Конспект индивидуального логопедического занятия с элементами театрализации «Путешествие в сказочный лес. Автоматизация звука Р» для детей с ОВЗ ЗПР
план-конспект урока по логопедии (2 класс)

Оганесян Сирануш Геворковна

Цели:

Коррекционные:

Продолжать автоматизировать звук [Р] в слогах, словах, предложениях, совершенствовать навыки языкового анализа и синтеза, просодические компоненты речи, артикуляционную и тонкую моторики, конструктивные способности, общую координацию движений, развивать мышление, память.

Обучающие:

Актуализировать слова по теме: “зимующие птицы”, расширять семантические поля глаголов, формировать связную речь, расширять знания о птицах.

Воспитательные:

Воспитывать заботливое отношение к птицам.

Оборудование: аудиозапись с голосами птиц, песней “В мире много сказок”, конусный настольный театр (деревья, сугробы, сорока, ворона), картинки с изображениями птиц в рамке, карточки с заданиями, цифровым рядом, тесьма, игра – головоломка “Танграм”.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx23.84 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальное логопедическое занятие с элементами театрализации “Путешествие в сказочный лес. Автоматизация звука Р” для детей с ОВЗ, VII вида.

Учитель-логопед: Оганесян С.Г.

Тема: “Путешествие в сказочный лес”

Цели:

Коррекционные:

Продолжать автоматизировать звук [Р] в слогах, словах, предложениях, совершенствовать навыки языкового анализа и синтеза, просодические компоненты речи, артикуляционную и тонкую моторики, конструктивные способности, общую координацию движений, развивать мышление, память.

Обучающие:

Актуализировать слова по теме: “зимующие птицы”, расширять семантические поля глаголов, формировать связную речь, расширять знания о птицах.

Воспитательные:

Воспитывать заботливое отношение к птицам.

Оборудование: аудиозапись с голосами птиц, песней “В мире много сказок”, конусный настольный театр (деревья, сугробы, сорока, ворона), картинки с изображениями птиц в рамке, карточки с заданиями, цифровым рядом, тесьма, игра – головоломка “Танграм”.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Фонограмма – шум леса, голоса птиц.

Логопед: Прислушайся… Что ты слышишь?

Ребёнок: Я слышу голоса птиц. Они щебечут, поют.

Логопед: Верно. Голоса птиц радуют и удивляют нас. Каждая птица высвистывает свой мотив. Скворец может даже передразнить лошадь, овцу, петуха, выучить человеческие слова.

II. Комплексная разминка под фонограмму.

( Сочетанные артикуляционные и пальчиковые, дыхательно – координационные и голосовые упражнения, общая координация движений).

Логопед: Представь, что мы с тобой в сказочном лесу… Порадуемся вместе с птицами яркому солнышку, чистому и свежему воздуху.

Руки вытяни ладонями вперёд, медленно и глубоко вдохни.

Задержи дыхание.

Медленно выдохни (рисует в воздухе круги).

Снова медленно и глубоко вдохни. Задержи дыхание.

Медленно выдохни (рисует в воздухе треугольники).

А сейчас присоединимся к пению птиц, не забывай активно двигать губами (плавное проговаривание звуковых рядов, произнесение каждого звука сопровождается определённым жестом):

ладони перед грудью сложи домиком: “ А – А – А …”;

пальцы обеих рук образуют колечки из большого и указательного пальцев: “О – О – О …”

руки перед грудью, плотно прижаты: “ У – У – У …”.

Послушай, как щёлкает клёст. Пощёлкаем вместе с ним.

(Одновременно с щёлканьем языком сжимаются и разжимаются кулаки то правой, то левой руки).

4. Вспомним упражнение “Качели”. Покажем, как птицы качаются на ветках.

(Движение языка за верхние, затем за нижние зубы, одновременно кисти рук движутся вверх вниз).

5. Слышишь, как усердно трудится дятел. Постучим вместе с ним: д – д – д ….Молодец, справился с упражнениями.

III. Сообщение цели занятия.

На столе настольный конусный театр: сугробы, деревья, на одном из деревьев рамка с фотографиями птиц –“ отличников”: совы, сороки, синицы, дятла, снегиря, вороны, воробья, свиристеля, голубя, клеста.

Логопед: Что здесь написано, прочти.

Слава: “ Птичья школа”.

Логопед: Ты догадываешься, кто здесь учится?

Слава: В этой школе учатся зимующие птицы: сова, сорока, синица, дятел, снегирь, ворона, воробей, свиристель, голубь, клёст.

Логопед: Молодец, всех зимующих птиц назвал правильно. Сегодня на занятии, которое мы проведём в птичьей школе, ты будешь упражняться в правильном произношении звука [Р] , узнаешь много интересного о зимующих птицах.

А если из этой тесьмы выложишь рукописную букву [Р], появятся лесные жители.

IV. Выкладывание рукописной буквы “Р”.

Фонограмма – “ В мире много сказок”. Ребёнок выполняет задание под музыку.

V. Характеристика звука по акустическим и артикуляционным признакам. Работа над общими речевыми навыками: звукопроизношением, чёткостью дикции, правильным физиологическим и речевым дыханием.

Появляется Ворона (играет логопед): Здр – р – р – равствуйте! Пр – р – рошу меня извинить, вы не видели Сор – р – року? Она пр – р – р – росила всех птиц собр – р – р – раться в школе и сообщить что –то важное.

Логопед и Слава: Здравствуй, Ворона. Сюда никто не приходил.

Ворона: А что вы тут делаете?

Слава: Учусь правильно произносить звук [Р], также чётко, как ты. Я уже знаю, что звук [Р] - твёрдый, звонкий согласный. Когда мы произносим звук [Р] , язык находится за верхними зубами и дрожит, зубы обнажены, губы в улыбке.

Ворона: Молодец! Я полетела, поищу Сор – р – року.

Логопед: Пора тренировать наш язычок. Я буду читать, а ты повторяй за мной, чётко, хорошо двигая губами.

НА ПОЛЯНКЕ ДЯТЕЛ ЖИЛ,

ДРА – ДРО – ДРУ – ДРЫ.

ОЧЕНЬ С ГОЛУБЕМ ДРУЖИЛ.

ДРА – ДРО – ДРУ – ДРЫ.

ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ЛЕТАЛИ,

РДА – РДО – РДУ – РДЫ.

ВМЕСТЕ ДРУЖНО ПОВТОРЯЛИ:

РДА – РДО – РДУ – РДЫ.

АДР – ОДР – УДР – ЫДР,

ДРАКА, ДРАМА, ДРАП, ДРАЖЕ,

АДР – ОДР – УДР – ЫДР,

ТРАССА, ТРОЙКА, ТРУБКА, ТРОН.

АРДА – ОРДА – УРДА – ЫРДА,

БАРХАТ, БРЫЗГИ, БРАТ, БРАСЛЕТ.

АРДА – ОРДА – УРДА – ЫРДА,

КРАСКА, ПРАВДА, ПАРТА, КРАН.

VI. Звуко – буквенный и слоговой анализ и синтез слов.

Появляются Сорока и Ворона, ссорятся: Это ты пер – р – репутала! Нет ты!

Сорока: Это ты пер – р – репутала!

Ворона: Нет ты!

Логопед: Не ссорьтесь, расскажите, что случилось?

Сорока: Мы составляли слова из букв и слогов и всё пер – р – репутали: “ЦАСИНИ, РОБЕЙВО; Г, И, Р, Ь, С, Н, Е ”.

Логопед: Мы сейчас исправим ваши ошибки.

Логопед: Расскажи, Слава, что ты сделал.

Слава: Я переставил слоги и получил слова “ СИНИЦА, ВОРОБЕЙ”. Из букв я собрал слово “СНЕГИРЬ”.

Логопед: Слава, сколько букв в слове “СИНИЦА”, сколько звуков?

Слава (с опорой на цифровой ряд): 6 букв, 6 звуков, 3 гласных, 3 согласных.

Логопед: Верно. Сколько слогов в слове “СИНИЦА”?

Сорока (отхлопывает количество слогов): 3 слога.

Логопед: Какое правило ты вспомнил, Слава?

Слава: Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Логопед: Сколько слогов в слове “СНЕГИРЬ” ?

Слава: 2 слога, 7 букв и 6 звуков.

Логопед: Молодец. Выручил друзей.

VII. Решение проблемной ситуации. Диалогическая речь с употреблением сложноподчинённых предложений с придаточными причины в ответах.

Сорока: Ворона говорит, что она умеет не только каркать, но и мурлыкать, она же не кошка.

Логопед: Это правда. Об этом написано в этой книге, прочти, Слава.

Слава читает: “Приход весны ворона предвещает мурлыканием”.

Логопед: Как ты думаешь, почему ворона мурлыкает?

( Слава предлагает разные варианты ответов, птицы помогают ему).

Логопед: Здесь ещё много любопытного и интересного о птицах, обязательно прочти эту книгу.

Ворона и Сорока: Ой, мы опаздываем на птичий сход, полетели…( уходят).

VIII. Актуализация глагольной лексики. Игра “ТОП – ХЛОП”.

Логопед: Поиграем в игру “ТОП – ХЛОП”. Я называю предложение, если оно правильное – хлопнешь в ладоши и повторишь его, если нет – топнешь ногой и скажешь правильное предложение.

СОРОКА СТРЕКОЧЕТ, ВОРОБЕЙ ВОРКУЕТ, ГОЛУБЬ ЧИРИКАЕТ, СОВА УХАЕТ, ВОРОНА КАРКАЕТ, СИНИЦА СВИСТИТ, СОРОКА ЧИРИКАЕТ,

ГОЛУБЬ ВОРКУЕТ, СОВА СВИСТИТ.

IX. Чтение скороговорки . Развитие дикции, звукопроизношения.

Логопед: Молодец, верно определил неправильные предложения. Пришло время вспомнить домашнее задание. Произнеси скороговорку про ворону медленно, чётко артикулируя все звуки.

Слава: “ПРОВОРОНИЛА ВОРОНА ВОРОНЁНКА”.

Логопед: Произнеси скороговорку с вопросительной интонацией от каждого слова на одном выдохе.

ПРОВОРОНИЛА ВОРОНА ВОРОНЁНКА ?

ПРОВОРОНИЛА ВОРОНА ВОРОНЁНКА ?

ПРОВОРОНИЛА ВОРОНА ВОРОНЁНКА ?

X. Составление предложений из опорных слов. Развитие языкового анализа и синтеза.

Логопед: Сорока оставила нам обрывки какого – то письма, на обрывках слова.

Попробуем собрать предложение из этих слов.

ПРАВИЛ, НАДО, НАРУШЕНИЕ, КЛЕСТОВ, СУДИТЬ, ЗА, ЛЕСНЫХ.

Логопед: Назови, предложение, которое ты составил.

КЛЕСТОВ НАДО СУДИТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЛЕСНЫХ ПРАВИЛ.

Заходят Сорока и Ворона.

Сорока: Клесты нарушают лесные правила! Птенцов положено весной выводить!

Ворона: Не тр – р – рещи, Сор – р – рока, все птицы на сходе поддер – р – р- жали клестов.

Логопед: Зря, Сорока, судишь клестов. Вот что о клестах знает Слава. Старайся говорить чётко, ясно, хорошо двигая губами.

Слава: Клесты выводят птенцов зимой. Гнездо у клестов толстое. Они его прячут среди еловых веток, утепляют перьями, шерстью. Туда клестиха откладывает яйца. Полмесяца она сидит на яйцах, теплом своим согревает, поэтому яйца не замерзают. А папа клёст приносит ей семена из еловых шишек, почки ёлки и берёзы. К весне у клестят уже вырастают крылья. А из семян, что уронили клесты, потом вырастут ёлки.

Логопед: Молодец, Слава. Как интересно ты рассказал про дружную семейку клестов.

Слава: СОРОКА – БЕЛОБОКА ТАРАТОРИЛА БЕЗ ПРОКУ.

XI. Конструирование птицы из геометрических фигур. Развитие зрительно – пространственной ориентировки, тонкой моторики, конструктивных способностей.

Логопед: Не будем ссориться, соберём лучше птицу из геометрических фигур, на которых написаны слова и ты, Слава, узнаешь что –то очень хорошее про Сороку.

Слава читает: СВОИХ ПТЕНЦОВ СОРОКА ВОСПИТЫВАЕТ С ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ ЛЮБОВЬЮ И ДАЖЕ ПОСЛЕ ВЫЛЕТА ИЗ ГНЕЗДА ДЕРЖИТ ИХ ПРИ СЕБЕ ДО ГЛУБОКОЙ ОСЕНИ.

XII. Анализ и итог занятия.

Логопед: Сорока, оказывается, очень заботливая мама. До свидания, друзья.

Слава, ты занимался сегодня с удовольствием, старался чётко выговаривать звук [Р] в словах? Какие слова были трудные, какие – лёгкие? К следующему занятию, Слава, повтори знакомые скороговорки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука [с] в слогах

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме "Автоматизация звука [с] в слогах....

Конспект индивидуального логопедического занятия. Автоматизация звука [р]

Конспектиндивидуального  логопедического занятия  Тема: звук [р]Цель: совершенствование произношения звука  [р] в слогах и словах.Задачи:Образовательные: расширять  активный с...

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Л

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [л]Цель: автоматизировать звук [л] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.Задачи:Образовательные:- закреплять прав...

Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием компьютерных технологий по автоматизации звука Р в звукосочетаниях ТР-, ДР-

Подготовила: учитель-логопед Наумова Л. А.Описание материала: предлагаю вам конспект индивидуального логопедического занятия с использованием компьютерных технологий по автоматизации звука Р в зв...

Индивидуальное логопедическое занятие во 2 «Б» классе. Тема: «Приключение Буратино». Автоматизация звука (Р) в слогах, словах, фразах, тексте.

Цели: автоматизация звука «Р» в слогах, словах, фразах, тексте  посредством использования логопедических игр.Коррекционно-образовательные: ·...

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Прогулка в осенний лес» по автоматизации звука "С"

Цель:      1.   Закрепление навыка четкого произношения звука -с- изолированно, в слогах и словах. 2. Продолжать учить определять позицию звука -с- в словах....