"Технологии коррекционно-развивающей работы по формированию моторных функций у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи". Проектная работа.
проект по логопедии

Халитова Эльмира Маратовна

В данном проекте представлена технология, состоящая из комплексов упражнений по формированию и развитию моторных функций. Она включает в себя традиционные и нетрадиционные приёмы коррекционного воздействия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»

Институт психологии и образования

Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

Отделение общей и коррекционной педагогики и психологии

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

слушателей курсов

Современные технологии коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях введения СФГОС

Технологии коррекционно-развивающей работы по формированию моторных функций у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи

Авторы проекта:

Халитова Эльмира Маратовна,

Степанова Любовь Геннадьевна,

Гайнанова Гульнар Райхановна,

 Платонова Людмила Васильевна

учителя – логопеды  МБОУ ППМС

«Центр диагностики и  консультирования» НМР РТ,

                                                        Сунгатуллина Лилия Вильевна

учитель – логопед  ГБОУ     «Нижнекамская школа №23 для детей с ОВЗ»

Научный руководитель: Осиповская М.П.

Куратор: Осиповская М.П.

                                                                                        Проект допущен к защите:

                                                                       « 20 » мая 2016 г.

     

Казань, 2016

Оглавление.

Введение……………………………………………………………………...3

  1. Актуальность проекта………………………………………………………..4
  2. Цель и задачи проекта…….………………………………………………....5
  3. Проектное решение……………………………………………………….....6
  1. Артикуляционная моторика……………………………………….….6
  2. Общая моторика…………………………………………………..…...8
  3. Мелкая моторика………………………………………………..……..10
  4. Комплексы упражнений для развития моторных функций…..…….12
  1. Сроки реализации проекта…. ……………………………………...……...21
  2. Ресурсное обеспечение проекта …….……………………………………..21
  3. Ожидаемые результаты реализации проекта……………………………...21

Заключение…………………………………………………………………..22

      Список использованных документов и источников информации……….23

Приложения

Введение

В данном проекте представлена инновационная технология,  состоящая из комплексов упражнений по формированию и развитию моторных функций.  Она включает в себя традиционные и нетрадиционные приемы коррекционного воздействия, а именно,  сочетание упражнений на развитие  артикуляционной, общей и мелкой моторики, голоса и дыхания. Занятия с использованием технологии обеспечат положительную динамику развития речи, сделают движения более плавными, скоординированными и четкими, а в дальнейшем, обеспечат успешное обучение в школе.

При составлении комплексов идет опора на принципы коррекционно-развивающего обучения: доступности, систематичности и последовательности.

Комплексы предназначены для учащихся младшего школьного возраста  с тяжелыми нарушениями речи. Упражнения из комплексов могут выполняться ребенком как в образовательном учреждении, так и дома.

В приложении представлены конспект логопедического занятия с использованием технологии по развитию моторных функций у детей с тяжелыми нарушениями речи и рекомендации для родителей по выполнению упражнений на развитие артикуляционного аппарата и мелкой моторики рук.

  1. Актуальность проекта

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - Стандарт), утвержденный 19 декабря 2014г. № 1598,  представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования (далее - АООП НОО) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования следующих групп обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами (далее - обучающиеся с ОВЗ).

АООП НОО  обучающихся с ОВЗ разрабатываются на основе настоящего Стандарта с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивают коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию.

Стандарт предполагает признание обучения и воспитания как единого процесса организации познавательной, речевой и предметно-практической деятельности обучающихся с ОВЗ.

В последнее время наблюдается значительное увеличение количества детей с тяжелыми нарушениями речи. Важную роль в развитии речи играет тесная взаимосвязь состояния речи и моторной сферы ребёнка, о чем свидетельствуют исследования таких ученых, как Выготский Л.С., Хватцев М.Е., Фомичева М.В.. Недостаточный объем двигательной активности приводит к значительным негативным последствиям в формировании растущего детского организма. Чем лучше у ребёнка развита моторная сфера, тем менее уязвима его речь, что обусловлено тесной взаимосвязью речевого и моторно-двигательного центров коры головного мозга.

  Необходимо уделять значительное внимание повышению  моторной активности у детей с нарушениями речи, учитывая их психофизическое состояние и индивидуальные особенности.

    Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше он развивается. Уровень развития движения влияет на физическое и психическое развитие ребёнка. Поэтому, важно уделять внимание развитию общей, мелкой и  артикуляционной моторики.

Уровень развития  моторной функции – один из показателей готовности к обучению в школе. Поэтому,  работу по развитию моторной активности  нужно начинать задолго до поступления в школу, а именно,  с самого раннего возраста. Своевременная диагностика состояния моторной сферы у детей и её коррекция предупреждает нарушения устной и письменной речи.

Таким образом, развитие двигательного аппарата является фактором, стимулирующим развитие речи, и ему принадлежит ведущая роль в формировании нервно-психических процессов у детей.

Все вышеизложенное обуславливает актуальность разработки новых технологий внедрения СФГОС в условиях обучения детей с ОВЗ.

  1. Цель и задачи проекта

Цель проекта:

Разработка и внедрение комплексов упражнений, направленных на формирование моторных функций у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи, в коррекционный процесс.

  Задачи проекта:

  1. Изучить нормативно-правовую базу и научно-методическую литературу по данной теме.
  2. Осуществить отбор оптимальных методов и приемов коррекционной работы по формированию моторных функций у детей  в соответствии с  состоянием здоровья и особенностями имеющегося дефекта.
  3. Разработать комплексы коррекционных упражнений, направленных на повышение качества работы учителя-логопеда.
  4. Разработать планы-конспекты занятий для детей с нарушениями речи,  используя коррекционные упражнения.
  5. Реализовать разработанные комплексы на практике.
  6. Привлечь  родителей к вопросам речевого развития детей и необходимости работы над развитием моторной функции не только в условиях школы, но и дома.

 Целевая группа проекта:

 Дети младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи, учителя-логопеды,  учителя начальных классов,  родители.

  1. Проектное решение

Данный проект позволит использовать комплексы коррекционных упражнений по формированию моторных функций у детей в работе учителя-логопеда, учителя начальных классов и родителей.

3.1. Артикуляционная моторика

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык, который развивается в процессе выполнения артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика  – это специальный комплекс  упражнений, который  помогает детям укрепить многочисленные мышцы артикуляционного аппарата,  в частности,  жевательные, глотательные  и  мимические. Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются постепенно.

    Цель артикуляционной гимнастики:

 - выработка  полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата.

 - умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:
- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов;
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
-укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
-научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;
-увеличить амплитуду движений;
- уменьшить напряжённость артикуляционных органов.

Организация проведения артикуляционной гимнастики 

 1.Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. В  начале обучения не следует предлагать детям

более 2-3 упражнений за один раз.

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3.Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

 4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
5. Занятия для языка надо начинать со статических упражнений (когда язык не выполняет движений, а занимает какое-то положение). И только когда ребенок освоит эти упражнения, можно переходить к динамическим упражнениям.
6. Внимательно следить за ребенком, допуская выполнение только правильной технологии упражнений, и тогда он быстрее сможет усвоить все нужные для правильной артикуляции детали.

З.2. Общая моторика

В исследованиях Верясовой Т.В. отмечается, что двигательную функцию можно условно разделить на две относительно самостоятельные функции, которые имеют свои особенности развития:

1) крупная моторика, т.е. моторика туловища и конечностей, которая включает процессы вертикализации, равновесия, опоры и ходьбы;

2) мелкая моторика кистей рук.

Работа по формированию артикуляционной моторики будет эффективной, когда она будет сочетаться с развитием общей и ручной моторики.

В раннем дошкольном возрасте совершенствуется координация движений рук, в связи с чем, значительно повышается самостоятельность ребенка: он учится одеваться, раздеваться, умываться и прочее. Усложняется предметная деятельность. Ребенок может бросать мяч в цель, ловить его. Совершенствуется ходьба, лазание, ребенок учится бегать, прыгать, выполнять под музыку несложные ритмические и танцевальные движения. Становятся возможными различные спортивные умения (езда на велосипеде, плавание, ходьба на лыжах, катание на коньках) и изобразительная деятельность (лепка, рисование, аппликация).

У детей с нарушением речи моторика отличается общей неловкостью, недостаточной координированностью, скованностью, замедленностью движений или явлениями двигательной гиперактивности, суетливости. Они совершают много лишних движений, быстро утомляются,  при функциональных нагрузках неустойчиво стоят на одной ноге, не могут попрыгать на одной ноге, плохо подражают при имитации движений. Их моторная несостоятельность особенно заметна на занятиях по физкультуре и на музыкальных занятиях, где эти дети отстают в темпе, ритме движений, а также при переключаемости движений.

В основу определения нормы двигательной активности могут быть положены требования:

- обеспечение необходимого и достаточного количества произвольных движений, выполняемых ребенком в течение дня;

- соответствие физических нагрузок в течение дня функциональным возможностям организма младшего школьника, их ориентации на укрепление его здоровья и полноценное психофизическое развитие;

- соблюдение качественного разнообразия движений, сбалансированного в количественном соотношении с индивидуальными потребностями и возможностями каждого ребенка.

Как вид работы по воздействию на двигательную сферу можно рассматривать логопедическую ритмику. Она связывает воедино слово (звук), музыку и движения. На занятиях можно применять пантомиму, специальные комплексы ритмических упражнений. Эти занятия способствуют развитию общей, мелкой и артикуляционной моторики, а также развитию у детей чувства ритма, темпа, времени. Надо  отметить, что для развития динамической координации общей моторики  главным видом является ходьба, естественный вид движения, но сложный по координации. Под влиянием регулярных логоритмических занятий в организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной, познавательной и др.  Занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками, способствуют уточнению артикуляции, развитию фонематических процессов, расширению лексического запаса, совершенствованию общей и мелкой моторики; формируется музыкальный слух, развиваются эмоциональная сфера и творческие способности, появляется уверенность в себе.

3.3. Мелкая моторика

У большинства современных детей отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. Если раньше родителям, а  вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками, сейчас же многие операции выполняют за человека машины. Все эти изменения отражаются на развитии детей, особенно на развитии моторики рук. Мелкая моторика пальцев рук – это различные движения и упражнения для пальчиков, задачей которых является не только осязание, но и правильные движения мелких мышц.

Развитие мелкой моторики рук у детей  необходимо начинать уже с пеленок. Давно известно, что на кончиках пальцев находится много нервных окончаний. Через них можно действовать на центр развития речи, который находится в головном мозге. Развитие мелкой моторики рук помогает ему быстрее начать говорить.

           Мелкая моторика является ничем иным, как скоординированной работой мышечной, костной и нервной систем организма. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности современной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции сохранят не только физическое и психическое здоровье ребенка, но и оградят его от дополнительных трудностей обучения в школе.  

Развитие движений рук включает:

- развитие хватания: ребёнок учится захватывать предмет, действуя целенаправленно – правильно определяет место предмета в пространстве, учитывает форму, величину предмета, учится хватать предметы кулаком, щепотью или указательным и большим пальцами;

-  развитие соотносящих действий: ребёнок учится использовать действия, когда нужно совместить два предмета или две части одного предмета;

-  подражание движениям рук: особенно важно научить ребёнка подражать движениям рук взрослого, так как это умение лежит в основе формирования многих полезных навыков ручных действий;

-  развитие движений кистей и пальцев рук: ребёнок учится выполнять кистями и пальцами рук самые разнообразные движения.

           В ходе проведения специальных игр и упражнений развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся согласованными, а движения пальцев дифференцируются.  

Условия проведения:

  1. Упражнения не должны быть длинными, не допускать переутомления ребёнка.
  2. Подбирать упражнения по уровню сложности, в зависимости от возраста и его умений.
  3. Упражнения обязательно следует обыграть – придумать интересный сюжет.

Множество игр для развития мелкой моторики рук можно провести, используя самые разнообразные предметы, а также специальные игрушки, принцип действия которых подразумевает движения кистями и пальцами рук, -  бусы и шнуровки, кукольная одежда на липучках, пуговицах, молниях и др. Полезно использовать и различные материалы, развивающие моторику рук, - пластичные (тесто, пластилин, глину), сыпучие (крупы, бобовые, песок и др.), природный материал.   Эффективный метод развития моторики рук – массаж.

Игры для развития мелкой моторики должны проводиться под наблюдением взрослого. Систематические занятия с ребёнком ведут к положительной динамике развития речи, его всестороннему развитию, а в дальнейшем и успешной подготовке к школе. Занимаясь с ребёнком каждый день, можно заметить, что движения рук с каждым разом становятся более плавными, скоординированными и чёткими.

Значение развития мелкой моторики:  

1. Повышает тонус коры головного мозга.

2. Развивает речевые центры коры головного мозга.

3. Стимулирует развитие речи ребенка.

4. Согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи.

5. Способствует улучшению артикуляционной моторики.

6. Развивает чувство ритма и координацию движений.

7. Подготавливает руку к письму.

8. Поднимает настроение ребенка.

 3.4.  Комплексы упражнений для развития моторных функций

 Выраженные нарушения моторных функций отрицательно влияют на формирование речи, затрудняют процесс школьного обучения детей. Систематические упражнения, тренирующие движения кистей и пальцев рук, будут воздействовать на проекционную область кисти руки как на дополнительную речевую зону мозга. Развитие тонкой моторики рук является условием развития моторики артикуляционного аппарата. Своевременная коррекция нарушений речевого развития является необходимым условием психологической готовности детей к обучению в школе. Сочетание традиционных и нетрадиционных приемов коррекционного воздействия повышает эффективность коррекционно-педагогической деятельности.

К нетрадиционным формам относятся биоэнергопластика и дыхательно-голосовая гимнастика.

Биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и языка. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.

Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными.

Статические упражнения способствуют развитию мышечной силы, динамической организации движения, помогают ребенку принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу.

Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Под любое артикуляционное упражнение педагог может самостоятельно подобрать разнообразные движения руки.

Дыхательные упражнения улучшают полноту речевого дыхания, ритмику всего организма, развивают самоконтроль и произвольность. Необходимо отметить, что регулярное выполнение дыхательных упражнений является также профилактикой острых респираторных заболеваний.

Предлагаем  комплексы упражнений для одновременной тренировки вестибулярного аппарата, общей координации движений, совершенствования артикуляционной и тонкой моторики, а также дыхательные  и голосовые упражнения. Данные комплексы упражнений могут выполняться ребенком под руководством логопеда и учителя, а дома - родителей.

Комплекс 1

1. «Ракета» - глубокий вдох через нос, руки медленно поднять через стороны вверх, ладони свести вместе, плотно прижав друг к другу, подняться на носки, потянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох со звуком А, руки в такт выдоху опускаются через стороны.

2. «Улыбка» - согнутые в локтях руки перед грудью ладонями вперед, губы и зубы сомкнуты. Растянуть разомкнутые губы, одновременно развести руки в стороны и произнести длительно, протяжно звук И.

3. «Трубочка» - одновременно с протяжным звуком У (губы трубочкой), соединить ладони перед грудью, локти развести в стороны.

4. «Болтушка» - рот широко раскрыт, прямые руки подняты вверх. Одновременно с движением широкого мягкого языка вперед-назад, и в такт с этими движениями, также вперед-назад двигаются мягкие, расслабленные кисти рук (локти не сгибать).

5. «Лошадка»  - прямые руки подняты вверх над головой. По команде одновременно с цоканьем языка сжимаются и разжимаются сначала кулаки обеих рук одновременно, затем поочередно то правой, то левой руки.

6. «Коготки» - попеременно  сильно растопырить пальцы, затем расслабить.

7. «Часики» - руки согнуты в локтях перед грудью ладонями вперед, пальцы каждой руки плотно прижаты друг к другу. Движение языка с одновременным движением кистей рук и глаз вправо-влево (голова при этом неподвижна).

8. «Хлоп-топ» - услышав звук  И - хлопнуть в ладоши, звук Ы - топнуть ногой.

9. «Дождик»

Капля раз,                                             (Прыжок на носочках, руки на поясе)

Капля два,                                             (Прыжок)

Очень медленно сперва.                      (4 прыжка)

А потом, потом, потом                        (Прыжки)

Все бегом, бегом, бегом.                     (Бег на месте)

Мы зонты свои раскрыли,                  (Развести руки в стороны)

От дождя себя укрыли.                        (Сомкнуть руки над головой полукругом)

Комплекс 2

  1.  «Ракета» (см. комплекс 1) со звуком О.
  2. Чередование «Улыбки»  и  «Трубочки» в сопровождении соответствующих гласных звуков и движений рук (см. комплекс 1).
  3. «Накажем непослушный язычок» - пошлепывание губами кончика широкого языка, губы при этом растянуты в улыбке. Прямые руки подняты над головой, пальцы сжимаются в кулаки и с силой разжимаются.
  4. «Качели» - движение языка вверх-вниз. Кисти рук при этом также движутся вверх-вниз.
  5. «Болтушка» (см. комплекс 1), только руки разведены в стороны.
  6. «Лошадка» (см. комплекс 1)
  7. «Коготки» (см. комплекс 1)
  8. «Хлоп-топ» - услышав звук О, хлопнуть в ладоши, на звук У - топнуть ногой.
  9. «Дождик» (см. комплекс 1)

Комплекс 3

  1. «Ракета» - выдох со звуком У.
  2. Чередование «Улыбка» и «Трубочки» в сопровождении соответствующих гласных звуков и движений рук (см. комплекс 2).
  3. Широко открыть рот - руки согнуть в локтях, пальцы разведены с силой.

     Закрыть рот - пальцы сжать в кулаки.

  1. «Качели» (см. комплекс 2)
  2. «Болтушка» (см. комплекс 1)
  3. «Часики» - руки перед грудью ладонями вперед, пальцы каждой руки плотно прижаты друг к другу.  Движение языка с одновременным движением кистей рук вправо-влево.
  4. «Накажем непослушный язычок» - пошлёпывание губами кончика широкого языка, губы при этом растянуты в улыбке. Руки разведены в стороны, кулаки обеих рук сжимаются и разжимаются в такт движениям челюстей.
  5.  «Хлоп-топ» - услышав звук А - хлопнуть, звук И - топнуть.
  6. «Ёжик и барабан»

С барабаном ходит ежик,              (Дети маршируют по кругу, изображая

Бум-бум-бум!                                   игру на барабане)

Целый день играет ежик,

Бум-бум-бум!

С барабаном за плечами,               (Маршируют, спрятав руки за спину)

Бум-бум-бум!

Очень яблоки любил он,                (Подносят ко рту то одной, то другой

Бум-бум-бум!                                    рукой воображаемое яблоко)

Барабан в саду забыл он,               (Разводят руками)

Бум-бум-бум!

Ночью яблоки срывались,             (Руки на поясе, выполняют прыжки на

Бум-бум-бум!                                   месте)

И удары раздавались,

Бум-бум-бум!

Зайцы здорово струхнули,              (Приседают, сделав «ушки» из ладошек)

Бум-бум-бум!

Глаз до зорьки не сомкнули,

Бум-бум-бум!

Комплекс 4

  1.  «Ракета» - выдох сильный, резкий, руки резко в такт выдоху опускаются вниз.
  2. «Бегемот» - широко раскрывать и закрывать рот в сопровождении движений рук, имитирующих движения пасти бегемота: пальцы при этом  напряжены и разведены  с силой. При закрывании рта кисти соединить, плотно сжав ладони и сведя вместе пальцы.
  3. «Болтушка» (см. комплекс 1)
  4. Чередование «Улыбки» и «Трубочки».

     «Улыбка» - руки разведены в стороны, при этом указательный палец с большим образует «колечки».

     «Трубочка» - руки сгибаются в локтях, пальцы обеих рук собираются в щепоти и соприкасаются на уровне груди.

  1. «Накажем непослушный язычок» (см. комплексы 2,3)
  2. «Качели» (см. комплекс 2)
  3. «Часики» (см. комплекс 3)
  4.  «Хлоп-топ» на различение звонких - глухих согласных. Услышав слог ПА - хлопнуть себя по коленкам, слог БА легко подпрыгнуть на двух ногах и мягко приземлиться на носки. (То же с другими парами БО-ПО, ПЫ-БЫ ...)
  5. «Ёжик и барабан» (см. комплекс 3)

Комплекс 5  

  1.  «Геометрические фигуры». Медленный глубокий вдох через нос. Руки вытянуты вперед (ладонями вперед). Задержать дыхание. Медленно выдохнуть со звуком О, руки при этом в такт выдоху рисуют круги. Задержать дыхание.  

Снова глубокий медленный вдох. Задержать дыхание. Медленно выдохнуть со звуком А, руки при этом рисуют в воздухе треугольники.

  1. «Бегемот» (см. комплекс 4)
  2. «Накажем непослушный язычок» (см. компл. 2,3)
  3. «Часики» (см. комплекс 1)
  4. «Коготки» (см. комплекс 1)
  5.  «Качели» (см. комплекс 2)
  6.  «Топ-топ» - правой ногой топнуть, когда взрослый произносит слог со звуком П, левой - со звуком Б (ПА-БА, БО - ПО ...)
  7. «Ёжик и барабан» (см. комплекс 3)

Комплекс 6

  1.  «Воздушный шарик» - медленный глубокий вдох через нос, руки через стороны вверх («надуваем шар»). Задержать дыхание. «Сдуть шарик», выдыхая воздух порциями (ХА-ХА-ХА), руки опускаются в такт выдоху рывками. Задержать дыхание.

Снова сделать глубокий вдох, подняв руки через стороны вверх («надуть шар»), Задержать дыхание. Выдохнуть резко, опустив руки через стороны вниз (ХА!).

  1. «Бегемот» (см. комплекс 4)
  2. «Качели» (см. комплекс 2)
  3. «Болтушка» - (см. комплексы 1,2)
  4. «Часики» (см. комплекс 1)
  5. Чередование «Улыбки» и «Трубочки» (см. комплекс 4)
  6. «Маляры»
  • Круговые движения языком по губам, сопровождающиеся синхронными круговыми движениями кистей рук.
  • То же самое с движениями языка в преддверии рта (рот закрыт).
  • По зубам (рот раскрыт).
  1. «Топ-топ» (см. комплекс 5)
  2. « За малиной»

За малиной в лес пойдем,       (Дети водят хоровод, взявшись за руки)

в лес пойдем.

Спелых ягод наберем,             (Идут по кругу, наклоняясь,

 наберем.                                       как бы собирая ягоды)
Солнышко высоко,                     (Встают лицом в круг, тянутся руками вверх)

А в лесу тропинка.                   (Наклоняются и пытаются достать пол)

Сладкая ты моя,                       (Идут по кругу, взявшись за руки)

Ягодка малинка.

Комплекс 7

  1.  «Воздушный шарик» (см. комплекс 6)
  2. «Качели» (см. комплекс 2)
  3. «Болтушка» (см. комплекс 1,2)
  4. «Часики» (см. комплекс 1)
  5. «Накажем непослушный язычок» (см. комплексы 2,3)
  6. «Маляры» (см. комплекс 6)
  7. «Змея» - руки согнуты в локтях, кисти охватывают параллельные плечевые суставы (правая кисть - правое плечо, левая кисть - левое плечо). Рот закрыт, язык лежит свободно. Руки резко выбрасываются вперед, пальцы сжаты в щепоти, а язык, как змеиное жало, также выбрасывается вперед. Затем  руки медленно сгибаются и возвращаются на плечи, язык - «жало» также медленно расслабляется и возвращается на место.
  8. Проговаривание звуковых рядов - произнесение каждого звука сопровождается определенным жестом:

звук О - пальцы обеих рук образуют «колечки» из большого и указательного пальца;

звук А - ладони перед грудью сложить домиком, большие пальцы соприкасаются;

звук У - руки перед грудью, ладони плотно прижаты друг к другу;

звук И - руки медленно разводятся в стороны.

(Сначала упражнение выполняется с одним, затем с 2-мя, 3-мя, 4-мя звуками).

  1. « За малиной» (см. комплекс 6)

Комплекс 8

  1.  «Насос» - руки опущены вниз вдоль туловища. Медленный вдох через нос - руки при этом скользят вдоль туловища вверх к плечам, сгибаясь в локтях. Задержка  дыхания. Руки согнуты в локтях, кисти рук под мышками. Медленный выдох через рот со звуком УУУУ. Руки скользят вдоль туловища вниз.
  2. «Бегемот» (см. комплекс 4)
  3. «Болтушка»  (см. комплекс 2)
  4. «Качели» (см. комплекс 2)
  5. «Часики» (см. комплекс 3)
  6. «Маляры» (см. комплекс 6)
  7. Угадывание гласного звука по беззвучной артикуляции, произнесение его в сопровождении соответственного жеста (по памяти) (см. комплекс 7).
  8. « За грибами»

Все зверюшки на опушке      (Дети идут в хороводе)
Ищут грузди и волнушки.

Белочки скакали,                    (Скачут вприсядку, срывают воображаемые грибы)

Рыжики срывали.

Лисичка бежала,                     (Бегут по кругу, собирают воображаемые грибы)

Лисички собирала.

Скакали зайчатки,                   (Скачут стоя, срывая воображаемые грибы)

Искали опятки.

Медведь проходил,                 (Идут вразвалку, затем топают правой ногой.)

Мухомор раздавил. 

Комплекс 9

  1.  «Веточка» - медленно поднять руки вверх, сделать при этом вдох через нос. Потянуться вверх к солнцу - задержать дыхание. Медленно выдохнуть через рот, наклоняясь вправо, руки  прямые над головой. Задержать дыхание. Медленно вдох через нос. Выпрямиться. Задержать дыхание. Медленный выдох через рот, наклоняясь влево. Снова задержать дыхание.
  2. «Бегемот» (см. комплекс 4)
  3. Чередование «Улыбки» и «Трубочки» (см. комплекс 4)
  4. «Болтушка»  (см. комплекс 2)
  5. «Лошадка»  (см. комплекс 1)
  6. «Качели» (см. комплекс 2)
  7. «Часики» (см. комплекс 3)
  8. «Змея» (см. комплекс 7)
  9.  «Топ-топ» - проговаривание слоговых рядов в сопровождении соответствующих движений. Слог со звуком Ф - хлопнуть в ладоши, слог со звуком В - стукнуть пятками по полу, предварительно поднявшись на носки.
  10.  « За грибами» (см. комплекс 8)

Комплекс 10

  1.  «Веточка» (см. комплекс 9)
  2. «Бегемот» (см. комплекс 4)
  3. Чередование «Улыбки» , «Трубочки», «Рупора».

     «Улыбка» - руки разведены в стороны, при этом указательный палец с большим образует «колечки».

     «Трубочка» - руки сгибаются в локтях, пальцы обеих рук собираются в щепоти и соприкасаются на уровне груди.

     «Рупор» - зубы слегка разомкнуты, губы слегка вытянуты и округлены. Ладони перед грудью сложены корабликом.

  1. «Качели» (см. комплекс 2)
  2. «Часики» (см. комплекс 3)
  3. «Болтушка» (см. комплексы 1,2)
  4. «Маляры» (см. комплекс 6)
  5. «Накажем непослушный язычок» (см. комплексы 2,3)
  6. Проговаривание слоговых рядов в сопровождении соответствующих движений. Слог со звуком К - стукнуть кулаком об кулак, слог со звуком Г - хлопнуть себя по коленкам.
  7.  « За грибами» (см. комплекс 8)

        

     4. Сроки реализации проекта

 Проект рассчитан на 2016-2017 учебный год.

5. Ресурсное обеспечение проекта

Таблица 1

Оборудование

Количество

Примечание

Зеркала настенные

В зависимости от помещения

Массажные коврики

По количеству детей

ТСО (музыкальный центр, мультимедийное оборудование и др.)

1

  1. Ожидаемые результаты реализации проекта

1. Разработанные комплексы  упражнений будут внедрены в коррекционную работу с детьми.

2. Реализация данного проекта должна привести к совершенствованию  двигательных функций, подвижности артикуляционных органов, их переключаемости, а в дальнейшем,  звукопроизносительной стороны речи, графо-моторных навыков. Движения должны стать более плавными, скоординированными и четкими.

3. У детей повысится интерес к  учебному процессу.

4. Будут достигнуты положительные результаты во взаимодействии с родителями в процессе коррекционной работы.

Заключение

При подведении итогов  можно отметить, что поставленная нами цель была достигнута. Решение задач осуществлялось в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей в последовательном усложнении. Предложенные упражнения в комплексах способствуют улучшению артикуляционной моторики, развитию чувства ритма и координации движений,  вырабатывают правильное речевое дыхание, повышают тонус коры головного мозга, готовят руку к письму, а также положительно влияют на эмоциональный фон ребенка. В целом, стимулируют развитие речи ребенка. Занимательная форма преподнесения материала наиболее полно соответствует психологическим возможностям ребенка младшего школьного возраста.

Ранняя профилактическая работа, сотрудничество с родителями по формированию начальных этапов становления звуков у детей -  залог чистой и красивой речи ребенка.

 

Список использованных документов и источников информации

  1. Архипова Е.Ф. Стёртая дизартрия у детей: Учебное пособие для студентов вузов / Е.Ф. Архипова.-М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007.-319 с.
  2. Верясова Т.В. Система упражнений по развитию ручного и артикуляционного праксиса.  Изд-во: Екатеринбург: 2000.-89 с.
  3. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие фунций мозга ребёнка: Роль двигательного анализатора в формировании высшей нервной деятельности.-М.,1973.-143 с.
  4. Крупенчук О. И. Ладушки: Пальчиковые игры для малышей. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2012. – 32с.: ил. – (Серия «Первые шаги»)
  5. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.-98 с.
  6. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей. Изд-во: Каро, 2006.-145 с.
  7. Полякова М.А. Как правильно учить ребёнка говорить. Стимулирование развития речи детей. Предупреждение и коррекция речевых нарушений. Издание второе, переработанное и дополненное/ Полякова М.А. – М.: Т. Дмитриева, 2014. – 192 с.
  8. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми М.: Владос, 1994 г. – 344 с.
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598
  10. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии: Учеб. Пособие для учащихся пед. уч-щ. – М.: Просвещение, 1989. – 239 с..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семья - Ребенок – Школа. Формы и методы работы с родителями младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.

В данной статье даются рекомендации по работе  с  детьми  с тяжелыми нарушениями речи.(из опыта работы учителей - практиков)...

"Использование песочной терапии в логопедической работе с младшими школьниками, имеющими тяжелые нарушения речи"

Для своевременного учета особых образовательных потребностей детей с тяжелыми нарушениями речи актуально применение специализированных коррекционно-развивающих технологий, обеспечивающих реализацию пр...

Обобщение опыта «Игровые технологии в обучении младших школьников с тяжелыми нарушениями речи правилам дорожного движения"

В статье приведены игровые технологии, которые можно применять  при изучении  правил дорожного движения....

Технология "Синквейн" как средство развития речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи на логопедических занятиях.

В данной статье рассматривается актуальная проблема развития речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Представлен один из приёмов технологии развития критического...

Познавательно-эмоциональное развитие младших школьников с тяжелыми нарушениями речи и РАС в процессе использования проектно-ориентированных моделей.

В статье представлены результаты экспериментальной работы над проектно-ориентированными моделями (игр-занятий). Успех социализации младших школьников с тяжелыми нарушениями речи и РАС во многом зависи...

Методика работы по формированию слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи

С каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Если это нарушение вовремя ...

«Коррекционная работа по преодолению дисграфии на уроках русского языка у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи»

В работе подробно освещены причины возникновения, виды и способы преодоления дисграфии у обучающихся начальных классов на уроках русского языка. Также в работе содержатся карточки с практическими зада...