ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С УЧАСТНИКАМИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
консультация по логопедии

Шлепетнева Елена Николаевна

Успешное осуществление коррекционной работы зависит от взаимодействия учителя-логопеда со всеми участниками образовательного процесса, будь то учитель, родители, психологи (врачи) и сам ребенок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vzaimodeystvie_s_uchitelem.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С УЧАСТНИКАМИ

КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

Успешное осуществление коррекционной работы зависит от взаимодействия учителя-логопеда со всеми участниками образовательного процесса, будь то учитель, родители, психологи (врачи) и сам ребенок.

Взаимодействие учителя-логопеда с учителем начальных классов Если рассматривать основные задачи логопедической службы, решаемые в общеобразовательном учреждении видно, то взаимодействие логопеда и учителя выделяется в одну из них. Контакт логопеда с педагогом может осуществляться на всех этапах логопедической роботы, начиная с первичного обследования, о результатах которого логопед ставит в известность учителя, и заканчивая выпуском обучающегося.

Основные направления работы логопеда:

  • Диагностическое

Донесение результатов обследования до сведения учителя

Логопед обязательно должен довести до сведения учителей начальных классов, что на логопедический пункт зачисляются ученики с нарушениями речевого развития, но с сохранными интеллектом и слухом.

Если в классе есть ребенок, у которого снижен интеллект или слух, то направлением его к врачу-специалисту и выводом в специальную школу занимается учитель, поскольку именно он работает с этим ребенком, ежедневно наблюдает его и может всесторонне охарактеризовать.

Совместный   мониторинг

Но если такой ученик занимался на логопункте, логопед пишет на него характеристику и отдает ее учителю для приобщения к документам ребенка. В этом случае логопед может оказать учителю помощь в переводе ребенка из массовой школы в специальную.

  • Коррекционное направление.

Учитель-логопед должен хорошо знать содержание и методы обучения родному языку и чтению, а также какие темы и в какое время изучаются в классе, чтобы на своих занятиях обязательно учитывать уровень программных требований по родному языку и чтению.

При завершении логопедических занятий с обучающимся логопед инструктирует учителя о приемах доведения достигнутых навыков до полной автоматизации и условиях класса.

Логопед посещает уроки родного языка, развития речи, чтения и другие  с целью проверки речевых возможностей обучающихся с нарушением речи. В свою очередь учитель может присутствовать на занятии логопеда, чтобы постоянно быть в курсе проводимой работы с учеником класса.

  • Самообразование.

В течение учебного года учитель-логопед при необходимости может присутствовать на методических объединениях учителей начальных классов и делать свои сообщения. Логопед подробно и детально знакомит учителей начальных классов со спецификой и видами речевых нарушений, затрудняющих успешное овладение учениками чтением и письмом, и обращает внимание учителей на необходимость дифференцированного подхода  к неуспевающим ученикам. Желательно в подобных сообщениях опираться на примеры речевых нарушений конкретных учеников данной школы.

Здесь же целесообразно рассказать учителям о методах и приемах логопедической работы, потому что часто учителя начальных классов охотно берут на вооружение отдельные приемы работы логопеда и успешно пользуются ими на уроках.

Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если логопед использует дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.

Трудности

Очень часто учитель-логопед сталкивается с тем, что учитель встречает его появление в классе настороженно. Происходит это оттого, что учителя, неправильно представляют себе цель логопедической работы в школе. Они считают, что логопед занимается только исправлением звукопроизношения у детей, и не понимают, зачем логопед берет на занятия учеников, правильно произносящих все звуки. На этой почве возникают конфликты между логопедом и учителем начальных классов.

Чтобы этого не произошло, учитель-логопед должен выступить на одном из педагогических советов и подробно рассказать о видах речевых нарушений, которые встречаются у школьников; о том, каким образом эти речевые нарушения влияют на успешное усвоение детьми-логопатами учебных программ по всем предметам, особенно по родному языку и чтению. В своем сообщении логопед также рассказывает о содержании коррекционной работы, ее организации, о том, как связана коррекционная работа с программой обучения по родному языку и чтению. Практика показывает, что учителя начальных классов, ближе познакомившись с целями и задачами логопедической работы в школе, начинают объективно и заинтересованно относиться к работе логопеда.

ПамятКа для учителя

Одно из важнейших условий коррекционной работы — выработка единства требований к ученику-логопату со стороны учителя и логопеда. Логопед должен приложить максимум усилий, чтобы убедить учителя в необходимости очень внимательно и осторожно оценивать работу ученика-логопата. Дело в том, что эти ученики при всем своем желании и старании не в состоянии выполнить задания, особенно письменные, в соответствии с нормами, принятыми в школе. Задача логопеда, во-первых, обратить внимание учителя на то, что ошибки логопатического характера не должны засчитываться при оценке работы учащегося, а во-вторых, научить педагога отличать логопатическую ошибку от ошибки, обусловленной тем, что ученик не усвоил то или иное правило грамматики. Целесообразно изготовить и раздать учителям таблицу-памятку с перечнем логопатических ошибок и указаниями, каким видом речевого нарушения они вызваны.

Логопед должен убедить учителя в том, что значительно важнее нормативной оценки создание для ученика-логопата благоприятного психологического климата на уроке.

Учитель-логопед по просьбе родителей может выдать ребенку, который систематически посещает занятия, справку для того, чтобы помочь учителю начальных классов или учителю русского языка правильно оценить письменные работы учащегося (диктанты, сочинения, изложения) с учетом речевого диагноза. Образец справки:

Логопедический кабинет

школы №

Справка

Дана Богданову Сергею 13.09.99 года рождения, ученику 2 «А» класса 17 школы, проживающему по адресу: ___________, что он 05.09.07 обратился к логопеду при школе № __ с жалобами на сложности в усвоении программы 2-го класса по русскому языку.

Был обследован и с диагнозом «ФФНР: дисграфия сложная с преобладанием нарушений фонемного распознавания (акустической) и элементами оптической дисграфии» зачислен в логопедическую группу, где занимается с 15.09.07. по настоящее время. Учитывая систематически ведущуюся работу, рекомендую не учитывать ошибки логопатического характера при оценке работы учащегося.Обучаться по программе общеобразовательной школы по русскому языку за 2-й класс может.

15 апреля 2007 г.

Логопед:__________________

СОТРУДНИЧЕСТВО С РОДИТЕЛЯМИ

Большую помощь в работе учителю-логопеду могут оказать родители учеников, занимающихся на логопедическом пункте.

Логопед уже в начале сентября приходит на классные родительские собрания, представляется родителям и очень коротко сообщает о целях и задачах своей работы. Практика показывает, что основная масса родителей не знает, чем занимаются с детьми учителя-логопеды. Очень полезно дать родителям посмотреть письменные работы детей-дисграфиков, чтобы они могли наглядно убедиться в последствиях фонематических и лексико-грамматических нарушений речи.

Далее логопед сообщает о составе групп и подгрупп, расписании занятий. Необходимо обратить внимание родителей на то, что они «наравне с учителем несут ответственность за посещение логопедических занятий своими детьми».

На этом же собрании логопед ставит родителей в известность о том, что в ходе логопедической работы иногда возникает необходимость проконсультировать ребенка у врача-специалиста (психоневролога, невропатолога, отоларинголога). Делается это, прежде всего, в интересах ребенка, чтобы всесторонне изучить его личность и выбрать оптимальный вариант для исправления недостатков его развития.

Затем логопед информирует о том, что будет проводить систематические консультации-беседы для родителей, называет дни и время таких консультаций. В течение учебного года логопед постоянно поддерживает контакт с родителями, периодически сообщая им об успехах или неуспехах их детей.

Трудности некоторые родители негативно относятся к тому, что их дети зачисляются на логопедический пункт, и на этой почве возникают конфликты. Если же родители ребенка все-таки отказываются от занятий с логопедом по тем или иным причинам, целесообразно попросить их подписать отказ от занятий во избежание конфликтных ситуаций в дальнейшем. «А нам никто ничего не говорил», — часто говорят родители, неоднократно предупрежденные о речевых проблемах своего ребенка еще в дошкольном возрасте, или требуют зачислить ребенка в логопедическую группу, когда набор уже закончен и все группы сформированы. Образец отказа:

Логопеду логопедического пункта

при школе №__________________

от_____________________________

проживающей (его) по адресу:

Отказ

Я,__________________________

отказываюсь от места в группе развития и коррекции речи на логопункте при школе №____для своего сына (своей дочери)

учени_______класса школы №_______в связи с______________

С речевым диагнозом ребенка ознакомлен___ Рекомендации получены. О возможных последствиях предупрежден__

«___»____________20___г. Подпись_____________________

В заключение логопед рассказывает о речевом режиме в семье, в частности о том, что родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей. Здесь нужно сказать родителям, что нельзя заставлять ребенка-логопата по нескольку раз переписывать домашнее задание, добиваясь аккуратности и правильности выполнения, нельзя допускать, чтобы он сидел над домашним заданием больше установленного санитарными нормами времени — 1 часа в 1-м классе, 1—1,5 часа во 2—4-х классах, причем в это время входит выполнение всех домашних заданий — и письменных и устных, и по труду и по рисованию. .

Родители должны знать, что дети-логопаты, как правило, с большим трудом осваивают технику чтения, поэтому целесообразно сначала взрослому прочитать текст, который задан для домашнего чтения, затем задать несколько вопросов о прочитанном и только после этого дать ребенку самостоятельно прочитать текст. При этом полезно дать ребенку в руку небольшую указку, чтобы он водил ею по тексту. Такой прием позволит значительно снизить напряжение, которое испытывает ребенок-логопат при чтении незнакомого текста.

Далее логопед обращается к родителям, дети которых будут заниматься коррекцией звукопроизношения. Он объясняет, что эти дети должны иметь специальные тетради-дневники, в которые логопед будет записывать упражнения на закрепление пройденного материала. Если материал не закреплять, то, во-первых, не будет достигнута необходимая эффективность в работе, а во-вторых, значительно удлинится период коррекционной работы с ребенком.

Если ребенок, присутствуя в классе на уроках, не появляется на логопедическом занятии, логопед сообщает об этом родителям ученика и учителю, •   Особенно тесный контакт необходим логопеду с родителями тех учеников, которые занимаются исправлением звуко-произношения. Если ребенок несколько раз приходит на занятия с невыполненным домашним заданием, логопед вызывает родителей в школу и внимательно разбирается в причинах, по которым это происходит. Если причины окажутся достаточно уважительными, логопед должен постараться помочь родителям. Родители всегда должны чувствовать, что логопед не просто механический исполнитель обязанностей, а человек, близко к сердцу принимающий судьбу их детей и всегда готовый прийти на помощь. Надо помнить, что авторитет логопеда в значительной степени зависит от отношения к нему родителей учащихся.

Особенно тактичен и осторожен должен быть логопед в случае, если возникает необходимость проконсультировать ребенка у психоневролога или невропатолога. Как правило, родители очень болезненно воспринимают подобные предложения, поэтому в разговоре от логопеда требуется максимальная доброжелательность, умение убедить родителей в необходимости такой консультации. Здесь нельзя действовать методом грубого нажима. Родителям надо доказать, что для наиболее успешной работы с их ребенком, для выбора именно тех методических приемов, которые дадут наибольший эффект, логопеду следует знать психологические особенности его личности, что только врач-специалист может дать необходимые рекомендации, а если нужно, то и помочь со своей стороны, подкрепить педагогическое воздействие медикаментозным лечением.

В конце учебного года логопед снова приглашает всех родителей на заключительное родительское собрание, на котором он сообщает родителям о результатах- своей работы с учениками, о том, кто уже не нуждается в помощи логопеда, а кто оставлен для продолжения коррекционной работы. Здесь целесообразно сравнить уровень речевого развития детей при поступлении на лотопункт и после проведенной с ними работы; наглядно, на конкретных примерах, показать результаты коррекционной работы. Поскольку сравнительная характеристика каждого ребенка займет много времени, можно сказать только о самых трудных детях или о тех учениках, которые не сделали заметного продвижения. Необходимо отметить и работу самих родителей, их конкретную помощь логопеду.

Вторую половину собрания можно посвятить рекомендациям для занятий с детьми летом. Прежде всего напомнить родителям, что нельзя прекращать занятия с детьми по исправлению звукопроизношения, иначе проделанная за учебный год работа может пойти насмарку: недостаточно автоматизированные звуки могут «потеряться» и работу по их постановке придется начинать заново.

В течение лета родители могут вести работу по накоплению активного словаря и развитию связной речи своих детей. Этому очень способствуют летние путешествия, новые впечатления, получаемые детьми по время поездок. Надо только постоянно привлекать внимание детей к окружающему. Если ребенок уезжает в оздоровительный лагерь, очень важно добиться, чтобы он как можно чаще писал письма, рассказывая, что его окружает, чем он занимается, где бывает и т.д.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИОНОЙ РАБОТЫ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОМФОРТА ШКОЛЬНИКОВ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

Процесс овладения письменной речью учащимися начальной школы - сложный и многообразный 

Как правило, у детей, имеющих недостатки в развитии речи» отмечаются и нарушения в эмоциональной сфере. У ребёнка пропадает интерес ко всему, что вызывает трудность, например, к письму. А ведь интерес - это положительное эмоциональное состояние, которое способствует приобретению знаний, развитию навыков и умений. Поэтому для коррекции недостатков письменной речи важен не только отбор речевого материала, но и использование специальных приёмов и заданий на психорегуляцию, способствующих эмоциональному благополучию младших школьников во время учебной деятельности.

Эти приёмы (см. приложение) можно использовать учетилям и на уроках

Развитие мотивационной основы связной речи предполагает хорошее знание учителем ведущих мотивов, свойственных как всем ученикам класса (группы), так и каждому ученику в отдельности. Такое знание помогает строить фронтальную работу более успешно, поскольку широко применяется принцип индивидуального подхода к каждому аномальному ребенку.

1. Игры «Кто позвал?», «Угадай, чей голосок?»; - пальчиковая и артикуляционная гимнастика;

2. Задания:

-соедини одной линией картинки, в которых есть данный звук,

-определи первый звук в слове, -определи место звука в слове, -назови соседей заданного звука, -выдели из текста слова с заданным звуком, -измени заданный звук на мягкий (твердый), -выкладывание звуковой схемы слова;

3.  Игры с мячом «Назови пять слов со звуком...», «Снежный ком»;

4.  Решение кроссвордов на заданный звук, словесные игры типа «Волшебники».

1.Задания:

-подбери слово, состоящее из 3,4,5... звуков, -отбери картинки, в названиях которых 5 звуков, -разложи картинки на группы в зависимости от числа звуков в слове,

-подбери слово на один звук длиннее заданного, -вставь в слова пропущенные буквы, -выбери из предложений слова с определенным числом звуков,

-преобразование слов (добавление,    перестановка и удаление букв, звуков, слогов),

2. Работа над ритмической структурой слова: -воспроизведение ритмов по слуховому и графическому образцу, -продолжи рад слогов, -определи место гласного в слове, -определи число гласных в слове, -произноси из слова одни гласные звуки, запиши только гласные буквы слова,

-разложи картинки под определенными сочетаниями гласных,

-сосчитай количество слогов, -определи пропущенный слог, -составь слово из слогов, данных в беспорядке,

3.  Развитие дискретности восприятия и сукцессивных функций:

-дорисуй предметы,

-«Где меня найти?» - нахождение   предметов в ряду

однородных,

-сопоставь понятия «дед-отец-сын-брат»,

-игры типа «Продолжи ряд» во всех модальностях,

-речевые игры «Продолжи ряд звуков, слогов, слов»,

распространение предложений.

4. Ребусы и кроссворды.                        

1. Развитие сукцессивных функций:

-воспроизведение ритмов по образцу,

-продолжи ряд, сохраняя принцип чередования (в разных модальностях),

-«Что изменилось в ряду?», «Живые слова», «Доскажи -словечко»,

2. Развитие лексического состава речи, навыков словоизменения и словообразования:

-«Опиши предмет», «Скажи наоборот», «Какое слово лишнее?», «Незнайка-грамотей» (согласование существительных с прилагательными),установление последовательности событий на картинках.

-Дорисовывание незаконченных рисунков,  обводки,  штриховки,

-Дорисовывание недостающих деталей рисунка, воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти, -срисовывание геометрических фигур,  изготовление букв из пластилина, бумаги, веревки, др.,

-узнавание и называние предметов, букв, наложенных друг на друга,

-рисование и письмо букв по шаблонам,

-уточнение «схемы тела», упражнение в ориентировке в пространстве,

-выполнение инструкций и сопровождение выполняемых действий речью, игры типа «Полянка»,

 -рисование по клеточкам с речевым комментированием,

-речевые игры с использованием пространственной лексики: «Скажи наоборот», «Скажи правильно», «Расскажи приезжему, как пройти к ….».___

-Разложи сюжетные картинки в нужной последовательности,

-пересказ по серии сюжетных картинок, по пиктограммам,

-разложи  сюжетные картинки последовательно, составь план и расскажи о событиях, изображенных на картинке,

-составление описательного рассказа об игрушке, предмете,

-составление плана по сюжетной картинке, составление текста по данному плану,

- придумай начало (конец) прослушанного рассказа,

- «Салат» из сказок,

-составь письмо товарищу.

Звуковой анализ слов с опорой на цифровой ряд.

Перед каждым учеником ряд цифр (1-9) . Услышав слово, дети ведут палец от цифры к цифре, произнося последовательно все звуки. Цифру, обозначающую последний звук слова, выдвигают из ряда.

Ухо, полка, сто, машина, стук, утро, звон, трава, ужин, играл, соки....

Позиционный анализ звуков в слове.

1.   Указать место звука в слове (по слуху с опорой на цифровой ряд); назвать предыдущий звук, последующий.

2.   Вписать по образцу буквы, обозначающие:

-   третий звук в словах: кусты, скорый, белка;

-   четвертый звук в словах: трава, игрушки...

3.   Назвать выборочно (выдвигая цифру из ряда):

- четвертую букву слова (машина), объяснить написание:

- пятую  -.-   (пружина)

Примерные виды работ по закреплению фонематического анализа слов:

1. Вставить пропущенные буквы в слова: ви . ка, ди . ан, ут. а, лу . а

2.  Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, на втором, на третьем месте (шуба, уши, кошка).

3. Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получилось слово:

Па- (пар)

па - - (парк) па - - - (паром) па------(паруса)

4. Преобразовать слова:

а) добавляя звук:   рот - крот, мех - смех, осы - косы, луг - плуг.

5. Составить графическую схему предложения.

________________________________       предложение

_________    _________     _________        слова

_______________________________         слоги

..............                                                         звуки

6.  Какой звук убежал? (Крот - кот, лампа - лапа, рамка-рама)

7.. Найти общий звук в словах: лупа - стол, кино - игла, окно - дом.

.Устранение аграмматической дисграФии.

Основные направления в работе: уточнение структуры предложения, развитие функции словоизменения и словообразования, работа по морфологическому анализу состава слова и с однокоренными словами.

Усвоение морфологической системы языка осуществляется в тесной связи с освоением структуры предложения. Работа над предложением строится по следующему плану:

1.          Двусоставные         предложения,         включающие существительное  в  именительном  падеже  и  глагол  3-го  лица настоящего времени (дерево растет).

2. Другие двусоставные предложения.

3.     Распространенные     предложения     из     3-4     слов: существительное,  глагол и  прямое  дополнение  (Девочка моет куклу); предложения типа: Бабушка дает ленту внучке; Девочка гладит платок утюгом.  В  дальнейшем даются  более  сложные предложени. наложенные друг на друга.

При устранении оптической дисграфии проводится работа по уточнению представлений детей о форме, цвете, величине. Логопед выставляет фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник и т.д.), различные по цвету и величине, и предлагает детям подобрать фигуры одного цвета, одинаковой формы и величины, одинаковые по цвету и форме.

Для развития зрительной памяти используются следующие виды работы:

1.  Игра "Чего не стало?". На столе раскладывается 5-6 предметов,  картинок,  которые  дети должны запомнить.  Затем убирается незаметно одна из них. Дети называют, чего не стало.

2. Дети запоминают 4-6 картинок, затем отбирают их среди других 8-10 картинок.

3.   Запомнить буквы, цифры или фигуры (3-5), а затем выбрать их среди других.

4.      Разложить     буквы,     цифры     в     первоначальной последовательности.

Работа по формированию пространственных представлений и речевому обозначению пространственных отношений.

Развитие ориентировки в окружающем пространстве проводится в следующей последовательности:

1.       Определение      пространственного      расположения

2.        Определение      пространственных      соотношений предметов, находящихся сбоку:

"Покажи, какой предмет находится справа от тебя, слева"

3.  Определение   пространственных   соотношений между  2-3   предметами  или  изображениями.  Даются  задания: "Положи книгу перед собой, слева от нее положи карандаш, справа - ручку" и т.д.

Важным является уточнение пространственного расположения фигур и букв. Детям предлагаются карточки с различными фигурами и задания к ним:

1.   Написать  буквы  справа  или  слева  от  вертикальной линии.

2.   Положить кружок, справа от него квадрат, слева от квадрата поставить точку.

3.   Нарисовать  по  речевой  инструкции  точку,  ниже   -крестик, справа от точки - кружок.

4.    Определить   правую   и   левую   стороны   предметов, пространственные       соотношения       элементов       графических изображений и букв.

На этом этапе одновременно проводится работа по развитию зрительного анализа изображений и букв на составляющие элементы, их синтезу, определению сходства и различия между похожими графическими изображениями и буквами. Например:

1.     Найти фигуру, букву в ряду сходных.

Предлагаются ряды сходных печатных и рукописных букв (ла, лм, ад, вр, вз).

2.    Срисовать фигуру или букву по образцу и после кратковременной экспозиции.

3. Сложить из палочек фигуры (по образцу).

4. Сконструировать буквы печатью и  рукописного шрифта из предъявленных элементов печати и рукописных букв.

5.     Показать    правильно    изображенную    букву    среди правильно к зеркально изображенных:

6.  Дополнить недостающий элемент фигуры или буквы по представлению.

7. Реконструировать букву, добавляя элемент: из А-Л, Д, К-Ж, 3-В, Г-Б.

8.   Реконструировать букву, изменяя    пространственное расположение элементов букв. Например: Р-Ь, И-Н, Н-П, Г-Т.

9.  Определить различие сходных букв, отличающихся лишь одним элементом: 3-В, Р-В.

10.    Определить   различие   сходных   фигур   или   букв, состоящих из одинаковых элементов, по различно расположенным

в пространстве: Р-Ь, Г-Т, И-П, П-Н.

Большое место при устранении оптической дисграфии занимает работа над уточнением и дифференциацией оптических образов смешиваемых букв.

Для лучшего усвоения их соотносят с какими - либо сходными предметами, изображениями: О с обручем, 3 со змеей, Ж с жуком, П с перекладиной, У с ушами и т.д. Используются различные загадки о буквах, ощупывание рельефных букв и узнавание их, конструирование из элементов, реконструирование, срисовывание.

Различение смешиваемых букв проводится в следующей последовательности: дифференциация изолированных букв, букв в слогах, в словах, в предложениях, в тексте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя-логопеда с участниками педагогического процесса в работе по коррекции речевого развития учащихся

В статье идёт речь о сотрудничестве учителя-логопеда с учителями начальных классов, с воспитателями ГПД, с педагогом-психологом и др. в работе по коррекции речи у учащихся....

План взаимодействия учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса.

План содержит перечень мероприятий, проводимых в течение учебного года совместно учителем-логопедом и другими специалистами образовательного пространства....

Взаимодействие учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса (из опыта работы учителя-логопеда ГБУ ДО ЦППМСП Калининского района Санкт-Петербурга Григорьевой Надежды Анатольевны)

В данной статье речь идет о необходимости взаимодействия учителя-логопеда с родителями, психологом, учителями начальных классов. Дана структура и формы такого взаимодействия, сложившиеся на протяжении...

Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в работе с детьми младшего школьного возраста.

Целью совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми младшего школьного возраста является разработка технологий коррекции и развития полноценной речевой деятельности в совокупности с...

Взаимодействие учителя-логопеда и учителя-дефектолога в работе над развитием речи обучающихся с ОВЗ.

В статье представлен практический опыт взаимодействия учителя-дефектолога и учителя-логопеда в работе над развитием речи обучающихся с нарушением интеллекта. Комбинированные занятия, совместно пр...

Статья «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми»

Роль учителя-логопеда состоит не только в том, чтобы организовать должным образом коррекционно-развивающие логопедические занятие с ребенком, но и донести до родителей всю необходимую для работы ...