Конспект логопедического занятия по лексической теме «Буковкин ждёт гостей»
план-конспект урока по логопедии (1 класс)

Ленкова Наталия Витальевна
Логопедическая тема: автоматизация звука С в словах и словосочетаниях, развитие фонематического анализа и синтеза. Лексическая тема: посуда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx25.44 КБ

Предварительный просмотр:

Ленкова Н.В,

учитель-логопед высшей категории

ГБОУ  школы №59

Приморского р-на СПб

Конспект логопедического занятия по лексической теме «Буковкин ждёт гостей»

для  учащихся 1-А (речевого) класса

Логопедическое  заключение: Общее недоразвитие речи (3 уровень речевого развития). Дизартрия стёртой формы. Полиморфное нарушение звукопроизношения.

Логопедическая тема: автоматизация звука С в словах и словосочетаниях, развитие фонематического анализа и синтеза.

Лексическая тема: посуда.

Цель: учить называть предметы посуды и продукты питания.

Задачи:

Образовательные:

  • актуализация знаний детей по теме «Посуда».
  • развитие простых форм звукового анализа и синтеза.

Коррекционные:

  • развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза.
  • развивать фонематических представлений.
  • продолжение  работы по развитию звукобуквенных процессов.
  • автоматизация звука С  в словах.
  • расширение словарного запаса по лексической теме «Посуда».
  • Упражнение  в образовании относительных прилагательных.
  • Упражнение в образовании существительных с суффиксами -ниц-, -ник-.
  • Упражнение  в образовании сложноподчинённых предложений с союзом потому что.
  • развитие слухоречевого внимания и памяти.
  • развитие зрительного внимания и памяти.
  • развитие интонационной выразительности речи.
  • развитие мимической мускулатуры.
  • развитие связной речи.
  • развитие словесно-логического мышления.
  • развитие мелкой ручной моторики.

  Воспитательные:

  • формирование умения работать в коллективе.
  • воспитание навыка самоконтроля.
  • воспитание желания учиться.

Оборудование: картинки посуды, в названии которых есть звук С: кастрюля, стакан, солонка, сковородка, маслёнка, сахарница, скалка, термос и далее по выбору; картинки продуктов и посуды для  игры  «Где живут продукты?»,  звуковые домики для игры  «Сложим посуду в корзинки», ёжики для диалога,  карточки Буковкина с заданиями «Из чего сделана посуда», «Подумай – не торопись», «Умный кубик»,  мяч, буквы для составления слов-угощений,  звуковые схемы, мисочки с фасолью,  муляжи продуктов, ковролин, цветные карандаши, карточки «Эмоции».


Ход занятия:

Деятельность логопеда

Деятельность детей

I Организационный этап

Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы себе, друг другу. Что нам необходимо для успешной работы на уроке?

Покажите своей посадкой, что вы готовы работать.

II Развитие неречевых высших психических функций.

Встреча с Буковкиным.

Буковкин сегодня в магазине

Выбирал себе корзины,

Ничего он не купил,

Только на пол уронил

Семь кастрюль, стакан, солонку,

Сковородку и маслёнку,

Сахарницу, скалку,

Соковыжималку. 

Что упало – повторите,

Одним словом назовите. (Посуда).

Психогимнастика.

Что натворил несчастный Буковкин!

Нарочно это сделал он?

Первый раз задать этот вопрос с осуждением, поругать Буковкина; второй раз – с сочувствием, сожалением, пожалеть его.

Выразить мимикой, движением отношение к случившемуся.

III Основная часть

  1. Актуализация знаний учащихся. Повторение изученного материала.

- Ребята, я совсем забыла! Ведь Буковкин прислал нам записку.

Вот оно: « П…м…г…те мне к…п…ть п…с…д….».

- Какие буквы пропустил Буковкин? Наверное, очень спешил в магазин.

- Это гласные буквы.

Что же написал Буковкин: «Помогите мне купить посуду».

В каком магазине продаётся посуда? (в посудном). Почему так назвали этот магазин?

Картинный материал: предметы посуды.

  1. Сообщение темы занятия.

 

1. Выделение звука С из слов.

  • Дети, а вы запомнили названия посуды, которую уронил Буковкин? (кастрюли, скалка, стакан, солонка …)
  • Какой общий звук слышится во всех этих словах? Звук С.

Выставляется посуда или рисунки посуды: стакан, сковорода, кастрюля, сухарница, соусник, маслёнка, супница, миска, самовар, термос, поднос, солонка.

2. Определение позиции звука С.

Игра « Сложим посуду в корзинки».

Разложить картинки в  корзинки в зависимости от позиции звука С в словах: начало, середина и конец слова.

Начало слова: стакан, сковорода, сухарница, супница, самовар, соусник, сахарница, сливочник.

Середина слова: кастрюля, маслёнка, миска, соусник.

Конец слова: термос, поднос.

3. Упражнение  в образовании сложноподчинённых предложений с союзом потому что.

Звук  С в словосочетаниях.

     

Кто мне сможет дать ответ:

Что разбилось, а что – нет?

Только на пол уронил

Семь кастрюль, стакан, солонку,

Сковородку и маслёнку,

Сахарницу, скалку,

Соковыжималку.

Семь кастрюль, сковородка, соковыжималка – не разбились, потому что они металлические  (сделаны из металла).

Скалка не разбилась, потому что она деревянная.

Стакан, солонка, маслёнка, сахарница разбились, потому что они стеклянные (или фаянсовые, фарфоровые).

4.  Физкультминутка.

Диалог ( игрушки-ёжики для самомассажа).

- Остатки еды стёр?

  • Стёр!
  • Крошки со скатерти смёл?
  • Смёл!
  • Скатерть со столика снял?
  • Снял!
  • Салфетки грязные смял?
  • Смял!
  • Кастрюлю на кухню отнёс?
  • Отнёс!
  • Солонку и миску унёс?
  • Унёс!
  • А где же стаканы, принёс?
  • Поставил я их на поднос,

-     Стаканы, прости, не донёс!

  1. Работа по теме занятия.

-  Расскажем Буковкину о назначении разной посуды.

Игра   «Где живут продукты?» (падежное управление).

  • Куда Буковкин положит сахар? В сахарницу.
  • Куда он положит соль? В солонку.
  • В чём он будет хранить масло? В маслёнке.
  • Куда нальёт сливки? В сливочник.
  • « Какие это интересные слова!» - говорит Буковкин.
  • Суп нальём в …супницу, а соус в …соусник. Сухари положим в …сухарницу.  

Ребёнок идёт к мольберту и соединяет продукт с соответствующей посудой, сопровождая свои действия речью.

 Игра «Подумай, не торопись ».

  • Давайте проверим, хорошо ли Буковкин запомнил названия посуды!

1. Подобрать название посуды, которое начинается на последний звук слова мак (кастрюля).

2. Подобрать название посуды,которое начинается на последний звук слова укроп (поднос).

3. Подобрать название посуды, чтобы первый звук был С, последний звук – Н (стакан).

4. Подобрать название посуды, чтобы первый звук был С, последний звук – А (сковорода, скалка).

5. Подобрать название посуды, которое заканчивается на первый звук слова рыба (самовар).

Игра     «Угостим Буковкина ».

- Угадайте, что хочет съесть Буковкин. Сейчас я налью ему “пус”. Ой, перепутались буквы в названии этого блюда. Что я хочу налить? (Суп).

  • Чем ещё мы можем угостить Рассеянного и его друзей? Нужно правильно составить названия блюд из букв: салат, сыр, сок, морс, квас, соус.

  • А ещё мы замесим тесто!

 Физминутка.

Мы тесто месили, мы тесто месили:

Нас тщательно всё промесить попросили,

Но сколько ни месим и сколько ни мнём,

Комочки опять и опять достаём.

Ребёнок, запустив руки в кастрюлю с горохом или фасолью, делает движения, имитирующие работу рук при замешивании теста, приговаривая, затем достаёт “комочек” 1-2, 1-3, 1-4, 1-5 пальцами.

4. Продолжение работы по теме занятия.

 Игра “Разложи салфетки”.

  • Поможем Рассеянному разложить салфетки для гостей. Он вместо салфеток разложил картинки с продуктами. Подберём к данным картинкам-словам графические схемы (кружочки).
  • Дети дают характеристику предложенного звука в слове: третий звук в слове масло – С – согласный, твёрдый, глухой; последний звук в слове сыр – Р – согласный, твёрдый, звонкий и т.д.
  • Кто же придёт в гости к Рассеянному ? Это Мальвина, Буратино, бабушка Федора, Карлсон, Малыш и Чебурашка.  

 Продукты: сахар, сухари, масло, сыр, салат, морс.

  Игра «Страшилки».

Буковкин страшилки сочиняет!

Хитрость Буковкину не нова:

Просто Буковкин переставляет

В предложениях слова.

  • Ребята, переделайте «страшилку» в «хорошилку»!

  • Сушка съела старушку.
  • Салатом посолили соль.
  • Колбаса ест Серёжу.
  • Сок налили в стакан – (да!).
  • Стол постелили на скатерть.

 

IY. Заключительная часть

 Игра « Пирамида».

  • А сейчас поможем Буковкину приготовить самое главное блюдо для угощения друзей.
  • Надо определить количество звуков в словах-картинках (продукты – муляжи).

Дети разбирают картинки и определяют количество звуков в словах:

Сухари – 6 звуков

Сахар – 5 звуков

Масло – 5 звуков

Квас – 4 звука

Сыр – 3 звука

Сок – 3 звука

  • У кого самое длинное слово? 6 звуков – сухари.
  • У кого короче на один звук? 5 звуков – сахар, масло.
  • У кого короче ещё на один звук? 4 звука – квас.
  • У кого короткие слова? 3 звука – сыр, сок.

- Дети, найдите «домики» для своих слов: сколько звуков, столько и окошек в «домике».

Дети прикрепляют «домики» на ковролин в виде «пирамиды»,  затем переворачивают «домики» и видят «торт».

- Вот это главное угощение!

 Игра «Живые звуки».

  • Какое волшебное слово должны знать все дети. И Рассеянный тоже. Этим словом мы можем поблагодарить друг друга.
  • Послушайте меня! Я скажу это слово только гласными: А-И-О
  • Это слово: спасибо.
  • Назовите гласные звуки: а, и, о.
  • Какой первый звук в слове – с, второй – п, третий – а, четвёртый – с”, пятый – и, шестой – б, седьмой – о.  
  • Найдите буквы, которые соответствуют данным звукам, и будем играть.
  • Прибежали дружно звуки и друг другу дали руки!
  • Какое слово получилось: спасибо.

IV. Итог занятия. Рефлексия.

Дети встают, взявшись за руки, легонько пожимают руки друг другу.

  • Кому мы сегодня помогали?  Буковкину.
  • Что мы покупали? Посуду. Где? В посудном магазине.
  • Какую посуду покупали?
  • Какой звук мы сегодня вспоминали? Звук С.
  • Все молодцы, очень дружные ребята.  

А сейчас оцените свое настроение на занятии – выберите соответствующую рожицу.

Молодцы, ребята! Спасибо за работу!

Мы должны внимательно слушать учителя, думать и правильно отвечать на вопросы, говорить красиво и чётко.

Буковкин с запиской.

Учащиеся «ругают» и «сочувствуют» Буковкину.

Записка от Буковкина.

Ответы детей.

Корзинки для посуды. Ученики выбирают по две картинки, определяют позицию звука в слове.

Ответы детей.

Ученики  сжимают «ёжиков» правой и левой рукой.

Ученики соединяют предметы посуды и продукты питания.

«Умный кубик» получай, на вопросы отвечай.

Набор букв для составления слов – названий продуктов.

Мисочки с фасолью.

Картинки – названия продуктов.

Мяч.

Продукты – муляжи.

«Домики» для слов – звуковые схемы.

Литература:

Арефьева Л.Ню Лексические темы по развитию речи 4-8 лет. Методическое пособие. М., 2005г.

Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи. М., 1999г.

Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. СПб, 2005г.

Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М., 2001г.

 Смирнова Л. Н. Логопедия для дошкольников и младших школьников, М., Мозаика-синтез, 2005г.

Османова Г.А., «Загадки и отгадки в картинках на все лексические темы». СПб, Каро, 2008г.

Османова Г.А. «Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: картотека пальчиковых игр».  СПб, КАРО, 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие на лексическую тему "Путешествие в зимнем лесу".

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия комбинированного типа с учащимися 4 класса (VI и VII вид)....

конспект логопедического занятия ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ ТЕКСТ 4 КЛАСС

конспект логопедического занятия ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ ТЕКСТ 4 КЛАСС...

Конспект логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии "Образование слов при помощи суффиксов" на материале лексической темы "Домашние животные"

Дети, нуждающиеся в коррекции аграмматической дисграфии, имеют в своем анамнезе общее недоразвитие речи, а также несформированность ряда неречевых психических функций. Нарушение усвоения правописания ...

Конспект фронтального логопедического занятие по лексической теме «Ягоды», для обучающихся с ТНР

В конспекте представлено логопедическое занятие с заданиями, направленными на обогащение словаря, развитие и совершенствование грамматического строя речи и связной речи,  на развитие мелкой ...

Конспект логопедического занятия на тему:«Парные звонкие - глухие согласные в конце слова». Лексическая тема: сказка «Снежная королева».

Представляю Вашему вниманию конспект логопедического занятия по программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза,осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов о...

Конспект индивидуального занятия по лексической теме "Посуда"

Совершенствовать грамматический строй речи, закреплять умение образовывать качественные и относительные прилагательные...