В каких случаях родителям следует обратиться к логопеду.
консультация по логопедии

Гаврик (Мичурина) Надежда Анатольевна

Информационный стенд.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stend_logopeda1.docx464.24 КБ

Предварительный просмотр:

В каких случаях родителям следует обратиться к логопеду:

  • речь ребенка неразборчива и непонятна для окружающих
  • ребенок неправильно произносит звук
  • до подросткового возраста сохранилось неправильное звукопроизношение (картавость, шепелявость и др.)
  • недостаточный словарный запас
  • грамматические нормы языка не усвоены
  • неправильно согласуются слова
  • ребенок не владеет связной речью (расстройство экспрессивной речи)
  • трудности в обучении чтению и формировании письма

Проблемы с письмом и чтением у школьников:

  • пропуски, перестановки букв
  • нелепые ошибки – не дописывает окончания, забывает ставить точки
  • не применяет орфографические правила

Работа логопеда может строиться в зависимости от сложности и устойчивости нарушений речевого развития:

  • индивидуально
  • в групповой форме

Речевое нарушение не исчезает самостоятельно, без специально организованной коррекционной работы. Пожалуйста, помните об этом!

Уважаемые родители!
Добро пожаловать в логопедический пункт

(каб. №102) на консультацию:

среда с 12-00 до 13-00

 

ДИАГНОСТИКА УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

logopedist 01Логопедическое обследование устной и письменной речи детей, в котором рассмотрена проблема преемственности в создании комплексного подхода диагностики, способствующего формированию и сохранению здоровьесберегающего пространства.

Цель:

  • выявление уровня речевого развития, характера и этиологии выявленных нарушений
  • отслеживание динамики в речи ребенка

Правильно проведенное обследование позволяет:

  • дать полное и точное заключение состояния речи учащихся начальной школы
  • установить степень выраженности нарушения в каждой возрастной группе
  • подходить системно к анализу нарушения
  • выявить первооснову дефекта речи, либо его вторичность
  • определить относительно сохранные функции и процессы
  • выбрать эффективные пути, а также средства коррекционно-развивающей работы.

Основная задача учителя-логопеда при обследовании – правильно оценить все проявления речевой недостаточности каждого воспитанника с учетом возрастных особенностей. Обследование речевого развития школьников включает в себя диагностику устной речи, которая проводится учителем-логопедом в несколько этапов.

При обследовании устной речи школьников необходимо учитывать:

1 класс: развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной), звукопроизношение;
2-3 классы: знаки звукобуквенного анализа и синтеза, словообразования и словоизменения;
4 класс: уровень сформированности письма и чтения, владение связной речью;
5- 6 классы: понимание сложных лексико-грамматических конструкций, владение речью как планирующей, регулирующей, коммуникативной функцией.

Таким образом, обследование устной речи включает в себя диагностику всех основных компонентов речи:

  • звукопроизношение
  • фонематические процессы
  • лексику
  • грамматику
  • связную речь и т.д. с обязательным сбором данных о ходе раннего речевого развития, что помогает установить более точно вид, характер и степень тяжести выявленного дефекта.

Особое внимание необходимо уделять проблеме нарушения письменной речи школьников – одной из самых важных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение – цепи начального обучения – превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися.

Поэтому необходимо своевременно выявить и преодолевать расстройства письменной речи, не допуская их перехода, осложняющего учебно-познавательную деятельность учащихся на последующие этапы обучения.

Поэтому обследование письменной речи включает диагностику чтения и письма. В обследовании письменной речи младших школьников необходимо выявить:

  • правильное соотношение звук — буква

  • обозначение мягкости согласных; последовательность букв в слове
  • смешение, перестановки, замены букв (и их элементов), слогов по оптическому, артикуляционно-акустическому признаку.

В среднем же звене учитывается проявление уровня сформированности орфографических, синтаксических и пунктуационных навыков, развития связной речи.

В структуру каждого логопедического занятия входит:

  • мотивационная установка
  • коррекция звукопроизношения
  • развитие фонематического анализа и синтеза
  • лексико-грамматические упражнения
  • развитие связной речи
  • неречевых процессов
  • развитие мелкой моторики
  • рефлексивный анализ

logopedist 02Индивидуальная коррекционная работа по постановке правильного звукопроизношения проходит через основные этапы обучения:

  1. подготовительный (отработка сохранных звуков, гласных звуков, комплекса артикуляционной гимнастики)
  2. постановка звуков (от более легких к сложным)
  3. автоматизация (изолированно, в слогах, словах, предложении, фразе)
  4. дифференциация по мере постановки звуков (изолированно, в слогах, словах, предложении, фразе).

Речевая коррекция должна проводиться параллельно с занятиями психолога, на которых идет целенаправленная работа по коррекции психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия.

Подготовительный этап

Задачи:

  • уточнить речевые возможности детей, уровень сформированности языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй, связная речь)
  • развивать и совершенствовать фонематические представления;
  • определить состояние коммуникативных умений и навыков;
  • осуществлять развитие и совершенствование психологических предпосылок к активной учебной деятельности.

I этап – Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи

Задачи:

  • развивать фонематические процессы; формировать навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слов с использованием изученных к этому времени в классе букв и отработанных терминов;
  • автоматизировать поставленные звуки, закреплять звуко-буквенные связи.
  • формировать готовность к восприятию определенных орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова. )

II этап – Восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи

Задачи:

  • уточнить значение имеющихся у детей слов,
  • обогатить словарный запас как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет

  • развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;
  • уточнить значение используемых синтаксических конструкций;
  • развивать и совершенствовать грамматическое оформление речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.

III этап – Восполнение пробелов в формировании связной речи

logopedist 03Задачи:

  • формировать навыки построения связного высказывания,
  • формировать программирование смысла и смысловой культуры высказывания,
  • развивать логику, точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания, в отборе языковых средств,
  • формировать практические представления о тексте, умения и навыки анализировать текст,
  • совершенствовать умения и навыки,
  • осуществлять в процессе диалога такие высказывания, как сообщения, побуждение к действию, получение информации, обсуждение, обобщение, доказательство, рассуждение.

Коррекция дисграфии и дислексии обучающихся 3-4 классов с нормальным психологическим развитием, который рассчитан на два года обучения, которые включают в себя 7 направлений коррекционной работы:

  1. развитие фонематического слуха, анализа и синтеза
  2. дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство
  3. состав слова
  4. дифференциация букв, имеющих оптическое сходство
  5. согласование
  6. управление
  7. работа с текстом.

Коррекция дисграфии и дислексии обучающихся 3-4 классов, имеющих ЗПР, СПЗ и не успевающих по предметам. Содержание данного блока рассчитано для работы с 3-4 классами на два года обучения включает 9 направлений коррекционной работы:

  1. развитие фонематического слуха, анализа и синтеза
  2. дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство
  3. дифференциация букв, имеющих оптическое сходство
  4. состав слова
  5. согласование
  6. управление
  7. работа с текстом
  8. чтение и пересказ текста
  9. составление рассказов

logopedist 04Диагностический этап, который решает следующие задачи: проводить анализ письменных работ, процесса чтения; определить состояние звукопроизношения, языкового анализа и синтеза, языковых представлений,

фонематического восприятия (дифференциация фонем); проверить состояние лексико-грамматического строя, состояние связной речи; выявлять индивидуальные особенности таких психических процессов, как: мышление, внимание, память; выявлять наличие мотивации к коррекционной работе по устранению дефекта. На данном этапе при проведении диагностики следует подключать школьного психолога. Диагностика проводится в период с 1 по 15 сентября или при необходимости (вновь прибывшие дети) в течение учебного года. Длительность этапа 9 часов.

Подготовительный этап

 Задачи: уточнить созданные в процессе обучения в начальной школе простые предпосылки овладения орфографией (зрительный гнозис, мнезис, оптико-пространственные представления);

Проводить работу по:

  • развитию таких мыслительных операций, как: анализ, синтез, сравнение, сопоставление;
  • развитию внимания, памяти;

коррекции почерка (с возможным использованием адаптированных для данного возраста упражнений, направленных на развитие мелкой ручной моторики);

  • осуществлять параллельную работу совместно с психологом на снятие у ребёнка “страха письма”; неуверенности, тревожности, склонности к негативным реакциям;
  • активизировать соответствующий темам словарный запас. Длительность этапа 17 часов.

Коррекционный этап, работа которого направлена на преодоление дизорфографических нарушений. Она проводится на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях по направлениям, соответствующим основным видам ошибок. При необходимости возможно параллельное проведение работы по устранению нарушений звукопроизношения, чтения и письма. Длительность этапа – 103 часа. Его особенность заключается том,

что он является переходным между первым и вторым этапами (45+58).

Заключение

Таким образом, каждый учащийся после логопедической диагностики и определения основного речевого нарушения включается в коррекционно-образовательный процесс в логопедическом пункте образовательного учреждения в соответствии с уровнем своего развития (норма, ЗПР, СПЗ) для профилактики возможных и устранения имеющихся дефектов.

Все результаты обследования фиксируются в речевой карте, которая составляется на каждого обследуемого учащегося-логопата.

При переходе из класса в класс начальной школы возможность полноценной коррекции при объективной необходимости по срокам продляется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест для родителей "Какие вы родители"

Ответив на 10 вопросов теста, родители смогут самостоятельно сделать вывод о том, как они справляются с обязанностями воспитателя в семье....

Тест для родителей. Какие вы родители?

В данном тесте представлены вопросы для родителей...

Когда следует обратиться за помощью к детскому логопеду

Рекомендации родителям по исправлению нарушений речи....

Тесты "Какие вы родители?"," Какой вы родитель?".

Тест- опросник для родителей....

На что следует обратить внимание при подготовке ребенка к школе?

Прежде всего, ребенок должен уметь общаться со своими сверстниками, иметь понятие коллектива, где все должны взаимодействовать и помогать друг другу учиться. Для того, чтобы у ребенка было сформирован...

На что следует обратить внимание в развитии речи будущего первоклассника

На что необходимо обратить внимание в речевом развитии будущего первоклассника...

Брошюра для родителей "Когда следует обратиться к школьному логопеду?"

Материал предназначен для родителей учеников начальной школы. В брошюре дается информция о том, при каких трудностях в обучении стоит обратиться за помощью к учителю-логопеду....