Обогащение предикативного словаря: карточка «помоги»
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)

Обогащение предикативного словаря: карточка «помоги»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение  школа  № 46 Калининского района г. Санкт – Петербурга

«Центр Реабилитации и Милосердия».

Конспект  индивидуального занятия по альтернативной коммуникации

с применением игровых, здоровьесберегающих и информационно-коммуникативных технологий

Тема: «Обогащение предикативного словаря: карточка «помоги»

Учитель – логопед Ланцова Е.В.

                                                  Санкт – Петербург  

                                                             2019

Цель: познакомить с новой карточкой «помоги».

Задачи:

1. Образовательные: упражнять в использовании средств невербальной коммуникации (карточки), выражающим понятия «помоги», «здравствуйте», «до свидания», «молодец», «я», «хорошо», «смотри», «слушай», «говори», «покажи», «дай».

2. Коррекционно-развивающие: развитие фонематического слуха на неречевом материале, совершенствование общей моторики, закрепление навыков самомассажа рук с использованием импровизированного массажера; развитие внимания, логического мышления; развитие понимания речи.

3. Воспитательные: формирование положительной мотивации к учению, обогащение жизненного опыта.

Оборудование: игрушечный мишка, музыкальные инструменты (маракасы и бубен), магнитофон, предметные картинки (маракасы, бубен), сюрпризная коробка, пакет, «сюрпризная» банка, конфета, шишки, разрезанные картинки (мишка, шапка, мишка), карточки - пиктограммы «здравствуйте», «до свидания», «слушай», «смотри», «говори», «помоги», «хорошо, «плохо».

Аудиозаписи: детская песенка Е. Железновой «Мишку на руки возьми».

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Приветствие, установление контакта.
- Рада тебя видеть. Что мы говорим при встрече? (Здравствуйте!)
Педагог работает с ребенком по представленному ниже алгоритму: 
Здравствуй, Миша!
Здравствуй, Миша (предъявляя карточку-слово). 
Игра «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий»
Миша хороший, Миша пригожий.
Все его ласкают, Цветочком называют.
Кто у нас хороший? (
Я). Кто у нас пригожий? (Я).
- Миша, что мы делаем на занятии? (педагог показывает карточки, показывает жест - 
слушаем, смотрим, говорим). Ученик повторяет жесты.

2. Введение в тему.

Смотри, кто это выглядывает? (показать часть игрушки). Кто это? – медведь, мишка.
- Я мишка – веселая игрушка! Привет.
- Миша, 
поздоровайся с Мишкой. Помаши ручкой: здравствуй!
Мишка принес что- то. Давай посмотрим. Открой пакет...
- Миша, тебе нужна помощь? Тебе помочь? Миша, попроси о помощи: «
помоги». Педагог показывает карточку «помоги» и объявляет тему занятия: 
- Сегодня, на занятии мы познакомимся с карточкой «помоги». Если тебе нужна помощь, попроси о помощи: покажи карточку «помоги».

3. Изучение нового материала.

Ученик показывает карточку «помоги», педагог открывает «проблемный» пакет.
- Мишка принес музыкальные инструменты и картинки: маракасы и бубен, 
Послушай, как звучат маракасы. На, маракас, погреми. Женя, дай маракас. Покажи на картинке маракас.

Послушай, как звенит бубен. На бубен, позвени. Покажи на картинке бубен.
Мишка хочет поиграть в игру «Угадай, что звучит».
Ученик стоит спиной, слушает звуки, узнает звук и соотносит с соответствующей картинкой.
- Миша, 
покажи на картинке что звучало: бубен или маракас. Молодец (подкрепляется карточкой)!
- Мишка принес коробку. Открой… Получается? Попроси о 
помощи.
Педагог показывает карточку «
помоги», учащийся показывает на карточку «помоги».

Что здесь? (Шишки).
Упражнение для кистей рук по образцу и словесной инструкции учителя.
Мишка по лесу ходил. (Пальчики шагают по столу)
Много шишек находил.
Мише шишку подарил.
1,2,3,4,5 
Будем с шишкой мы играть.
Дай мне шишку и себе возьми.
Будем с шишкой мы играть,
Между ручками катать. 
(Прокатывание шишки между ладонями) 
В ручку правую возьмём 
(Сильно сжимаем шишку в правой руке) 
И сильней её сожмём.
Руку быстро разжимаем
На столе её катаем. 
(Прокатываем шишку по столу правой рукой)
В ручку левую возьмём 
(Сильно сжимаем шишку в левой руке)
И сильней её сожмём.
Руку быстро разжимаем 
(Прокатываем шишку по столу левой рукой)
На столе её катаем.
Мы закончили катать 
(Убираем шишку на край на стола)
Очень весело играли!
Пальчики свои встряхнем 
(Встряхиваем кисти рук)
И немного отдохнём 
(Закрываем глаза, отдыхаем).
- Мишка принес тебе конверт. Женя, открой конверт. Тебе помочь? Женя попроси о помощи: «
помоги». Это игра (Собери картинки из половинок. Найди похожие картинки. Что лишнее? Сравни похожие картинки. Покажи отличия).

4. Физминутка.

А теперь отдохнём. Танец с мишкой. Включается аудиозапись Е.Железновой «Мишку на руки возьми».

5. Закрепление пройденного.

Смотри, Миша, Мишка просит о помощи. Поможем Мишутке? (Да.)
Помоги Мишке выполнить упражнения:

  1. Выбор нужной карточки из ряда других (Из нескольких карточек ученик должен узнать и показать ту, которую назвал учитель – по теме «музыкальные инструменты»).
  2. Выбор двух одинаковых карточек из ряда других.

Ты помог мишке. Молодец!
- Смотри, какая баночка. Это тебе подарок- угощение от Мишки. Открой… 
Ученик показывает карточку «помоги», педагог открывает банку и вручает угощение (конфету).

6. Итог.

- Миша, тебе понравилось играть с мишкой. (Да).
- Когда тебе нужна помощь, что мы покажем? (Ученик показывает карточку «помоги»).

7. Рефлексия.

- Миша, оцени себя. Как ты занимался: хорошо или плохо? (Ученик выбирает карточку - символ).
- Ты 
хорошо занимался. Молодец. Занятие закончено. До свидания (прощаются с мишкой – карточкой, с педагогом – словом - карточкой).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры по обогащению и активизации словаря детей

Игра-основное занятие детей, их работа. В игре, сложное становится доступным. Известно, что игра-дело серьезное, но и веселое тоже....

карточка - "Помогай-ка"(математика 1,2,3 классы)

карточки помогайки пригодтся учителю для  индивидуальной работы с учениками на уроках математики в начальной школе ....

карточка - "Помогай-ка"(математика 3 класс)

карточки помогайки пригодятся учителю для  индивидуальной работы с учениками на уроках математики в начальной школе ....

Статья. « Обогащение активного словаря учащихся. Работа с синонимами в начальной школе».

  Работа с синонимами в начальных классах раскрывает лексическое богатство русского языка. Упражнения в употреблении синонимов  - путь к овладению этого богатства....

"Актуальность развития предикативного словаря у младших школьников"

Развитие предикативного словаря у младших школьников влияет на формирование вербально-логического и логического мышления, способности анализировать информацию. Полноценное владение предикативным слова...

Статья «Особенности предикативного словаря у учащихся с ОВЗ».

Данная статья посвящена рассмотрению особенностей формирования  глагольного словаря у учащихся с ОВЗ....