Технология работы по преодолению нарушений устной и письменной речи у младших школьников с использованием ИКТ
статья по логопедии

Современные ИКТ предоставляют дополнительные возможности для формирования, развития и оценивания речевой компетенции. Применение их зависит от умения включать ИКТ в систему обучения, от профессиональной компетенции педагога, способствует положительной мотивации, развитию умений и навыков и определению успешности коррекционной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_gmo.docx17.35 КБ

Предварительный просмотр:

Технология работы по преодолению нарушений устной и письменной речи у младших школьников с использованием ИКТ

                             Калюжная С. В., учитель-логопед МБОУ «СОШ №8»

В последние годы появилось достаточно большое количество школьников, которые с трудом осваивают русский язык как учебный предмет. Родители жалуются на невнимательность детей, неусидчивость, нежелание учиться, негуманитарный склад ума и т.п. В ряде случаев родители правы, но подчас за этим стоят более серьезные вещи: физиологические, психологические, неврологические и речевые проблемы. Письмо представляет собой сложную, системную и произвольную психическую деятельность, которая обеспечивается участием различных структурно-функциональных компонентов, многих психических функций. Письмо тесно связано с устной речью и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня ее развития. Однако сформированность устной речи является лишь одной из предпосылок успешного овладения письмом. Наряду с выявлением специфических механизмов нарушений письма в последнее время все больше внимания уделяется общефункциональным механизмам речевой деятельности, которые играют важную роль и при овладении письменной речью. В качестве таких общефункциональных механизмов рассматриваются мыслительные операции, восприятие, память, внимание, способности к абстрактным способам деятельности, сформированность общего поведения, регуляции и саморегуляции, намерений и мотивов поведения. Проблема коррекции нарушений письма все еще остается актуальной. Это связано с недостаточной эффективностью традиционных методик коррекции дисграфии, с увеличением числа учащихся с нарушением письма, а также с усложнением симптоматики и механизмов этого нарушения. Специфические расстройства письма (дисграфии) влекут за собой нарушения в овладении орфографией, часто являются причиной стойкой неуспеваемости, отклонений в формировании личности ребенка.

Информационно-коммуникационные технологии стали перспективным средством не только коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи и письма, но и средством оценивания. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные варианты обучения, а также определения успешности учащихся. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций. Коррекционно-воспитательная работа с детьми в условиях логопункта предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих), создавая большую мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляя воспитаннику свободу выбора форм и средств деятельности. Внедрение информационных технологий в коррекционный процесс повышение его качество и эффективность.

Для этого необходимо:

- создание медиатеки для работы с логопатами;

- включение в коррекционные занятия мультимедийных презентаций, компьютерных программ, электронных средств обучения и системы оценивания;

- коррекция дефектов устной и письменной речи путем обучения детей на компьютере; - определение успешности коррекционно-развивающегося процесса;

- повышение мотивации и развитие познавательного интереса на занятии.

Одним из основных направлений информатизации образования является использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для реализации развивающего обучения и повышения качества образования в начальной школе за счет отслеживания индивидуальных достижений. Для младших школьников компьютерные технологии приобретают ценность не только как предмет изучения, но и как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия и мониторинга. Именно поэтому в современных условиях логопедические занятия уже не мыслимы без применения новых компьютерных технологий. Оптимальное сочетание компьютерных методов с традиционными определяют эффективность использования ИКТ в коррекционной работе.

Преимущество компьютерных технологий по сравнению с другими средствами обучения состоит: в возможности индивидуального коррекционного обучения и диагностики; в возможности обеспечить каждому ребёнку адекватных лично для него темпа и способа усвоения знаний; в представлении возможности самостоятельной продуктивной деятельности; в обеспечении градуированной системной помощи, отслеживание собственных результатов. Поэтому применение в коррекционно-образовательном процессе специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с общим недоразвитием речи, позволит повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс обучения грамоте младших школьников, предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи, снизить риск социальной дезадаптации.

Одним из преимуществ специализированных компьютерных средств обучения является то, что они позволяют значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий. В процессе занятий с применением компьютера дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Благодаря этому, становится эффективным обучение целеполаганию, планированию и контролю через сочетание различных приемов. Использование компьютерных средств обучения помогает развивать у учащихся такие волевые качества, как самостоятельность, собранность, сосредоточенность и усидчивость, самоконтроль. Основу образовательного процесса с учащимися, имеющими речевые нарушения, составляет единство обучения, развития и коррекции. Варианты применения ИКТ в условиях логопункта были продемонстрированы на логопедическом занятии для обучающихся с нарушениями письма и чтения, обусловленными ОНР III уровня, во 2 классе.

Список литературы:

1. Кораблёв А. А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе// Школа. – 2006. - №2.

2. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей /- СПб.: Речь, 2003

3. Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: метод. пособие для учителя-логопеда. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

 4. Петухова Е.И. Информационные технологии в образовании // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 10.

5.Тевс Д.П., Подковырова В. Н. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие / Авторы-составители: Д.П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В, Афонина. – Барнаул: БГПУ, 2006

6. Коррекция дисграфии у детей младшего школьного возраста 

https://dvizhki.schools.by/pages/opisanie-lpyta-korrektsija-disgrafii-u-detej-mladshego-shkolnogo-vozrasta-cherez-ispolzovanie-informatsionno-kommunikatsionnyh-tehnologij


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система логопедической работы по устранению нарушений устной и письменной речи у обучающихся специальных (коррекционных) классов VII вида.

Доклад на педагогические чтения.В докладе описывается особенности работы учителя-логопеда с детьми, обучающихся в специальных (коррекционных) классах VII вида....

Направления логопедической работы при коррекции недостатков устной и письменной речи у младших школьников.

Направления логопедической работы при коррекции недостатков устной и письменной речи у младших школьников....

Применение игр с мячом cу-джок в коррекции нарушений устной и письменной речи у младших школьников

Применение су-джок массажёров способствует созданию функциональной базы для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной речевой работы с ребенком, повы...

Нейропсихологические игры и упражнения в процессе коррекционной работы по преодолению нарушений устной и письменной речи младших школьников с ОВЗ

В статье рассматриваются нейропсихологические приемы, как способы коррекции письменной речи и развития межполушарного взаимодействия обучающихся начальных классов с ограниченными возможностями здоровь...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Коррекция нарушений устной и письменной речи обучающихся младшего школьного возраста»

Рабочая программа по коррекции нарушений устной и письменной речи у младших школьников в условиях логопедического пункта....

Коррекционная работа по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи обучающихся в коррекционной школе.

Доклад на методическом объединении учителей коррекционной школы "Коррекционная работа по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи обучающихся в коррекционной школе"....

Презентация "Формы и методы работы по преодолению нарушений устной и письменной речи у учащихся начальной школы"

Презентация о видах нарушений устной и письменной речи и методах их устранения....