Использование приёмов смыслового чтения для реализации задач исследовательской работы учащихся
статья по логопедии

Репина Елена Юрьевна

Данная статья посвящена описанию приёмов работы по формированию навыков смыслового чтения, которые помогают реализовать поставленные задачи исследовательской работы учащихся на примере проектно-исследовательской работы «Исследование вятских пословиц и поговорок XIX и XXI веков как носителей информации об общечеловеческих ценностях». Исследование заключается в сравнении пословиц и поговорок, используемых современными жителями Вятского края с пословицами и поговорками из сборника Иоанна Трапицына «Народный нравоучитель», изданного в XIX веке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_repina_solodyankina.docx25.33 КБ

Предварительный просмотр:

Елена Юрьевна Репина, учитель начальных

классов МБОУ Гимназия № 46 г. Кирова

repina.elena.71@mail.ru

Надежда Валерьевна Солодянкина,

учитель-логопед МБОУ Гимназия № 46

г.Кирова

Использование приёмов смыслового чтения для реализации задач исследовательской работы учащихся

(из опыта организации проектно-исследовательской деятельности)

Введение ФГОС ООО является фактором реализации нового подхода к современной школе. Особое значение придаётся формированию метапредметных результатов обучения. Среди них – смысловое чтение.

Образовательные стандарты нового поколения заставляют нас по-новому взглянуть на самоопределение значение слова «чтение». Чтение следует рассматривать как качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.

Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и осмыслить полученную информацию.

Проектно-исследовательская деятельность учащихся также является неотъемлемой частью образовательного стандарта нового поколения. В основе проектно-исследовательской деятельности лежит умение самостоятельно добывать новые знания, используя всевозможные источники информации, в том числе разные виды текстов.

Данная статья посвящена описанию приёмов работы по формированию навыков смыслового чтения, которые помогают реализовать поставленные задачи исследовательской работы учащихся на примере проектно-исследовательской работы «Исследование вятских пословиц и поговорок XIX и XXI веков как носителей информации об общечеловеческих ценностях». Исследование заключается в сравнении пословиц и поговорок, используемых современными жителями Вятского края с пословицами и поговорками из сборника Иоанна Трапицына «Народный нравоучитель», изданного в XIX веке.

Участвуя в исследовательской работе, учащиеся получили возможность расширить и углубить знания по теме «Устное народное творчество». На уроке литературного чтения учителем вместе с учащимися были сформулированы проблемные вопросы, ответы на которые не смогли найти в учебнике: «Как отличить пословицу от поговорки? Как с течением времени изменяются пословицы и поговорки?»

Для решения задачи ознакомления с понятиями «пословицы» и «поговорки», и  системами их классификации мы применяли следующие приёмы поиска и осмысления информации:

  • поиск информации по ключевым словам: пословица, поговорка, классификация;
  • выделение главного, опускание второстепенного;
  • сопоставление информации, полученной из разных источников;
  • формулирование простых выводов после прочтения текста;
  • представление полученной информации в виде схем, таблиц.

Учащиеся сделали выводы, что поговорка, в отличие от пословицы, не содержит обобщающего поучительного смысла и не является законченным предложением. Из статьи Г.Л. Пермякова «О смысловой структуре и соответствующей классификации пословичных изречений» стало известно, что в настоящее время существует несколько типов классификации пословиц и поговорок.

1. А л ф а в и т н а я классификация.  

2. Классификация по о п о р н ы м с л о в а м.  

3. М о н о г р а ф и ч е с к а я классификация строится на группировке пословиц по месту или по времени их собирания.

4. Г е н е т и ч е с к а я классификация разделяет материал по признаку происхождения.

5. Т е м а т и ч е с к а я классификация  по их содержанию.

В результате учащиеся получили информацию, достаточную для подведение под понятия «пословицы и поговорки» и классификации собранного фольклорного материала. Что являлось следующей задачей исследовательской работы. Для классификации собранных пословиц и поговорок мы использовали  систему В.И. Даля классификации по тематическому признаку.

Следующая задача, поставленная перед юными исследователями - изучить пословицы и поговорки из сборника Иоанна Трапицына «Народный нравоучитель», провести их классификацию.

Стратегия предтекстовой подготовки заключалась в посещении  Областной научной библиотеки имени А.И. Герцена, в фондах которой хранится сборник «Русские пословицы и поговорки в рисунках В.М. Васнецова» 1913 г. В основе этого издания лежит сборник «Народный нравоучитель», составленный вятским священнослужителем Иоанном Трапицыным, жившим в XIX веке. В дальнейшем работа с первоисточником велась по оцифрованной копии.

Сложность в прочтении и изучении «Народного нравоучителя», составленного отцом Иоанном Трапицыным заключалась в переводе текста на современный русский язык с использованием «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И. Даля, что также является приёмом осмысления информации.

Следующий этап работы с текстом в нашей исследовательской работе – преобразование и интерпретация информации. Для того, чтобы выяснить, как пословицы и поговорки изменяются на протяжении времени мы использовали приём сопоставления, обобщения и группировки информации.

Мы проанализировали сборник Иоанна Трапицына, разделив пословицы на три группы с точки зрения их современного употребления.

1 группа.  Пословицы и поговорки, мало употребляемые в современном обществе по причине наличия в них устаревших слов, как в лексическом значении, так и в формообразовании.

2 группа. Пословицы и поговорки, которые близки нынешнему звучанию.  

3 группа. Пословицы и поговорки, употребляемые в современной речи в неизменном виде.  

В доказательство того, что пословицы и поговорки во все времена являются носителями информации об одних и тех же общечеловеческих ценностях, были выдвинуты два аргумента, что тоже является приёмом смыслового чтения.  

Аргумент 1. Наличие общих тем пословиц и поговорок XIX и XXI века по  Приведённый нами аргумент иллюстрирует следующая схема.

Схема 1

Общие темы вятских пословиц и поговорок XIX и XXI века

Аргумент 2. Существование современных пословиц аналогичных старинным по трактованию нравоучительного смысла. Некоторые примеры приведены в следующей таблице.  

Таблица 1

Пословицы и поговорки аналогичные по трактованию

нравоучительного смысла

Пословицыи поговорки XIX века

Пословицы и поговорки XXI века

С миру по ветошке, а бедному одёжка.

С миру по нитке – голому рубаха.

Каковы где дядьки, таковы и дитятьки.

От осинки не родятся апельсинки.

Лиха беда скать хлеб нажить, а с хлебом можно паном жить.

Была б мука и сито, и сама б я была сыта.

Где счастье плодиться, там и зависть родиться.

Зависть по чужому счастью сохнет.

Шило в мешке не таится, концом где в наружу вынется.

Всё тайное становится явным.

В нашей исследовательской работе была поставлена задача – научиться объяснять нравоучительный смысл пословиц. Решая поставленную задачу, мы подошли к следующему этапу работы с текстом – оценка информации, используя следующие приёмы смыслового чтения:

  • выделение невыраженной (подтекстовой) информации текста;
  • формулирование оценочного суждения и своей точки зрения о прочитанном тексте;
  • сопоставление  иллюстративного  материала с информацией текста.

В ходе исследовательской работы учащиеся нашего класса написали сочинения-рассуждения, в которых объяснили нравоучительный смысл собранных пословицы, нарисовали иллюстрации к выбранным пословицам. На основе творческих работ мы создали сборник пословиц «Пословица - душа народа».

Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет выбирать обучающимся из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт, заставляет думать, познавая окружающий мир. Применение технологии смыслового чтения на протяжении уже нескольких лет позволило приобщить большее количество детей к исследовательской работе, к поиску дополнительной информации на интересующие темы, посещению библиотек, выполнению творческих заданий, а это позволяет сделать вывод о развитии любознательности и творческой активности учащихся.  Результатом успешной организации  проектно-исследовательской деятельности учащихся   являются достойные выступления учащихся в научно-практических конференциях различного уровня.  

Библиографический список

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, - М, 2014.
  2. Асмолов А.Г. Чтение в составе универсальный учебных действий / Формированиие универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя под ред. А.Г. Асмолов. – М.: Просвещение, 2010.
  3. Григорьева А.К. Смысловое чтение учебного и научного текста: теория и практика: учеб. пособие / А.К. Григорьева, И.И. Московкина. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2016.
  4. Сапа А.В. Формирование основ смыслового чтения в рамках реализации ФГОС ООО // Эксперимент и инновации. – 2014. - №5.
  5. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5 - 9 классах: Как реализовать ФГОС. Пособие для учителя/ Н.Н. Сметанникова. - М.: Баласс,  2011.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приёмов смыслового чтения на уроках окружающего мира

Работа учащихся 4 класса с научно-познавательными текстами на уроках окружающего мира в режиме системно-деятельностного подхода....

Презентация "Приёмы смыслового чтения в начальной школе при реализации ФГОС"

Презентация "Приёмы смыслового чтения в начальной школе при реализации ФГОС"...

Использование приёмов смыслового чтения на уроках в начальной школе

В данной статье представлен опыт работы по формированию смыслового чтения на уроках в начальной школе....

технологическая карта Смысловое чтение. Освоение приёмов смыслового чтения.

технологическая карта урока чтения . Урок-треннинг.  Город Бор Нижегородская область....

Использование приёмов смыслового чтения на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе

Использование  приёмов  смыслового  чтения  на  уроках русского языка и литературного чтения  в  начальной школе...

Мастер - класс по теме "Использование технологий смыслового чтение на уроках в начальной школе" приём интеллект-карта

Младший школьник с неохотой проводит время за чтением книг. В данной публикации рассматривается новый подход к обучени. чтению...

Мастер - класс по теме "Использование технологий смыслового чтение на уроках в начальной школе" приём интеллект-карта

Младший школьник с неохотой проводит время за чтением книг. В данной публикации рассматривается новый подход к обучени. чтению...