Статья РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
статья по логопедии

Алина Андреевна Клюева

В статье представлена информация об особенностях развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

А.А. Клюева

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

В статье представлена информация об особенностях развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью.

Проблема развития мелкой моторики у детей с нарушением интеллекта весьма актуальна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь, что у нашей категории детей находится на самом низшем уровне.

У младших школьников с интеллектуальной недостаточностью уровень развития мелкой моторики обусловливает возможности познавательной деятельности и существенно влияет на эффективность обучения. Одной из причин, вызывающих задержку в развитии ребенка и его неуспеваемость, является нарушение работы руки, особенно пальцев.

Для детей с нарушением интеллекта характерна: неуверенность в движениях, вялость, они плохо включаются в любую деятельность, теряют направление. Школьников затрудняет удержание шаблона в процессе работы, наблюдается его соскальзывание. Линейка также меняет свое исходное положение, часто не проходит через намеченные точки. Все эти затруднения происходят из-за того, что руки и пальцы детей напряжены, движения угловаты и неловки.

Перед нами были поставлены следующие цели и задачи:

Цель: выявить особенности развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

 В соответствии с целью были определены основные задачи:

1. Проанализировать теоретические аспекты проблемы развития мелкой моторики в работах специалистов;

2. Выявить особенности развития мелкой моторики у учащихся с нарушением интеллекта;

3. Рассмотреть значение мелкой моторики для развития детей с интеллектуальной недостаточностью;

Для изучения особенностей мелкой моторики у детей с нарушением интеллекта нами были использованы такие методики как: «Аппликации из геометрических фигур», «Пластилиновые узоры», «Деревья из бумажных лент».

Результаты исследования показали, что учащиеся с нарушением интеллекта испытывают трудности при разметке шаблона на бумаге, при работе с ножницами, пластилином. Слабо развиты навыки держания карандаша. Нет навыка повторения однородных движений, удержания направления движения, плохо развит навык работы с бумагой. Причины этих трудностей заключаются в недостаточном уровне развития мелкой моторики рук, точной пластичности, силы движения пальцев, в слабости, напряженности, некоординированности мелких движений.

Основная задача методик состояла в том, чтобы постепенно развивать ручную умелость, достигнуть в результате перехода от простых к более сложным для ребенка заданиям по мере овладения ими. Достигнуть этого можно лишь путём постепенного развития ручной умелости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические условия социализации детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

Сегодня главной целью и стратегическим направлением специального образования является обеспечение условий, способствующих реализации особых образовательных потребностей, и успешной социализации ...

Арттерапия в развитии мелкой моторики руки у детей младшего школьного возраста

Арттерапия - это метод коррекции и развития посредством художественного творчества.Современная специальная психология и педагогика в поиске эффективных средств коррекции все больше ориентируется на ис...

презентация к мастер-классу Тема: «Технология квиллинг, как одно из средств развития мелкой моторики и речи детей младшего школьного возраста»

познакомить с техникой квиллинг, научить изготавливать  базовые формы, составлять из них  различные  композиции;-проследить положительное влияние     использования техник...

«Развитие мелкой моторики рук у детей младшего школьного возраста, через занятие бисероплетением»

В.А. Сухомлинский считал, что развитие мелкой моторики рук является одним из главных средств,  творческого потенциала детей: «Источники творческих способностей и дарований детей – на ...

Коррекционная работа на уроках русского языка как средство развития графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта

В данной статье рассматривается эффективность работы по преодолению нарушений графомоторных навыков посредством использования коррекционных методов на уроках русского языка. Нарушения графомоторных на...

Дидактические игры для развития познавательных процессов детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта

Сделана подборка дидактических игр для развития познавательных процессов детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта. Будет полезна для дефектологического сопровождения детей с ОВЗ,...