Методы активизации речемыслительной деятельности у младших школьников на логопедических занятиях
статья по логопедии

Дашкина Надежда Артуровна

Практика логопедической работы показывает, что одним из главных условий успешного овладения чтением и письмом является  способность размышлять над звуковым, смысловым и грамматическим содержанием слова.

Формирование данной способности  и стало целью создания методики,  центральным звеном которой является организация интеграционного взаимодействия всех компонентов речевой функциональной системы через совершенствование лексико-семантического строя речи и активизацию когнитивных процессов младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_statya.docx18.38 КБ

Предварительный просмотр:

Методы активизации речемыслительной деятельности у  младших школьников на логопедических занятиях

Практика логопедической работы показывает, что одним из главных условий успешного овладения чтением и письмом является  способность размышлять над звуковым, смысловым и грамматическим содержанием слова.

Формирование данной способности  и стало целью создания методики,  центральным звеном которой является организация интеграционного взаимодействия всех компонентов речевой функциональной системы через совершенствование лексико-семантического строя речи и активизацию когнитивных процессов младших школьников.

Такая организация возможна, на наш взгляд, при использовании когнитивно - семантического подхода, согласно которому, в процессе коррекционно-логопедического воздействия активируются когнитивные процессы, определяющие формирование и развитие семантики соответствующих языковых единиц. 

Таким образом, в ходе выполнения заданий, предложенных в методике, у младших школьников активно развиваются когнитивно-коммуникативные умения.

Работу речемыслительной деятельности можно охарактеризовать с точки зрения двух уровней - внутреннего, предметно-смыслового, и внешнего, формально-языкового.

Внутренний план, включает в себя многочисленное количество программ: это и программа отдельно взятого предложения и целого текстового сообщения, которые отражают содержание, заданное интеллектом. Сбой в работе предметно-смыслового уровня приводит к нарушению речевого высказывания, потери мысли и непониманию такого сообщения партнером, к невозможности или к трудностям овладения письменной речью или же организации письменной деятельности. 

Следует отметить, что активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стереотипной деятельности. Активизация деятельности – усиление деятельности.

Целью разработки методов активизации данного вида деятельности является оптимизация коррекционно-логопедического процесса по устранению нарушений устной и письменной речи у младших школьников. 

Методика включает серию речевых дидактических анимационных игр под названием «Правда или ложь» (всего 9 игр), приложения с ответами, методические рекомендации по использованию данных игр.

Оборудование (материал):

компьютер, интерактивная доска, секундомер, карточки зеленого и красного цветов со словами «правда» и «ложь» на каждого игрока; карточки со словами (при использовании двух вариантов одновременно), фишки - кружки красного, зеленого, синего цветов для обозначения звуков; карты с картинками и словами (по числу игроков), карточки с цифрами; цветные ручки (карандаши); тетради в линейку; фишки – бонусы, выдающиеся игрокам за правильный ответ.

Каждая игра имеет 2 варианта.

Первый вариант – работа с опорой на картинки может проводиться, как с детьми умеющими читать, так и не владеющими процессом чтения. Логопед предлагает детям посмотреть на картинки и ответить: верно ли утверждение (поднять соответствующую карточку: «правда или ложь»).

Дети, ответившие верно, получают фишку – бонус. Далее  детям предлагается выполнить задания. За каждое правильно выполненное задание ребенок получает также фишку – бонус. Выигрывает тот игрок, у кого в конце игры окажется больше фишек – бонусов.

Примечание: вопрос, требующий ответа «правда» или «ложь», задается в начале игры с целью формирования познавательного интереса и создания ситуации поиска, а также один или несколько раз в середине игры для переключения с одного вида деятельности на другой, для поддержания познавательного интереса.

Второй вариант – работа со словами в таблице, предназначен для обучения детей, владеющих навыком чтения. Оба варианта могут использоваться параллельно.

Логопед предлагает прочитать слова в таблице и ответить: верно ли утверждение (поднять соответствующую карточку: «правда или ложь»).

Далее, на экране монитора появляется таблица со словами, относящимися к одному семантическому полю. Учащимся предлагается прочитать слова, послушать утверждение, подумать и ответить (поднять соответствующую карточку: «правда» или «ложь»), верно ли утверждение или ложно. Ученики, ответившие на вопрос правильно, получают фишку – бонус.

Далее, предлагается выполнить ряд заданий с данными словами, за правильное выполнение которых также дается фишка-бонус.

Примечание 1. Вопрос, требующий ответа «правда» или «ложь», задается в начале игры с целью формирования познавательного интереса и создания ситуации поиска, а также один или несколько раз в середине игры для переключения с одного вида деятельности на другой, для поддержания познавательного интереса.

Примечание 2.  При использовании двух вариантов параллельно, перед появлением таблицы со словами детям предлагается разложить карточки со словами на соответствующие картинки (соотнести слова и изображения предметов), далее на мониторе появляется таблица со словами, и осуществляется проверка правильности выполнения задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы «Активизация речемыслительной деятельности в условиях интерактивного обучения»

Опыт работы по проблеме: "Активизация речемыслительной деятельности в условиях интерактивного обучения"...

Использование пиктограмм в системе коррекционной работы на занятиях по РРС и ФПСУР как средство развития речи и активизации речемыслительной деятельности у детей с недостатками слуха и ЗПР (введение)

Пиктограмма - это знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений, на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде....

Использование пиктограмм в системе коррекционной работы на занятиях по РРС и ФПСУР как средство развития речи и активизации речемыслительной деятельности у детей с недостатками слуха и ЗПР (1)

У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увели...

Использование пиктограмм в системе коррекционной работы на занятиях по РРС и ФПСУР как средство развития речи и активизации речемыслительной деятельности у детей с недостатками слуха и ЗПР (2)

Использование пиктограмм для автоматизации звуков носит положительный характер: дети быстро закрепляют поставленные звуки в речи, постепенно укрепляется их образное мышление, развивается память, они н...

Речемыслительная деятельность и ее активизация у младших школьников на логопедических занятиях

Основной задачей коррекционно–педагогической работы с детьми является развитие связной речи, которая является высшей формой речемыслительной деятельности.По мнению О.С. Ушаковой, связная речь, в...

Создание условий для развития и поддержки высокой мотивации учебной деятельности младших школьников на логопедических занятиях.

В этом материале доступна информация для учителя,учителя - логопеда ,как мотивировать школьника для успешной логопедической деятельности....