Статья на тему Девочки и мальчики особенности речевого и лингвистического развития
статья по логопедии

Кузнецова Мария Геннадьевна

Статья на тему Девочки и мальчики особенности речевого и лингвистического развития

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Девочки и мальчики: особенности речевого и лингвистического развития».

Данная тема, на мой взгляд, очень актуальна при раздельном и совместном обучении детей в учебных заведениях. Для подбора информации и базы для рассуждения я выбрала книгу В.Д.Еремеева и Т.П.Хризмана  «Мальчики и девочки — два разных мира». Эта литература помогла взглянуть  на проблемы современного обучения со стороны нейропедагогики.

 Что же такое нейропедагогика? Прежде всего, «это новые знания о функциональном развитии мозга ребенка, новые стратегии экспериментального исследования активного, осмысленного отношения ребенка к деятельности, новые научные программы работы с детьми, новые нейропсихологические методы диагностики и прогноза психического развития, новые формы психологической коррекции поведения ребенка, новые типы дошкольных учреждений, где с помощью нейропедагогики формируется творческая педагогика, хорошо понимающая ребенка и способная раскрыть творческие возможности мозга».

 Чтобы разобраться в особенностях речевого развития ребёнка, надо проникнуть в структуру формирования нашего «командного пункта». В понимании формирования двуполярности нашего развития мне помогла теория асинхронной эволюции полов доктора биологических наук, генетика В. А. Геодакяна. Кратко говоря, в эволюции постоянно происходит борьба двух противоположных  тенденций. Одна сторона- консервативна и почти не изменчива, вторая- изменчива, склонна к прогрессу и развитию. Эти две тенденции воплощаются и в делении живых существ на мужские и женские особи, что дает ощутимую выгоду в реализации обеих тенденций. При этом женский пол сохраняет в своей генетической памяти все наиболее ценные приобретения эволюции, и цель его — по возможности не допустить их изменений, а мужской пол, напротив, легко теряет старое и приобретает новое. То есть женский пол ориентирован на выживаемость, а мужской — на прогресс.

 Много проводилось экспериментов и наблюдений на установление периода взросления высших форм животных. Так, у лемуров он составляет всего 2-3 года, у обезьян старого света — 7 лет, у человекообразных обезьян — 8-12 лет, а у человека — около 20 лет. То есть удлинение периода детства — прогрессивный признак, и он больше выражен у мужских особей: у мальчиков детство длится дольше, чем у девочек.

Уже доказано, что девочки рождаются более зрелыми на 3-4 недели, а к периоду половой зрелости эта разница достигает примерно двух лет. Тогда в начальной школе мальчики как бы младше девочек по своему биологическому возрасту на целый год.

Все выше написанное указывает на то, что у девочек быстрее формируется речь, но это далеко не так просто, как может показаться на первый взгляд. Что касается «исполнительской» части речи, совершенства речевого процесса, то эта сторона речи, несомненно, лучше развита у девочек: у них выше беглость речи, скорость чтения, совершеннее правописание. Но та сторона речи, которая связана с поиском: нахождение словесных ассоциаций, решение кроссвордов,—лучше представлена у мальчиков и мужчин. Это еще раз доказывает, что сильная сторона мужчин — способность к поиску нового нестандартного решения, к новаторству.

При усвоении родного языка у мальчиков в два раза чаще наблюдаются характерные расстройства в развитии языка и речи, например, темповые задержки речевого развития, которые характерны как при девиантном развитии речи, так и в норме. Отставание при развитии речи не имеет клинического значения, так «поздноговорящие дети» обычно в дальнейшем развиваются абсолютно нормально. Девочки в большей степени способны выучить со взрослым простые высказывания из трех слов без глагола, но они не умеют в дальнейшем преобразовывать эти сочетания в более развернутые предложения.

Для любого ребёнка важно живое общение с родителями. Чтобы правильно развивать речь ребёнка надо понимать, что у мальчиков и девочек речевой контроль реализуется на одинаковом уровне, но обеспечивается интеграцией различных функциональных систем. У девочек для речевого контроля выделены два фактора: общая зрительно-моторная координация и тонкие перцептивно-моторные умения. У мальчиков один недифференцированный фактор: слуховые, зрительные и моторно-перцептивные способности, содержащие языковый компонент. Различия наблюдаются и в понимании речи у мальчиков и девочек: девочки лучше воспринимают эмоциональную речь; мальчики краткую, сдержанную.

Проанализировав методические пособия, моя мысль об актуальности изучения гендерных особенностей развития речи  подтвердилась. Учителям и родителям обязательно надо понимать, в чем заключаются отличия формирования речи у мальчиков и девочек. Какими методами необходимо воспользоваться, чтобы правильно распределять нагрузку и развить слабые стороны ребенка, опираясь на сильные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья по теме: " Формирование универсальных логических действий младших школьников через развитие познавательного интереса на уроках математики.

В статье рассмотрены практические аспекты формирования логических универсальных действий младших школьников....

Статья на тему "Общение с джазовой музыкой как способ эстетического развития младших школьников".

В данной статье делается акцент на воспитательно-эстетических возможностях джазовой музыки, которая в настоящее время в общеобразовательных учреждениях на уроках музыки звучит очень редко....

Выступление на МО по теме: "Роль воспитателя в формировании речевой среды и развитии речевого общения во внеурочное время"

В данном выступлении я показала работу воспитателя во внеурочное время в школе-интернате....

Статья на тему: "Формирование мыслительной деятельности младших школьников средствами технологии развития критического мышления".

Многие знакомы с технологией развития критического мышления и применяют её в своей практической деятельности. В данной статье описаны  приёмы и методы  данной технологии, которые  помог...

Статья на тему: "Игра, как важное средство воспитания и всестороннего развития детей младшего школьного возраста"

Материал может быть использован при подготовке выступления на педагогическом совете или на методическом объединении....

Статья на тему: "«Влияние игр и упражнений для пальчиков на развитие мелкой моторики и формирование речи»

В статье рассказывается о  влиянии игр и упражнений на развитие мелкой моторики.Материал содержит примеры игр и упражнений на развитие мелкой моторики....

Статья на тему "Обогащение словаря младших школьников синонимами как средство развития речи"

Одной из важнейших задач на современном этапе образования является развитие речи учащихся, обогащение их словарного запаса, совершенствование их речевой культуры. Активизация словаря – одно...