Рабочая программа внеурочной деятельности "Я учусь правильно говорить, читать и писать" для обучающихся 1 класса с ОВЗ (вариант 5.1) Коррекционно-развивающее направление
рабочая программа по логопедии (1 класс)

Сергеева Надежда Сергеевна

Рабочая программа внеурочной деятельности для первоклассников с тяжелыми нарушениями речи, прошедшими коррекционное обучение в детском саду. На изучение материала отводится 1 час в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_vneurochnoy_deyatelnosti.docx50.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа № 4

имени  Героя Советского Союза Л.М. Доватора»

Рабочая программа

внеурочной деятельности

 «Я учусь правильно говорить, читать и писать»

 для обучающихся 1 класса с ограниченными возможностями здоровья (вариант 5.1)

коррекционно-развивающее направление

                                                                                                                                                                                                                Составитель:     учитель-логопед    

      Сергеева Надежда Сергеевна

Пояснительная записка

                Программа коррекционно-развивающего обучения составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ. Разработана на основе «Программы по логопедии для работы с обучающимися начальных классов общеобразовательных школ». – Ярославль, 2015

Цель программы: Оказание помощи детям, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, испытывающим трудности в общении и обучении.

Задачи программы:

  • Восполнение пробелов в развитии фонематического и лексико-грамматического строя  речи.
  • Профилактика нарушений формирования процессов чтения и письма у детей с речевыми нарушениями.
  • Коррекция устной и письменной речи обучающихся.
  • Определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка, структурой нарушения и степенью его выраженности.
  • Отслеживание динамики формирования  навыков устной и письменной речи;
  • Формирование, развитие и совершенствование психологических и коммуникативных предпосылок к обучению,  учебных умений и навыков. 

Документы, определяющие содержание рабочей программы.

Рабочая программа по логопедии составлена в соответствии с нормативными документами:

  • Закон РФ «Об образовании» № 273-ФЗ от 29.12.2012
  • Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»
  • Письмо Минобразования РФ от 22 января 1998 г. N 20-58-07ин/20-4 "Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования"
  • Письмо Минобразования РФ от 27 июня 2003 г. N 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования»
  • Приказ Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373
  • Приказ Минобрнауки России от 19декабря 2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
  • Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. -  М.: Просвещение, 2011 г.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373
  • Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 года. Регистрационный №19993; с изм. от 24.11.2015 №81
  • Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным  программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». 14 августа 2015 года, регистрационный № 38528
  • Программа по логопедии для работы с обучающимися начальных классов. –Ярославль, 2015

Дети с общим недоразвитием речи III уровня

Характеристика группы обучающихся 1 класса.

с ТНР (вариант 5.1)

У обучающихся с ОНР 3 уровня после логопедической помощи в детском саду наблюдаются  остаточные явления недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы. Не отмечается выраженных нарушений звукопроизношения, кроме сонорных. Нарушения звукослоговой структуры слова проявляются в различных вариантах искажения его звуконаполняемости как на уровне отдельного слога, так и слова. Отмечается недостаточная внятность, выразительность речи, нечеткая дикция, создающие впечатление общей смазанности речи, смешение звуков, свидетельствующее о низком уровне сформированности дифференцированного восприятия фонем и являющееся важным показателем незакончившегося процесса фонемообразования.

Обнаруживаются отдельные нарушения смысловой стороны речи. Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по ситуации, по значению, в смешении признаков. Обучающиеся плохо справляются с установлением синонимических и антонимических отношений, особенно на материале слов с абстрактным значением.

Недостаточность лексического строя речи проявляется в специфических словообразовательных ошибках. Правильно образуя слова, наиболее употребляемые в речевой практике, они затрудняются в продуцировании более редких, менее частотных вариантов. Недоразвитие словообразовательных процессов, проявляющееся преимущественно в нарушении использования непродуктивных словообразовательных аффиксов, препятствует своевременному формированию навыков группировки однокоренных слов, подбора родственных слов и анализа их состава, что впоследствии сказывается на качестве овладения программой по русскому языку.

Недостаточный уровень сформированности лексических средств языка особенно ярко проявляется в понимании и употреблении фраз, пословиц с переносным значением. В грамматическом оформлении речи часто встречаются ошибки в употреблении грамматических форм слова.

Лексико-грамматические средства языка сформированы недостаточно: устойчивый характер ошибок, особенно в самостоятельной речи.

Своеобразие связной речи, характеризующееся нарушениями логической последовательности, застреванием на второстепенных деталях, пропусками главных событий, повторами отдельных эпизодов при составлении рассказа на заданную тему, по картинке, по серии сюжетных картин. При рассказывании о событиях из своей жизни, составлении рассказов на свободную тему с элементами творчества используются, в основном, простые малоинформативные предложения. Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:

  • недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой;
  • трудности овладения письмом и чтением;
  • недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;
  • трудности овладения учебными понятиями, терминами;
  • трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы;
  • недостаточное развитие связной речи.

Нарушениями в развитии устной речи и последующими трудностями формирования письма объясняются  характерные особенности в  учебной деятельности детей. Эти особенности могут проявляться в процессе достижения личностных, метапредметных результатов:

  • в трудностях формирования способности к организации своей деятельности;
  • в трудностях умения понимать причины неуспеха в учебной деятельности и способности конструктивно действовать, особенно в ситуации неуспеха;
  • в овладении логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации;
  • в установлении аналогий и причинно-следственных связей;
  • в построении рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Общая характеристика программы

Программа составлена для реализации коррекционного курса устной и письменной речи обучающихся. Ключевая идея  курса заключается в повышении качества образования.

Содержание курса обеспечивает формирование у обучающихся познавательной мотивации к изучению родного языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с учебными программами на первой ступени обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития и структурой речевого дефекта обучающихся.

Коррекционный процесс, предусмотренный данной программой, опирается на совокупность основных закономерностей построения учебного процесса, предполагаемых современной педагогикой, психологией, лингвистикой и учитывает основные общедидактические, деятельностно - ориентированные принципы, а так же принципы коррекции нарушений речи.

На изучение материала в 1 классе отводится 1 час в неделю. Период обучения длится 33 учебных недели - 33 часа.

Особые образовательные потребности обучающихся с ТНР (вариант 5.1):

  выявление в максимально раннем периоде обучения детей группы риска (при необходимости совместно со специалистами медицинского профиля) и назначение логопедической помощи на этапе обнаружения первых признаков отклонения речевого развития;

 организация логопедической коррекции в соответствии с выявленным нарушением перед началом обучения в школе; преемственность содержания и методов дошкольного и  школьного образования и воспитания, ориентированных на нормализацию или полное преодоление отклонений речевого и личностного развития;

 осуществление коррекционно-развивающего процесса не только через содержание предметных и коррекционно-развивающей областей и специальных курсов, но и в процессе логопедической работы (индивидуальной/подгрупповой);

 создание условий, нормализующих/компенсирующих состояние высших психических функций, анализаторной, аналитико-синтетической и регуляторной деятельности на основе обеспечения комплексного подхода при изучении обучающихся с речевыми нарушениями и коррекции этих нарушений;

 обеспечение при необходимости взаимосвязь с медицинскими организациями для получения комплекса медицинских услуг, способствующих устранению или минимизации первичного дефекта, нормализации моторной сферы, состояния высшей нервной деятельности, соматического здоровья;

 возможность адаптации основной общеобразовательной программы при изучении содержания учебных предметов по всем предметным областям с учетом необходимости коррекции речевых нарушений и оптимизации коммуникативных навыков учащихся;

  гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения/сокращения содержания отдельных предметных областей, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий;

 индивидуальный темп обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий обучающихся с ТНР;

 постоянный мониторинг результативности образования и сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики развития речевых процессов, исходя из механизма речевого дефекта;

 применение специальных методов, приемов и средств обучения, в том числе специализированных компьютерных технологий, дидактических пособий, визуальных средств, обеспечивающих реализацию «обходных путей» коррекционного воздействия на речевые процессы, повышающих контроль за устной и письменной речью;

 возможность обучаться на дому и/или дистанционно при наличии медицинских показаний;

 профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации путем максимального расширения образовательного пространства, увеличения социальных контактов; обучения умению выбирать и применять адекватные коммуникативные стратегии и тактики;

 психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью ее активного включения в коррекционно-развивающую работу с ребенком; организация партнерских отношений с родителями.

Предметные, личностные и  метапредметные  результаты

Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся. 

  • Формирование основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей  многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • Оценивание поступков, в том числе неоднозначных, как «хороших» или «плохих», разрешая моральные противоречия на основе:

- общечеловеческих ценностей  и российских ценностей, в том числе человеколюбия, уважения к труду, культуре;

- важности исполнения роли «хорошего ученика», важности учёбы и познания нового;

- важности бережного отношения к здоровью человека и к природе;

- важности различения «красивого» и «некрасивого», потребности в «прекрасном» и отрицания «безобразного»;

- важности образования, здорового образа жизни, красоты природы и творчества.

  • Замечание и признание расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями. 

Планируемые метапредметные результаты освоения обучающимися

коррекционной программы.

Ученик 1 класса получит возможность формировать метапредметные универсальные учебные действия:

Регулятивные УУД

  • Принимать и сохранять учебную задачу.
  • Определять цель выполнения заданий на уроке.
  • Планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
  •  Переносить навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную.
  • Овладевать способами самооценки выполнения действия, адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей.

Познавательные УУД

  • Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в тетради и словаре.
  • Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
  • Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.
  • Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему, устанавливать последовательность основных событий в тексте.
  • Использовать знаково-символические действия.
  • Формулировать проблемы с помощью учителя.
  • Включаться в творческую деятельность под руководством учителя;

Коммуникативные УУД

  • Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, уметь слушать, принимать чужую точку зрения, отстаивать свою
  • Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. Уметь договариваться.
  • Слушать и понимать речь других.
  • Обсуждать в ходе совместной деятельности возникающие проблемы, правила
  • Уметь задавать учебные вопросы.
  • Иметь первоначальные навыки работы в группе:

(распределить роли, распределить обязанности, уметь выполнить           работу; осуществлять контроль)

  • Понимать смысл простого текста; знать и применить первоначальные способы поиска информации (спросить у взрослого, сверстника, посмотреть в словаре)

Требования к уровню подготовленности обучающихся

Планируемые результаты освоения обучающимися коррекционной программы в 1 классе.

Ученик научится:

  • Соотносить звуки с буквами, которые их обозначают; использовать в активной речи термины звук, буква, гласный, согласный;
  • Последовательно выделять звуки из слов, написание которых не расходится с произношением;
  • Выделять предложение (заглавной буквой и точкой); использовать термин предложение; вычленять слова из предложений, состоящих из двух-пяти слов; использовать термин слово;
  • Списывать с печатного и рукописного текста слова и предложения;
  • Читать сознательно, правильно, плавно небольшие тексты;
  • Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.

Тематическое планирование логопедических занятий

п/п

Тема

Количество часов

1

Слова, обозначающие предметы. Обобщающие понятия.

5

2

Слова, обозначающие действия предметов

3

3

Слова, обозначающие признаки предметов.

2

4

Предложение

3

5

Гласные звуки и буквы. Звукобуквенный анализ и синтез.

8

6

Слоговой анализ и синтез

4

7

Парные звонкие и глухие согласные. Дифференциация.

8

Итого:

33

Поурочное планирование логопедических занятий

с группой  1 класса обучающихся с ОВЗ (вариант 5.1)

занятия

Наименование темы

 Основное содержание логопедического занятия

Характеристика  деятельности обучающихся

1

2

3

4

1

Слова, обозначающие неживые предметы. Обобщающие слова.

Фрукты, овощи, одежда, обувь, головные уборы.

Различение слов и звукосочетаний.

Обобщающие понятия: фрукты, овощи, одежда, обувь, головные уборы. Исключение лишнего предмета. Постановка вопроса «что?». Сравнение предметов, выделение основных признаков. Определение обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации.

Составление предложений.

Ориентироваться в целях и задачах урока. Различать слова и звукосочетания. Определять основание для классификации слов, распределять слова по группам. Сравнивать предметы, выделять основные признаки. Выявлять общий признак группы слов. Группировать предметы с учетом существенных признаков. Подбирать обобщающие слова. Исключать лишний предмет, не соответствующий общему признаку. Ставить вопросы к словам-предметам. Выделять и называть группы слов, использовать обобщающие понятия. Определять обобщающее слово по функциональным признакам, по ситуации. Составлять предложения, используя данные слова.

2

Слова, обозначающие неживые предметы.

Посуда, мебель, школьные предметы, инструменты, транспорт, времена года.

Обобщающие понятия: посуда, мебель, школьные предметы, инструменты, транспорт, времена года. Группировка и классификация на базе овладения основными родовыми понятиями. Сравнение предметов по основным признакам. Постановка вопроса «что?». Составление предложений.

Определять основание для классификации слов, распределять слова по группам.

Сравнивать предметы, выделять основные признаки. Выявлять общий признак группы слов. Определять предмет по названию его частей. Группировать слова по основным родовым понятиям. Устанавливать основание, по которому сгруппированы слова. Подбирать обобщающие понятия к группам предметов. Ставить вопросы к словам-предметам. Составлять предложения из 4 слов с использованием опорной схемы.

Контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом.

3

Понятие о словах, обозначающих живые предметы. Обобщающие слова. Дикие и домашние животные и птицы. Насекомые.

Обобщающие понятия: домашние и дикие животные, домашние и дикие птицы, насекомые. Постановка вопроса «кто?». Сравнение предметов по основному признаку. Практическое усвоение и образование слов, обозначающих детенышей животных и птиц в единственном и множественном числе.

Сравнивать предметы, выделять основные признаки. Выявлять общий признак группы слов. Группировать слова по основным родовым понятиям, подбирать обобщающее понятие. Различать домашних и диких животных. Ставить вопросы к словам-предметам. Подбирать слова-предметы к данным действиям.

Контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом. Образовывать по аналогии слова, обозначающие названия детенышей животных в единственном и множественном числе. Исключать лишний предмет, не соответствующий общему признаку

4

Слова, обозначающие живые предметы. Профессии.

Практическое усвоение и образование слов, обозначающих профессии. Постановка вопроса «кто?». Составление предложений с прямым  и косвенным дополнением. Кто чем работает? Кто чем управляет?

Образовывать по аналогии слова, обозначающие профессии людей. Анализировать значение слов, используя приём развёрнутого толкования. Ставить вопросы к словам-предметам. Составлять предложения, отвечая на вопросы «Кто чем работает? Кто чем управляет?»

Контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом.

5

Слова, обозначающие предметы. Дифференциация слов, обозначающих живые и неживые предметы.

Различение слов-предметов, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Группировка и классификация на базе овладения основными родовыми понятиями. Выделение и нахождение общего признака предметов. Закрепление обобщающих понятий. Постановка вопросов «что?», «кто?».

Ориентироваться в целях и задачах урока. Группировать слова по заданному признаку (отвечают на вопрос что? кто?). Выявлять общий признак группы слов. Различать (по значению и вопросам) одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Ставить вопросы к словам-предметам, отвечающим на вопросы кто? или что? Отгадывать предметы по названию их частей. Исключать лишний предмет, не соответствующий общему признаку

6

Понятие о словах, обозначающих действия живых предметов.

Подбор слов-действий к живым предметам. Кто как передвигается? Кто как голос подает? Определение предмета по его действиям. Постановка вопроса «что делает?». Составление предложений по графической схеме: предмет-действие; действие-предмет.

Знакомиться с признаками слов-действий. Группировать слова по заданному признаку (отвечают на вопрос что делает?) Задавать вопрос к словам- действиям. Отгадывать по действиям предмет. Сравнивать действия, выделять основные признаки.

Анализировать  предложение. Соотносить его с графической схемой.

7

Слова, обозначающие действия неживых предметов.

Подбор слов-действий к неживым предметам. Что какие звуки издает? Постановка вопроса «что делает?». Слова-действия -  антонимы. Составление предложений по графической схеме: предмет-действие; действие-предмет.

Группировать слова по заданному признаку (отвечают на вопрос что делает?) Задавать вопрос к словам- действиям. Подбирать противоположные по смыслу глаголы. Сравнивать действия, выделять основные признаки. Выделять из ряда слов слова по заданному признаку.

Анализировать  предложение. Соотносить его с графической схемой.

8

Слова, обозначающие действия предметов. Дифференциация слов-предметов и слов действий.

Различение слов-предметов и слов-действий по значению и вопросам. Постановка вопросов. Практическое овладение составлением простого нераспространенного предложения. Главные члены предложения.

Группировать слова по заданному признаку (отвечают на вопрос что? кто? или что делает?). Выявлять общий признак группы слов. Различать (по значению и вопросам) слова-предметы и слова-действия. Задавать вопросы к словам- действиям и словам-предметам. Выделять из ряда слов слова по заданному признаку. Составлять  предложения, используя слова-предметы и слова-действия. Находить главные слова в предложении

9

Понятие о словах, обозначающих признак предмета.

Подбор слов-признаков по цвету, размеру, форме, вкусу. Постановка вопросов: «какой?», «какая?», «какое?». Согласование в роде. Составление предложений по графической схеме: действие- признак предмета, предмет.

Группировать слова по заданному признаку (отвечают на вопрос какой? какая? какое? и обозначают цвет, размер, вкус, форму). Задавать вопросы к словам-признакам. Согласовывать слова-предметы и слова-признаки в роде и числе. Составлять  предложение, соотносить его с графической схемой.

10

Слова, обозначающие признак предмета. Антонимы.

Подбор слов-предметов к признакам. Согласование в роде и числе. Постановка вопросов: «какой?», «какая?», «какое?», «какие?». Определение предмета по его признакам. Слова-признаки антонимы. Выделение слов-признаков антонимов из ряда слов. Сравнение предметов по вкусу, возрасту, высоте, весу, цвету.

Подбирать слова-предметы к данным признакам, согласуя их в роде и числе. Задавать вопросы к словам-признакам. Определять предмет по его признакам. Подбирать антонимы к словам-признакам. Выделять из ряда слов слова по заданному признаку. Выделять из ряда слов слова-признаки антонимы. Сравнивать предметы, используя слова-признаки антонимы.

11

Предложение. Дифференциация понятий «предложение», «слово».

Различение слова и предложения. Интонация. Составление предложений из данных слов. Вставление в предложение пропущенных слов.

Различать  предложение и слово. Сопоставлять интонационное оформление предложений. Составлять предложения из набора слов. Вставлять в предложение пропущенное слово.

12

Предложение. Главные члены предложения.

Составление предложений из данных слов. Главные члены предложения. Постановка вопросов. Согласование в числе слов-предметов и слов действий.

Составлять предложения из набора слов.

Использовать алгоритм нахождения главных членов предложения. Задавать вопросы к главным словам. Согласовывать в числе главные члены предложения.

13

Предложение. Беспредложные и предложные конструкции с прямым и косвенным дополнением.

 Практическое усвоение падежных конструкций. Составление предложений из слов, данных в разбивку и по сюжетным картинкам.

Использовать в речи беспредложные и предложные конструкции с прямым и косвенным дополнением.

Составлять  предложения из слов, данных в разбивку. Составлять предложения по сюжетной картинке.

14

Звуки и буквы. Звуки речи. Способы их образования. Гласные звуки и буквы.

Гласные и согласные звуки. Знакомство с органами речи, которые участвуют в образовании звуков (губы, зубы, язык, небо, голосовые связки). Способы образования гласных и согласных звуков. Признаки гласных и согласных звуков. Схема звуков. Различение гласных и согласных на слух. Звук и буква. Алфавит.

Знакомиться с органами речи, которые участвуют в образовании звуков. Выделять признаки гласных и согласных звуков. Знакомиться со способами образования звуков. Различать гласные и согласные звуки на слух, обозначать их схемой руками. Сравнивать звуки и буквы. Выявлять общий признак группы.

15

Гласные звуки и буквы. Звукобуквенный анализ и синтез. Звук и буква А.

Гласные звуки и буквы. Артикуляция и характеристика гласного А. Выделение звука А и буквы А в ряду гласных, в слогах, словах и предложениях. Работа с азбукой. Составление обратного слога. Схема слога руками. Запись слогов. Схема предложения.

Знакомиться с артикуляцией и характеристикой звука А. Узнавать звук А по показу беззвучной артикуляции. Выделять звук А и букву А в ряду гласных, в слогах, словах и предложениях. Составлять, записывать и читать обратный слог с буквой А. Знакомиться со схемой обратного слога. Ориентироваться в письменных заданиях в тетради.

16

Гласные звуки и буквы. Звук и буква А. Сравнительный анализ прямого и обратного слога.

Гласные звуки и буквы. Выделение гласного А  и буквы А из ряда гласных, в слогах, словах и предложениях. Составление прямого слога. Сравнительный анализ прямого и обратного слога.  Работа с азбукой. Запись и чтение слогов, слов. Составление предложений.

Выделять звук А и букву А в ряду гласных, в слогах, словах и предложениях. Составлять, записывать и читать прямой открытый слог с буквой А. Знакомиться со схемой прямого слога. Читать прямой открытый слог с ориентировкой на последующую гласную. Анализировать прямой и обратный слог, сравнивать их. Составлять и записывать слова с гласной А. Анализировать предложения, выделять в словах звук А, обозначать буквой на схеме.

17

Гласные звуки и буквы. Звукобуквенный анализ и синтез. Звук и буква О.  

Гласные звуки и буквы. Артикуляция и характеристика гласного О. Выделение звука О и буквы О в ряду гласных, в слогах, словах и предложениях.  Составление обратного слога.  Работа с азбукой. Схема слова руками. Запись слогов.

Знакомиться с артикуляцией и характеристикой звука О. Узнавать звук О по показу беззвучной артикуляции. Выделять звук О и букву О в ряду гласных, в слогах, словах и предложениях. Составлять, записывать и читать обратный слог с буквой О. Составлять и читать слова с гласной О, опираясь на схему. Ориентироваться в письменных заданиях в тетради.

18

Гласные звуки и буквы. Звук и буква О. Сравнительный анализ прямого и  обратного слога.

Гласные звуки и буквы. Выделение гласного О из ряда гласных, в слогах, словах и предложениях.   Работа с азбукой. Составление прямого слога. Сравнительный анализ прямого и обратного слога. Запись и чтение  слов. Составление предложений.

Выделять звук О и букву О в ряду гласных, в слогах, словах и предложениях. Составлять, записывать и читать прямой открытый слог с буквой О. Читать прямой открытый слог с ориентировкой на последующую гласную. Анализировать прямой и обратный слог, сравнивать их. Составлять и записывать слова с гласной О. Анализировать предложения, выделять в словах звук О, обозначать буквой на схеме.

19

Гласные звуки и буквы. Звукобуквенный анализ и синтез. Звук и буква У.

Гласные звуки и буквы. Артикуляция и характеристика гласного У. Выделение звука У и буквы У в ряду гласных, в слогах, словах и предложениях.  Составление обратного слога.  Работа с азбукой. Схема слова руками. Запись слогов.

Знакомиться с артикуляцией и характеристикой звука У. Узнавать звук У по показу беззвучной артикуляции. Выделять звук У и букву У в ряду гласных, в слогах, словах и предложениях. Составлять, записывать и читать обратный  и прямой слог с буквой У. Составлять и читать слова с гласной У, опираясь на схему. Ориентироваться в письменных заданиях в тетради.

20

Гласные звуки и буквы. Звук и буква Ы. Сравнительный анализ прямого и обратного слога

Гласные звуки и буквы. Выделение гласного Ы из ряда гласных, в слогах, словах и предложениях.   Работа с азбукой. Составление прямого слога. Сравнительный анализ прямого и обратного слога. Запись и чтение  слов. Составление предложений из слов, данных вразбивку.

Выделять звук Ы и букву Ы в ряду гласных, в слогах, словах и предложениях. Составлять, записывать и читать прямой открытый слог с буквой Ы. Читать прямой открытый слог с ориентировкой на последующую гласную. Анализировать прямой и обратный слог, сравнивать их. Составлять и записывать слова с гласной Ы. Анализировать предложения, выделять в словах звук Ы, обозначать буквой на схеме.

21

Гласные звуки и буквы. Звук и буква И. Сравнительный анализ прямого и обратного слога. Обозначение мягкости согласных в слоге-слиянии с гласной И.

Гласные звуки и буквы. Выделение гласного И из ряда гласных, в слогах, словах и предложениях.   Работа с азбукой. Составление прямого слога. Мягкость согласных в слоге-слиянии с гласной И. Сравнительный анализ прямого и обратного слога. Запись и чтение  слов. Составление предложений из слов, данных вразбивку.

Выделять звук И и букву И в ряду гласных, в слогах, словах и предложениях. Составлять, записывать и читать прямой открытый слог с буквой И. Читать прямой открытый слог с ориентировкой на последующую гласную. Обозначать мягкость согласных гласной И. Анализировать прямой и обратный слог, сравнивать их. Составлять и записывать слова с гласной И. Анализировать предложения, выделять в словах звук И, обозначать  на схеме.

22

Слоговой анализ и синтез. Односложные и двусложные слова.

Слоговой анализ и синтез. Сравнительный анализ односложных и двусложных слов с опорой на гласные. Запись и чтение слов. Составление предложений.

Анализировать и сравнивать односложные и двусложные слова с опорой на гласные. Выделять гласные в словах, обозначать количество слогов в слове. Группировать слова по заданному признаку (1 или 2 слога). Выявлять общий признак группы слов. Составлять и записывать предложения.

23

Слоговой анализ и синтез. Сравнительный анализ односложных и двусложных слов.

Слоговой анализ и синтез. Односложные и двусложные слова разной звуковой структуры. Схема руками. Сравнительный анализ односложных и двусложных слов. Запись и чтение слов. Составление предложений.

Группировать слова по заданному признаку (1 или 2 слога). Выявлять общий признак группы слов. Определять количество слогов в слове. Соотносить количество гласных и слогов. Формулировать правило подсчета слогов. Анализировать и сравнивать односложные и двусложные слова со стечением согласных. Составлять предложения из данных слов, выделять главные слова. Записывать предложения после анализа.

24

Слоговой анализ и синтез. Образование слов путем перестановки слогов.

Слогообразующая роль гласного. Деление слов на слоги. Запись и чтение слов. Определение порядка слогов в слове. Образование слов при помощи перестановки слогов. Составление предложений.

Делить слова на слоги. Определять количество слогов в слове. Соотносить количество гласных и слогов. Наблюдать за соблюдением порядка слогов в слове. Образовывать слова при помощи перестановки слогов. Анализировать значение слов, используя приём развёрнутого толкования.

25

Слоговой анализ и синтез. Деление слов на слоги.

Слогообразующая роль гласного. Деление слов на слоги. Графическая запись слов. Добавление пропущенного слога. Запись и чтение слов. Выделение последнего слога, составление слов из выделенных слогов.

Делить слова на слоги. Записывать слова графически, обозначая количество слогов гласными. Добавлять пропущенный слог, анализировать значение слов. Выделять из слов последние слоги, составлять из них слова. Составлять слова из букв данного слова. Составлять слова из слогов, данных в разбивку.

26

Парные звонкие и глухие согласные. Звуки П., ПЬ и буква П.

Артикуляция и характеристика звуков П, ПЬ. Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Работа с цифровым рядом. Запись и чтение слов. Схема предложения. Добавление в слова первого звука. Звукобуквенный анализ полученных слов. Анализ значения слов.

Знакомиться с артикуляцией и характеристикой звуков П, ПЬ. Выделять звуки из слогов, слов, предложений. Находить место звуков в слове по цифровому ряду. Записывать и читать слоги, слова, выделять букву П. Чертить схему предложения, выделять в словах звуки П, ПЬ, обозначать буквой П. Добавлять в слова первый звук П, получая новые слова. Объяснять различие в звукобуквенном составе  и значении слов. Ориентироваться в письменных заданиях .

27

Парные звонкие и глухие согласные. Звуки Б, БЬ и буква Б.

Артикуляция и характеристика звуков Б, БЬ. Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Работа с цифровым рядом. Запись и чтение слов. Схема предложения.

Знакомиться с артикуляцией и характеристикой звуков Б, БЬ. Выделять звуки из слогов, слов, предложений. Находить место звуков в слове по цифровому ряду. Записывать и читать слоги, слова, выделять букву Б. Чертить схему предложения, выделять в словах звуки Б, БЬ, обозначать буквой Б. Составлять и записывать предложения из слов, данных вразбивку.

28

Парные звонкие и глухие согласные.

 Звуки Т, ТЬ и буква Т .

Артикуляция и характеристика звуков Т, ТЬ. Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Работа с цифровым рядом. Запись и чтение слов. Схема предложения. Замена первого звука в слове на Т. Различие в звукобуквенном составе слов. Значение слов.

Знакомиться с артикуляцией и характеристикой звуков Т, ТЬ. Выделять звуки из слогов, слов, предложений. Находить место звуков в слове по цифровому ряду. Записывать и читать слоги, слова, выделять букву Т. Чертить схему предложения, выделять в словах звуки Т, ТЬ, обозначать буквой Т. Заменять первый звук в слове на Т, получая новое слово. Объяснять различие в звукобуквенном составе и значении слов.

29

Парные звонкие и глухие согласные.

 Звуки Д, ДЬ и буква Д.

Артикуляция и характеристика звуков Д.ДЬ. Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Работа с цифровым рядом. Запись и чтение слов. Замена первого звука в слове на Д. Различие в звукобуквенном составе слов. Значение слов. Схема предложения. Составление предложений из слов, данных в разбивку.

Знакомиться с артикуляцией и характеристикой звуков Д, ДЬ. Выделять звуки из слогов, слов, предложений. Находить место звуков в слове по цифровому ряду. Записывать и читать слоги, слова, выделять букву Д. Чертить схему предложения, выделять в словах звуки Д, ДЬ, обозначать буквой Д. Заменять первый звук в слове на Д, получая новое слово. Объяснять различие в звукобуквенном составе слов и значении слов. Составлять предложения из слов, данных в разбивку.

30

Парные звонкие и глухие согласные.

Звуки К, КЬ и буква К.

Артикуляция и характеристика звуков К, КЬ. Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Работа с цифровым рядом. Замена первого звука в слове на К. Звукобуквенный анализ полученных слов. Изменение значения слов. Образование слов по образцу (с суффиксом К). Запись и чтение слов. Схема предложения.

Знакомиться с артикуляцией и характеристикой звуков К, КЬ. Выделять звуки из слогов, слов, предложений. Находить место звуков в слове по цифровому ряду. Записывать и читать слоги, слова, выделять букву К. Чертить схему предложения, выделять в словах звуки К, КЬ, обозначать буквой К. Заменять первый звук в слове на К, получая новое слово. Объяснять различие в звукобуквенном составе и значении слов. Образовывать слова по образцу. Анализировать значения слов.

31

Парные звонкие и глухие согласные. Звуки Г, ГЬ и буква Г.

Артикуляция и характеристика звуков Г, ГЬ.  Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Работа  с цифровым рядом. Запись и чтение слов. Схема предложения.

Знакомиться с артикуляцией и характеристикой звуков Г, ГЬ. Выделять звуки из слогов, слов, предложений. Находить место звуков в слове по цифровому ряду. Записывать и читать слоги, слова, выделять букву Г. Чертить схему предложения, выделять в словах звуки Г, ГЬ, обозначать буквой

32

Парные звонкие и глухие согласные. Звук Ш и буква Ш.

Артикуляция и характеристика звука Ш. Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Работа с цифровым рядом. Правописание ШИ. Запись и чтение слов. Схема предложения.

Знакомиться с артикуляцией и характеристикой звука Ш. Выделять звук из слогов, слов, предложений. Находить место звука в слове по цифровому ряду. Записывать и читать слоги, слова, выделять букву Ш. Чертить схему предложения, выделять в словах звук Ш, обозначать буквой Ш. Использовать правило написания сочетания ШИ.

33

Парные звонкие и глухие согласные. Звук Ж и буква Ж..

Артикуляция и характеристика звука Ж. Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Работа  с цифровым рядом. Правописание ЖИ. Запись и чтение слов. Схема предложения.

Знакомиться с артикуляцией и характеристикой звука Ж. Выделять звук из слогов, слов, предложений. Находить место звука в слове по цифровому ряду. Записывать и читать слоги, слова, выделять букву Ж. Чертить схему предложения, выделять в словах звук Ж, обозначать буквой Ж. Использовать правило написания сочетания ЖИ.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Как хорошо уметь читать"

Рабочая программа по внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Как хорошо уметь читать» для 1-4 классов. Базовый уровень...

Рабочая программа внеурочной деятельности"Как хорошо уметь читать"

Программа составлена для учащихся 1-4 классовМБОУ"Тарбагатайская сош"...

Рабочая программа внеурочной деятельности"Как хорошо уметь читать"

Программа составлена для учащихся 1-4 классовМБОУ"Тарбагатайская сош"...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Как хорошо уметь читать»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Как хорошо уметь читать» расчитана для детей в возрасте 7-9 лет, направление – художественное. Цель программы – р...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Учимся говорить правильно"

Аннотация к рабочей программе внеурочной деятельности«Учимся говорить правильно»Рабочая программа внеурочной деятельности «Учимся говорить правильно» ( по развитию устной и пис...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Как хорошо уметь читать" 1-2 класс

               Задачами  этого курса является приобщение детей к литературе как  искусству слова, пробуждение у учащихся интереса к словесному ...