варианты выражения

В игре участвуют 5—7 детей. Они сидят на стульчиках в ряд. Воспитатель-почтальон вынимает из сумки конверт и говорит: «Письмо Саше». Названный ребенок садится на последний стул. Почтальон передает конверт по цепочке со словами: «Будь добр, передай письмо Саше» или «Ты не сможешь передать письмо Саше?» и т.п. Дети по цепочке передают письмо, повторяя сказанную воспитателем фразу. Получивший письмо благодарит. Игра продолжается. Воспитатель меняет варианты выражения просьбы.

Усложнение. В дальнейшем игра предполагает присоединение к фразе речевого этикета обращения: «Вера, я тебя очень прошу, передай письмо...».

Можно использовать в игре и дополнительные задания.

Воспитатель. Письмо от Меховушки? Расскажи, пожалуйста, в кого она превратилась, какой она стала?

Ребенок. Меховушка превратилась в тигренка. Тигренок одет в теплую шубу, потому что зима. Он играет с ребятами в снежки.

Примечание. Во время игры необходимо следить, чтобы дети, передавая письмо, не забывали проговаривать просьбу. Примерные формулы выражения просьбы, используемые в игре:

  • Если тебе нетрудно...        — Будь добр...
  • Ты не мог бы...?        — Я тебя очень прошу,...
  • Сделай доброе дело, передай...

Передай, пожалуйста…

Справочное бюро

Закрепить умение детей использовать разнообразные варианты просьбы. 

Воспитатель рассказывает детям, что малыши — медвежата, бельчата, ежата, мышата и т.п. — разбрелись по лесу, потеряли свой дом. Педагог раскладывает карточки с изображениями детенышей лицевой стороной вниз, обращается к детям:

—        Малыши сидят и плачут, не знают, как попасть домой. Давайте
поможем им, узнаем в справочном бюро, где они живут, и отведем
их к маме. Кто хочет помочь малышам?

Вызванный ребенок берет одну карточку, называет детенышей («У меня маленькие ежата»), воспитатель предлагает:

-        Обратись, пожалуйста, в справочное бюро, тебе подскажут, где
живут ежата. Не забудь о вежливости, обращаясь за справкой.

В справочном бюро может работать воспитатель, или можно использовать крупную игрушку — куклу, мишку и т.п. На вопрос ребенка дают ответ: «Ежи проживают на нижней улице в зеленом домике».

Ребенок находит указанный дом и «отводит» малышей.

Вежливые поиски

 Упражнять детей в употреблении различных формул выражения просьбы и ответа на нее.

Водящий ребенок выходит из группы или закрывает глаза. Воспитатель прячет игрушку (картинку).

Водящий входит и пытается найти спрятанный предмет. Дети помогают ему словами: «Холодно. Тепло. Теплее. Горячо». Затем водящему предлагается вежливо попросить кого-нибудь из детей о подсказке. Водящий обращается к кому-либо из детей при помощи одной из формул речевого этикета: «Таня, если можешь, подскажи, где спрятана игрушка (картинка)?». Ему отвечают: «Подскажу, конечно. Игрушка спрятана под розовым вкладышем на среднем окне». Ребенок благодарит, находит игрушку и получает ее в постоянное пользование.

Усложнение. Можно усложнить игру: половина из присутствующих детей знает, где спрятан предмет, половина не знает. Если водящий обращается к ребенку, не знающему, где спрятана игрушка, то ответ должен быть примерно таким: «Извини, Андрей, я не могу тебе помочь. Спроси еще у кого-нибудь».

Волшебный ключ

Закрепить умение детей использовать в речи различные варианты выражения просьбы-разрешения.

Игра организуется в ходе проведения режимных процессов. Например, воспитатель приглашает детей мыть руки (на прогулку, в спальную комнату и т.п.). Встает в дверном проеме и, улыбаясь, говорит: «Дверь закрыта на замок. Кто ключ найдет, тот и дверь откроет. Вспомните пословицу: «Добрые слова замки открывают». Кто добрые слова скажет, для того и дверь откроется».

Дети проговаривают просьбу, а воспитатель стимулирует их к употреблению разных вариантов формул просьбы: «Так уже Маша говорила. А по-другому можешь замок открыть?».

Примерные формулы выражения просьбы-разрешения:

—        Разрешите пройти.

-        Разрешите, пожалуйста.

  -  Позвольте пройти.

  • Пропустите меня, пожалуйста.
  • Вы не могли бы пропустить меня?
  • Если можно, пропустите, пожалуйста.
  • Извините, я могу пройти?

Секрет в сундучке

 Закрепить умение детей использовать в речи различные варианты просьбы-побуждения.

Игра проводится либо фронтально, либо подгруппами, либо индивидуально. Воспитатель сообщает, что у куклы Тани в сундучке что-то спрятано. Если Таню попросить вежливо, то она покажет свой секрет. От лица Тани воспитатель добивается употребления детьми разных вариантов выражения просьбы («Если можно, покажи, что у тебя в сундучке», «Будь добра...», «Покажи, пожалуйста...», «Ты можешь показать?..» и т.п.).

Сумей отказаться

Учить детей вежливо отклонять предложение (отказаться от выполнения в ответ на побуждение), мотивируя свой отказ.

Водящий обращается по очереди к каждому игроку с побуждением; игроки отвечают, мотивируя свой отказ:

—        Выбери из этих щеток в стакане самую лучшую и почисти
зубы.

 - Извините, этими щетками пользоваться нельзя: они чужие.

  • Урони эту чашку на пол!
  • Простите, я не могу этого сделать: мне жалко разбить чашку.
  • Крикни громко: я самый ловкий!

— Простите, я не могу, ведь я не хвастун.

Водящему при этом можно присвоить какую-либо роль: Карабаса, Бармалея, Шапокляк и т.д.        

Угощайся пирожком

Учить детей предлагать угощение и вежливо отвечать на предложение.

Перед игрой дети рассматривают картинки. Закрепляются названия изображенных овощей, фруктов, ягод.

— Давайте поиграем, — предлагает педагог, — пусть это будут не картинки, а пирожки. Это пирожок с картошкой, это с брусникой и т.д. Будем угощать друг друга.

Картинки складываются в коробку. Воспитатель достает одну картинку и, обращаясь к ребенку, говорит: «Угощайся, Юра, пирожком с яблоками». А ты можешь ответить: «Спасибо. Я люблю пирожки с яблоками» или «Спасибо, я сыт. Можно я угощу Олю?».

После объяснения условий игры дети по очереди вынимают картинки и «угощают» друг друга пирожками.

Знатоки

Учить детей вежливо формулировать побуждения и доброжелательно реагировать на них; закреплять знания о родном городе.

Дети делятся на две команды и садятся за стол друг против друга. При помощи жеребьевки или другим способом выбирается команда, начинающая игру. Один из игроков этой команды дает одно задание игроку, сидящему напротив. Задания могут быть разные:

  • назови самую длинную улицу, самую короткую улицу, красивое здание на берегу реки, памятник и т.п.;
  • покажи на карте, фотографии какую-либо улицу, достопримечательность;
  • расскажи о какой-либо достопримечательности города, городском празднике, знаменитом земляке и т.п.

Ребенок, получивший задание, выполняет его и получает фишку за правильное выполнение. После этого игрок, сидящий рядом с ним, обращается с ответным заданием к игрокам противоположной команды. Если игроки не могут выполнить задание, они обращаются с вежливым отказом к его автору: «К сожалению, я не могу назвать (показать)... ты не назовешь (покажешь) сам?». Если он сам его выполняет, то фишка достается ему, и его команда вновь формулирует задание.

Выигрывает команда, получившая большее количество фишек. Ей вручается комплект медалей с изображением герба города.

Варианты игры. Может меняться тема игры: «Приметы весны», «Животные нашего края» и т.д.

Игры с телефоном

Название

Цель

Содержание

Разговор с

 другом

Познакомить детей с правилами разговора по телефону: начинать с приветствия; если на звонок отозвался взрослый, извиниться за беспокойство, вежливо попросить позвать друга; разговор заканчивается прощанием.

.        Беседа с детьми.

  • Дети, у кого есть дома телефон? Вы часто звоните по телефону?
    Кому вы звоните? У ваших друзей есть телефон? Вы часто звоните
    друг другу?
  • О чем можно поговорить по телефону с другом? (Можно Подска
    зать темы для разговора, если дети затрудняются.)
  • Звонить нужно только тогда, когда знаешь, о чем ты будешь
    говорить, что будешь спрашивать. Иначе разговор получится пустой, т.е. не о чем. Вот послушайте об этом рассказ.

2.        Чтение рассказа Н. Носова «Телефон».

—        Объясните, почему у мальчиков не получился разговор? (Они
не знали, о чем говорить.)

3.        Затем педагог предлагает разыграть несколько ситуаций

Звонок в цветочный магазин

Учить детей пользоваться телефоном для получения нужной информации: вежливо задавать вопросы и выражать просьбы; закреплять правила ведения разговоров по телефону; дать детям образцы выполнения этих правил.

        Приглашение к игре.

  • Хотите поиграть в телефонную игру? Я хотела бы вам предложить позвонить в цветочный магазин. Как выдумаете, зачем звонят
    в цветочный магазин?
  • Вы правы, звонят, чтобы узнать, есть ли нужные цветы или чтобы заказать букет.

2.        Распределение ролей.

-        Вы не будете возражать, если вначале я буду звонить в магазин, а кто-нибудь из вас будет продавцом? Кто хочет быть продавцом?

  • Алло! Добрый день. Это цветочный магазин? Будьте добры, скажите, какие цветы я могу сегодня купить ко дню рождения своей мамы?
  • А есть ли у вас в продаже свежие розы? Какого они цвета? Я хотела бы купить розовые. Сколько будет стоить букет из пяти роз? Это вместе с оформлением букета?
  • Подскажите, пожалуйста, как доехать до вашего магазина? А вы закрываетесь на обеденный перерыв? Когда у вас перерыв? Спасибо вам за консультацию. Всего доброго.
  • Кто хочет позвонить в цветочный магазин? (Дети разыгрывают ситуацию самостоятельно.)

3.        А теперь давайте представим, что мы переехали в новую квартиру и хотим ее украсить комнатными растениями. Я позвоню в цветочный магазин. Кто будет продавцом?

- Алло! Здравствуйте. Я хотела бы узнать, какие комнатные цветущие растения есть в вашем магазине. Что вы можете предложить?

  • А есть ли у вас фиалки? Очень жаль. А не подскажете, в каком
    магазине можно их приобрести? Большое спасибо вам. До свидания.

—        Кто позвонит в магазин и узнает о фиалках?

Дети разыгрывают ситуацию.

Звонок в справочное бюро

Познакомить детей с назначением справочной службы, способами получения необходимой информации; закреплять умения вести деловые разговоры по телефону, знания о родном городе.

 Сообщить детям о назначении справочной службы, обсудить поводы обращения в справочное бюро.

2. Дать образец запроса информации.

— Алло? Это справочное бюро? Здравствуйте. Подскажите мне, пожалуйста, где находится кинотеатр «Мир»?

—  А каким транспортом можно доехать до кинотеатра от железнодорожного вокзала?

—    Простите, не уточните, на какой остановке надо выходить?

—    Спасибо вам большое. До свидания.

3.Далее ситуации разыгрывают дети. Воспитатель вначале предлагает ситуации: узнать адрес Дворца искусств и номер автобуса, на котором можно до него добраться; адрес детского сада, адрес конкретного человека и т.п. Затем предлагает самим придумать, по какому еще поводу можно обратиться в справочную службу.

Стол заказов

 Дополнить представления детей о существовании в городе различных служб, создающих удобства для его жителей; закрепить умения пользоваться телефоном и вести диалог в соответствии с социальными нормами.

1. Воспитатель рассказывает детям, что в городе многое делается для удобства жителей: они могут позвонить и узнать номер телефона школы, детского сада, поликлиники, кинотеатра, узнать адрес какого-либо человека или учреждения и т.д. А еще есть столы заказов при магазинах, кондитерских.

2. Демонстрируется, как заказать торт. Роль работника стола заказов исполняет подготовленный ребенок, заказчика — воспитатель. При этом воспитатель обязательно спрашивает согласие детей: «Вы не будете возражать, если вначале заказ сделаю я?». Дошкольники, как правило, соглашаются, затем разыгрывается диалог по телефону.

—            Алло? Это стол заказов? Добрый день.

—            Да, стол заказов. Здравствуйте. Я слушаю вас.

—               Мне нужен торт ко дню рождения дочки.

—                   Оформляю заказ. Ваша фамилия? На какой день заказываете

торт?

—             На завтра.

—              Какой торт вы хотите заказать?

—            Нужен большой праздничный торт на 25 человек. Вы не подскажете, какой торт лучше заказать для детей?

—             Я думаю, им понравится йогуртовый торт «Земляничка».

—           Хорошо, оформите заказ на этот торт. Хотела бы попросить сделать на торте надпись «С днем рождения».

—              Сделаем надпись. К которому часу подготовить заказ?

—              К 2 часам дня.

—                      Договорились. Торт будет готов к 2 часам. Стоимость заказа — 200 рублей.

—              Спасибо. До свидания.

—              Всего доброго.

3. Аналогичные ситуации дети разыгрывают сами. Во время игры педагог может подсказывать нужные реплики затрудняющимся детям.

Заказ такси по телефону

Продолжать учить детей пользоваться телефоном, соблюдая телефонный этикет.

Воспитатель вовлекает детей в игру, сообщая, что ей нужно поехать с «дочкой» в поликлинику.

—                    Вызову такси (набирает номер, имитирует звонок). Алло! Это диспетчер такси? Доброе утро. Могу я заказать такси?

—               На какое время вам нужна машина?

—              На 8 часов утра.

—               Ваш адрес...

—              Куда поедете?

—               В детскую поликлинику.

—               Назовите ваш телефон.

—                       Такси будет. Перед приездом вам позвонят и назовут номер машины. До свидания.

—               Спасибо. До свидания.

Звонок на работу маме (папе)

Закрепить навыки культурного диалога по телефону; уточнить правила поведения в ситуации звонка на работу родителям.

1. Беседа о том, в каких случаях можно звонить на работу родителям, почему без особой необходимости звонить не следует.

2   Разъяснение правил поведения в этой ситуации: «Ваши родители могут находиться не рядом с телефоном, поэтому за ними должен кто-то пойти. Нужно обязательно извиниться за беспокойство и объяснить причину, по которой вам необходимо поговорить с мамой. Если у мамы сотовый телефон, то нужно узнать, не помешает ли ваш звонок ее работе».

3. Показ разговора. Подготовленный ребенок звонит, а воспитатель исполняет роль сослуживицы.

—   Алло! Добрый день. Вас беспокоит Алеша, сын Рябининой Татьяны Ивановны. Я у бабушки, а она заболела. Если вам нетрудно, позовите маму к телефону.

—   Хорошо, Алеша. Ты подожди, не клади трубку, я схожу за мамой.

—      Спасибо.

—     Алло, Алеша, что случилось?

—     Мама, бабушка заболела и просила не задерживаться сегодня.

—     Что с бабушкой?

—     Она простыла, и у нее болит голова.

—     Хорошо, я сразу после работы заеду за тобой. А ты, Алеша, играй тише, чтобы не беспокоить бабушку. Договорились?

—           Ладно. Пока, мама. Мы ждем.

—            До встречи, сынок.

Звонок в поликлинику

Развитие самостоятельности в детских играх; закрепление навыка ведения телефонного разговора.

1.   Беседа.

—   К вам приходил когда-нибудь врач на дом? Кто его вызывал? Как?

—  Врача вызывают, если у больного высокая температура и он сам не может пойти в поликлинику. Врача вызывают и к детям, и к родителям, если они тяжело болеют, и к бабушкам. Это очень грустно, когда кто-то болеет, но если вовремя вызвать врача, то можно помочь больному.

т Давайте поиграем в нашу игру с телефоном и научимся звонить в поликлинику. Я буду мамой, у меня заболела дочка (берет в руки куклу). Кто хочет быть регистратором в поликлинике? Регистратор принимает вызовы врача на дом, обязательно уточняет, что болит у пациента, его фамилию, имя, возраст, адрес.

2.             Демонстрация вызова врача.

—            Алло! Добрый день. Это регистратура детской поликлиники?

—           Да. Здравствуйте.

—            Я бы хотела вызвать врача на дом.

—             Что случилось?

—                       Моя дочка заболела. Очень высокая температура и сильный кашель.

—              Нет ли насморка и головной боли?

—               Нет, только кашель.

—               Имя, фамилия девочки? Возраст?

—              Ваш адрес?

—              Наш адрес...

—              Врач придет во второй половине дня.

—              Спасибо. До свидания.

—               Всего доброго.

3. Самостоятельное разыгрывание ситуации детьми (2—3 раза). Воспитатель поощряет творчество детей в обыгрывании телефонного разговора.

Игровые диалоги

Название

Цель

Содержание

Диалоги воспитателя с ребенком

. Учить детей придумывать диалоги между одушевленными и неодушевленными предметами; развивать воображение и логическое мышление.

Ребенку дается задание положить в каждый домик (полоску) по 2 картинки, которые больше всего подходят друг к другу. Попросить ребенка объяснить, почему он поместил вместе ту или иную пару.

—        Почему ты собаку и конуру положил вместе?

Затем предложить детям разложить по 2 одинаково раскрашенные картинки.

—        Зайдем в этот домик. Давай послушаем, как курочка и ключи
знакомятся. Воспитатель по очереди берет в руки картинки и озвучивает диалог:

  • Здравствуй, курочка. Нас зовут ключи. Хотелось бы познакомиться с тобой.
  • Здравствуйте, ключи. Меня зовут Шоколадная Курочка.
  • Очень приятно. А что ты умеешь делать?
  • Я умею кудахтать и яички нести. А вы, ключи, что умеете?
  • Мы умеем двери запирать и открывать. А еще мы умеем бренчать, падать и теряться.

Затем воспитатель предлагает: «Давай я буду курочкой, а ты ключами». Он вступает в разговор, ребенок может повторять прослушанные реплики и импровизировать. Так же обыгрываются другие картинки.

        

Интервью о родном городе

(Ролевой диалог)

Учить детей вести диалог с использованием различных диалогических реплик; закреплять знания о родном городе.

Выбираются журналист, который будет брать интервью, и житель города (эксперт). Журналист берет картинку с каким-нибудь видом города и ведет разговор об этом.

Первоначально воспитатель может дать образец ведения интервью. Он от лица журналиста обращается к эксперту:

  • Назовите себя, пожалуйста.
  • Вы давно живете в городе (название)?
  • Я слышала, что жители очень любят бывать в Доме техники
    (гордятся своим театром).
  • Расскажите о внешнем облике этого здания.
  • Где расположен Дом техники?
  • Я прочитала в газете, что в Доме техники выступают приезжающие на гастроли артисты.

Воспитатель по возможности детализирует репортаж по каждой теме, побуждает рассказывать подробнее, задает уточняющие вопросы, высказывает предположения.

Примечание. По ходу игры воспитатель стимулирует детей к использованию и интервью побуждений: «Попроси описать...», сообщений: «Журналист готовился к интервью, скажи, что ты об этом читал (знаешь, слышал)», вопросов: «Спроси...».

Встреча

. Развить воображение и умение вести диалог, учитывая особенности

Предложите детям пофантазировать, представить себе, что встретились двое, например Цветок и Бабочка, и разговорились. О чем они могут разговаривать? Попросите детей сыграть эту встречу. Интересно, о чем они могут беседовать?

Пары собеседников: Дерево и Ветер; Капелька и Речка; Петушок и Солнышко; Трава и Дождик и т.д.

ОБУЧЕНИЕ РЕЧЕВОМУ ЭТИКЕТУ

                Игры

Название

Цель

Содержание

«Волшебное эхо»

Активизировать в речи детей различные варианты формул речевого этикета по любой ситуации стандартизированного речевого общения.

В игре участвуют 10-12 человек.

Воспитатель рассказывает о том, что в лесу, в горах, живет эхо, которое повторяет все, что кто-нибудь сказал. Предлагает детям поиграть: «Я буду говорить, а вы по очереди будете эхом. Кому я брошу мяч, тот и будет эхом».

Воспитатель бросает мяч по кругу (каждому игроку, или через одного, или вперемешку). Если ребенок не ответил на вопрос или повторил неправильно (с пропусками, перестановками), он платит фант.

Вначале воспитатель называет отдельные формулы речевого этикета, соответствующие какой-нибудь одной ситуации, а затем, по мере усвоения детьми синонимического ряда формул, присоединяет к формулам обращение, а затем и какую-нибудь мотивировку:

  • Лови мяч, пожалуйста.
  • Лови, Антоша, мяч, пожалуйста.

Ребенок меняет обращение. Если он не догадывается изменить обращение, то воспитатель говорит: «Это в лесу эхо глупое, повторяет все, что скажут. А вы — волшебное эхо, подумайте, как ответить мне».

«Вежливые отгадки»

Закреплять у детей умение похвалить друг друга, сказать добрые слова, выразить одобрение, отвечать на побуждение.

Дети становятся в круг. Выбирается водящий. Он садится в середине круга на стульчик и закрывает глаза. Дети, держась за руки, идут по кругу, приговаривая в такт движения:

Раз, два, три, четыре, пять, Постарайся угадать, Кто тебя сейчас похвалит, Комплимент тебе подарит?

С последним словом дети останавливаются, воспитатель дотрагивается рукой до одного из детей, который произносит похвалу, одобрение, а водящий, не открывая глаз, должен отгадать, кто сказал комплимент.

«Пряничная избушка»

Закрепить в речи детей различные варианты выражения просьбы.

В игре участвуют от 2 до 4 участников. Игра построена по типу «гусек». Играющие по очереди бросают кубик и отсчитывают игровые ходы. Смысл игры заключается в том, что сестра с братом должны убежать от медведя. Первый ход делает играющий за детей. Далее ходы чередуются.

Когда «дети» добегают до красного кружка (до орехового кустика, лисы, уточек), они должны вежливо попросить спрятать их от догоняющего медведя. Дети должны назвать как можно больше вариантов просьбы. За каждый удачно названный вариант «медведь» делает один ход назад, за неудачный остается на месте; если же «дети» не называют ни одного варианта просьбы, то они должны вернуться назад, на указанный красной стрелкой кружок.

Детям в этой игре может помогать добрая волшебная сила (ветер, эхо, солнце, фея, лесовичок), подсказывающая нужную фразу, которую играющие дети повторяют. В роли волшебной силы выступают дети или воспитатель.

После того как дети усвоят игру и могут играть без участия воспитателя, назначаются арбитры. Их задача — оценивать ответы играющих объективно. Если мнения арбитров не совпадают, они обращаются к педагогу. Арбитры обязаны быть предельно вежливыми и корректными.

За что спасибо?

Дать детям представление о значении развернутых фраз речевого этикета, образец «развертывания».

В детском саду появилась ужасно любопытная обезьянка. Позавтракает ребенок, скажет «спасибо», а обезьянка тут как тут:

  • А спасибо кому? — спрашивает она.
  • Светлане Юрьевне.
  • А спасибо за что? — не унимается обезьянка.
  • За то, что нас завтраком накормила.

Собираются дети на прогулку, друг другу помогают, за помощь благодарят. А обезьянка опять:

  • А спасибо кому?
  • Маше, - отвечает Вера.
  • А спасибо за что?
  • За то, что шарф помогла завязать.

Дети обезьянку полюбили, но ее вопросы ребятам надоели. И вот что дети придумали.

Вернулись они с прогулки, раздеваются, а обезьянка на шкафу сидит, детей поджидает.

Люда помогла Жене пуговицу на шубе расстегнуть, а он ей:

-        Спасибо тебе, Люда. Я бы эту пуговицу сам не смог расстегнуть.

Обезьянка рот открыла, а спросить-то не о чем. Стали дети обедать. После еды говорят:

  • Спасибо, Светлана Юрьевна, за вкусный обед.
  • Спасибо, Светлана Юрьевна, борщ был очень-очень вкусный.
  • Спасибо, Светлана Юрьевна, за заботу о нас.
    Обезьянка только моргает от удивления.

Вопросы:

  1. О чем спрашивала детей обезьянка?
  2. Почему ей потом было не о чем спросить детей?
  3. Позже рассказ инсценируется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Участие в студенческой научно-практической конференции "Актуальные проблемы обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями - 2012" факультета специальной педагогики и психологии ...

Покупки- 5-6 класс (развитие диалогической речи)

Презентация для развития навыков диалогической речи у учащихся 5-6 классов средней школы на тему " Покупки"...

Дидактические игры и упражнения как средство развития мышления младших школьников

—Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно пр...

Сказка, как средство развития связной речи у дошкольников.

Сказкотерания для детей дошкольного возраста...

доклад на тему: "Игра и упражнение -как средство коррекции и развития эмоциональной сферы учащихся школы 8 вида"

доклад на тему : Игра и упражнение как средство коррекции и развития эмоциональной сферы учащихся школы 8 вида"...

Изложение как средство развития связной речи у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

Осмысливается роль изложения в развитии связной речи школьников. Представлены различные классиикации изложения. Описаны изложения с точки зрения их влияния на мыслительную деятельность учащихся....