"Особенности логопедической работы по развитию оптико – пространственных навыков у детей с ТНР"
учебно-методическое пособие по логопедии

Аскарова Людмила Анатольевна

Проблема нарушений письменной речи у младших школьников – одна из самых актуальных  для школьного обучения, поскольку письмо из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности логопедической работы по развитию      оптико – пространственных навыков у детей с ТНР

       Аскарова Л.А., учитель-логопед МБОУ ППМС «ЦДиК» НМР РТ,

 I квалификационная категория

       Проблема нарушений письменной речи у младших школьников – одна из самых актуальных  для школьного обучения, поскольку письмо из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися.

    Ведущим анализатором, сложной нервно-рецепторной системой, воспринимающей 80 % всей поступающей информации, является зрение. Человеческий глаз – это воспринимающий, отражающий и анализирующий орган, функциональная деятельность которого в сочетании с другими видами восприятия (слуховое, обонятельное, осязательное, двигательно-тактильное) становится  основой развития познания. Одним из приоритетных направлений логопедической работы с детьми-логопатами  является  профилактика и развитие оптико-пространственного восприятия. Способность воспринимать пространство, пространственные представления не даны ребенку изначально, они являются результатом сложного и длительного процесса онтогенетического развития, в свою очередь, определяя становление высших психических процессов письма, чтения.

       Процесс формирования оптико-пространственных представлений зависит от многих факторов:

- от уровня развития и чувствительности анализаторных систем организма ребенка,

- от насыщенности познавательной окружающей среды,

- от уровня реализации ведущей для ребенка деятельности (предметной, игровой),

- от профессионализма педагога, использующего закономерности развития пространственных представлений в процессе воспитания и обучения.

      Нарушения оптико-пространственных представлений у детей оказывают отрицательное влияние на речевую и познавательную деятельность, негативно отражаются на процессе обучения ребенка, особенно на овладении им навыками орфографически-правильного письма. 

      Вследствие несформированности оптико-пространственных функций приводит к появлению целого ряда ошибок на письме:

- трудности ориентировки на листе бумаги и нахождения начала строки;
- замены букв по кинетическому принципу (б-д, а-о, и-у);
- смешения по оптическому принципу (в-д, л-м, п-т);
- недописывание элементов букв, добавление лишних элементов, неправильное расположение элементов букв относительно друг друга, зеркальное написание букв;
- пропуски, перестановки, вставки букв и недописывание слов;
- несоразмерность букв, несоблюдение строки и наклона.

     Недостаточность оптико-зрительного восприятия отрицательно влияет  на формирование общего речевого статуса.

     Все эти ошибки у детей с ТНР в обучении  возникают значительно чаще, чем у нормально развивающихся школьников. Поэтому таким учащимся  необходима коррекционная логопедическая помощь по устранению недостатков оптико - пространственных функций.

    Важно было найти такие формы организации помощи ребенку, которые позволят более эффективно компенсировать нарушение в его развитии и тем самым смягчить, а возможно, и предупредить вторичные отклонения; подготовить детей к последующему обучению в школе, т. е. сформировать у детей необходимые для обучения в школе знания, умения и навыки.

   

    В целях профилактики оптико - пространственных ориентации у детей с ТНР необходимо:

  • Формировать и развивать зрительное восприятие и представления.
  • Развивать зрительный анализ и синтез.
  • Развивать зрительно-моторные координации.
  • Формировать речевые средства, отражающие зрительно-пространственные отношения.
  • Учить дифференциации смешиваемых по оптическим признакам букв.
  • Для лучшего усвоения образа букв ребенку традиционно предлагается: ощупывать, вырезать, лепить их из пластилина, обводить по контуру, писать в воздухе, определять сходство и различие оптически сходных букв и т.д.
  • Конструировать и реконструировать буквы из элементов.
  • Выполнять ряд упражнений по развитию зрительного, зрительно-пространственного восприятия, памяти и анализа на предметах и геометрических фигурах.
  • Проводить дифференциацию букв, сходных по начертанию, в письменных упражнениях.

   

     Целенаправленная коррекционная работа по развитию оптико-пространственного восприятия  в структуре ОНР у детей-логопатов позволяет научить  узнавать, называть, различать реальные предметы и их изображения. А также не только уточнять, расширять и активизировать словарь ребёнка в рамках определённой лексической темы, но и овладевать специфическим словарём; развивать грамматический строй речи, связную речь, активизировать функции анализа, синтеза, обобщения, сравнения, развивать психологическую базу речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие оптико-пространственной и моторной функций у учащихся с нарушениями речи.

В работе раскрываются причины нарушений оптико-пространственных функций и приводятся примеры упражнений и заданий для коррекции этого нарушения....

Логопедическая работа по устранению оптико-пространственных нарушений письма у младших школьников

Вопросами патологии чтения и письма занимались с давних времён. Впервые на эти нарушения как на самостоятельную патологию речевой деятельности указывал А. Кусмауль (1877). Затем появилось много работ,...

Развитие оптико - пространственных представлений у детей с ОВЗ в начальных классах.

Несформированность оптико – пространственной функции у детей существенно затрудняет процесс овладения учебными знаниями. Своевременно проведенная коррекционная работа по формированию оптико &nda...

Развитие оптико-пространственного гнозиса у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Пространственные представления имеют универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью. Следовательно, гармоничное развит...

Средства работы по развитию графо-моторных навыков у детей школьного возраста с интеллектуальными нарушениями

В работе представлены средства развития графо-моторных навыков у учащихся младших младших классов с ОВЗ...